2022-2023_b09_03_03 ПИвД 222_ 122_ 022_ 922 гр__plx_Проектирование и администрирование баз данных_Прикладная информатика в дизайне
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проектирование и администрирование баз данных
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
 
экзамен 6 зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
80
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
18
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
14
14
32
32
Лабораторные
18
18
14
14
32
32
Итого ауд.
36
36
28
28
64
64
Кoнтактная рабoта
36
36
28
28
64
64
Сам. работа
36
36
44
44
80
80
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кпн, доц., Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Проектирование и администрирование баз данных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)
 
09.03.03 Прикладная информатика, профиль Прикладная информатика в дизайне
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  освоения  дисциплины является формирование способностей анализировать и разрабатывать, инсталлировать программное обеспечение ,организационно-технические и экономические процессы ,а также нормы и стандарты связанные с профессиональной деятельностью
1.2
Задачами  освоения  дисциплины являются:
1.3
формирование навыков  анализа и разработки экономических процессов с применением  методов системного анализа и математического моделирования;
1.4
приобретение практических навыков инсталлирования программных и аппаратных обеспечений для информационных и автоматизированных систем ;
1.5
изучение стандартов ,норм и правил связанных с профессиональной деятельностью;
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Экономическая теория
2.1.4
Дискретная математика
2.1.5
Основы теории вероятности и математической статистики
2.1.6
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.7
Теория систем и системный анализ
2.1.8
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Информационная безопасность
2.2.3
Программная инженерия
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: Способен участвовать в разработке стандартов, норм и правил, а также технической документации, связанной с профессиональной деятельностью;
 
ОПК-4.1: Знает основные стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
 
ОПК-4.2: Умеет применять стандарты оформления технической документации на различных стадиях жизненного цикла информационной системы
 
ОПК-4.3: Владеет навыками составления технической документации на различных этапах жизненного цикла информационной системы
 
 
ОПК-6: Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
 
ОПК-6.1: Знает основы теории систем и системного анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики, методов оптимизации и исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования
 
ОПК-6.2: Умеет применять методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий
 
ОПК-6.3: Владеет навыками проведения инженерных расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий
 
 
ОПК-5: Способен инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;
 
ОПК-5.1: Знает основы системного администрирования, администрирования СУБД, современные стандарты информационного взаимодействия систем
 
ОПК-5.2: Умеет выполнять параметрическую настройку информационных и автоматизированных систем
 
ОПК-5.3: Владеет навыками инсталляции программного и аппаратного обеспечения информационных и автоматизированных систем
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы реляционных баз данных;
3.1.2
принципы нормализации и с использованием семантических моделей данных.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять транзакции и блокировки в многопользовательских системах, реализованных в архитектуре клиент- сервер;
3.2.2
использовать  в  разрабатываемом  программном  обеспечении  фундаментальные  динамические структуры данных и алгоритмы их обработки;
3.2.3
применять механизмы хранимых процедур и триггеров как средств разработки серверной части приложений баз данных
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками  разработки  баз данных;
3.3.2
навыками программирования хранимых процедур;
3.3.3
навыками создания и использования транзакций.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в базы данных

 
1.1
Введение в базы данных  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
0
 
1.2
Архитектуры баз данных  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
0
 
1.3
Архитектуры баз данных  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
0
 
1.4
Архитектуры баз данных  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
0
 
стр. 5
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
1.5
Теоретические основы баз данных  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
0
 
1.6
Теоретические основы баз данных  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
0
 
1.7
Теоретические основы баз данных  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
0
 
1.8
Базовые понятия реляционной модели данных  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
0
 
1.9
Базовые понятия реляционной модели данных  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
0
 
1.10
Базовые понятия реляционной модели данных  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
0
 
1.11
Основы языка SQL  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
0
 
стр. 6
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
1.12
Основы языка SQL  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
0
 
1.13
Основы языка SQL  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
5
0
 
 
Раздел 2. База данных

 
2.1
Безопасность и контроль баз данных  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
6
0
 
2.2
Управление и манипулирование объектами данных в языке SQL  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
6
0
 
