2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Противодействие терроризму и экстремизму_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Противодействие терроризму и экстремизму
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А.М. _________________
 
 
Противодействие терроризму и экстремизму
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний о терроризме как социально-правовом явлении, особенностях террористических организаций, признаках террористической деятельности, методах и средствах борьбы с терроризмом.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование уважительного отношения к разным этнокультурам и религиям, гражданственности и социальной активности;
1.4
знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;
1.5
знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ обеспечения безопасности;
1.6
знание нормативно-правовой базы противодействия терроризму;
1.7
умение критически оценивать информацию, отражающую проявления терроризма в России и в мире в целом;
1.8
повышение стрессоустойчивости за счет развития субъектных свойств личности;
1.9
готовности и способности взаимодействовать с участниками образовательного процесса в поликультурной и инокультурной среде.
1.10
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Образовательное право
2.1.2
Ациклические виды спорта
2.1.3
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.4
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.5
Основы математической обработки информации
2.1.6
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.7
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.8
Тренинг педагогического общения
2.1.9
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.10
Циклические виды спорта
2.1.11
Безопасность жизнедеятельности
2.1.12
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.13
Физическая культура и спорт
2.1.14
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.15
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.16
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.17
Тренинг педагогического общения
2.1.18
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.19
Ациклические виды спорта
2.1.20
Тренинг педагогического общения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.2
Организация дошкольного образования
2.2.3
Поликультурное образование
2.2.4
Коммуникативный практикум
2.2.5
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.6
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.7
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.8
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.9
Производственная преддипломная практика
2.2.10
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.11
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.12
Организация дошкольного образования
2.2.13
Поликультурное образование
2.2.14
Коммуникативный практикум
2.2.15
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.16
Производственная преддипломная практика
2.2.17
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.18
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.2.19
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.20
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.21
Коммуникативный практикум
2.2.22
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.23
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-6:      готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся 
 
Знать:
 
основы охраны жизни  и здоровья обучающихся (с учетом специфики дисциплины)
 
критерии оценивания здоровья обучающихся
 
основы проектирования системы жизнеобеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся
 
 
Уметь:
 
использовать базовые знания для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся
 
оценивать здоровье обучающихся по заданным критериям
 
отбирать здоровьесберегающие технологии для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыками анализа здоровьесберегающих технологий
 
навыками оценивания здоровья обучающихся по заданным критериям
 
навыками разработки Программ здоровьесбережения
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей 
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия 
 
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
законодательство Российской Федерации, международные конвенции и международные акты по противодействию терроризму;
3.1.2
понятие, сущность и классификация видов терроризма;
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.1.3
наличие связи феномена терроризма с другими проблемами современности;
3.1.4
способы борьбы с терроризмом
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
правильно оперировать юридическими понятиями и категориями;
3.2.2
анализировать, толковать и правильно применять нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществления борьбы с терроризмом;
3.2.3
реализовывать нормы права применительно к соответствующим правоотношениям;
3.2.4
анализировать проявления террористической активности на основе различных теорий социального познания
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методологией познания феномена терроризма в различных его репрезентациях;
3.3.2
системой понятий, в рамках которой возможно осмысление проблем антитеррористической безопасности;
3.3.3
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Терроризм, факторы возникновения и развития.

 
1.1
Понятие и истоки терроризма, классификация проявления терроризма

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
1.2
Понятие и истоки терроризма, классификация проявления терроризма. Классификация проявления терроризма.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
1.3
Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
1.4
История терроризма его современные особенности.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
1.5
Молодѐжный экстремизм и терроризм. Террористическая деятельность в РФ. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
1.6
Международный терроризм, его виды  и формы, современные тенденции формирования. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
 
Раздел 2. Экономические, правовые методы борьбы терроризмом.

 
2.1
Выбор стратегии методы борьбы терроризмом. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
2.2
Правовое регулирование борьбы с терроризмом. Борьба с финансированием терроризма. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
2.3
Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
2.4
Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.5
Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
2.6
Противодействие похищением людей, охраны и защиты территорий и помещений. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
2.7
Противодействие похищением людей, охраны и защиты территорий и помещений. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
2.8
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-6 ПК-6
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету:

1.Понятие и истоки терроризма.

2.Концептуальные аспекты анализа терроризма.

3.Классификация проявления терроризма.

4.Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма.

5.Классификация террористических актов.

6.Разновидности терроризма.

7.Общая характеристика и структура ФЗ РФ «О противодействии терроризму».

8.Классификация видов терроризма.

9.Антитеррористический центр государств СНГ.

10.Основные задачи  контртеррористической деятельности.

11.История терроризма в России.

12.Современные особенности терроризма в России.

