2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Теория функций комплексной переменной_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория функций комплексной переменной
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
26
26
26
Практические
38
38
38
38
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.м.н., и.о.доцента, Аглямзянова Г.Н. _________________
 
 
Теория функций комплексной переменной
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся систематических знаний в области математического анализа и ознакомление обучающихся с основами математического аппарата, необходимого для изучения математических дисциплин данной специальности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование понимания значимости математической составляющей в естественнонаучном образовании бакалавра;
1.4
ознакомление с системой понятий, используемых для описания важнейших математических моделей и математических методов, их взаимосвязью;
1.5
ознакомление с примерами применения современных математических моделей и методов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория вероятностей и математическая статистика
2.1.2
Дифференциальная геометрия
2.1.3
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.1.4
Теория рядов
2.1.5
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.6
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.7
Проективная геометрия
2.1.8
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.9
Курсовая работа по модулю 11 "Математика"
2.1.10
Математические основы физики
2.1.11
Математическое моделирование в физике
2.1.12
Методы и средства защиты информации
2.1.13
Мехатроника
2.1.14
Основы мехатроники
2.1.15
Проектирование информационных систем
2.1.16
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.1.17
Разработка WEВ-приложений
2.1.18
Разработка Интернет-приложений
2.1.19
Технологии программирования
2.1.20
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения
2.1.21
Информационные системы
2.1.22
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.1.23
Курсовая работа по методикам обучения
2.1.24
Методика обучения информатике
2.1.25
Методика обучения математике
2.1.26
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.1.27
Программирование Python
2.1.28
Программирование на PHP
2.1.29
Базы данных
2.1.30
Высокоуровневые методы программирования
2.1.31
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.32
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.33
Логическое программирование
2.1.34
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.35
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.36
Архитектура компьютера
2.1.37
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.38
Дискретная математика
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.39
Дифференциальные уравнения
2.1.40
Конструктивная геометрия
2.1.41
Объектно-ориентированное программирование
2.1.42
Системы компьютерной алгебры
2.1.43
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.1.44
Числовые системы
2.1.45
Аналитическая геометрия
2.1.46
Естественнонаучная картина мира
2.1.47
Начала алгебры
2.1.48
Основы математического анализа
2.1.49
Основы математической обработки информации
2.1.50
Теоретические основы информатики
2.1.51
Теория преобразований плоскости
2.1.52
Теория чисел
2.1.53
Элементарная математика
2.1.54
Алгоритмы и структуры данных
2.1.55
Введение в профессиональную деятельность
2.1.56
Интернет-программирование
2.1.57
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.58
Методы научного исследования
2.1.59
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.60
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.61
Робототехника в школьном курсе информатики
2.1.62
Вводный курс математики
2.1.63
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.64
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.65
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.66
Моделирование в системах компьютерной математики
2.1.67
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.1.68
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.1.69
Системы компьютерной алгебры
2.1.70
Математическое моделирование в физике
2.1.71
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.1.72
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.1.73
Методы научного исследования
2.1.74
Интернет-программирование
2.1.75
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.76
Программирование Python
2.1.77
Разработка Интернет-приложений
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вычислительная математика
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Научно-исследовательская работа
2.2.4
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.5
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.6
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.7
Уравнения математической физики
2.2.8
Численные методы
2.2.9
Автоматизированные системы управления
2.2.10
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.2.11
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.12
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.13
Управление информационными системами
2.2.14
Производственная преддипломная практика
2.2.15
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.16
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.17
Вычислительная математика
2.2.18
Управление информационными системами
2.2.19
Современные средства оценивания результатов обучения
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
способы конструирования структур и отображений
 
методы и приемы доказательство математических утверждений
 
основные достижения современной математики
 
 
Уметь:
 
использовать основные математические действия и приемы для проведения учебно-воспитательного процесса
 
использовать ведущие естественно научные концепции для оптимизации учебно-воспитательного процесса
 
использовать основные компьютерные программы для оптимизации учебно-воспитательного процесса 
 
 
Владеть:
 
вычислительной культурой 
 
грамотной математической речью
 
навыками применения  математических знаний для ориентирования в современном информационном пространстве
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
особенности образовательной среды и образовательных программ алгебры
 
общие закономерности развития алгебры и естественнонаучных дисциплин
 
основы использования возможностей образовательной среды алгебры для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
Уметь:
 
осуществлять педагогическое проектирование образовательной среды по дисциплине (теория рядов)
 
применять закономерности и принципы  развития алгебры для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемой дисциплины
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
Владеть:
 
педагогическими действиями, связанными с использованием ресурсов дисциплины (теория рядов) и образовательной среды (работа с учебником, занятия предметного кружка,  использование ресурсов ЭОР, и т. д.)
 