2.3
Управление и манипулирование объектами данных в языке SQL  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
6
0
 
2.4
Безопасность и контроль баз данных  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
6
0
 
2.5
Безопасность и контроль баз данных  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
6
0
 
стр. 7
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
2.6
Триггеры как составная часть приложений баз данных  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
6
0
 
2.7
Триггеры как составная часть приложений баз данных  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
6
0
 
2.8
Триггеры как составная часть приложений баз данных  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
6
0
 
2.9
Транзакции и целостность баз данных  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

16
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
6
0
 
2.10
Транзакции и целостность баз данных  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
6
0
 
2.11
Транзакции и целостность баз данных  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
6
0
 
2.12
Управление и манипулирование объектами данных в языке SQL  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
6
0
 
стр. 8
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
2.13
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

36
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Дать определение понятия «данные» и «модель данных»

2. Преимущества баз данных  по сравнению с бумажными методами сохранения записей.

3. Что мы понимаем под банком данных?

4. Что значит интеграция данных?

5. Кто является конечными пользователями БД?

6. В чем проблема избыточности данных в файлах?

7. Привести примеры типов хранимых записей.

8. Дать определение БД  и БМД.

9. Привести примеры экземпляров хранимых полей.

10. Преимущества баз данных, связанных с централизованным управлением.

11. Назовите основные операции с файлами БД.

12. Какие могут быть администраторы?

13. Как Вы понимаете произвольный метод доступа?

14. В традиционных файловых системах с чем связаны большие затраты труда программистов?

15. Что мы называем системой управления базой данных?

16. Что значит: данные в БД являются общими?

17. Перечислите недостатки традиционных файловых систем.

18. Что значит индекс в файловых системах?

19. Как осуществляется последовательный доступ к записям?

20. Что мы понимаем под инфологической моделью данных?

21. Дать определение объекта.

22. Назовите типы объектов в отношении.

23. Что мы называем хранимой записью?

24. Какие данные являются промежуточными?

25. Назовите основную цель системы баз данных.

26. Что мы называем файлом БД?

27. Почему в файловых системах слабый контроль данных?

28. Что мы понимаем под даталогической моделью?

29. Дайте характеристику иерархической и сетевой моделей данных, укажите их достоинства и недостатки.

30. Тип отношения 1:1. Дать определение и привести примеры.

31. Понятие внешнего ключа.

32. Типы данных для хранения символьной информации.

33. Операторы сравнения директивы  Where

34. Дайте характеристику реляционной модели данных, укажите их достоинства и недостатки.

35. Что представляют собой первичный и внешние ключи отношений, для чего они задаются?

36. Тип отношений 1:М. Дать определение и привести примеры.

37. Назовите уровни архитектуры системы. Поясните каждый из них.

38. Итоговые функции в операторах SQL

39. Перечислите типы данных для хранения чисел.

40. Дайте определение нормализации БД.

41. Тип отношений М: М. Приведите примеры.

42. Архитектуры централизованной базы данных с сетевым доступом

43. Использование директивы Group By

44. Назовите преимущества БД, связанные с централизованным управлением

45. Дайте определение функциональной зависимости.

46. Типичные задачи клиентской стороны

47. Назовите категории пользователей БД

48. Использование директивы Order By

Вопросы к зачёту

1. Сравнительный анализ традиционных файловых систем и информационных систем, использующих базы данных

2. Архитектура СУБД

3. Перспективы развития баз данных. Сравнительный анализ концепций, провозглашенных в Манифесте баз 

 
стр. 9
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
данных третьего поколения и Манифесте объектноориентированных баз данных

4. Сравнительный анализ реляционной и объектно-ориентированной моделей данных

5. Объектно-ориентированные механизмы управления данными и модели

6. Сформулировать следующие определения: предметная область, БД, СУБД;

7. Сформулировать следующие определения: реляционная модель данных;

8. Сформулировать следующие определения: нормализованная таблица, нормализация; нормальные формы таблиц (первая, вторая, третья);

9. Сформулировать следующие определения: первичный, искусственный, внешний ключи;

10. Сформулировать следующие определения: целостность данных, ссылочная целостность.

