(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Галямова Э.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Примерный перечень заданий к экзамену.
1. Раскрыть предметные, метапредметные, личностные результаты на примере одной темы школьной математике. .
2. Разработать фрагмент урока с использованием приема сравнения.
3. Разработать возможные варианты подведения школьников к осознанию цели обучения.
4. Разработать фрагмент урока с использованием приема планирования.
5. Графический способ решения уравнений и их систем. Роль наглядности.
6. Вывод формул корней квадратного уравнения
7. Методы решения тригонометрических уравнений. Привести примеры.
8. Методика изучения линейной функции. Основные понятия и определения.
9. Создание проблемной ситуации при изучении квадратичной функции.
10. Организация исследовательской деятельности учащихся на примере изучения тригонометрической функции.
11. Охарактеризуйте связь линии уравнений с другими линиями школьного курса математики.
12. Приведите примеры текстовых алгебраических задач на совместную работу, производительность, %, движение. Различные варианты оформления их решения.
13. Составить систему упражнений по теме «Иррациональные уравнения».
14. Выполнить различные преобразования заданного графика. Составить опорный конспект по теме «Преобразование графиков».
Экзаменационные вопросы по промежуточной аттестации8 семестр
1. Основные методы доказательств и методика обучения доказательствам теорем
2. Анализ программы по геометрии для 7-9 и 10-11 классов средней школы Содержание обучения.
3. Методы обучения в геометрии, их классификация.
4. Методы научного познания в школьном курсе математики.
5. Анализ и синтез как методы научного познания, их применение при обучении математике.
6. Индукция и дедукция в преподавании математики.
7. Урок – основная форма обучения. Основные требования к уроку.
8. Типы уроков по математике и их структура.
9. Проблемный метод обучения геометрии. Примеры.
10. Дифференцированное обучение математике. Виды дифференциации обучения математике.
11. Формы и методы оценки и контроля знаний по математике. Тестовые формы контроля.
12. Требования, предъявляемые к оценке знаний и умений учащихся.
13. Планирование работы учителя. Этапы подготовки учителя к уроку.
14. Факультативные курсы по математике. Основные формы и методы проведения факультативов. Пример одного из факультативов.
15. Роль наглядности в обучении математике. Оборудование современного урока математики.
16. Математические понятия и методика работы над определениями и понятиями. Примеры.
17. Методика изучения теорем и аксиом. Методы доказательства.
18. Задачи в обучении математике. Классификация задач. Обучение поиску решения задачи.
19. Многогранники в школьном курсе.
20. Геометрические преобразования.
21. Методика изучения конуса
22. Изучение площадей поверхности и сечений.
23. Методика изучения цилиндра.
24. Методика изучения взаимного расположения прямых.
25. Методика изучения тригонометрических функций.
27. Методика изучения применения преобразований.
28. Понятие объема в школьном курсе математики.
29. Элементы геометрии в младших классах.
30. Начало систематического курса геометрии.
31. Векторы и координаты на плоскости и в пространстве.
32. Взаимное расположение прямых и плоскостей.
33. Методика изучения геометрических преобразований.
34. Изучение многогранников.
35. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Виды самостоятельной работы учащихся на уроке.
Перечень контрольных заданий для текущей аттестации
V семестр.
1. Цели обучения математике. Привести примеры.
2. Раскрыть методику работы с математическими понятиями и определениями на приме-ре «ромб».
3. Привести примеры математических суждений, умозаключений применяемых на уроках в 5-6 классах.
4. Раскрыть методику работы с теоремой на конкретном примере.
5. Переформулируйте нижеследующие теоремы различными способами. Если возможно, приведите категоричную формулировку теоремы. Отметьте те теоремы, для которых верны обратные к ним.
6. Выполните логико-математический анализ утверждения «Вертикальные углы равны».
7. Приведите примеры задач из школьного курса математики: а) на доказательство; б) на вычисление; в) на построение; г) исследовательские задачи.
8. Охарактеризуйте методику работы с сюжетной задачей, различные методы и приемы их решения. Приведите пример.
9. Примените аналитический метод поиска решения к конкретной задаче 5 или 6 класса.
10. Выделите этапы деятельности по решению задачи и на примере любой задачи школь-ного курса математики проанализируйте их.
Перечень контрольных заданий для текущей аттестации 6 семестр
1. Приведите по одному примеру к каждому типу доказательств.
2. Указать типы заданных уравнений и решить их.
3. Составить опорный лист к решению системы уравнений графическим способом.
4. Алгоритм решения тригонометрического неравенства.
5. Привести различные формы оформления краткой записи текстовой задачи.
6. Составить опорный конспект к теме «Преобразования графиков».Темы рефератов.
2. Принципы отбора и составления системы упражнений.
3. Проблемная организация учебного процесса
4. Классификация математических понятий.
5. Творчество в учебной деятельности учащихся
6. Проблема историзма в обучении математике
7. Эвристические методы поиска способа решения задач
8. Использование моделирования в обучении математике
9. Дифференцированное обучение.
10. Научно- исследовательская деятельность школьников.
8 семестр.Контрольные задания
1. Разработайте три вида тестов, на основе выполнения которых можно проверить, доста-точно ли полно усвоено учащимися правило сложения обыкновенных дробей.
2. Методика изучения уравнений в 5 и 6 классах.
3. Элементы алгебры в 5 – 6 классах. Примеры.
4. Составить план-конспект урока изучения нового материала по теме «Отрицательные числа».
5. Алгоритмы и правила в 5 – 6 классах. Привести примеры.
6. Нестандартные задачи в младших классах. Примеры эвристических приемов.
При подготовке к практическим занятиям студенту следует пользоваться конспектами лекций, тщательно разобрать рассмотренные на лекциях примеры.
При изучении данного курса мы применяем «непрерывные» контрольные работы, когда каждое практическое занятие сопровождается домашним заданием, в котором каждый студент получает индивидуальное задание на отработку стандартного материала, изучаемого на данном занятии: отработку определения или решение задачи алгоритмического характера. Эти задания мы берем из сборника индивидуальных заданий практикума.
Методические указания к написанию реферата и другим видам самостоятельной работы.
Реферат должен показать умения студента:
– работать с литературой по отдельным вопросам МОМ, отбирать материалы в соответствии с темой;
– правильно излагать выделенный материал в едином плане, с подробными объяснениями, приводить примеры;
– решать методические задачи по теме, проявляя элементы исследовательского характера.
Реферат состоит из введения, реферативной части, решения задач по теме, заключения, списка использованной литературы.
Во введении формулируется цель работы, характер ее выполнения, способ использова-ния литературы, указывается какой теоретический материал (и по каким источникам) счита-ется известным заранее.
В реферативной части подробно излагается теоретический материал задания. Изложение должно быть единообразным, с четким выделением определений. При решении задач, предварительно формулируется условие. Изложение решения задачи должно быть полным, при необходимости – со ссылками на теоретический материал.
Изложение материала должно быть литературно и методически обработанным, текст – без сокращений, страницы пронумерованы.
При изучении данного курса можно пользоваться любым учебным пособием по методике обучения математике для студентов математических факультетов университетов и педагоги-ческих вузов. В списке литературы указаны некоторые из них, наиболее соответствующие со-держанию курса и уровню математической подготовки аудитории.
Текущий контроль и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1. уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2. степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений.
3. приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым
интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации;
– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.
Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.
При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете (экзамене).
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов