2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Методы научного исследования_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методы научного исследования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.м.н., доцент, Матвеев С.Н. _________________
 
 
Методы научного исследования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения научных исследований, формирование системы знаний по использованию современных методов и технологий обучения и диагностики.
1.2
Задачи освоения дисциплины: познакомить с теоретическими аспектами организации научной деятельности; научить самостоятельно разрабатывать избранную тему исследования и проводить убедительную аргументацию выдвигаемых теоретических положений; научить навыками самостоятельной работы с источниками и литературой, методом составления библиографии, методикой и техникой труда математика.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вводный курс математики
2.1.2
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.3
Программное обеспечение ЭВМ
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы математического анализа
2.2.2
Элементарная математика
2.2.3
Теория преобразований плоскости
2.2.4
Теория чисел
2.2.5
Дифференциальные уравнения
2.2.6
Конструктивная геометрия
2.2.7
Числовые системы
2.2.8
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.2.9
Проективная геометрия
2.2.10
Дифференциальная геометрия
2.2.11
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.12
Избранные главы элементарной математики
2.2.13
История математики
2.2.14
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.15
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.16
Алгоритмы и структуры данных
2.2.17
Аналитическая геометрия
2.2.18
Интернет-программирование
2.2.19
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.2.20
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.2.21
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.2.22
Робототехника в школьном курсе информатики
2.2.23
Естественнонаучная картина мира
2.2.24
Объектно-ориентированное программирование
2.2.25
Основы математической обработки информации
2.2.26
Теоретические основы информатики
2.2.27
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.2.28
Архитектура компьютера
2.2.29
Дискретная математика
2.2.30
Методика обучения математике
2.2.31
Системы компьютерной алгебры
2.2.32
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.2.33
Логическое программирование
2.2.34
Математическая логика и теория алгоритмов
2.2.35
Методы психолого-педагогического исследования
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.2.36
Операционные системы, среды и оболочки
2.2.37
Базы данных
2.2.38
Высокоуровневые методы программирования
2.2.39
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.2.40
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.41
Теория рядов
2.2.42
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.43
Информационные системы
2.2.44
Курсовая работа по методикам обучения
2.2.45
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.2.46
Программирование Python
2.2.47
Программирование на PHP
2.2.48
Курсовая работа по модулю 11 "Математика"
2.2.49
Математические основы физики
2.2.50
Математическое моделирование в физике
2.2.51
Методы и средства защиты информации
2.2.52
Мехатроника
2.2.53
Основы мехатроники
2.2.54
Проектирование информационных систем
2.2.55
Разработка WEВ-приложений
2.2.56
Разработка Интернет-приложений
2.2.57
Технологии программирования
2.2.58
3D-моделирование
2.2.59
Избранные главы методики обучения математике
2.2.60
История информатики
2.2.61
Компьютерное моделирование
2.2.62
Курсовая работа по проектированию информационных систем
2.2.63
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.64
Мультимедийные технологии
2.2.65
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.66
Специальные методы решения математических задач
2.2.67
Теория функций комплексной переменной
2.2.68
Автоматизированные системы управления
2.2.69
Вычислительная математика
2.2.70
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.71
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.72
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.73
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.74
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.75
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.76
Управление информационными системами
2.2.77
Уравнения математической физики
2.2.78
Численные методы
2.2.79
Моделирование в системах компьютерной математики
2.2.80
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.2.81
Производственная преддипломная практика
2.2.82
Системы компьютерной алгебры
2.2.83
Избранные главы элементарной математики
2.2.84
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.85
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.86
Специальные методы решения математических задач
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.2.87
История информатики
2.2.88
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.89
3D-моделирование
2.2.90
Вычислительная математика
2.2.91
Управление информационными системами
2.2.92
Мультимедиа технологии в образовании
2.2.93
Математическое моделирование в физике
2.2.94
Проектно-исследовательская деятельность учащихся по информатике
2.2.95
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.96
Интернет-программирование
2.2.97
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности
2.2.98
Программирование Python
2.2.99
Разработка Интернет-приложений
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные теоретические сведения  математики для ориентирования в современном информационном пространстве
 
методы и приемы доказательство математических утверждений
 
основной аппарат математики
 
 
Уметь:
 
применять математические формулы школьного курса математики
 
выводить следствия из  математических утверждений
 
применять математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
 
Владеть:
 
навыками применения  математических знаний для ориентирования в современном информационном пространстве
 
грамотной математической речью
 
вычислительной культурой
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
об актуальных проблемах развития образования
 
методы психолого-педагогического и методического исследования.
 
о ценности научного знания, приоритета науки в решении проблем образования
 
 
Уметь:
 
выявить проблему в развитии образования
 
поставить исследовательскую задачу в области образования.
 
решать исследовательскую задачу в области образования.
 
 
Владеть:
 
аппаратом  ресурсно-информационного сопровождения организации и реализации исследовательского процесса на различных образовательных ступенях в области математического образования
 
опытом выявления проблемы, постановки задачи
 
реализацией программы исследования и описанием результатов работы.
 
