2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Галямова Э.Х. _________________
 
 
Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся компетенций в области базовой теоретической и практической подготовки по вопросам организации, содержания, средств воспитания и обучения  лиц, имеющих особые образовательные потребности, и формирование у студентов целостного представления о специфике современных подходов к проблемам образования лиц с ООП.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формулировать основные цели и задачи работы с детьми с ООП по математике.
1.4
формирование умений применять методики и технологии обучения одаренных детей по математике;
1.5
реализовывать принципы и основные положения педагогики для организации обучения одаренных детей по математике в условиях образовательных организаций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психолого-педагогический практикум
2.1.2
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.3
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.4
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения
2.1.5
Методика обучения математике
2.1.6
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.7
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.8
Педагогические технологии
2.1.9
Социальная психология
2.1.10
Теория обучения
2.1.11
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.12
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.1.13
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.1.14
Методика обучения информатике
2.1.15
Философия
2.1.16
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.17
Естественнонаучная картина мира
2.1.18
Введение в профессиональную деятельность
2.1.19
Общая психология
2.1.20
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.21
История
2.1.22
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.1.23
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.1.24
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.1.25
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.1.26
Методика обучения информатике
2.1.27
Методика обучения математике
2.1.28
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.29
Введение в профессиональную деятельность
2.1.30
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.3
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.4
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.5
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.6
Современные средства оценивания результатов обучения
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1:      готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности 
 
Знать:
 
Сущность и содержание, структуру образовательных процессов и систем,
 
Содержание  работы по воспитанию и обучению детей с ООП
 
современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ООП.
 
 
Уметь:
 
Формулировать основные цели и задачи работы с детьми с ООП.
 
Формулировать основные цели и задачи работы с детьми с ООП.
 
Исследовать и реализовывать педагогические средства профилактики возникновения нарушений в развитии.
 
 
Владеть:
 
навыками применения полученных теоретических общепрофессиональных знаний;
 
навыками анализа профессионально важных качеств будущей профессии и мотивов в аспекте выполнения профессиональной деятельности
 
навыками реализации методов психолого-педагогического сопровождения детей с ООП
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
Классификацию нарушений психофизического развития ребенка;
 
Особенности работы по обучению детей с ООП
 
Особенности психического и физического развития ребенка с ООП;
 
 
Уметь:
 
Определять и обосновывать коррекционные и компенсаторные возможности в соответствии с ООП
 
Осуществлять обучение и воспитание детей с ООП с учетом их психофизических особенностей
 
Анализировать причины возникновения отклонения в освоении возрастных достижений и понимать сущность причин нарушений
 
 
Владеть:
 
соотнесения знаний об основных условиях, формах и направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми,
 
навыками обучения и воспитания детей с ООП
 
навыками работы с одаренными детьми
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
педагогические и инновационные процессы в сфере специального образования
 
особенности преподавания математики детям с ООП
 
Содержание коррекционно-развивающей работы по воспитанию и обучению детей с ооп
 
 
Уметь:
 
Реализовывать принципы и основные положения педагогики для организации коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми с ООП в условиях образовательных организаций;
 
анализировать психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса по преподаванию математики детям с ООП
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
способами реализации методов психолого-педагогического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе;
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
просвещения и консультирования специалистов и родителей по вопросам обучения, воспитания,  коррекции и компенсации детей с ооп
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
технологии диагностики одаренных детей
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
методы формирования образовательной среды при обучении детей с ОВЗ
 
основные понятия профессиональной направленности при обучении детей с ООП
 
 
Уметь:
 
применять методы обучения одаренных детей по математике
 
формулировать задачи инновационной образовательной среды при обучении детей с ООП
 
применять профессиональные знания и умения
 
 
Владеть:
 
технологиями обучения и диагностики продвижения одаренных детей
 
актуальными проблемами в инновационной образовательной политике в сфере работы с одаренными детьми 
 
