2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Программирование Python_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Программирование Python
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 6
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Лабораторные
32
32
32
32
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
Сам. работа
44
44
44
44
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Программирование Python
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины "Программирование Python" является формирование систематизированных знаний и навыков в области программирования: ознакомление обучающихся с принципами работы современных языков программирования, с актуальными парадигмами программирования.
1.2
Задачи учебной дисциплины:
1.3
- изучение основных конструкций современного языка программирования на примере Python;
1.4
- изучение алгоритмов обработки массивов и других структурированных данных с использованием языка Python
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Аналитическая геометрия
2.1.4
Компьютерное моделирование
2.1.5
Основы компьютерной графики
2.1.6
Теория преобразований плоскости
2.1.7
Теория рядов
2.1.8
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.9
Дифференциальные уравнения
2.1.10
Начала алгебры
2.1.11
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.12
Теоретические основы информатики
2.1.13
Основы мехатроники
2.1.14
Робототехника
2.1.15
Концепции современного естествознания
2.1.16
Философия  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Высокоуровневые методы программирования
2.2.2
Вычислительная математика
2.2.3
Численные методы
2.2.4
Базы данных
2.2.5
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.6
История математики
2.2.7
Курсовая работа по математике
2.2.8
Технологии программирования
2.2.9
Информационные системы
2.2.10
Конструктивная геометрия
2.2.11
Курсовая работа по информатике
2.2.12
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  информатике
2.2.13
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.14
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.15
Практикум по решению задач на ПК
2.2.16
Проективная геометрия
2.2.17
Проектирование информационных систем
2.2.18
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.19
Специальные методы решения математических зада
2.2.20
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.21
Дифференциальная геометрия
2.2.22
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.23
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.2.24
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.25
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Информатика" 
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Информатика"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
общелогические методы научного познания;
3.1.2
технологические приемы преподаваемого учебного предмета:основы алгоритмизации, основы программирования на языке Python;
3.1.3
методы и способы аналитических и технологических решений в области программного обеспечения и компьютерной обработки информации
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать знание основ учебной дисциплины для перевода информации с естественного языка на язык соответствующей предметной области и обратно;
3.2.2
применять теоретические знания по учебной дисциплине в описании процессов и явлений в различных областях знания
3.2.3
(применять полученные знания при решении практических задач профессиональной деятельности, создавать программы средствами языка программирования Python);
3.2.4
использовать преимущества технологических приемов учебной дисциплины при решении задач преподаваемых
3.2.5
учебных предметов;
3.2.6
осуществлять поиск и отбор информации, необходимой для решения конкретной задачи;
3.2.7
реализовывать аналитические и технологические решения в области программного обеспечения и компьютерной обработки информации
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
материалом учебной дисциплины на уровне, позволяющем формулировать и решать задачи, возникающие в ходе учебной деятельности, а также в практической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;
3.3.2
навыками формализации теоретических и прикладных практических задач;
3.3.3
навыками реализации аналитических и технологических решений в области программного обеспечения и компьютерной обработки информации
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Императивное программирование на Python.

 
1.1
Введение в

программирование на языке Python. /Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.2
Введение в

программирование на языке Python. /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

12
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.3
Введение в

программирование на языке Python. /Лаб/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
1.4
Основные типы данных /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.5
Основные типы данных /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.6
Основные типы данных /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.7
Циклы /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.8
Циклы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.9
Циклы /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.10
Функции /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.11
Функции /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.12
Функции /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.13
Массивы /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.14
Массивы /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.15
Массивы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
 
Раздел 2. Графика .Библиотеки

 
2.1
Графики /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.2
Графики /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.3
Графики /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.4
Библиотеки, встроенные в numpy /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.5
Библиотеки, встроенные в numpy /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.6
Библиотеки, встроенные в numpy /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-1.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.7
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

1.Основы основ

 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.Знакомство с языком программирования Python

3.Интеллектуальный калькулятор

4.Переменные в Python

5.Функции

6. Программы в отдельном файле

7.Строки и операции над ними

8. Операторы отношений

9.Условная инструкция if

10.Модули в Python

11.Создание собственных модулей

12.Строковые методы в Python

13.Списки в Python

14.Создание списка

15.Операции над списками

16. Пседонимы и клонирование списков

17. Методы списка

18.Преобразование типов

19.Вложенные списки

20.Инструкции цикла в Python

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика докладов с презентацией

1. Установка и использование библиотек

2. Графика в Python

3. Анимация в Python

4. Библиотека Numpy

5. Библиотека Pandas

6. Библиотека PyTorch

7. Object Detection

8. Библиотека MatPlotlib

9. Библиотека Keras

10. Библиотека Pillow

11. Библиотека PyGlet

12. Библиотека Tensorflow

13. Применение Python для научной деятельности

14. Работа с Django

15. SQLite в Python

16. Продвинутые графики в Python

17. Типы графиков в MatPlotlib

18. Установка Python

19. Оболочка PyCharm

20. Оболочка Jupiter Notebook

21. Библотека Tkinter

22. Библиотека PySide

23. Установка pip и базовые команды

24. Установка Anaconda

25. Введение в машинное обучение

26. Математика в Python

27. Библиотека Math

28. Библиотека Turtle

29. Асинхронность в Python

30. Cоздание нейронных сетей

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кувшинов, Д. Р. 
Основы программирования:  учебное пособие для вузов / Д. Р. Кувшинов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 104 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07559-5 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1411-9 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/441475 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лаврищева, Е. М.
Программная инженерия и технологии программирования сложных систем:  учебник для вузов / Е. М. Лаврищева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 432 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07604-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/436514 
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ   URL:http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU   URL:https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). URL:https://нэб.рф/
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ. URL:https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) URL: https://dlib.eastview.com/login
 
Э6
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самимобучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения.

Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ.

Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.

Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний.

Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля.

Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся, необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося.

В течение всего времени обучающиеся будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся к постановке вопросов и их обсуждению.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.