11. Виды связей между объектами предметной области.

12. Реализация ограничений целостности данных в Access.

13. Реализация связей между таблицами в Access.

14. Каскадное обновление полей, каскадное удаление записей.

15. Свойства полей (общие, подстановка).

16. Назначение строк бланка QBE.

17. Вычисляемое поле: назначение, синтаксис.

18. Внешние объединения.

19. Итоговые запросы: назначение, значения строки «Групповая операция», задание условий отбора.

20. Перекрестный запрос: назначение, совместные значения строк «Перекрестная таблица» и «Групповая операция», задание условий отбора.

21. Особенности использования параметров при создании перекрестных запросов

22. Создание на SQL внешних объединений (назначение опций INNER, LEFT, RIGHT); назначение предикатов DISTINCT, ALL, TOP n, TOP n PERСENT.

23. Создание на SQL внешних объединений (назначение опций INNER, LEFT, RIGHT); назначение предикатов DISTINCT, ALL, TOP n, TOP n PERСENT.

24. Создание итоговых и перекрестных запросов.

25. Подчиненные запросы (назначение и синтаксис предикатов сравнения, EXISTS, IN, ANY, ALL).

26. Назначение и синтаксис инструкции SELECT.

27. Оператор JOIN (назначение опций INNER, LEFT, RIGHT).

28. Типы SQL – запросов, которые не могут быть созданы средствами QBE.

29. Создание итоговых и перекрестных запросов.

30. Подчиненные запросы (назначение и синтаксис предикатов сравнения, EXISTS, IN, ANY, ALL).

31. Назначение и синтаксис инструкции SELECT.

32. Оператор JOIN (назначение опций INNER, LEFT, RIGHT).

33. Типы SQL – запросов, которые не могут быть созданы средствами QBE.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Вопросы к контрольной работе:

1. История развития, назначение и роль систем баз данных.

2. Основы теории баз данных.

3. Реляционные базы данных.

4. Проектирование баз данных.

5. Физическая организация баз данных.

6. Средства поддержания интерфейса с различными  категориями пользователей.

7. Концепция безопасности баз данных.

8. Средства обеспечения целостности баз данных.

9. Средства обеспечения конфиденциальности баз данных.

10. Аудит систем баз данных.

11. Средства поддержки высокой готовности систем баз данных.

12. Реляционная модель данных: общее понятие и составные части.

13. Как Вы понимаете произвольный метод доступа?

14. В традиционных файловых системах с чем связаны большие затраты труда программистов?

15. Что мы называем системой управления базой данных?

16. Что значит: данные в БД являются общими?

17. Перечислите недостатки традиционных файловых систем.

18. Что значит индекс в файловых системах?

19. Как осуществляется последовательный доступ к записям?

20. Что мы понимаем под инфологической моделью данных?

21. Дать определение объекта.

22. Назовите типы объектов в отношении.

23. Что мы называем хранимой записью?

24. Какие данные являются промежуточными?

25. Назовите основную цель системы баз данных.

26. Что мы называем файлом БД?

27. Почему в файловых системах слабый контроль данных?

28. Что мы понимаем под даталогической моделью?

29. Дайте характеристику иерархической и сетевой моделей данных, укажите их достоинства и недостатки.

 
стр. 10
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
30. Тип отношения 1:1. Дать определение и привести примеры.

31.Понятие внешнего ключа.

 
5.3. Фонд оценочных средств
СМ. фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гордеев, С. И.
Организация баз данных в 2 ч. Часть 1:  учебник для вузов / С. И. Гордеев, В. Н. Волошина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-04469-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437731
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Гордеев, С. И. 
Организация баз данных в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / С. И. Гордеев, В. Н. Волошина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 513 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-04470-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438946 
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru 
 
Э2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/ 
 
Э3
Информационная правовая система Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
SQL CAL ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Device CAL Арт.359-05410: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.9
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.10
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 11
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.  

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

 
стр. 12
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося .

В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. 

 
стр. 13
УП: b09.03.03 ПИвД 222, 122,  022, 922 гр..plx
 
При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,

оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.