2022-2023_b44_03_05 М и Ф 024_ 924 гр__plx_Механика_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Механика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
экзамен 1, 3 зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
72
самостоятельная работа
124
аудиторные занятия
128
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
Итого
Недель
18 1/6
16 3/6
13 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
16
16
12
12
46
46
Лабораторные
54
54
16
16
12
12
82
82
Итого ауд.
72
72
32
32
24
24
128
128
Кoнтактная рабoта
72
72
32
32
24
24
128
128
Сам. работа
72
72
40
40
12
12
124
124
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
180
180
72
72
72
72
324
324
 
 
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.д, доцент, Бурханова Ю.Н. _________________
 
 
Механика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой ГалямоваЭ.Х

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины является  изложение физики как единой науки, опирающейся на небольшое число фундаментальных законов, обобщающих необозримое количество опытных фактов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Дать четкое понимание законов физики.
1.4
Овладение умением пользоваться аппаратом  физики.
1.5
Формирование физической культуры будущего учителя.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Механика» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Аналитическая геометрия
2.2.2
Астрономия
2.2.3
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.2.4
Молекулярная физика и термодинамика
2.2.5
Учебная практика. Практикум по решению задач по физике
2.2.6
Методика обучения предмету "Физика"
2.2.7
Курсовая работа по Физике
2.2.8
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.2.9
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по математике и физике
2.2.10
Оптика и строение атома
2.2.11
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Экспериментальная физика
2.2.12
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.15
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
2.2.16
Вводный курс математики
2.2.17
Начала алгебры
2.2.18
Элементарная алгебра
2.2.19
Астрофизика
2.2.20
Возрастная и педагогическая психология  
2.2.21
Образовательное право   
2.2.22
Психолого-педагогический практикум
2.2.23
Методика обучения предмету "Математика"
2.2.24
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.25
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.26
Социология
2.2.27
Теория рядов
2.2.28
Элементарная геометрия
2.2.29
Организация внеучебной деятельности
2.2.30
Теория преобразований плоскости
2.2.31
Теория чисел
2.2.32
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.33
Числовые системы
2.2.34
Электричество и магнетизм
2.2.35
Конструктивная геометрия
2.2.36
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.37
Дискретная математика
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
2.2.38
История математики
2.2.39
Курсовая работа по математике
2.2.40
Проективная геометрия
2.2.41
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.2.42
Компьютерное моделирование физических процессов
2.2.43
Математическая логика и теория алгоритмов
2.2.44
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.45
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.46
Специальные методы решения математических зада
2.2.47
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.48
Физика ядра и элементарных частиц
2.2.49
Вычислительный эксперимент в физике
2.2.50
Дифференциальная геометрия
2.2.51
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.52
Производственная летняя педагогическая  практика
2.2.53
Производственная педагогическая практика
2.2.54
Производственная преддипломная практика
2.2.55
Астрономия
2.2.56
История математики
2.2.57
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по математике и физике
2.2.58
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.59
Вычислительный эксперимент в физике
2.2.60
Производственная преддипломная практика
2.2.61
Астрофизика
2.2.62
Учебная практика  по решению задач по физике
2.2.63
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.64
Учебная практика по решению  задач повышенной сложности
2.2.65
Специальные методы решения математических зада
2.2.66
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.3: Демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта
 
УК-2.4: Осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.2: Планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
• о Вселенной в целом как физическом объекте и её эволюции;
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
3.1.2
• о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;
3.1.3
• о дискретности и непрерывности в природе;
3.1.4
• о единстве волновых и корпускулярных свойств вещества в мик-ромире;
3.1.5
• о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности в строении материи, о переходах порядок-беспорядок и наоборот;
3.1.6
• о динамических и статистических закономерностях в природе;
3.1.7
• о вероятности как объективной характеристике природных сис-тем;
3.1.8
• об измерениях и их специфичности в различных разделах естест-вознания;
3.1.9
• о физических основах микроэлектроники;
3.1.10
• о фундаментальных константах естествознания.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
• самостоятельно работать с учебной, учебно-методической и научной литературой;
3.2.2
• выделить конкретное физическое содержание в прикладных зада-чах будущей деятельности;
3.2.3
• подготовить и провести эксперименты и лабораторные работы.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
• самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой;
3.3.2
• подготовки и проведения физического эксперимента.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Элементы кинематики /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
1
0
 
1.2
Динамика материальной точки /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
1
0
 
1.3
Работа и энергия /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
1
0
 
1.4
Механика твердого тела /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
1
0
 
1.5
Тяготение. Элементы теории поля /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
1
0
 
1.6
/Экзамен/

36
1
0
 
1.7
Элементы механики жидкостей /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
2
0
 
1.8
Элементы специальной теории относительности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
2
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
1.9
Измерение линейных размеров /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
1
0
 
1.10
Изучение динамики поступательного движения /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

15
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
1
0
 
1.11
Изучение закона сохранения механической энергии /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

5
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
2
0
 
1.12
Определение момента инерции твердого тела /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

5
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
2
0
 
1.13
Изучение закона колебательного движения маятников /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
3
0
 
1.14
Механические колебания. Гармонические колебания и их характеристики /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
3
0
 
1.15
Изучение законов трения /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
1
0
 
1.16
Гармонический осциллятор. Пружинный, физический, математический маятники /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
3
0
 
1.17
Свободные затухающие колебания. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
3
0
 
1.18
Вынужденные колебания. Резонанс. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
3
0
 
1.19
Определение удельного сопротивления проводника /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
2
0
 
1.20
Изучение вращательного движения твердого тела с помощью примеров /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

15
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
1
0
 
1.21
Проработка лекционного материала по темам6 кинематика и динамика. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

22
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
1
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
1.22
Подготовка к лабораторным занятиям. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

25
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
1
0
 
1.23
Домашняя работа студентов (решение задач). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

25
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
1
0
 
1.24
Проработка лекционного материала по темам: законы сохранения импульса, энергии, момента импульса. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

25
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
2
0
 
1.25
Проработка лекционного материала по темам: закон всемирного тяготения, колебания. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

15
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
2
0
 
1.26
Подготовка к экзамену. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-8.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2
3
0
 
1.27
/Зачёт/

0
2
0
 
1.28
/Экзамен/

36
3
0
 
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
См. фонд оценочных средств в приложении.
 
5.2. Темы письменных работ
См. фонд оценочных средств в приложении.
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бугаенко, Г. А
Механика: Учебник для вузов. Бугаенко, Г. А. Механика : учебник для вузов / Г. А. Бугаенко, В. В. Маланин, В. И. Яковлев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 368 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-02640-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444088
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
С. С. Прошкин, В. А. Самолетов, Н. В. Нименский.
Механика. Сборник задач : учеб. пособие для бакалавриата: Учебное пособие.Прошкин, С. С. Механика, термодинамика и молекулярная физика. Сборник задач : учебное пособие для высшего образования / С. С. Прошкин, В. А. Самолетов, Н. В. Нименский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 467 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04774-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438839
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Г. А. Бугаенко, В. В. Маланин, В. И. Яковлев
Механика : Учебник для вузов. Бугаенко, Г. А. Механика : учебник для вузов / Г. А. Бугаенко, В. В. Маланин, В. И. Яковлев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 368 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-02640-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444088
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. — Режим доступа: https://elibrary.ru 
 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. —Режим доступа: www.iprbookshop.ru
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт». — Режим доступа: https://biblio-online.ru/ 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.6
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.7
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-231а Помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, стеллажи.
 
7.3
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.