2022-2023_azb09_03_03 ПИвД 1821_plx_Теория алгоритмов_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория алгоритмов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
92
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
92
92
92
92
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доц., Шакиров Р.Г. _________________
 
 
Теория алгоритмов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)
 
09.03.03 Прикладная информатика , профиль Прикладная информатика в дизайне

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: «Теория алгоритмов» является формирование систематизированных знаний, умений и навыков в области теории алгоритмов и её основных методов, позволяющих подготовить конкурентноспособного выпускника , готового к инновационной творческой реализации в учреждениях различного уровня и профиля.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
содействовать средствами дисциплины «Теория алгоритмов» развитию у обучающихся мотивации профессионального мышления, коммуникативной готовности, общей культуры;
1.4
научить обучающихся ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
1.5
сформировать представление об интуитивном понятии алгоритма и понимание необходимости  его математического уточнения;
1.6
изучить основные математические уточнения понятия алгоритма: частично-рекурсивные функции, машины Тьюринга и нормальные алгоритмы Маркова;
1.7
построить примеры алгоритмически неразрешимых проблем в теории алгоритмов;
1.8
развитие логического мышления, логической культуры, логической интуиции, разъяснение понятия алгоритма, его основных свойств, изложение основ теории рекурсивных функций, теории машин Тьюринга и нормальных алгоритмов Маркова.
1.9
познакомить с некоторыми алгоритмически неразрешимыми проблемами не из теории алгоритмов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.2
Основы теории вероятности и математической статистики
2.1.3
Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.4
Компьютерные сети и телекоммуникации
2.1.5
Математическая логика
2.1.6
Математические основы баз данных
2.1.7
Дискретная математика
2.1.8
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.9
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
2.1.10
Математика
2.1.11
Программное обеспечение ПК
2.1.12
Теория информации и кодирования
2.1.13
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Математическое моделирование
2.2.2
Основы моделирования
2.2.3
Архитектура ЭВМ
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные  информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
виды современных информационно-коммуникационных технологий;
 
основные понятия естественнонаучных дисциплин ;
 
законы естественнонаучных дисциплин
 
 
Уметь:
 
применять современные информационно-коммуникационные технологии;
 
создавать информационные ресурсы программные продукты;
 
создавать средства обмена информацией с помощью информационных технологий.
 
 
стр. 4
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Владеть:
 
методами компьютерной обработки информации
 
методами передачи информации средствами информационных технологий;
 
методами и способами сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
виды современных информационно-коммуникационных технологий;
3.1.2
основные понятия естественнонаучных дисциплин (теории информации и кодирования);
3.1.3
об основных понятиях теории алгоритмов, основные модели алгоритмов, методы построения алгоритмов;
3.1.4
методы вычисления сложности работы алгоритмов;
3.1.5
основные черты алгоритмов;
3.1.6
необходимость уточнения понятия алгоритма, примеры алгебраически неразрешимых проблем в математике и информатике.
3.1.7
примеры разрешимых и неразрешимых алгоритмических проблем из теории алгоритмов и других разделов математики.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
приводить примеры, иллюстрирующие основные понятия теории алгоритмов;
3.2.2
обосновывать рекурсивность простейших арифметических функций и множеств;
3.2.3
разрабатывать алгоритмы для конкретных задач;
3.2.4
применять изученные методы в ходе профессиональной деятельности;
3.2.5
использовать логические методы исследования для построения и реализации плана решения задачи;
3.2.6
использовать основные положения теории алгоритмов при решении задач;
3.2.7
создавать средства обмена информацией с помощью информационных технологий.
3.2.8
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основными методами теории алгоритмов;
3.3.2
навыками использования логических законов, моделей при решении практических задач;
3.3.3
рациональными способами получения знаний по теории алгоритмов;
3.3.4
построения примеров машин Тьюринга, вычисляющих простейшие арифметические функции;
3.3.5
методами и способами сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Множества

 
1.1
Алгоритмы в математике. Разрешимые  и перечислимые множества. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-3
3
0
 
1.2
Числовые функции и алгоритмы их вычисления. Вычислимые функции. Связь между разрешимыми и перечислимыми множествами и их существование. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-3
3
0
 
1.3
Составить алгоритм нахождения всех простых чисел на множестве

М = {1, 2,  … , 100}.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-3
3
0
 
1.4
Составить  алгоритм  проверяющий  будет  ли  чётным  число,  записанное  в троичной системе счисления.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-3
3
0
 
 
стр. 5
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
Раздел 2. Функции

 
2.1
Простейшие функции. Примитивная рекурсивность некоторых функций.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-3
3
0
 
2.2
Машины Тьюринга. Примеры. Определение, примеры нормальных алгоритмов Маркова. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-3
3
0
 
2.3
Операторы суперпозиции и примитивной рекурсии. Операции композиции, ветвления, итерации, зацикливания. Нормальная вычислимость некоторых функций. Тезис Маркова /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-3
3
0
 
2.4
Построение класса примитивно рекурсивных функций. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-3
3
0
 
2.5
Найти гёделевы номера наборов (1; 2; 3), (23; 47),  (3; 5; 7). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-3
3
0
 
2.6
Восстановить наборы по гёделевым номерам  300,  63000. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-3
3
0
 
2.7
Найти канторовы номера наборов  (1; 2; 3),  (23; 47),  (3; 5; 7). /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-3
3
0
 
2.8
Восстановить наборы длины  два по канторовым номерам  7,  71,  62. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-3
3
0
 
2.9
Доказать, что каждое перечислимое множество имеет бесконечно много номеров. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-3
3
0
 
