2022-2023_b44_03_05 М и Ф 024_ 924 гр__plx_Оптика и строение атома_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Оптика и строение атома
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
экзамен 10 зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
74
аудиторные занятия
70
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
15 2/6
7
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
6
6
20
20
Лабораторные
30
30
20
20
50
50
Итого ауд.
44
44
26
26
70
70
Кoнтактная рабoта
44
44
26
26
70
70
Сам. работа
64
64
10
10
74
74
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
72
72
180
180
 
 
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Бурханова Ю.Н. _________________
 
 
Оптика и строение атома
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель осовения дисциплины является изложение физики как единой науки, опирающейся на небольшое число фундаментальных законов, обобщающих необозримое количество опытных фактов.
1.2
Задачи освения дисциплины:
1.3
Дать четкое понимание основ теории по дисциплине "Оптика и строение атома".
1.4
Овладение умением пользоваться аппаратом оптики и физики.
1.5
Формирование предметной культуры будущего учителя по физике.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Статистическая физика
2.1.2
Электричество и магнетизм
2.1.3
Молекулярная физика и термодинамика
2.1.4
Классическая механика
2.1.5
Механика
2.1.6
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.7
Дискретная математика
2.1.8
История математики
2.1.9
Курсовая работа по математике
2.1.10
Методика обучения предмету "Математика"
2.1.11
Методика обучения предмету "Физика"
2.1.12
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.1.13
Проективная геометрия
2.1.14
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.1.15
Конструктивная геометрия
2.1.16
Курсовая работа по Физике
2.1.17
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.18
Теория преобразований плоскости
2.1.19
Теория чисел
2.1.20
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.21
Числовые системы
2.1.22
Элементарная геометрия
2.1.23
Аналитическая геометрия
2.1.24
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.25
Теория рядов
2.1.26
Астрономия
2.1.27
Астрофизика
2.1.28
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.29
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.30
Психолого-педагогический практикум
2.1.31
Учебная практика. Практикум по решению задач по физике
2.1.32
Элементарная алгебра
2.1.33
Дифференциальные уравнения
2.1.34
Начала алгебры
2.1.35
Общая и социальная психология
2.1.36
Вводный курс математики
2.1.37
История (история России, всеобщая история)
2.1.38
Основы математического анализа
2.1.39
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.40
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
2.1.41
Концепции современного естествознания
2.1.42
Философия  
2.1.43
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.44
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.45
Учебная практика по решению  задач повышенной сложности
2.1.46
Астрофизика
2.1.47
Учебная практика  по решению задач по физике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
• о Вселенной в целом как физическом объекте и её эволюции;
3.1.2
• о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенно-сти естествознания и возможности его дальнейшего развития;
3.1.3
• о дискретности и непрерывности в природе;
3.1.4
• о единстве волновых и корпускулярных свойств вещества в мик-ромире;
3.1.5
• о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности в строении материи, о переходах порядок-беспорядок и наоборот;
3.1.6
• о динамических и статистических закономерностях в природе;
3.1.7
• о вероятности как объективной характеристике природных сис-тем;
3.1.8
• об измерениях и их специфичности в различных разделах естест-вознания;
3.1.9
• о физических основах микроэлектроники;
3.1.10
• о фундаментальных константах естествознания.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
• самостоятельно работать с учебной, учебно-методической и научной литературой;
3.2.2
• выделить конкретное физическое содержание в прикладных зада-чах будущей деятельности;
3.2.3
• подготовить и провести эксперименты и лабораторные работы.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
• самостоятельной работы с научной и научно популярной литера-турой;
3.3.2
• подготовки и проведения физического эксперимента.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Геометрическая и электронная оптика /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
1.2
Интерференция света /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
9
0
 
1.3
Дифракция света /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
9
0
 
1.4
Поляризация света /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
9
0
 
1.5
Атом водорода в квантовой механике /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
10
0
 
1.6
Элементы физики атомного ядра. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
10
0
 
1.7
Элементарные частицы /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
10
0
 
1.8
Опыт Франка и Герца /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
9
0
 
1.9
Геометричекая оптика /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
9
0
 
1.10
Изучение внешнего фотоэффетка /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
9
0
 
1.11
Определение красной границы фотоэффекта /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
9
0
 
1.12
Изучение спектра атома водорода /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
10
0
 