13.Молодѐжный экстремизм и терроризм.

14.Причины проявления терроризма.

15.Основные направления противодействия терроризму.

16.Понятие террористической организации.

17.Внешние и внутренние носители террористических угроз.

18.Основные признаки террористических организаций.

19.Структура террористической организации. Виды террористических организаций.

20.Основные направления выявления террористических организаций.

21.Способы совершения террористических действий.

22.Особенности национального терроризма.

23.Особенности политического терроризма.

24.Особенности криминального терроризма.

25.Специфика религиозного терроризма.

26.Специфика криминального терроризма.

27.Специфика экологического терроризма.

28.Проблемы противодействию финансирования терроризма.

29.Террористическая деятельность на Северном Кавказе РФ.

30.Внешние факторы, влияющие на распространение терроризма.

31.Основные цели террористических акций.

32.Роль средств массовой информации противодействию терроризма.

33.Факторы, влияющие на распространение терроризма в России.

34.Российские правовые основы борьбы с терроризмом.

35.Международный терроризм и антитерроризм.

36.Истоки борьбы с терроризмом на международном уровне.

37.Международные правовые основы борьбы с терроризмом.

38.Виды и формы международного терроризма.

39.Признаки международного терроризма.

40.Международный терроризм: современные тенденции формирования.

41.Терроризм как форма проявления агрессии.

42.Международные механизмы борьбы с терроризмом.

43.Выбор стратегии и методы борьбы с терроризмом.

44.Борьба с финансированием терроризма.

45.Правовое регулирование борьбы с терроризмом.

 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
46.Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом.

47.Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников.

48.Противодействие похищениям людей.

49.Охрана и защита территорий и помещений.

50.Действия руководителей организаций, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников.

Задание: Сформулируйте основные правила антитеррористического поведения в образовательном учреждении.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Эссе

1.Роль научно-технических достижений в распространении экстремизма в современном мире.

2.СМИ и распространение экстремизма в мире.

3.Экстремизм  - порождением современного мира.

4.В чем, на ваш взгляд, заключается специфика терроризма в современном мире.

5.Ваше отношение к религиозно-политическому экстремизму под лозунгами ислама.

6.В каком виде проявляется религиозно-политический экстремизм в современной России.

7.Сравните положение религии в России в советский период и в наши дни. Как, на ваш взгляд, поменялось это положение, в сторону улучшения или ухудшения?

8.Каковы, на ваш взгляд, причины появления и распространения религиозного экстремизма в России? В какой период это стало возможным?

9.Ваххабизм в исламе часто сравнивают с протестантизмом в христианстве, которое боролось за чистоту веры и возвращение к первоначальным истокам веры. Как вы относитесь к этой точке зрения.

10.В чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы фундаменталистского сознания исламской молодежи в России.

11.Как вы понимаете китайскую поговорку «Убить одного и запугать сотни»?

12.Терроризм – отчаянная попытка обретения идентичности в глобализирующемся мире.

13.Как вы понимаете китайскую поговорку «Убить одного и запугать сотни»?

14.Терроризм – отчаянная попытка обретения идентичности в глобализирующемся мире.

15.Совместимы ли с исламом, на ваш взгляд, самоубийства, совершаемые шахидами-смертниками? Обоснуйте свой ответ.

16.Какова роль духовенства в преодолении внутриконфессионального противостояния?

17.Понятия «толерантность» и «терпимость» равнозначные понятия. Так ли это?

18.Что бы я изменил в принципах борьбы с терроризмом и экстремизмом?

19.Мое отношение к использованию вооруженных сил РФ для борьбы с терроризмом на территории другого государства.

20.Экстремизм – это защитная реакция определенных социальных слоев общества. Согласны ли вы с таким мнением?

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кафтан, В.В. 
Противодействие терроризму: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Кафтан. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 261 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00322-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433075
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Землин, А.И.
Противодействие терроризму. Организационно-правовое обеспечение на транспорте: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. И. Землин, В. В. Козлов. — Москва: Издательство Юрайт,2019. - 182 с. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/430169
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Арчаков, М.К.
Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия: монография / М. К. Арчаков ; под научной редакцией Ю. А. Ермакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 295 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-06754-5 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-0972-6 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442044
Москва : Издательство Юрайт; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Мартыненко, А. В.
Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов / А. В. Мартыненко [и др.] ; под общей редакцией А. В. Мартыненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-04849-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438937
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Лебедев, В. М.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 3. Особенная часть. Раздел IX.: В. М. Лебедев [и др.] ; ответственный редактор В. М. Лебедев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с. — (Профессиональные комментарии). — ISBN 978-5-534-04688-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438386
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315  Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. 

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский 

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.