(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Галямова Э.Х.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к зачету:
1. Охарактеризуйте современный взгляд на обучение и воспитание детей с ООП.
2. Исторический аспект становления специальной педагогики и психологии .
3. Основные категории (понятия) специальной психологии и специальной педагогики. Их краткая характеристика.
4. Приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:
а) общие для нормального и нарушенного развития;
б) свойственные только детям с нарушениями развития.
6. Приведите примеры проявления снижения скорости приема и переработки информации у детей с разными типами нарушения развития.
7. Перечислите возможные причины снижения скорости приема и переработки информации у детей с разными типами нарушения развития.
8. Охарактеризуйте особенности развития детей с физической или психической недостаточностью в первые месяцы жизни.
9. Что такое сензитивные периоды и в чем различия этих периодов у нормально развивающихся и отстающих в развитии детей?
10. Дайте определения зон актуального и ближайшего развития.
11. Общие принципы построения современной классификации отклоняющегося развития
12. Причины нарушений развития.
13. Реабилитация. Абилитация. Компенсация.
Вопросы к промежуточному контролю
1. В чем проявляется своеобразие деятельности умственно отсталых детей?
2. Особенности познавательных процессов умственно-отсталых детей.
3. Своеобразие эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых детей?
4. В чем специфика основных видов деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью (игровой, трудовой и учебной)?
5. Определение понятия «задержка психического развития» и причины этого явления.
6. Как построена классификация задержки психического развития?
7. Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольников с задержкой психического развития?
8. Каковы особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте?
9. Как развивается игровая и учебная деятельность детей с задержкой психического развития?
10. Каковы особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой развития?
11. В чем состоит проблема готовности к школе при задержке психического развития?
12. Расскажите об особенностях речи младших школьников с задержкой психического развития.
13. Охарактеризуйте особенности эмоций и личности школьников с ЗПР.
14. Опишите основные черты динамики развития психической деятельности при задержке психического развития.
15. В чем состоит различие в психическом развитии детей с разной степенью нарушений слуха?
16. Какие условия обеспечивают всестороннее комплексное психическое развитие детей с нарушением слуха?
17. Каковы особенности психического развития глухих детей в раннем детстве?
18. Как развивается психика глухого ребенка в преддошкольном и дошкольном возрасте? От каких причин зависит успешность психического развития глухих детей в этом возрасте?
19. Какого уровня развития достигают восприятие, образная память и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление у глухих детей к концу дошкольного возраста? От каких условий зависит разная успешность в степени этого развития?
20. Как развиваются познавательные процессы глухих детей в дошкольном возрасте? От каких причин зависит успешность соответствующего развития?
21. Каковы особенности развития словесной памяти и словесно-логического мышления глухих школьников? От каких причин зависит более или менее совершенное развитие этих процессов у глухих детей в школьном возрасте? Какими путями и средствами можно совершенствовать развитие этих процессов у глухих детей в школьном возрасте?
22. Каковы особенности развития эмоций и чувств у глухих детей?
23. Как влияет нарушенное зрение на формирование личности?
24. Какова роль деятельности в психическом развитии незрячих и слабо¬видящих, в компенсации отклонении, связанных с нарушением зрения?
25. Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих?
26. Какие особенности в формировании и развитии представлений объектов окружающей действительности у незрячих, слабовидящих и поздноослепших?
27. В чем заключаются трудности пространственной ориентировки при слепоте и слабовидении? Роль сохранных органов чувств в их ориентировке.
28. Каковы особенности формирования и развития различных видов мышления мышления у детей с нарушением зрения?
29. Каковы особенности речи у детей данной категории и в чем заключается ее роль в компенсации слепоты и слабовидения?
30. Как влияют слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы?
31. В каких формах может проявляться детский церебральный паралич?
32. В чем проявляются нарушения высших психических функций при детском церебральном параличе?
33. Охарактеризуйте нарушения мыслительной деятельности у детей с церебральным параличом в динамическом аспекте.
34. В чем проявляются особенности эмоционально-волевой сферы у детей с церебральным параличом?
35. Дайте характеристику речевых нарушений у детей с церебральным параличом.
36. Дайте краткую характеристику основным группам слепоглухих.
37. Дайте характеристику ощущениям и восприятиям слепоглухих людей.
38. Какими причинами можно определить личностное отставание в развитии слепоглухих?
39. Дайте определение адаптации и охарактеризуйте ее особенности при нарушениях развития.
41. Каковы общие принципы диагностики психического развития?
42. Какие типы нарушений развития вызывают наибольшие трудности при диагностике и почему?