2.10
Стандартные  машины  Тьюринга. Конструирование  машин Тьюринга с использованием стандартных машин. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-3
3
0
 
2.11
Построение МТ для вычисления ЧРФ с помощью стандартных МТ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

16
ОПК-3
3
0
 
стр. 6
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
2.12
Нормальный  алгоритм  Маркова.  Марковские  подстановки. Определение  нормального  алгоритма  Маркова.  Нормальные  алгоритмы  и  их применение. Совпадение класса всех нормально вычислимых функций с классом всех функций, вычислимых по Тьюрингу. Эквивалентность различных теорий алгоритмов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

18
ОПК-3
3
0
 
2.13
Теория: алгоритмические проблемы, понятие массовой алгоритмической проблемы.  Разрешимость и неразрешимость. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

12
ОПК-3
3
0
 
2.14
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету:

1.  Понятие алгоритма.

2.  Вычислимые функции.

3.  Разрешимые множества.

4.  Перечислимые множества.

5.  Связь между разрешимыми и перечислимыми множествами.

6.  Универсальные функции.

7.  Примитивно рекурсивные функции.

8.  Примитивно-рекурсивные предикаты.

9.  Ограниченные кванторы.

10. Частично-рекурсивные функции.

11. Рекурсивные множества.

12. Рекурсивно-перечислимые множества.

13. Машины Тьюринга. Операции над машинами Тьюринга.

14. Правильная вычислимость по Тьюрингу ЧРФ.

15. Частичная рекурсивность функций, вычислимых по Тьюрингу.

16. Нормальные алгоритмы Маркова.

17. Канторовская нумерация n-ок.

18. Универсальные общерекурсивные функции.

19. Универсальные частично-рекурсивные функции.

20. Нумерация функций. Теорема Клини о неподвижной точке.

21. Проблема самоприменимости для машин Тьюринга.

22. Проблема тождества слов в группе.

23. Проблема разрешимости диофантовых уравнений.

24.Алгоритм сведения m-арного дерева к бинарному; основные операции над деревьями; виды обхода. 25.Индексно-последовательный поиск.

26.Переупорядочивание таблицы с учетом вероятности поиска элемента

27.Метод транспозиции для переупорядочивания таблицы поиска.

28.Бинарный поиск

29.Эффективность поиска по бинарному дереву; алгоритмы прохождения бинарных деревьев.

30.Сортировка методом прямого выбора.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерный перечень тем для контрольных работ:

1. Составить программу вычисления значений функции: y=x3 для х от -2 до 2, шаг 0,5.

2. С помощью вспомогательного алгоритма решите следующую задачу: найти площадь треугольника по заданным координатам его вершин.

3. Построить  машину,  вычисляющую  функцию  y=(2x –1).

4. Построить  программу вычисления функции f(x),  где f(x) – целая часть от деления  х на 2.

5. Построить  алгоритм,  вычисляющий  функцию  y+x.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
стр. 7
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Судоплатов, С. В. 
Математическая логика и теория алгоритмов: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. В. Судоплатов, Е. В. Овчинникова. — 5-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00767-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432018 (дата обращения: 27.08.2019).
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Крупский, В.Н. 
Теория алгоритмов. Введение в сложность вычислений : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Крупский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 117 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-04817-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444131
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Макоха, А. Н. 
Математическая логика и теория алгоритмов: учебное пособие/ Макоха А.Н., Шапошников А.В., Бережной В.В.— Электрон. текстовые данные.— Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017.— 418 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69397.html.— ЭБС «IPRbooks»
Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Матвеев, С.Н.
Математика:  [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета математики и информатики  — Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015.— 86 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76443.html.— ЭБС «IPRbooks» 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Общероссийский математический портал http://www.mathnet.ru/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU https://elibrary.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ) https://нэб.рф/
 
Э5
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ   https://polpred.com/news
 
Э6
Ресурсы East View (ИВИС)   https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 8
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, наборы демонстрационного оборудования.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания для преподавателя по подготовке к лекционным занятиям:

Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

На первой лекции лектор обязан предупредить обучающихся, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству обучающихся на самостоятельное изучение материала.

1.Учесть при проведении лекции связь теоретического материала с требованиями ФГОС (системно-деятельностный принцип; индивидуальная траектория развития обучающихся; достижение метапредметных результатов).

2. Учесть профиль подготовки бакалавров, так как курс разработан для 2-х профильного бакта.

Методические указания для обучающихся при подготвоке к выполнению самостоятельной работы:

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

•систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

•углубление и расширение теоретических знаний;

•формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

•развитие познавательных способностей, активности обучающихся, ответственности и организованности;

•формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

•развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально- технических ресурсов образовательного учреждения.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

•цель и содержание задания;

•сроки выполнения;

•ориентировочный объем работы;

•основные требования к результатам работы и критерии оценки;

•возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Обучающиеся должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

•просматривать основные определения и факты;

•повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

•изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

•самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

•использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

•выполнять домашние задания по указанию преподавателя.

Методические указания для практических занятий (семинарские занятия):

Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.

Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание

методической помощи и консультирование обучающихся по соответствующим темам курса.

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

•ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;

 
стр. 9
УП: azb09.03.03 ПИвД 1821.plx
 
•участие в дискуссиях;

•выполнение проектных и иных заданий;

•ассистирование преподавателю в проведении занятий.

Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.

Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.

Оценивание заданий, выполненных на семинарском занятии, входит в накопленную оценку.

  Рекомендации по подготовке к зачету

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.