1.13
Определение работы выхода из вещества /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

7
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
10
0
 
1.14
Изучение интерференции света /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
10
0
 
1.15
Изучение дифракции /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

5
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
10
0
 
1.16
Изучение поляризации /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
9
0
 
1.17
Изучение теоретического материала.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

21
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
1.18
Проработка лекционного материала. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

22
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
9
0
 
1.19
Подготовка к лабораторным занятиям. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
10
0
 
1.20
Домашняя работа студентов (решение задач). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

21
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
9
0
 
1.21
Подготовка рефератов по выбранной теме. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
10
0
 
1.22
Подготовка к экзамену и зачету. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-8.1 ОПК-8.2
10
0
 
1.23
Экзамен /Экзамен/

36
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросмов к экзамену:

1. Волновое уравнение. Монохроматические волны. Комплексная амплитуда. Уравнение Гельмгольца.

2. Монохроматические волны. Комплексная амплитуда. Уравнение плоской и сферической волн. Принцип суперпозиции, интерференция.

3. Интерференция монохроматических волн. Интерференция плоской и сферической волн. Ширина интерференционных полос. Видность полос.

4. Влияние немонохроматичности света на видность интерференционных полос. Функция временной когерентности. Связь времени когерентности с шириной спектра. Теорема Винера-Хинчина. Соотношение неопределённостей.

5. Видность интерференционных полос и ее связь со степенью когерентности при использовании квазимонохроматических источников света. Оценка максимального числа наблюдаемых полос. Максимально допустимая разность хода в интерференционных опытах.

6. Апертура интерференционной схемы и влияние размеров источника на видность интерференционных полос. Функция пространственной когерентности. Радиус пространственной когерентности.

7. Связь радиуса пространственной когерентности с угловым размером протяженного источника. Теорема Ван-Циттерта-Цернике. Видность интерференционных полос при использовании протяженных источников света. Звездный интерферометр Майкельсона.

8. Максимально допустимая разность хода волн в интерференционных опытах и её связь со временем когерентности.

9. Радиус пространственной когерентности и ограничение на допустимые размеры источника в интерференционных опытах.

10. Принцип Гюйгенса-Френеля. Количественная формулировка принципа Гюйгенса-Френеля. Волновой параметр как критерий подобия дифракционных явлений.

11. Дифракция Френеля на круглом отверстии. Спираль Френеля. Пятно Пуассона и условия его наблюдения.

12. Зонная пластинка Френеля. Интенсивность света в фокусе зонной пластинки. Идеальная линза. Фокусировка света.

13. Волновой параметр. Условие наблюдения дифракции Френеля и Фраунгофера. Критерий геометрической оптики.

14. Дифракция Фраунгофера. Связь с преобразованием Фурье. Дифракция Фраунгофера на щели и круглом отверстии. Поле в фокальной плоскости линзы.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
15. Дифракция Фраунгофера в оптических приборах. Разрешающая способность телескопа и микроскопа. Критерий Релея.

16. Дифракционная решетка как спектральный прибор. Разрешающая способность и область дисперсии. Разрешающая способность призмы.

17. Дифракция Фраунгофера на решетке: положение и интенсивность главных максимумов, их ширина и максимальный порядок.

18. Интерферометр Фабри-Перо как оптический резонатор. Разрешающая способность интерферометра, связь с добротностью.

19. Принципы Фурье-оптики: представление произвольной волны в виде суперпозиции плоских волн разных направлений. Пространственное преобразование Фурье. Пространственная частота. Метод Релея в задачах дифракции.

20. Дифракция Френеля на периодических структурах. Эффект саморепродукции.

21. Теория Аббе формирования оптического изображения. Фурье-плоскость оптической системы.

22. Принципы пространственной фильтрации. Методы наблюдения фазовых структур.

23. Поле в фокальной плоскости линзы. Связь с преобразованием Фурье.

24. Дифракция на амплитудной и фазовой синусоидальной решетке.

25. Методы наблюдения прозрачных (фазовых) структур. Методы темного поля и фазового контраста.

26. Голография. Голограмма точечного источника (голограмма Габора). Разрешающая способность голограммы. Голограмма с наклонным опорным пучком.

27. Объёмная голограмма. Восстановление изображения объёмной голограммой, условие Брегга-Вульфа.