способностью применять сомременные методы и технологии обучения математике детей с ООП
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Сущность и содержание, структуру образовательных процессов и систем, педагогические и инновационные процессы в сфере специального образования, современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования одаренных детей.
3.1.2
Особенности психического и физического развития ребенка с ООП;
3.1.3
Содержание  работы по воспитанию и обучению одаренных детей
3.1.4
3.1.5
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Формулировать основные цели и задачи работы с детьми с ООП.
3.2.2
Анализировать причины возникновения успешности в освоении возрастных достижений и понимать сущность причин продвижений;
3.2.3
Реализовывать принципы и основные положения педагогики для организации обучения одаренных детей;
3.2.4
Исследовать и реализовывать педагогические средства развития одаренных и способных по математике детей.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
реализации методов психолого-педагогического сопровождения детей данной категории в образовательном процессе;
3.3.2
применения полученных теоретических общепрофессиональных знаний;
3.3.3
соотнесения знаний об основных условиях, формах и направлениях педагогической работы с детьми, имеющими особые успехи в развитии в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения, с фактами педагогической реальности;
3.3.4
просвещения и консультирования специалистов ДОУ и родителей по вопросам обучения, воспитания одаренных детей.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы дидактики общей и специальной педагогики

 
1.1
Основные образовательные потребности и содержание образования /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
1.2
Дети с особыми образовательными потребностями в школе /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
1.3
Формы организации обучения одаренных детей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

5
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
1.4
Классификация методик работы с одаренными детьми /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
1.5
Методики и приемы продвижения одаренных детей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
 
Раздел 2. Современная система дифференциации и индивидуализации образования

 
2.1
Особенности работы педагога при одаренных детях /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
2.2
Диагностика одаренности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
2.3
Интернаты для одаренных детей, система подготовки /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
2.4
Формирование социально-нормативного поведения учащихся /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
 
Раздел 3. Технологии  в образовательном процессе

 
3.1
Профильные образовательные программы /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
3.2
Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый пед.процесс в образовательном учреждении /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
3.3
Методы коррекции познавательной,  и произвольной сферы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
3.4
Социальная адаптация одаренных детей в спец.учреждениях /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
3.5
Положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

9
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
3.6
Методология инклюзивного образования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
3.7
Индивидуальный образовательный маршрут /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Охарактеризуйте современный взгляд на обучение и воспитание детей с ООП.

2. Исторический аспект становления специальной педагогики и психологии .

3. Основные категории (понятия) специальной психологии и специальной педагогики. Их краткая характеристика.

4. Приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:

а) общие для нормального и нарушенного развития;

б) свойственные только детям с нарушениями развития.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
5. Дайте определение первичного и вторичного нарушений.

6. Приведите примеры проявления снижения скорости приема и переработки информации у детей с разными типами нарушения развития.

7. Перечислите возможные причины снижения скорости приема и переработки информации у детей с разными типами нарушения развития.

8. Охарактеризуйте особенности развития детей с физической или психической недостаточностью в первые месяцы жизни.

9. Что такое сензитивные периоды и в чем различия этих периодов у нормально развивающихся и отстающих в развитии детей?

10. Дайте определения зон актуального и ближайшего развития.

11. Общие принципы построения современной классификации отклоняющегося развития

12. Причины нарушений развития.

13. Реабилитация. Абилитация. Компенсация.

Вопросы к промежуточному контролю

1. В чем проявляется своеобразие деятельности умственно отсталых детей?

2. Особенности познавательных процессов умственно-отсталых детей.

3. Своеобразие эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей?

4. В чем специфика основных видов деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью (игровой, трудовой и учебной)?

5. Определение понятия «задержка психического развития» и причины этого явления.

6. Как построена классификация задержки психического развития?

7. Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольников с задержкой психического развития?

8. Каковы особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте?

9. Как развивается игровая и учебная деятельность детей с задержкой психического развития?

10. Каковы особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой развития?

11. В чем состоит проблема готовности к школе при задержке психического развития?

12. Расскажите об особенностях речи младших школьников с задержкой психического развития.

13. Охарактеризуйте особенности эмоций и личности школьников с ЗПР.

14. Опишите основные черты динамики развития психической деятельности при задержке психического развития.

15. В чем состоит различие в психическом развитии детей с разной степенью нарушений слуха?

16. Какие условия обеспечивают всестороннее комплексное психическое развитие детей с нарушением слуха?

17. Каковы особенности психического развития глухих детей в раннем детстве?

