2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Теория рядов_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория рядов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 6
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
15 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
30
30
30
30
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.м.н., и.о.доцента, Аглямзянова Г.Н. _________________
 
 
Теория рядов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины: формирование у студентов систематических знаний в области математического анализа;ознакомление студентов с основами математического аппарата, необходимого для изучения математических дисциплин данной специальности;развитие логического и алгоритмического мышления, абстрактного мышления, умения строго излагать свои мысли.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование понимания значимости математической составляющей в естественнонаучном образовании бакалавра;
1.4
ознакомление с системой понятий, используемых для описания важнейших математических моделей и математических методов, и их взаимосвязью;
1.5
формирование навыков и умений использования современных математических моделей и методов;
1.6
ознакомление с примерами применения современных математических моделей и методов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы математического анализа
2.1.2
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.3
Логическое программирование
2.1.4
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.5
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.6
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.7
Проективная геометрия
2.1.8
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.9
Архитектура компьютера
2.1.10
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.11
Дискретная математика
2.1.12
Дифференциальные уравнения
2.1.13
Конструктивная геометрия
2.1.14
Объектно-ориентированное программирование
2.1.15
Системы компьютерной алгебры
2.1.16
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.1.17
Числовые системы
2.1.18
Аналитическая геометрия
2.1.19
Естественнонаучная картина мира
2.1.20
Начала алгебры
2.1.21
Основы математической обработки информации
2.1.22
Теоретические основы информатики
2.1.23
Теория преобразований плоскости
2.1.24
Теория чисел
2.1.25
Элементарная математика
2.1.26
Алгоритмы и структуры данных
2.1.27
Введение в профессиональную деятельность
2.1.28
Интернет-программирование
2.1.29
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.30
Методы научного исследования
2.1.31
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.32
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.33
Робототехника в школьном курсе информатики
2.1.34
Вводный курс математики
2.1.35
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.36
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.37
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.38
Системы компьютерной алгебры
2.1.39
Интернет-программирование
2.1.40
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.1.41
Методы научного исследования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по модулю 11 "Математика"
2.2.2
Теория функций комплексной переменной
2.2.3
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.4
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения
2.2.5
Дифференциальная геометрия
2.2.6
Информационные системы
2.2.7
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.2.8
Курсовая работа по методикам обучения
2.2.9
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.2.10
Программирование Python
2.2.11
Программирование на PHP
2.2.12
Математические основы физики
2.2.13
Математическое моделирование в физике
2.2.14
Методы и средства защиты информации
2.2.15
Мехатроника
2.2.16
Основы мехатроники
2.2.17
Проектирование информационных систем
2.2.18
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.2.19
Разработка WEВ-приложений
2.2.20
Разработка Интернет-приложений
2.2.21
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.22
Технологии программирования
2.2.23
3D-моделирование
2.2.24
Избранные главы методики обучения математике
2.2.25
Избранные главы элементарной математики
2.2.26
История информатики
2.2.27
История математики
2.2.28
Компьютерное моделирование
2.2.29
Курсовая работа по проектированию информационных систем
2.2.30
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.31
Мультимедийные технологии
2.2.32
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.33
Производственная педагогическая практика
2.2.34
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.35
Специальные методы решения математических задач
2.2.36
Автоматизированные системы управления
2.2.37
Вычислительная математика
2.2.38
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.39
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.40
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.41
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.42
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.43
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.44
Управление информационными системами
2.2.45
Уравнения математической физики
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.2.46
Численные методы
2.2.47
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.2.48
Моделирование в системах компьютерной математики
2.2.49
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.2.50
Производственная преддипломная практика
2.2.51
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.2.52
Программирование Python
2.2.53
Математическое моделирование в физике
2.2.54
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.2.55
Разработка Интернет-приложений
2.2.56
3D-моделирование
2.2.57
Избранные главы элементарной математики
2.2.58
История информатики
2.2.59
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.60
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.61
Специальные методы решения математических задач
2.2.62
Вычислительная математика
2.2.63
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.64
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.65
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.66
Управление информационными системами
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
теорию числовых и функциональных рядов;
 
основные методы теории рядов;
 
 
Уметь:
 
проводить исследования, используя определения и теоремы, связанные с основными понятиями курса;
 
применять полученные знания для решения прикладных задач;
 
решать задачи на основные методы теории рядов
 
 
Владеть:
 
основными положениями, базовыми идеями и методами теории рядов;
 
способами вычисления суммы рядов, определения сходимости, нахождения радиуса сходимости, разложения функций в степенные ряды;
 
технологиями применения рядов к вычислению значений функций, интегралов.
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
личностные, метапредметные и предметные результаты образовательной деятельности,
 
способы достижения этих результатов средствами преподаваемой дисциплины 
 
возможности использования ресурсов образовательной среды для решения образовательных задач
 
 
Уметь:
 
планировать педагогические действия с использованием ресурсов образовательной среды.
 