43. Какие психические функции и проявления имеют особое значение для дифференциальной диагностики?
44. Интеграция и дифференциация в специальной педагогике (показать на примере).
45. Правовые основы отношения государства к детям с ограниченными возможностями здоровья.
46. Типы учреждений для детей с ограниченными возможностями.
47. Философия и методология инклюзии
Тестовые задания
1. К общим закономерностям развития детей с ОВЗ относится
A. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость
B. Изменения в развитии личности: своеобразие мотивационно - потребностной и эмоционально-волевой сферы
C. Неспособность овладеть программой массовой школы
D. Нарушения всех видов деятельности
2. Какое отклонение в развитии не относится к «дефицитарному развитию»
A. ДЦП
B. нарушение зрения
C. ЗПР
D. нарушение слуха.
3. Психическое состояние, возникшее в результате определенных условий, в которых субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей – это
A. компенсация
B. депривация
C. интеграция
D. фрустрация
4. Первичные отклонения отличаются от вторичных
A. по влиянию на уровень интеллекта
B. по характеру интериоризации
C. по времени возникновения
5. В подавляющем большинстве отставание и нарушения познавательного развития являются следствием
A. недостаточным родительским воспитанием
B. ранних детских травм
C. органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза
D. функциональной недостаточности мозговых структур
6. Последствия органического поражения ЦНС выражаются в
A. в задержке сроков возникновения свойственных возрасту психических новообразований
B. нарушении целостности, гармоничности развития
C. упрощении развития
D. качественном своеобразии всех сторон психики ребенка
7. У детей с ЗПР с неравномерно задержанным типом развития,
A. нормальная работоспособность, чаще непродуктивная
B. работоспособность зависит от характера задания, чаще снижена
C. работоспособность снижена с проявлениями импульсивности
8. У детей с несформированностью ВПФ
A. нормальная работоспособность, чаще непродуктивная
B. работоспособность зависит от характера задания, чаще снижена
C. работоспособность снижена с проявлениями импульсивности
9. У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются
A. нормальная работоспособность, чаще непродуктивная
B. работоспособность зависит от характера задания, чаще снижена
C. работоспособность снижена с проявлениями импульсивности
10. У части детей наблюдается несформированность фонематического слуха, что приводит к
A. невнимательности к речи взрослых
B. замедленной реакции на бытовые звуки
C. неразличению музыкальных звуков
D. неточности восприятия слов, близких по звуковому составу
11. Нарушения высших психических функций относят к
A. первичным нарушениям
В. вторичным нарушениям
12. Конституциональный инфатилизм - это вид
A. Задержки психического развития
B. Умственной отсталости
C. Психопатии
13. ЗПР от легкой умственной отсталости в первую очередь отличает
A. Физическое развитие
C. Данные вербального тестирования
14. Аутизм характеризуют в первую очередь
A. Интеллектуальные нарушения
B. Моторная недостаточность
C. Нарушения общения
15. К какому возрасту задержка психического развития должна достичь нормы
A. 8лет
B. 10 лет
C. 14 лет
16. ДЦП в первую очередь характеризует
A. нарушения речевого развития
B. нарушения познавательного развития
C. нарушения мышечного тонуса
17. К критериям оценки отклонений в развитии относятся
A. аномальные кризисы
B. возрастные нормативы
C. стресс
D. низкий уровень достижений
18. Способность к овладению знаками как кодами, инструментами для преобразования действительности, зарождение знаковой функции сознания находятся в «сцепке» с
A возникновением Я-позиции
B уровнем развития речи
C переходом интеллекта на новый уровень
D более глубокими межличностными отношениями
19. Даже слабовыраженное недоразвитие знаково-символической деятельности у ребенка сопряжено с трудностями возникновения психических новообразований, которые составляют структуру
A возникновения Я-позиция
B кризиса 3-х лет
C формированием формально-логических операций
D овладения речью
20. Процесс инклюзии предусматривает
A. закрытие коррекционных школ
B. совместное обучение детей с ОВЗ в массовых школах
C. наличие дополнительных специалистов в коррекционных школах
21. Вставьте нужное слово
Лица с ООП в выборе профессии.
А. Не ограничены.
В. .Ограничены.
Кейс-задачи
по дисциплине Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
Определите, тип нарушения у детей и направления ваших действий?
1. Ваня С. 10 лет. Учащийся 4 класса. наблюдаются нарушение поведения: оскорбляет одноклассников, уходит с уроков. Успеваемость хорошая.
Мальчик страдает легкой формой ДЦП, что привело к нарушению ходьбы и некоторой ассиметрии лица. С первого класса продолжаются конфликты с детьми: его дразнят из-за необычного внешнего вида. В данном учебном году мальчик по просьбе матери был переведен в параллельный класс, где сразу начал вести себя агрессивно
Из беседы с Ваней выясняется, что такая форма поведения имеет осознанно защитный характер: «Чтобы боялись и не приставали»
2. Таня, 7 лет. Пришла в первый класс, дошкольное учреждение не посещала. Знает буквы, счет в пределах 10 пересчетом, несколько отстает в весе и росте от сверстников. Из результатов психологического обследования известно, что интеллект – в границах возрастной нормы, самооценка завышена, затруднена произвольность внимания.
Первые же дни показали значительные трудности в овладении программным материалом, школьные интересы отсутствуют, задания воспринимаются при предъявлении их в игровой форме, Таня не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий, при этом легко использует помощь взрослого. Таня эмоциональная, живая девочка, но оценкой своей успешности не интересуется.
3. Дима 7 лет
Из речевой карты логопеда ДОУ известно, что ребенок родился недоношенным, в течении первого месяца жизни находился в отделении патологии новорожденных. Отставало формирование навыков: сидеть в 9 месяцев, ходить в 1,3, отдельные слова стал произносить в 1,5, фразовая речь к 4 годам. Ночной энурез. Сейчас мальчик веселый, подвижный, посещал подготовительную группу ДОУ.
Из характеристики воспитателя - жалобы на драчливость, неусидчивость, невозможность освоения программы, отсутствие навыков самообслуживания.
Из характеристики психолога При обследовании Дима охотно беседует, играет. Внимание неустойчиво, выполнение заданий прерывается шумной игрой, беганием по кабинету, Рисунок человека на уровне «головонога». Может собрать разрезные картинки из 2-х фрагментов, с помощью взрослого – из 3-х. механическое запоминание – нижняя граница
4. Коля, 9 лет
Первые два класса был успевающим и дисциплинированным учеником. В начале третьего заболел ангиной, затем осложнение – пневмония, три месяца не ходил в школу. После болезни Коля стал раздражительным, утомляемым, отстал от класса, появилась недисциплинированность. Дома Колю явно ругали за замечания в тетрадях. Коля стал прогуливать уроки, курить. Мотивация к учению резко снизилась.
5. Лена 7 л. Девочка была зачислена в первый класс. С первых дней обучения выяснилось, что Лена не владеет самыми элементарными навыками: не может запомнить буквы, не владеет порядковым счетом. Плохо понимает смысл прочитанного, не принимает учебных задач, не может оценить правильность своих действий. В поведении девочки никаких отклонений не наблюдается: она дисциплинированна, старательна и исполнительна, нет речевых и моторных нарушений (кроме бедности словарного запаса). За первые пол-года обучения, при дополнительных индивидуальных занятиях, Лена освоила счет, научилась читать по слогам, но решение математических задач ей не дается – она не может перенести способ действия с одной задачи на другую. Не может выполнять и грамматические правила при письме.
6. Олег 9 лет. Ученик коррекционной школы VIII вида, направлен с диагнозом олигофрения легкой степени, резидуальные явления после менингоэнцефалита». За 4 месяца обучения в первом классе научился читать по слогам и решать арифметические задачи в одно действие. Прекрасно работает на уроках труда, но проявляет неусидчивость на других уроках. Наибольшие затруднения испытывает на уроках русского языка и в понимании текстов задач. В концу первого полугодия участились нарушения поведения, Олег стал раздражительным, обидчивым.
Отоларингологическое исследование установило тугоухость тяжелой степени.
Психолого-педагогическое и логопедическое исследование показали, что у Олега наиболее выражено недоразвитие речи, крайне ограничен запас слов. Экспериментально-психологическое исследование выявило первичную интеллектуальную сохранность мальчика (раскладывание серии картинок, составление рассказа по серии).
Изучать данную дисциплину следует, переходя от темы к теме, следуя внутренней логике науки. Только так можно достичь полного понимания дисциплины, хорошей ориентации в специальной литературе, формирования собственной точки зрения и навыков практической работы.
Выполняя задания для самостоятельной работы предусматриваетя систематизация материалов, изученных самостоятельно, подготовка доклада с мультимедиа-презентацией, представление, ответы на вопросы и обсуждение. При этом к докладу и презентации по каждой теме предъявляются специальные требования. Следует ориентироваться на следующие параметры: соответствие доклада логике раскрываемой проблемы, глубина представления материала, конкретность изложения, систематизация представленного материала.