18. Как развивается психика глухого ребенка в преддошкольном и дошкольном возрасте? От каких причин зависит успешность психического развития глухих детей в этом возрасте?

19. Какого уровня развития достигают восприятие, образная память и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление у глухих детей к концу дошкольного возраста? От каких условий зависит разная успешность в степени этого развития?

20. Как развиваются познавательные процессы глухих детей в дошкольном возрасте? От каких причин зависит успешность соответствующего развития?

21. Каковы особенности развития словесной памяти и словесно-логического мышления глухих школьников? От каких причин зависит более или менее совершенное развитие этих процессов у глухих детей в школьном возрасте? Какими путями и средствами можно совершенствовать развитие этих процессов у глухих детей в школьном возрасте?

22. Каковы особенности развития эмоций и чувств у глухих детей?

23. Как влияет нарушенное зрение на формирование личности?

24. Какова роль деятельности в психическом развитии незрячих и слабо¬видящих, в компенсации отклонении, связанных с нарушением зрения?

25. Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих?

26. Какие особенности в формировании и развитии представлений объектов окружающей действительности у незрячих, слабовидящих и поздноослепших?

27. В чем заключаются трудности пространственной ориентировки при слепоте и слабовидении? Роль сохранных органов чувств в их ориентировке.

28. Каковы особенности формирования и развития различных видов мышления мышления у детей с нарушением зрения?

29. Каковы особенности речи у детей данной категории и в чем заключается ее роль в компенсации слепоты и слабовидения?

30. Как влияют слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы?

31. В каких формах может проявляться детский церебральный паралич?

32. В чем проявляются нарушения высших психических функций при детском церебральном параличе?

33. Охарактеризуйте нарушения мыслительной деятельности у детей с церебральным параличом в динамическом аспекте.

34. В чем проявляются особенности эмоционально-волевой сферы у детей с церебральным параличом?

35. Дайте характеристику речевых нарушений у детей с церебральным параличом.

36. Дайте краткую характеристику основным группам слепоглухих.

37. Дайте характеристику ощущениям и восприятиям слепоглухих людей.

38. Какими причинами можно определить личностное отставание в развитии слепоглухих?

39. Дайте определение адаптации и охарактеризуйте ее особенности при нарушениях развития.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
40. Какие принципы лежат в основе коррекции и компенсации дефектов?

41. Каковы общие принципы диагностики психического развития?

42. Какие типы нарушений развития вызывают наибольшие трудности при диагностике и почему?

43. Какие психические функции и проявления имеют особое значение для дифференциальной диагностики?

44. Интеграция и дифференциация в специальной педагогике (показать на примере).

45. Правовые основы отношения государства к детям с ограниченными возможностями здоровья.

46. Типы учреждений для детей с ограниченными возможностями.

47. Философия и методология инклюзии

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тестовые задания

1. К общим закономерностям развития детей с ОВЗ относится

A. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость

B. Изменения в развитии личности: своеобразие мотивационно - потребностной и эмоционально-волевой сферы

C. Неспособность овладеть программой массовой школы

D. Нарушения всех видов деятельности

2. Какое отклонение в развитии не относится к «дефицитарному развитию»

A. ДЦП

B. нарушение зрения

C. ЗПР

D. нарушение слуха.

3. Психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей – это

A. компенсация

B. депривация

C. интеграция

D. фрустрация

4. Первичные отклонения отличаются от вторичных

A. по влиянию на уровень интеллекта

B. по характеру интериоризации

C. по времени возникновения

5. В подавляющем большинстве отставание и нарушения познавательного развития являются следствием

A. недостаточным родительским воспитанием

B. ранних детских травм

C. органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза

D. функциональной недостаточности мозговых структур

6. Последствия органического поражения ЦНС выражаются в

A. в задержке сроков возникновения свойственных возрасту психических новообразований

B. нарушении целостности, гармоничности развития

C. упрощении развития

D. качественном своеобразии всех сторон психики ребенка

7. У детей с ЗПР с неравномерно задержанным типом развития,

A. нормальная работоспособность, чаще непродуктивная

B. работоспособность зависит от характера задания, чаще снижена

C. работоспособность снижена с проявлениями импульсивности

8. У детей с несформированностью ВПФ

A. нормальная работоспособность, чаще непродуктивная

B. работоспособность зависит от характера задания, чаще снижена

C. работоспособность снижена с проявлениями импульсивности

9. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются

A. нормальная работоспособность, чаще непродуктивная

B. работоспособность зависит от характера задания, чаще снижена

C. работоспособность снижена с проявлениями импульсивности

10. У части детей наблюдается несформированность фонематического слуха, что приводит к