осуществлять педагогические действия с использованием ресурсов образовательной среды.
 
самостоятельно осуществлять профессиональной деятельность
 
 
Владеть:
 
технологиями использования ресурсов образовательной среды
 
первоначальным опытом деятельности в данном направлении.
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
возможностями образовательной среды для решения образовательных задач средствами преподаваемого предмета.
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
об актуальных проблемах развития образования
 
методы психолого-педагогического и методического исследования.
 
о ценности научного знания, приоритета науки в решении проблем образования
 
 
Уметь:
 
выявить проблему в развитии образования
 
поставить исследовательскую задачу в области образования.
 
решать исследовательскую задачу в области образования.
 
 
Владеть:
 
содержанием и формами научно-методической деятельности учителя  
 
опытом выявления проблемы, постановки задачи
 
реализацией программы исследования и описанием результатов работы.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теорию числовых и функциональных рядов;
3.1.2
основные методы теории рядов;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить исследования, используя определения и теоремы, связанные с основными понятиями курса;
3.2.2
применять полученные знания для решения прикладных задач;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основными положениями, базовыми идеями и методами теории рядов;
3.3.2
способами вычисления суммы рядов, определения сходимости, нахождения радиуса сходимости, разложения функций в степенные ряды;
3.3.3
технологиями применения рядов к вычислению значений функций, интегралов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Числовые ряды

 
1.1
Понятие числового ряда и его суммы. Свойства рядов /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1

2
ОК-3 ПК-4
6
0
 
1.2
Нахождение частичной суммы числовых рядов, исследование числовых рядов на сходимость. /Пр/
Л2.1

Э2

2
ПК-11
6
0
 
1.3
Решение задач /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3

6
ОК-3 ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.4
Ряд геометрической прогрессии. Необходимое условие сходимости числового ряда. Гармонический ряд.  /Лек/
Л1.1

2
ОК-3 ПК-11
6
0
 
1.5
Исследование числовых рядов на сходимость: признаки сравнения, Даламбера, Коши. /Пр/
Л2.1

Э2

6
ПК-4
6
0
 
1.6
Решение задач /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4

6
ОК-3 ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.7
Знакоположительные ряды. Признаки сравнения. Достаточные признаки сходимости: Даламбера, Коши, интегральный. Обобщенный гармонический ряд. /Лек/
Л1.1

4
ОК-3 ПК-11
6
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
1.8
Знакочередующиеся ряды, абсолютная и условная сходимость. Признак Лейбница /Пр/
Л2.1

6
ПК-4
6
0
 
1.9
Решение задач /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ОК-3 ПК-4 ПК-11
6
0
 
1.10
Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница. Знакопеременные ряды. Общий достаточный признак сходимости. Абсолютно и условно сходящиеся ряды. Свойства абсолютно-сходящихся рядов. /Лек/
Л1.1 Л1.2

4
ОК-3 ПК-11
6
0
 
1.11
Почленное интегрирование и дифференцирование функциональных рядов. /Пр/
Л2.1

Э3

4
ПК-4
6
0
 
1.12
Решение задач /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

7
ОК-3 ПК-4 ПК-11
6
0
 
 
Раздел 2. Функциональные последовательности и ряды

 
2.1
Функциональная последовательность и функциональный ряд. Равномерная сходимость. Признак Вейерштрасса.  /Лек/
Л1.1

4
ОК-3 ПК-11
6
0
 
2.2
Исследование равномерной сходимости функциональных последовательностей и рядов /Пр/
Л2.1

0
ПК-4
6
0
 
2.3
Решение задач /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
ОК-3 ПК-4 ПК-11
6
0
 
2.4
Свойства суммы ряда. Предел равномерно сходящейся последовательности непрерывных функций. Интегрирование и дифференцирование функциональных последовательностей и рядов.  /Лек/
Л1.1

Э1

2
6
0
 
2.5
3 Область сходимости степенного ряда, круг и радиус сходимости. /Пр/
Л2.1

4
6
0
 
2.6
Решение задач /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
6
0
 
2.7
Непрерывность суммы функционального ряда. /Лек/
Л1.1

4
6
0
 
 
Раздел 3. Степенные ряды

 
3.1
Понятие степенного ряда. Теорема Абеля. Интервал и радиус сходимости. Равномерная сходимость. Интегрирование и дифференцирование степенных рядов. /Лек/
Л1.1