 
 
ПК-12: способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся
 
Знать:
 
формы и методы организации исследовательской деятельности обучающихся, некоторые особенности научной специфики в математике
 
основные этапы, цели и задачи организации учебно-исследовательской работы в математике
 
методику организации исследовательской деятельности обучающихся с учётом их возрастных особенностей, уровня мотивации и образования в математке
 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Уметь:
 
определять перспективное направление и обосновывать отбор содержания исследовательской деятельности обучающихся в математике
 
выделять критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся  в математике
 
планировать и организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся  в математике
 
 
Владеть:
 
навыками организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся  в математике
 
навыками оценки исследовательской деятельности обучающихся  в математике
 
профессиональным инструментарием формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся в математике
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления на-учных исследований;
3.2.2
использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональ-ной деятельности;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
современными методами научного исследования в предметной сфере;
3.3.2
навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.
3.3.3
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методологические основы научного познания

 
1.1
Методологические основы научного познания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
1.2
Методологические основы научного познания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
1.3
Методы научного познания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
1.4
Методы научного познания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
1.5
Методология науки как социально – технологический процесс. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
1.6
Методология диссертационного исследования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
1.7
Методология диссертационного исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
 
Раздел 2. Научно-исследовательская работа

 
2.1
Понятийный аппарат научного исследования  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
2.2
Этапы научного исследования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
2.3
Этапы научного исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
2.4
Методика проведения научного исследования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
2.5
Методика проведения науч-ных исследований /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
2.6
Культура и мастерство исследователя  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
2.7
Культура и мастерство исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
2.8
Подготовка  и публикация научной статьи  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
2.9
Подготовка и публикация науч-ной статьи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
2.10
Методология диссертационного исследования  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
2.11
Методология диссертационного исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.12
Автореферат диссертации и подготовка к защите  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
2.13
Автореферат как  квинтэссенция диссертации. Стилевые, жанровые, языковые различия ав-тореферата и диссертации. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОК-3 ПК-11 ПК-12
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Сформулируйте определение понятия «Методология» в широком и узком смысле этого слова, функции методологии.

2. Перечислите и охарактеризуйте методологические принципы.

3. Раскройте специфику научного познания и его основные отличия от стихийно – эм-пирического.

4. Перечислите основные компоненты научного аппарата исследования и дайте крат-кую содержательную характеристику каждого из них.

5. Назовите и охарактеризуйте главные критерии оценки результатов научного иссле-дования.

6. Раскройте сущность понятия «метод». Дайте определение понятию «научный ме-тод».

7. Дайте сущностную характеристику таких методов, как анкетирование, интервьюи-рование, тестирование, экспертный опрос и социометрия.

8. Охарактеризуйте особенности применения методов научной литературы, архивных данных.

9. Сущность и роль метода эксперимента в научном исследовании. Обосновать наибо-лее важные условия эффективности его проведения. Этапы проведения эксперимента.

10. Обоснуйте сущность и специфику теоретического познания. Перечислите его ос-новные формы.

11. Дайте определение таким категориям теоретического познания, как «мышление», «разум», «понятие», «суждение», «умозаключение», «интуиция».

12. Каким основным требованиям должна отвечать любая научная теория?

13. Раскройте особенности использования общенаучных логических методов в науч-ном исследовании.

14. В чем заключается сущность количественных измерений в научном исследовании?

15. Из чего следует исходить, определяя тему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования?

16. Сформулируйте определение понятия «методика исследования». Обоснуйте поло-жение о том, что методика научного исследования всегда конкретна и уникальна.

17. Что следует понимать под систематизацией результатов исследования? Для каких целей проводится апробация результатов научной работы?

18. Какие этапы рассматривает процесс внедрения результатов исследования в прак-тику?

19. Перечислите требования, которые предъявляются к содержанию, логике и методи-ке изложения исследовательского материала в научной работе. Из каких основных частей состоит научная работа?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Вопросы для обсуждения:

Охарактеризуйте основные  профессионально-значимые личностные качества  иссле-дователя.

Мастерство исследователя это…?

В чем заключается творчество и новаторство в научном исследовании?

В чем, по  вашему проявляется научная добросовестность и этика исследователя?

Опишите связь культуры поведения исследователя, искусства его общения, добросо-вестности и этики научного исследования.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Форма проведения занятия:

Практическое занятие – дискуссия.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

проверочная работа (на знание основных понятий);

обсуждение теоретических  вопросов;

выступление студентов с докладами;

просмотр фрагментов фильмов (примеры различных видов  и типов общения);

свободная дискуссия по теме занятия;

индивидуальная и групповая работа.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Байбородова, Л.В.
Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — кст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — 
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Афанасьев В.В.,  Грибкова О.В.,  Уколова Л.И.
Методология и методы научного исследования: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 154 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02890-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438292 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Дрещинский В.А.
Методология научных исследований: Учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07187-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438362 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. 
Методология и методика психолого-педагогического исследования: дополнительная литература
Логос, 2006
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Естественно-научный образовательный портал – Режим доступа: http://www.en.edu.ru
 
Э6
Интернет-портал ресурсов по математике – Режим доступа: http://www.math.ru
 
Э7
Образовательный математический сайт для студентов, изучающих высшую математику – Режим доступа: http://www.exponenta.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Живая Математика 5.0. (Виртуальный конструктор по математике). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.6-10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-301 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
   Методические указания к практическим занятиям

При подготовке к практическим занятиям студенту следует пользоваться конспектами лекций, тщательно разобрать рассмотренные на лекциях примеры.

При изучении данного курса мы применяем  «непрерывные» контрольные работы, когда каждое практическое занятие сопровождается домашним заданием, в котором каждый студент получает индивидуальное задание на отработку стандартного материала, изучаемого на данном занятии: отработку определения или решение задачи алгоритмического характера.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося.

Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность– наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися.

При подготовке к практическому занятию желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и

критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.