2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Противодействие терроризму и экстремизму_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Противодействие терроризму и экстремизму
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А.М. _________________
 
 
Противодействие терроризму и экстремизму
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова Ирина Валерьевна

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы знаний о терроризме как социально-правовом явлении, особенностях террористических организаций, признаках террористической деятельности, методах и средствах борьбы с терроризмом.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование уважительного отношения к разным этнокультурам и религиям, гражданственности и социальной активности;
1.4
знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;
1.5
знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ обеспечения безопасности;
1.6
знание нормативно-правовой базы противодействия терроризму;
1.7
умение критически оценивать информацию, отражающую проявления терроризма в России и в мире в целом;
1.8
повышение стрессоустойчивости за счет развития субъектных свойств личности;
1.9
готовности и способности взаимодействовать с участниками образовательного процесса в поликультурной и инокультурной среде.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
2.1.2
Основы правовой защиты детства и инвалидов
2.1.3
Основы школьной гигиены
2.1.4
Планирование логопедической работы
2.1.5
Профессиональная этика в коррекционно-педагогической деятельности
2.1.6
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.7
Социальная психология
2.1.8
Специальная психология
2.1.9
Формы логопедической работы
2.1.10
Введение в логопедическую специальность
2.1.11
Коммуникативный практикум
2.1.12
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.13
Общая педагогика
2.1.14
Правоведение
2.1.15
Противодействие коррупции
2.1.16
Психолого-педагогический практикум
2.1.17
Специальная педагогика
2.1.18
татарская литература
2.1.19
Татарский язык
2.1.20
Планирование логопедической работы
2.1.21
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.22
Социальная психология
2.1.23
Формы логопедической работы
2.1.24
Введение в логопедическую специальность
2.1.25
Коммуникативный практикум
2.1.26
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.27
Противодействие коррупции
2.1.28
Психолого-педагогический практикум
2.1.29
татарская литература
2.1.30
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.31
Коммуникативный практикум
2.1.32
Психолого-педагогический практикум
2.1.33
татарская литература
 
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.2
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.3
Специальная методика преподавания математики
2.2.4
Экономика
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.7
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.8
Производственная преддипломная практика
2.2.9
Специальная методика преподавания изобразительной деятельности
2.2.10
Специальная методика преподавания математики
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4: способен использовать базовые экономические и правовые знания в социальной и профессиональной сферах
 
Знать:
 
базовые экономические и правовые знания в контексте специального образования
 
содержание отечественного отраслевого права и характер правовых институтов в сфере образования
 
сущность и характер взаимодействия правовых и экономических явлений, их взаимосвязь в целостной системе знаний 
 
 
Уметь:
 
соблюдать законы и нормативные акты в социальной и профессиональной сферах
 
замечать взаимодействие правовых явлений, их роль в целостной системе социально-экономических знаний
 
использовать базовые экономические и правовые знания при решении различных профессиональных задач
 
 
Владеть:
 
навыками анализа законов и других нормативных правовых актов, экономических законов
 
навыками работы с нормативными актами и экономическими законами, их применения в практических целях профессиональной деятельности
 
навыками использования нормативно-правовой базы и экономических знаний в социальной и профессиональной сферах
 
 
 
ОК-6: способен к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм
 
Знать:
 
общие основы профессиональной этики и социальные нормы
 
особенности психолого-педагогического взаимодействия
 
основные стратегии педагогического взаимодействия, основные механизмы воздействия на партнера по общению
 
 
Уметь:
 
использовать коммуникативные умения и навыки в профессиональной и социальной сфере
 
аргументировать, вести дискуссии, понимать эмоции и чувства собеседников, снимать эмоциональное напряжение
 
осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими субъектами образовательного пространства
 
 
Владеть:
 
моральными ориентациями и установками, отвечающим этическим и социальным нормам педагогического общения
 
навыками взаимодействия с различными субъектами педагогического общения (детьми, родителями, коллегами)
 
способами проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных организациях
 
 
 
ОПК-2: готов осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами
 
Знать:
 
структуру и виды нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
требования к качеству реализуемых образовательных программ в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования
 