Э1

2
6
0
 
3.2
Разложение функций в степенные ряды. /Пр/
Л2.1

4
6
0
 
3.3
Решение задач /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
6
0
 
3.4
Формулы Тейлора и Маклорена. Задача разложения функций в степенной ряд. Ряд Тейлора.  /Лек/
Л1.1

Э2

1
6
0
 
3.5
Вычисление значений функций, интегралов с помощью рядов. /Пр/
Л2.1

2
6
0
 
3.6
Выполнение расчетно - графической работы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

5
6
0
 
3.7
Приближенное решение дифференциальных уравнений. Предел последовательности комплексных чисел. Умножение абсолютно сходящихся рядов. Круг и радиус сходимости степенного ряда с комплексными членами. /Лек/
Л1.1

2
6
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
3.8
Ряды в комплексной области /Пр/
Л2.1

Э1

1
6
0
 
3.9
Решение задач /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
6
0
 
 
Раздел 4. Ряды Фурье

 
4.1
Периодические функции. Периодические процессы. Тригонометрический ряд Фурье. Теорема Дирихле. Разложение в ряд Фурье четных и нечетных функций. Разложение в ряд Фурье функций произвольного периода.  /Лек/
Л1.1

Э2

2
6
0
 
4.2
Представление непериодической функции рядом Фурье. Комплексная форма ряда Фурье. /Пр/
Л2.1

1
6
0
 
4.3
Выполнение расчетно - графической работы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
6
0
 
4.4
Представление непериодической функции рядом Фурье. Комплексная форма ряда Фурье. Интеграл Фурье.  /Лек/
Л1.1

Э3

1
6
0
 
4.5
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Понятие числового ряда и его суммы.

2.Сложение рядов. Умножение ряда на число. Геометрическая прогрессия.

3.Необходимое условие сходимости числового ряда. Гармонический ряд.

4.Критерий Коши. Необходимое и достаточное условие сходимости ряда с положительными членами.

5.Сравнение рядов с положительными членами.

6.Признаки Даламбера, Коши, интегральный.

7.Знакочередующиеся ряды.

8.Абсолютно сходящиеся ряды. Условно сходящиеся ряды. Перестановка членов ряда.

9.Функциональная последовательность и функциональный ряд.

10.Равномерная сходимость. Признак Вейерштрасса.

11.Предел равномерно сходящейся последовательности непрерывных функций.

12.Интегрирование и дифференцирование функциональных последовательностей и рядов.

13.Понятие степенного ряда. Теорема Абеля.

14.Интервал и радиус сходимости. Равномерная сходимость.

15.Интегрирование и дифференцирование степенных рядов.

16.Формула Тейлора. Задача разложения функций в степенной ряд.

17.Ряд Тейлора. Разложение функций  ,  ,   в степенной  ряд.

18.Вычисление интегралов с помощью степенных рядов.

19.Предел последовательности комплексных чисел. Умножение абсолютно сходящихся рядов. Круг и радиус сходимости степенного ряда с комплексными членами.

20.Задача разложения функции в тригонометрический ряд. Тригонометрический ряд Фурье. Разложение кусочно-гладкой функции в ряд Фурье.

Вариант №0

1.Исследовать ряд на сходимость с помощью признака сравнения

2.Исследовать ряд на сходимость с помощью признака Даламбера

3.Исследовать ряд на сходимость с помощью признака Коши

4.Выяснить: сходиться ли ряд абсолютно, условно или расходится  

5.Определить область сходимости ряда  

6.Разложить функцию   в окрестности точки х=0.

7.Найти интервал сходимости степенного ряда  

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ  (комплект заданий приводится в ФОС)

1.Исследовать на сходимость числовые ряды.

2. Исследовать характер сходимости знакочередующихся рядов.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
3. Ряды Маклорена.

4. Степенные ряды.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Потапов А.П. и др.
Математический анализ. Дифференциальное исчисление ФМП, уравнения и ряды: Учебник и практикум для академического бакалавриата. https://biblio-online.ru/book/matematicheskiy-analiz-differencialnoe-ischislenie-f-n-p-uravneniya-i-ryady-424735
Санкт Петербург: Санкт- Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019
 
Л1.2
Ильин В.А., Садовничий В.А. и др.
Математический анализ. Ч.1 : учебник для бакалавров / В. А. Ильин, В. А. Садовничий, Б. Х. Сендов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 660 с. — ISBN 978-5-9916-2733-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/389342
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Под ред. Поспелова А.С.
Сборник задач по высшей математике в 4 ч. Часть 2: учебное пособие для бакалавров / А. С. Поспелов ; ответственный редактор А. С. Поспелов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 611 с. — ISBN 978-5-9916-1370-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425219 
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, проектор, экран, доска. 
 
7.2
2-308 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.