опытом систематического использования ресурсов образовательной среды (теория рядов) в учебной и внеучебной деятельности по предмету; способен оценить свой опыт и достижения
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды математики для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения 
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основные этапы решения исследовательских задач в области математики
 
назначение и особенности использования основных методик математического исследования
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
современные методики и технологии организации и реализации исследовательского процесса в области математического образования
 
 
Уметь:
 
пользоваться базовыми исследовательскими процедурами математики
 
на основе выявленной проблемы сформулировать исследовательскую задачу
 
применять современные методики и технологии организации и реализации исследовательского процесса на различных образовательных ступенях в области математического образования, выполнять учебно-исследовательские задачи
 
 
Владеть:
 
аппаратом  ресурсно-информационного сопровождения организации и реализации исследовательского процесса на различных образовательных ступенях в области математического образования
 
математическими знаниями для постановки исследовательских задач в области математического образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области математического образования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия теории функций комплексного переменного;
3.1.2
основные факты (теоремы, свойства) комплексного анализа;
3.1.3
основные методы теории функций комплексного переменного;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить исследования, используя определения и теоремы, связанные с основными понятиями курса;
3.2.2
вычислять пределы, производные, интегралы в комплексной области, строить простейшие конформные отображения;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основными положениями классических разделов теории функций комплексного переменного,
3.3.2
базовыми идеями и методами теории функций комплексного переменного;
3.3.3
основными понятиями школьного курса математики, связанные с теорией функций комплексного переменного (профильный уровень).
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Комплексные числа

 
1.1
Основные понятия.  /Лек/
Л1.1

2
ОК-3
9
0
 
1.2
Формы записи комплексных чисел.  /Пр/
Л2.1

Э1

4
ПК-4 ПК-11
9
0
 
1.3
Арифметические операции над комплексными числами /Ср/
Л2.1

4
ОК-3 ПК-4 ПК-11
9
0
 
 
Раздел 2. Функции  комплексного переменного 

 
2.1
Множества точек на комплексной плоскости.  /Лек/
Л1.1

2
ОК-3 ПК-4
9
0
 
2.2
Предел и непрерывность /Пр/
Л2.1

2
9
0
 
 
Раздел 3. Дифференцирование функций комплексного переменного

 
3.1
Производная и дифференциал.  /Лек/
Л1.1

2
ОК-3
9
0
 
3.2
Условия Коши-Римана.  /Пр/
Л2.1

Э2

4
ПК-4 ПК-11
9
0
 
3.3
Аналитические и гармонические функции /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ОК-3 ПК-4 ПК-11
9
0
 
3.4
Дифференцирование элементарных функций.  /Пр/
Л2.1

Э3

4
ПК-4 ПК-11
9
0
 
3.5
Обратные функции /Ср/

6
ОК-3 ПК-4 ПК-11
9
0
 
3.6
Простейшие элементарные функции. /Ср/
Л1.1Л2.1

2
ОК-3 ПК-4 ПК-11
9
0
 
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Раздел 4. Интегрирование функций комплексного переменного

 
4.1
Интеграл от функций комплексной переменной.  /Лек/
Л1.1

4
ОК-3
9
0
 
4.2
Теоремы Коши.  /Пр/
Л2.1

6
ПК-4
9
0
 
4.3
Неопределенный интеграл.  /Ср/
Л1.1Л2.1

2
ОК-3 ПК-4 ПК-11
9
0
 
4.4
Интегральная формула Коши.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