A. невнимательности к речи взрослых

B. замедленной реакции на бытовые звуки

C. неразличению музыкальных звуков

D. неточности восприятия слов, близких по звуковому составу

11. Нарушения высших психических функций относят к

A. первичным нарушениям

В. вторичным нарушениям

12. Конституциональный инфатилизм  - это вид

A. Задержки психического развития

B. Умственной отсталости

C. Психопатии

13. ЗПР от легкой умственной отсталости в первую очередь отличает

A. Физическое развитие

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
B. Наличие любознательности

C. Данные вербального тестирования

14. Аутизм характеризуют в первую очередь

A. Интеллектуальные нарушения

B. Моторная недостаточность

C. Нарушения общения

15. К какому возрасту задержка психического развития должна достичь нормы

A. 8лет

B. 10 лет

C. 14 лет

16. ДЦП в первую очередь характеризует

A. нарушения речевого развития

B. нарушения познавательного развития

C. нарушения мышечного тонуса

17. К критериям оценки отклонений в развитии относятся

A. аномальные кризисы

B. возрастные нормативы

C. стресс

D. низкий уровень достижений

18. Способность к овладению знаками как кодами, инструментами для преобразования действительности, зарождение знаковой функции сознания находятся в «сцепке» с

A возникновением Я-позиции

B уровнем развития речи

C переходом интеллекта на новый уровень

D более глубокими межличностными отношениями

19. Даже слабовыраженное недоразвитие знаково-символической деятельности у ребенка сопряжено с трудностями возникновения психических новообразований, которые составляют структуру

A возникновения Я-позиция

B кризиса 3-х лет

C формированием формально-логических операций

D овладения речью

20. Процесс инклюзии предусматривает

A. закрытие коррекционных школ

B. совместное обучение детей с ОВЗ  в массовых школах

C. наличие дополнительных специалистов в коррекционных школах

21. Вставьте нужное слово

Лица с ООП в выборе профессии.

А. Не ограничены.

В. .Ограничены.

Кейс-задачи

по дисциплине Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями  

Определите, тип нарушения у детей и направления ваших действий?

1. Ваня С. 10 лет. Учащийся 4 класса. наблюдаются нарушение поведения: оскорбляет одноклассников, уходит с уроков. Успеваемость хорошая.

Мальчик страдает легкой формой ДЦП, что привело к нарушению ходьбы и некоторой ассиметрии лица. С первого класса продолжаются конфликты с детьми: его дразнят из-за необычного внешнего вида. В данном учебном году мальчик по просьбе матери был переведен в параллельный класс, где сразу начал вести себя агрессивно

Из беседы с Ваней выясняется, что такая форма поведения имеет осознанно защитный характер: «Чтобы боялись и не приставали»

2. Таня, 7 лет. Пришла в первый класс, дошкольное учреждение не посещала. Знает буквы, счет в пределах 10 пересчетом, несколько отстает в весе и росте от сверстников. Из результатов психологического обследования известно, что интеллект – в границах возрастной нормы, самооценка завышена, затруднена произвольность внимания.

Первые же дни показали значительные трудности в овладении программным материалом, школьные интересы отсутствуют, задания воспринимаются при предъявлении их в игровой форме, Таня не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий, при этом легко использует помощь взрослого. Таня эмоциональная, живая девочка, но оценкой своей успешности не интересуется.

3. Дима 7 лет

Из речевой карты логопеда ДОУ известно, что ребенок родился недоношенным, в течении первого месяца жизни находился в отделении патологии новорожденных. Отставало формирование навыков: сидеть в 9 месяцев, ходить в 1,3, отдельные слова стал произносить в 1,5, фразовая речь к 4 годам. Ночной энурез. Сейчас мальчик веселый, подвижный, посещал подготовительную группу ДОУ.