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования
 
 
Уметь:
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач
 
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере  образования 
 
применять законы и другие нормативные правовые акты в различных видах профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач сферы образования
 
навыками подбора пакета нормативных правовых актов сферы образования для решения конкретных профессиональных задач 
 
навыками работы с нормативными актами и их применения, с правовыми институтами в практических целях профессиональной деятельности
 
 
 
ПК-4: способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
Знать:
 
основы планирования  собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
основы планирования,  организации и совершенствования собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
способы  планирования,  организации  собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
 
Уметь:
 
оценивать собственную деятельность с целью ее совершенствования
 
организовывать  собственную  образовательно-коррекционную  деятельность
 
проводить коррекцию собственной педагогической деятельности
 
 
Владеть:
 
организацией разнообразных форм воспитательной и учебной деятельности
 
способами  планирования,  организации  собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
методами совершенствования  собственной образовательно-коррекционной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
законодательство Российской Федерации, международные конвенции и международные акты по противодействию терроризму;
3.1.2
понятие, сущность и классификация видов терроризма;
3.1.3
наличие связи феномена терроризма с другими проблемами современности;
3.1.4
способы борьбы с терроризмом
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
правильно оперировать юридическими понятиями и категориями;
3.2.2
анализировать, толковать и правильно применять нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществления борьбы с терроризмом;
3.2.3
реализовывать нормы права применительно к соответствующим правоотношениям;
3.2.4
анализировать проявления террористической активности на основе различных теорий социального познания
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методологией познания феномена терроризма в различных его репрезентациях;
3.3.2
системой понятий, в рамках которой возможно осмысление проблем антитеррористической безопасности;
3.3.3
осознанием социальной значимости своей будущей профессии;
3.3.4
навыками анализа проявлений террористической активности на основе различных теорий социального познания
3.3.5
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Терроризм, факторы возникновения и развития.

 
1.1
Понятие и истоки терроризма, классификация проявления терроризма

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ОК-4 ОК-6
4
0
 
1.2
Понятие и истоки терроризма, классификация проявления терроризма. Классификация проявления терроризма.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-4
4
0
 
1.3
Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-4
4
0
 
1.4
История терроризма его современные особенности.

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-2 ПК-4
4
0
 
1.5
Молодѐжный экстремизм и терроризм. Террористическая деятельность в РФ. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-2 ПК-4
4
0
 
1.6
Международный терроризм, его виды  и формы, современные тенденции формирования. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-6 ОПК-2 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 2. Экономические, правовые методы борьбы терроризмом.

 
2.1
Выбор стратегии методы борьбы терроризмом. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-4
4
0
 
2.2
Правовое регулирование борьбы с терроризмом. Борьба с финансированием терроризма. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-4
4
0
 
2.3
Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

4
ОК-6 ОПК-2 ПК-4
4
0
 
2.4
Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

4
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-4
4
0
 
2.5
Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-4
4
0
 
2.6
Противодействие похищением людей, охраны и защиты территорий и помещений. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-4
4
0
 
2.7
Противодействие похищением людей, охраны и защиты территорий и помещений. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-2 ПК-4
4
0
 
2.8
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

4
ОК-4 ОК-6 ОПК-2 ПК-4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Промежуточная аттестация

Вопросы и задание к зачету:

1.Понятие и истоки терроризма.

2.Концептуальные аспекты анализа терроризма.

3.Классификация проявления терроризма.

4.Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма.

5.Классификация террористических актов.

6.Разновидности терроризма.

7.Общая характеристика и структура ФЗ РФ «О противодействии терроризму».

8.Классификация видов терроризма.

9.Антитеррористический центр государств СНГ.

10.Основные задачи  контртеррористической деятельности.

11.История терроризма в России.

12.Современные особенности терроризма в России.

13.Молодѐжный экстремизм и терроризм.

14.Причины проявления терроризма.

15.Основные направления противодействия терроризму.

16.Понятие террористической организации.

17.Внешние и внутренние носители террористических угроз.

18.Основные признаки террористических организаций.

19.Структура террористической организации. Виды террористических организаций.

20.Основные направления выявления террористических организаций.

21.Способы совершения террористических действий.

22.Особенности национального терроризма.

23.Особенности политического терроризма.

24.Особенности криминального терроризма.

