2022-2023_z44_03_01 ИЯ 2271_plx_Практикум по иноязычному аудированию (английский язык)_Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Практикум по иноязычному  аудированию (английский язык)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
8
самостоятельная работа
184
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лабораторные
24
24
24
24
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
184
184
184
184
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
ст.преподаватель, Файзрахманова Л.М. _________________
 
 
Практикум по иноязычному  аудированию (английский язык)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель дисциплины "Практикум по иноязычному аудированию"заключается в совершенстовании навыков понимания английской устной речи для успешного межличностного и межкультурного общения .
1.2
Задачи дисциплины:
1.3
совершенствовать навыки восприятия иноязычной речи на слух для осуществления деловой коммуникации в устной и письменной формах;
1.4
ознакомить со спецификой основных региональных вариантов английского языка;
1.5
ознакомить студентов с теоретической основой обучения аудирования устной речи на иностранном языке;
1.6
научить граммотно и ясно строить диалогическую речь в рамках межличностного и межкультурного общения на англиском языке.
1.7
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык
2.1.2
Практическая грамматика
2.1.3
Практическая фонетика
2.1.4
Русский язык и культура речи
2.1.5
Учебная языковая практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Коммуникативный практикум английского языка
2.2.2
Производственная педагогическая  практика
2.2.3
Теоретическая фонетика английского языка
2.2.4
Учебная технологическая практика
2.2.5
Аналитическое чтение (английский язык)
2.2.6
Деловой иностранный язык
2.2.7
Литература стран изучаемого языка
2.2.8
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.2.9
Практикум по культуре речевого общения (английский язык)
2.2.10
Производственная педагогическая практика
2.2.11
Стилистика английского языка
2.2.12
Страноведение
2.2.13
Теоретическая грамматика английского языка
2.2.14
Контроль и оценка образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"
2.2.15
Межкультурная коммуникация
2.2.16
Теория и практика перевода
2.2.17
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.19
2.2.20
Основы работы с иноязычным публицистическим текстом
2.2.21
Практикум по иноязычному чтению (английский язык)
2.2.22
Сравнительная типология иностранного и русского языков
2.2.23
Международные технологии диагностики компетенции владения иностранным языком
2.2.24
Практикум по пунктуации и синтаксису
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.2: Использует языковые средства для достижения профессиональных целей на русском и иностранном(ых) языке(ах) в рамках межличностного и межкультурного общения
 
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методы,приемы и способы работы с различными видами звучащих текстов;
3.1.2
языковые средства для достижения профессиональных целей на английском языке в рамках межличностного и межкультурного общения;
3.1.3
жанровую специфику изучаемых текстов;
3.1.4
способы выражения информации;
3.1.5
виды диалогической речи;
3.1.6
основные региональные варианты английского языка.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
излагать содержание прослушанного на английском языке;
3.2.2
использовать информацию аудиотекстов на английском языке в диалогической речи в рамках межличностного и межкультурного общения;
3.2.3
осуществлять отбор учебного содержания для реализации в соответсвии с требованиями ФГОС ОО.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками и умениями работы со звучащей монологической и диалогической речью в рамках межличностоного и межкультурного общения;
3.3.2
способностью применять теоретиечкие знания и предметных умения и навыки в предметной области " ИЯ".
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Тема 1. Стратегии восприятия речи на слух. омогательных записей при прослушивании.

 
1.1
Цель, задачи освоения дисциплины. Понятие " аудирование". Теоретические основы обучения аудированию. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2
2
0
 
1.2
Изучение источников информации по темам.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

30
ПК-1.2
2
0
 
1.3
Извлечение экстралингвистической информации о тексте.Прогнозирование содержания по ключевым словам.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-1.2
2
0
 
1.4
Изучение источников информации по темам.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

30
ПК-1.2
2
0
 
1.5
Точное восприятие деталей и общее

понимание. Ведение вспомогательных записей при прослушивании. /Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-1.2
2
0
 
1.6
Изучение источников информации по темам.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

30
УК-4.2 ПК-1.2
2
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
1.7
Классификация видов аудирования.

Классификация навыков и умений аудирования.Опрос по пройденным темам.Беседа по теме (парное взаимодейсвие).Ведение вспомогательных записей при прослушивании.Трудности восприятия речи на слух. Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи.Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала (лингвистические трудности).Практика в аудировании. /Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.2
2
0
 
1.8
Подготовка устных сообщений, презентаций. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

30
ПК-1.2
2
0
 
1.9
Инновационные стратегии аудирования как условие оптимизации образовательного процесса. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2
2
0
 
1.10
Изучение источников информации по темам. /Ср/ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

30
ПК-1.2
2
0
 
1.11
Особенности деловой коммуникации.Территориальные варианты английского языка. Восприятие звучащей англоязычной речи на слух. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.2
2
0
 
1.12
Изучение источников информации по темам. Подготовка рефератов,презентаций.Подготовка к зачету.  Шотландский английский.Ирландский английский . Валлийский английский. Американский английский. Канадский английский. Австралийский и новозеландский английский. Индийский английский /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

34
ПК-1.2
2
0
 
1.13
Подготовка к зачету /Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Контрольные вопросы и задания для повторения (зачет, 9 семестр)

1. Цель, задачи освоения дисциплины. Понятие " аудирование".

2. Теоретические основы обучения аудированию.

3. Классификация видов аудирования.

4. Классификация навыков и умений аудирования.