28. Электромагнитные волны на границе раздела двух диэлектриков. Явление Брюстера. Зависимость энергетических коэффициентов отражения R┴ и R║ от угла падения (качественно).

29. Способы получения линейно-поляризованного света. Дихроизм. Поляроиды. Закон Малюса.

30. Электромагнитные волны в одноосных кристаллах. Обыкновенная и необыкновенная волны. Кристаллические пластинки l/2 и l/4.

31. Двулучепреломление. Интерференция поляризованных волн.

32. Нелинейная поляризация среды. Генерация второй гармоники. Условие фазового синхронизма. Оптическое выпрямление.

33. Нелинейные оптические эффекты. Самофокусировка. Пороговая мощность.

34. Дисперсия. Фазовая и групповая скорости. Формула Релея. Классическая теория дисперсии. Аномальная дисперсия. Дисперсия в ионосфере и металлах.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1. Диапазон длин волн видимого света в вакууме с указанием порядка следования по цвету.

2. Связь между частотой света и длиной волны в вакууме (формула).

3. Скорость света в вакууме (число и формула через константы).

4. Волновое уравнение для полевого вектора.

5. Общее решение волнового уравнения для плоских волн (формула).

6. Гармоническая плоская волна (формула).

7. Комплексная запись гармонической плоской волны (формула).

8. Выражение для фазы гармонической плоской волны (формула).

9. Волновое число, связь с длиной волны (формула).

10. Взаимная ориентация полевых векторов и волнового вектора в плоской электромагнитной  волне в вакууме (рисунок).

11. Связь между амплитудами полевых векторов в плоской гармонической волне (формула).

12. Объемная плотность энергии для электрической составляющей в электромагнитной волне (формула, размерность).

13. Объемная плотность энергии для магнитной составляющей в электромагнитной волне(формула, размерность).

14. Связь объемных плотностей энергии для электрической и магнитной составляющей в электромагнитной  волне (формула).

15. Плотность потока энергии в электромагнитной волне (формула, размерность).

 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
16. Вектор Умова-Пойнтинга (формула, размерность).

17. Интенсивность света (формула, размерность).

18. Связь объемной плотности энергии и плотности потока энергии в электромагнитной волне в вакууме (формула).

19. На полностью поглощающую площадку под углом падает плоская волна с объемной плотностью энергии w. Давление света на площадку равно (формула).

20. На полностью отражающую площадку под углом падает плоская волна с объемной плотностью энергии w. Давление света на площадку равно (формула).

21. Условие наблюдения интерференционных минимумов (для разности хода) (формула).

22. Условие наблюдения интерференционных максимумов (для разности фаз) (формула).

23. Условие наблюдения интерференционных минимумов (для разности фаз) (формула).

24. Интерференционная схема Юнга. Разность хода в зависимости от координаты точки наблюдения (рисунок, формула).

25. Интерференционная схема Юнга. Расстояние между интерференционными полосами (рисунок, формула).

26. Условие квазимонохроматичности источника (формула).

27. Связь между порядком интерференции и разностью хода (формула).

28. Длина когерентности для квазимонохроматичного источника (формула).

29. Связь между длиной когерентности и временем когерентности (формула).

30. Максимальный порядок интерференции для квазимонохроматичного источника (формула).

31. В схеме Юнга источник излучает две близкие длины волны 1и 2. Условие первого пропадания интерференции (формула).

32. В схеме Юнга используется монохроматичный точечный источник света. Изобразить график интенсивности на экране (схема и график).

33. В схеме Юнга используется монохроматичный протяженный источник света. Изобразить график интенсивности на экране (схема и график).

34. В схеме Юнга используется квазимонохроматичный точечный источник света. Изобразить график интенсивности на экране (схема и график).21. В схеме Юнга используется квазимонохроматичный протяженный источник света. Изобразить график интенсивности на экране (схема и график).22. В схеме Юнга используется точечный источник света, излучающий две близкие длины волны. Изобразить график интенсивности на экране (схема и график).23. Видность интерференционной картины (формула).24. В схеме Юнга используется монохроматичный точечный источник света. Изобразить график видности картины на экране (схема и график).25. В схеме Юнга используется монохроматичный протяженный источник света. Изобразить график видности картины на экране (схема и график).26. В схеме Юнга используется квазимонохроматичный точечный источник света. Изобразить график видности картины на экране (схемаи график).27. В схеме Юнга используется квазимонохроматичный протяженный источник света. Изобразить график видности картины на экране (схема и график).28. В схеме Юнга используется точечный источник света, излучающий две близкие длины волны. Изобразить график видности картины на экране (схема и график).29. На бипризму падает плоская монохроматическая волна. Изобразить ход лучей и область наблюдения интерференции (рисунок).

30. В фокальной плоскости билинзы расположен точечный монохроматичный источник. Изобразить ход лучей и область наблюдения интерференции (рисунок).31. Бизеркало Френеля. Изобразить ход лучей и область наблюдения интерференции (рисунок).32. Зеркало Ллойда. Изобразить ход лучей и область наблюдения интерференции (рисунок).33. Приведитепример интерференционной схемы, в которой используется метод деления волнового фронта (рисунок).34. Приведите пример интерференционной схемы, в которой используется метод деления амплитуды (рисунок).35. Интерферометр Майкельсона. Изобразить схему и ход лучей (рисунок).36. Как в интерферометре Майкельсона наблюдать полосы равной толщины? Изобразить схему и ход лучей (рисунок).37. Как в интерферометре Майкельсона наблюдать полосы равного наклона? Изобразить схему и ход лучей (рисунок).38. Приведите пример интерференционной схемы, в которой наблюдаются полосы равной толщины (рисунок).39. Приведите пример интерференционной схемы, в которой наблюдаются полосы равного наклона (рисунок).40. При получении колец Ньютона используется метод деления ________________ и наблюдаются полосы равно_____________________ (дополните фразу).41. На плоскопараллельную пластину падает плоская монохроматическая волна. Опишите наблюдаемые интерференционные явления (если интерференция наблюдается, то где и какова форма полос). 42. На плоскопараллельную пластину падает сферическая монохроматическая волна. Опишите наблюдаемые интерференционные явления (если интерференция наблюдается, то где и какова форма полос). 43. На плоскопараллельную пластину падает монохроматическая волна от протяженного источника. Опишите наблюдаемые интерференционные явления (если интерференция наблюдается, то где и какова форма полос). 44. На клиновидную пластину падает плоская монохроматическая волна. Опишите наблюдаемые интерференционные явления (еслиинтерференция наблюдается, то где и какова форма полос). 45. На клиновидную пластину падает монохроматическая волна от протяженного источника. Опишите наблюдаемые интерференционные явления (если интерференция наблюдается, то где и какова форма полос). 46. В интерферометре Фабри-Перо наблюдаются полосы равно_____________________ , имеющие форму ____________________(дополните фразу).47. Воздушный интерферометр Фабри-Перо (толщина h) освещается монохроматичным источником с длиной волны . Максимальный порядок интерференции равен ______ и наблюдается _______________________ (дополните фразу).48. В центре интерференционной картины для интерферометра Фабри-Перо наблюдается _________________________________________ (дополните фразу).Дифракция света.1. Приведите рисунок, иллюстрирующий разбиение волнового фронта на зоны Френеля.2. Радиус n-ой зоны Френеля (формула).3. Спираль Френеля, на которой точками указаны границы 1-й, 2-й и 3-й зон Френеля (рисунок)

4. Плоская монохроматическая волна падает на непрозрачный экран с круглым отверстием. Зависимость интенсивности в центре дифракционной картины от радиуса отверстия имеет вид (график):5. Плоская монохроматическая волна падает на непрозрачный диск. Зависимость интенсивности в центре дифракционной картины отрадиуса диска имеет вид (график):6. Плоская монохроматическая волна падает на непрозрачный экран с круглым отверстием. При увеличении радиуса отверстия в 2 раза число открытых зон Френеля_______________________________ (закончить фразу)7. Плоская монохроматическая волна падает на непрозрачный экран с круглым отверстием. При уменьшении расстояния от отверстия до точки наблюдения в 2 раза число открытых зон Френеля_______________________________ (закончить фразу)8. 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
Плоская монохроматическая волна падает на непрозрачный экран с круглым отверстием, радиус которого равен радиусу 1-й зоны Френеля. Если перекрыть нижнюю половину отверстия непрозрачной пластиной, то интенсивность в точке наблюдения _______________________________ (закончить фразу).9. Плоская монохроматическая волна падает на непрозрачный диск, радиус которого равен радиусу 1-й зоны Френеля. Если у диска удалить нижнюю половину, то интенсивность в точке наблюдения _______________________________ (закончить фразу)10. Разность хода, вносимая прозрачной пластинкой (показатель преломления n, толщина d), равна ...(формула):11. Разность фаз, вносимая прозрачной пластинкой (показатель преломления n, толщина d), равна ...(формула):12. Плоская монохроматическая волна падает на прозрачный диск, радиус которого равен радиусу 1-й зоны Френеля. Чтобы получить максимально возможную интенсивность в точке наблюдения, разность хода, вносимая диском, должна быть равна (формула)13. Плоская монохроматическая волна падает на прозрачный диск, радиус которого равен радиусу 1-й зоны Френеля. Чтобы получить максимально возможную интенсивность в точке наблюдения, разность фаз, вносимая диском, должна быть равна (формула)14. Спираль Корню (рисунок).15. Укажите, для каких объектов применяется спираль Френеля? _____________________Спираль Корню? _____________________16. Сферическая монохроматическая волна падает на непрозрачный край экрана, перекрывающий для точки наблюдения ровно половину пространства. Укажите на спирали Корню вектор, характеризующий амплитуду поля (рисунок).17. Плоская монохроматическая волна падает на непрозрачное препятствие с узкой длинной щелью. Чтобы наблюдаемая за препятствием дифракционная картина описывалась приближением Фраунгофера, необходимо _____________________________ (закончить фразу)18. Условие дифракционных минимумов интенсивности при дифракции Фраунгофера на щели (формула).19. Распределение интенсивности на экране при дифракции Фраунгофера на щели (график).20. Условие главных дифракционных максимумов интенсивности при дифракции Фраунгофера на нескольких щелях (формула).21. Распределение интенсивности на экране при дифракции Фраунгофера на 5 щелях, если ширина щели bв три раза меньше периода щелейd(график).22. Условие для добавочных минимумов, ближайших к главным дифракционным максимумам интенсивности при дифракции Фраунгофера на Nщелях (формула).Спектральные приборы

1. На дифракционную решетку (период d) нормально падает плоская монохроматическая волна (длина волны ). Угол дифракции для наблюдения максимума m-гопорядка равен (формула):2. Угловая дисперсия дифракционной решетки (формула).3. Разрешающая способность дифракционной решетки (формула).4. На дифракционную решетку (период d, число щелей N) нормально падает плоская волна (длина волны ). Максимально возможная разрешающая способность дифракционной решетки равна (формула):5. Дополните фразу:Критерий ________. Две длины волны считаются разрешенными, если __________________________________ _____________________ ____________________.Поляризация1. Закон Малюса (формула).2. Естественный свет с интенсивностью I0падает на идеальный поляризатор. Прошедший свет поляризован _________________, а его интенсивность равна _____.(дополнить фразу)3. Естественный свет с интенсивностью I0падает на систему скрещенных идеальных поляризатора и анализатора. Прошедший через систему свет поляризован _________________, а его интенсивность равна _____(дополнить фразу).4. Естественный свет с интенсивностью I0падает на систему параллельных идеальных поляризатора и анализатора. Прошедший через систему свет поляризован _________________, а его интенсивность равна _____(дополнить фразу).5. В анизотропном кристалле вектор нормали к волновому фронту всегда совпадает по направлению с вектором (фазовой/лучевой) скорости (зачеркнуть лишнее слово в скобках).6. В анизотропном кристалле вектор Пойнтинга всегда совпадает по направлению с вектором (фазовой/лучевой) скорости (зачеркнуть лишнее слово в скобках).7. В анизотропном кристалле вектор нормали к волновому фронту образует правую тройку с векторами ____ и ______. (указать векторы).8. В анизотропном кристалле вектор Пойнтинга образует правую тройку с векторами ____ и ______. (указать векторы).9. В анизотропном кристалле главная скорость, равная xxncv-это скорость, с которой распространяется волна _______________________________ оси Ох  (дополнить фразу).10. Если в анизотропном кристалле угол между векторами Eи Dравен , то связь между модулями фазовой vи лучевойuскоростей имеет вид (формула):11. В двуосном кристалле для трех главных скоростей vx,vyиvzсправедливы соотношения:  vxvyvz(расставить знаки = или ).12. В одноосном кристалле для трех главных скоростей vx,vyиvzсправедливы соотношения: vxvyvz(расставить знаки = или ).13. Если в одноосном кристалле главные скорости vx=vy, то его оптическая ось направлена вдоль оси _______ (дополнить фразу).14. В одноосном кристалле могут распространяться две волны, называемые _________________ и ______________________ (дополнить фразу).15. Главная плоскость (главное сечение) –это плоскость, образованная лучом и ______________________ (дополнить фразу).16. Обыкновенная волна поляризована (перпендикулярно/в) плоскости главного сечения (зачеркнуть лишнее слово в скобках).

17. Необыкновенная волна поляризована (перпендикулярно/в) плоскости главного сечения (зачеркнуть лишнее слово в скобках).18. Если в одноосном кристалле главные скорости vx=vyvz, то скорость обыкновенного луча равна______, а скорость необыкновенного луча ______________ (дополнить фразу).19. В одноосном кристалле лучевая поверхность для обыкновенного луча имеет форму _______________________, а для необыкновенного -форму  __________________ (дополнить фразу).20. Пластинка из анизотропного кристалла толщиной dвносит разность хода, равную (формула):21. В пластинках 2и 4оптическая ось лежит (перпендикулярно/в) плоскости пластинки (зачеркнуть лишнее слово в скобках).22. Чтобы преобразовать линейно поляризованный свет в эллиптически (циркулярно) поляризованный, применяют пластинку ____________.23. Чтобы повернуть плоскость поляризации линейно поляризованного света, применяют пластинку ____________.24. Чтобы преобразовать циркулярно поляризованный свет в линейно поляризованный, применяют пластинку ____________.Преломление света на границе двух сред.1. Закон преломления света на границе для углов падения 1и преломления 2(формула)2. Закон отражения света на границе для углов падения 1и отражения 3(формула)3. Для волны, падающей на границу вакуум-диэлектрик (показатель преломления n) угол Брюстера равен (формула):4. Для волны, падающей на границу вакуум-диэлектрик под углом Брюстера, угол между отраженным и преломленным лучами равен (формула):5. Естественный свет падает под углом Брюстера на границу раздела двух сред. (Отраженный/Преломленный) луч полностью поляризован (перпендикулярно/в) плоскости падения (зачеркнуть лишние слова в скобках).6. Для волны, падающей на границу диэлектрик (показатель преломления n)-вакуум угол полного внутреннего отражения равен (формула):Дисперсия света.1. Фазовая скорость распространения (формула):2. Групповая скорость распространения (формула):3. КЗСТри параллельных луча (красный, зеленый и синий) падают на призму из 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
материала, обладающего нормальной дисперсией. Нарисовать ход лучей через призму.

КЗС4. Три параллельных луча (красный, зеленый и синий) падают на призму из материала, обладающего нормальной дисперсией. Нарисовать ход лучей через призму.Геометрическая оптика.1. На собирающую линзу (положение фокусов отмечено черточками) падает луч света. Нарисовать ход луча залинзой.2. На рассеивающую линзу (положение фокусов отмечено черточками) падает луч света. Нарисовать ход луча за линзой.3. На рисунке показаны положения источника (крестик), его изображения (кружок) и главная оптическая ось линзы. Найти построением положение линзы и ее фокусов.4. На рисунке показаны положения источника (крестик), его изображения (кружок) и главная оптическая ось линзы. Найти построением положение линзы и ее фокусов.5. На рисунке показаны положения источника (крестик), егоизображения (кружок) и главная оптическая ось линзы. Найти построением положение линзы и ее фокусов

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Вергелес, С. Н.
Теоретическая физика. Квантовая электродинамика : учебник для бакалавриата и магистратуры Вергелес, С. Н. Теоретическая физика. Квантовая электродинамика : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Н. Вергелес. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 262 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01663-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437010
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Строковский, Е. А
Физика атомного ядра и элементарных частиц: основы кинематики: учеб. пособие для академического бакалавриата .Строковский, Е. А. Физика атомного ядра и элементарных частиц: основы кинематики : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Строковский. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 361 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03804-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438448
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Кравченко, Н. Ю.
Физика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата Кравченко, Н. Ю. Физика : учебник и практикум для вузов / Н. Ю. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 300 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01027-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433421
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
 
стр. 11
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-313 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля  и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, наборы демонстрационного оборудования, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

 
стр. 12
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

ии.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.