2
ОК-3 ПК-4 ПК-11
9
0
 
4.5
Теоремы Морера и Лиувилля.  /Ср/
Л1.1Л2.1

4
ОК-3 ПК-4 ПК-11
9
0
 
 
Раздел 5. Ряды 

 
5.1
Ряды с комплексными членами.  /Лек/
Л1.1

4
ОК-3
9
0
 
5.2
Функциональные ряды. /Пр/
Л2.1

Э4

4
ПК-4 ПК-11
9
0
 
5.3
Степенные ряды /Ср/
Л1.1Л2.1

6
ОК-3 ПК-4 ПК-11
9
0
 
5.4
Разложение функций в ряд Тейлора /Пр/
Л1.1

6
ПК-4 ПК-11
9
0
 
5.5
Нули аналитической функции.  /Лек/
Л1.1

4
ОК-3
9
0
 
5.6
Ряд Лорана. Изолированные особые точки аналитических функций /Ср/
Л1.1Л2.1

2
ОК-3 ПК-4 ПК-11
9
0
 
 
Раздел 6. Вычеты и их применение

 
6.1
Вычеты.  /Лек/
Л1.1

4
ОК-3
9
0
 
6.2
Основная теорема о вычетах.Вычисление вычетов /Пр/
Л2.1

Э1

4
ПК-4 ПК-11
9
0
 
6.3
Применение теории вычетов к вычислению контурных, определенных и несобственных интегралов. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2

2
ОК-3 ПК-4 ПК-11
9
0
 
 
Раздел 7. Конформные отображения

 
7.1
Локальные свойства отображений аналитическими функциями.  /Лек/
Л1.1

Э3

4
ОК-3
9
0
 
7.2
Общие свойства конформных отображений /Пр/
Л2.1

4
ПК-4 ПК-11
9
0
 
7.3
Отображение дробно-линейными функциями /Ср/
Л1.1Л2.1

Э4

4
ОК-3 ПК-4 ПК-11
9
0
 
7.4
Отображения элементарными функциями. /Ср/
Л1.1Л2.1

4
ОК-3 ПК-4 ПК-11
9
0
 
7.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э4

0
ОК-3 ПК-4 ПК-11
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Комплексные числа: геометрическое изображение, формы записи. Действия над комплексными числами.

2. Стереографическая проекция.

3. Предел последовательности комплексных чисел, основные теоремы.

4. Функция комплексной переменной, предел и непрерывность,

5. Основные элементарные функции комплексной переменной:  .

6. Основные элементарные функции комплексной переменной:  .

7. Основные элементарные функции комплексной переменной: .

8. Тригонометрические функции комплексной переменной.

9. Гиперболические функции комплексной переменной.

10. Обратные тригонометрические функции комплексной переменной.

11. Обратные гиперболические функции комплексной переменной.

12. Множества на комплексной плоскости.

13. Производная функции комплексной переменной: определение, теорема существования, условия Коши-Римана, формулы и правила вычисления.

14. Аналитические, гармонические функции. Свойства аналитических функций: теорема о связи аналитической и гармонической функции.

15. Восстановление аналитической функции по её действительной (мнимой) части.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
16. Геометрический смысл модуля и аргумента производной.

17. Конформное отображение.

18. Интегрирование функции комплексной переменной: определение, теорема существования, свойства.

19. Теоремы Коши, следствия, теорема Морера.

20. Интегральная формула Коши, следствия.

21. Числовые ряды в комплексной области, признаки сходимости.

22. Степенные ряды в комплексной области, признаки сходимости. Радиус и область сходимости степенных рядов.

23. Теорема о разложении функций в ряд Тейлора.

24. Разложение основных элементарных функций. Нули функции.

25. Разложение функций в ряд Лорана.

26. Классификация особых точек. Поведение функции в особых точках.

27. Связь между нулём и полюсом функции. Классификация особенностей в окрестности точки  .

28. Вычет функции. Основная теорема о вычетах.

29. Вычисление вычетов.

30. Применение вычетов к вычислению интегралов от функций действительного переменного.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ  (комплект заданий приводится в ФОС)

1. Действия над комплексными числами.

2. Действия над функциями комплексного переменного.

3. Ряды

4. Интегралы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Привалов И.И.
Введение в теорию функции комплексной переменной.: учебник для вузов / И. И. Привалов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 402 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-01450-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444949
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Аксенов А.П.
Теория функций комплексного переменного в 2 т. : учебник и практикум для бакалавриата / А. П. Аксенов. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 646 с-ISBN 978-5-9916-5870-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/386468 
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска. 
 
7.2
2-308 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.