5. Трудности при обучении восприятию и пониманию речи на слух по Р.К. Миньяр-Белоручеву.

6. Трудности восприятия речи на слух.

7. Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала (лингвистические трудности).

8. Аудирование как учебное действие и как компонент устно-речевого общения.

9. Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения.

10. Трудности, связанные с условиями предъявления.

11. Стратегии восприятия речи на слух.

12. Модели восприятия речи на слух:«снизу вверх» и «сверху вниз».

13. Уровни понимания аудиотекста.

14. Восприятие аудиотекста.

15. Особенности английской разговорной речи. Фонетические, лексические особенности английской разговорной речи.

16. Точное восприятие деталей и общего понимания.

17. Типология восприятия устной речи по А. Р. Лурия.

18. Ведение вспомогательных записей при прослушивании.

19. Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
20. Формы контроля восприятия речи на слух.

21. Способы контроля восприятия речи на слух.

22. Приемы контроля восприятия речи на слух.

23. Четыре уровня понимания аудиотекста.

24. Особенности территориальных вариантов английского языка.

24. Прогнозирование содержания текста по ключевым словам.

25. Интерпретация звучащего текста. Извлечение имплицитной информации из текста.

26. Американский английский. Канадский английский.

27.Территориальные варианты английского языка. Австралийский и новозеландский английский. Индийский английский.

28.Приемы точного восприятия деталей и общего понимания  прослушанного текста.

29.Ведение вспомогательных записей при прослушивании.

30. Жанровые особенности текстов звучащей речи.

31. Особенности англоязычной публичной речи. Чтение лекций и докладов.

32. Инновационные стратегии аудирования как условие оптимизации образовательного процесса.

33. Особенности деловой коммуникации.

34.Технолоии и приемы обучения аудированию.

35. Классификация видов аудирования.

36. Классификация навыков и умений аудирования.

37. Трудности при обучении восприятию и пониманию речи на слух по Р.К. Миньяр-Белоручеву.

38. Трудности восприятия речи на слух.

39. Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала (лингвистические трудности).

40. Аудирование как учебное действие и как компонент устно-речевого общения.

41. Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения.

42. Трудности, связанные с условиями предъявления.

43. Стратегии восприятия речи на слух.

44. Модели восприятия речи на слух:«снизу вверх» и «сверху вниз».

45. Уровни понимания аудиотекста. Формы, способы и приемы контроля восприятия речи на слух. Четыре уровня понимания аудиотекста

46. Восприятие аудиотекста.

47. Особенности английской разговорной речи. Фонетические, лексические особенности английской разговорной речи.

48. Точное восприятие деталей и общего понимания.

49. Типология восприятия устной речи по А. Р. Лурия.

50. Ведение вспомогательных записей при прослушивании.

Задания на зачет (9 семестр)

1. Изучите информационные источники. Осветите теоретический вопрос.

2. Прослушайте текст. Составьте диалог.

3. Изучите информационные источники. Задайте вопросы собеседнику. Ответьте на поставленные вопросы.

4. Прослушайте текст. Определите жанровую особенность прослушанного текста. Определите тему. Выделите проблему. Выразите свое мнение по выделенной проблеме.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено.
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
См.приложение к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
/ Е. Н. Ашанина [и др.] ; под ред. Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова.
Современные образовательные технологии: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры 
М. : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Филпот, С.
Headway Academic Skills: listening, speaking, and study skills. Level 2.: Class Audio CD 1 and CD 2. Units 1-5, Units 6-10; Академические навыки: аудирование, разговорная речь и исследовательские навыки. Ч.2. В двух дисках. [Электронный ресурс]/ С. Филпот. - Oxford: Oxford university press, 2012. -  1 электронный оптический диск (CD-ROM) : зв., цв.; 12 см
Oxford: Oxford university press, 2012
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Москвитина Л. И
В мире новостей. Ч. 1 : учебное пособие по развитию навыков аудирования на материале языка средств массовой информации (продвинутый этап) : учебное пособие 
Санкт-Петербург : Златоуст, , 2019.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Аудио, видео материалы, подкасты.-Режим доступа:www.bbc.com.
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/ cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - Режим доступа: https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
7.2
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Методические указания к лекциям.

В период подготовки к лекционным занятиям обучающиеся развивают свои творческие способности. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

  Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.  Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек.   Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.  Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

2. Методические указания к лабораторным занятиям.

Лабораторные занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются дискуссионные или проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей лабораторных занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой, применением полученных знаний на практике. Целью лабораторных занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов,в рамках предложенных практических заданий.Лаюораторное занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения/презентации  на заданную тему и демонстрацию фрагмента урока. После этого обучающиеся принимают участие в обсуждении проблем и в групповом устном анализе просмотренного урока. Подготовку к лабораторным занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия.

3. Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала из различных источников, ведение словаря терминов, подготовка устных докладов и компьютерных презентаций по данным темам, выполнение тренировочных заданий, проектирование фрагментов уроков.

     Основным способом контроля и оценивания самостоятельной работы обучающегося является его  работа на лабораторных занятиях. Формы организации обучения на лабораторных занятиях включают коллективные формы обсуждения просмотренных фрагментов урока английского языка, анализ опыта педагогов-практиков, а также личного профессионального опыта обучающихся, полученного во время производственной практики, работу по микрогруппам, ролевые игры «учитель-ученик», позволяющие моделировать реализацию профессионального языка в заданных услових общения, реализации стратегий и тактик речевого поведения на уроке.