Из характеристики воспитателя  - жалобы на драчливость, неусидчивость, невозможность освоения программы, отсутствие навыков самообслуживания.

Из характеристики психолога При обследовании Дима охотно беседует, играет. Внимание неустойчиво, выполнение заданий прерывается шумной игрой, беганием по кабинету,  Рисунок человека на уровне «головонога». Может собрать разрезные картинки из 2-х фрагментов, с помощью взрослого – из 3-х. механическое запоминание – нижняя граница 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
нормы, смысловое – лучше. Доступны простые обобщения. Для выполнения всех заданий необходимы пошаговые инструкции и постоянное привлечение внимания. Самооценка завышена.

4. Коля, 9 лет

Первые два класса был успевающим и дисциплинированным учеником. В начале третьего заболел ангиной, затем осложнение – пневмония, три месяца не ходил в школу. После болезни Коля стал раздражительным, утомляемым, отстал от класса, появилась недисциплинированность. Дома Колю явно ругали за замечания в тетрадях. Коля стал прогуливать уроки, курить. Мотивация к учению резко снизилась.

5. Лена 7 л. Девочка была зачислена в первый класс. С первых дней обучения выяснилось, что Лена не владеет самыми элементарными навыками: не может запомнить буквы, не владеет порядковым счетом. Плохо понимает смысл прочитанного, не принимает учебных задач, не может оценить правильность своих действий. В поведении девочки никаких отклонений не наблюдается: она дисциплинированна, старательна и исполнительна, нет речевых и моторных нарушений (кроме бедности словарного запаса). За первые пол-года обучения, при дополнительных индивидуальных занятиях, Лена освоила счет, научилась читать по слогам, но решение математических задач ей не дается – она не может перенести способ действия с одной задачи на другую. Не может выполнять и грамматические правила при письме.

6. Олег 9 лет. Ученик коррекционной школы VIII вида, направлен с диагнозом олигофрения легкой степени, резидуальные явления после менингоэнцефалита». За 4 месяца обучения в первом классе научился читать по слогам и решать арифметические задачи в одно действие. Прекрасно работает на уроках труда, но проявляет неусидчивость на других уроках. Наибольшие затруднения испытывает на уроках русского языка и в понимании текстов задач. В концу первого полугодия участились нарушения поведения, Олег стал раздражительным, обидчивым.

Отоларингологическое исследование установило тугоухость тяжелой степени.

Психолого-педагогическое и логопедическое исследование показали, что у Олега наиболее выражено недоразвитие речи, крайне ограничен запас слов. Экспериментально-психологическое исследование выявило первичную интеллектуальную сохранность мальчика (раскладывание серии картинок, составление рассказа по серии). 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Далингер, В. А. 
Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся: Далингер, В. А. Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся : учебник и практикум для вузов / В. А. Далингер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 460 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09597-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434657 .
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Далингер, В. А. 
Методика обучения математике. Практикум по решению задач : учебное пособие для прикладного бакалавриата / В. А. Далингер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09601-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434652 : учебное пособие для прикладного бакалавриата
ЭБС Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Матвеев, С.Н.
Математика:  [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета математики и информатики  — Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015.— 86 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76443.html.— ЭБС «IPRbooks» 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Интернет-портал ресурсов по математике http://www.math.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-301 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Освоение курса  закладывает базу для будущей профессиональной деятельности в сфере образования детей с ООП. Оно должно начаться с внимательного ознакомления с программой курса, обязательными компонентами которой являются: перечень тем, подлежащих усвоению; списки учебных пособий и рекомендуемой литературы; список контрольных вопросов; задания для выполнения в письменной форме.

Изучать данную дисциплину следует, переходя от темы к теме, следуя внутренней логике науки. Только так можно достичь полного понимания дисциплины, хорошей ориентации в специальной литературе, формирования собственной точки зрения и навыков практической работы.

Выполняя задания для самостоятельной работы предусматриваетя систематизация материалов, изученных самостоятельно, подготовка доклада с мультимедиа-презентацией,  представление, ответы на вопросы и обсуждение. При этом к докладу и презентации по каждой теме предъявляются специальные требования. Следует ориентироваться на следующие параметры: соответствие доклада логике раскрываемой проблемы, глубина представления материала, конкретность изложения, систематизация представленного материала.