25.Специфика религиозного терроризма.

26.Специфика криминального терроризма.

27.Специфика экологического терроризма.

28.Проблемы противодействию финансирования терроризма.

29.Террористическая деятельность на Северном Кавказе РФ.

30.Внешние факторы, влияющие на распространение терроризма.

31.Основные цели террористических акций.

32.Роль средств массовой информации противодействию терроризма.

33.Факторы, влияющие на распространение терроризма в России.

34.Российские правовые основы борьбы с терроризмом.

35.Международный терроризм и антитерроризм.

36.Истоки борьбы с терроризмом на международном уровне.

37.Международные правовые основы борьбы с терроризмом.

38.Виды и формы международного терроризма.

39.Признаки международного терроризма.

40.Международный терроризм: современные тенденции формирования.

41.Терроризм как форма проявления агрессии.

42.Международные механизмы борьбы с терроризмом.

43.Выбор стратегии и методы борьбы с терроризмом.

44.Борьба с финансированием терроризма.

45.Правовое регулирование борьбы с терроризмом.

46.Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом.

47.Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников.

48.Противодействие похищениям людей.

49.Охрана и защита территорий и помещений.

50.Действия руководителей организаций, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников.

Задание: Сформулируйте основные правила антитеррористического поведения в образовательном учреждении.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Эссе

1.Роль научно-технических достижений в распространении экстремизма в современном мире.

2.СМИ и распространение экстремизма в мире.

3.Экстремизм  - порождением современного мира.

4.В чем, на ваш взгляд, заключается специфика терроризма в современном мире.

5.Ваше отношение к религиозно-политическому экстремизму под лозунгами ислама.

6.В каком виде проявляется религиозно-политический экстремизм в современной России.

7.Сравните положение религии в России в советский период и в наши дни. Как, на ваш взгляд, поменялось это положение, в сторону улучшения или ухудшения?

8.Каковы, на ваш взгляд, причины появления и распространения религиозного экстремизма в России? В какой период это стало возможным?

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
9.Ваххабизм в исламе часто сравнивают с протестантизмом в христианстве, которое боролось за чистоту веры и возвращение к первоначальным истокам веры. Как вы относитесь к этой точке зрения.

10.В чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы фундаменталистского сознания исламской молодежи в России.

11.Как вы понимаете китайскую поговорку «Убить одного и запугать сотни»?

12.Терроризм – отчаянная попытка обретения идентичности в глобализирующемся мире.

13.Как вы понимаете китайскую поговорку «Убить одного и запугать сотни»?

14.Терроризм – отчаянная попытка обретения идентичности в глобализирующемся мире.

15.Совместимы ли с исламом, на ваш взгляд, самоубийства, совершаемые шахидами-смертниками? Обоснуйте свой ответ.

16.Какова роль духовенства в преодолении внутриконфессионального противостояния?

17.Понятия «толерантность» и «терпимость» равнозначные понятия. Так ли это?

18.Что бы я изменил в принципах борьбы с терроризмом и экстремизмом?

19.Мое отношение к использованию вооруженных сил РФ для борьбы с терроризмом на территории другого государства.

20.Экстремизм – это защитная реакция определенных социальных слоев общества. Согласны ли вы с таким мнением?

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кафтан, В.В. 
Противодействие терроризму: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Кафтан. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 261 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00322-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433075
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Землин, А.И.
Противодействие терроризму. Организационно-правовое обеспечение на транспорте: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. И. Землин, В. В. Козлов. — Москва: Издательство Юрайт,2019. - 182 с. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/430169
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Арчаков, М.К.
Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия: монография / М. К. Арчаков ; под научной редакцией Ю. А. Ермакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 295 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-06754-5 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-0972-6 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442044
Москва : Издательство Юрайт; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019
 
Л2.3
Мартыненко, А. В.
Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов / А. В. Мартыненко [и др.] ; под общей редакцией А. В. Мартыненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-04849-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438937
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Лебедев, В. М.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 3. Особенная часть. Раздел IX.: В. М. Лебедев [и др.] ; ответственный редактор В. М. Лебедев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с. — (Профессиональные комментарии). — ISBN 978-5-534-04688-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438386
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-315  Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.