2022-2023_ab44_03_05 МиИ п823_ 821 гр__plx_Избранные главы методики обучения математике_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Избранные главы методики обучения математике
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
20
аудиторные занятия
52
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
26
26
26
26
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
52
52
52
52
Кoнтактная рабoта
52
52
52
52
Сам. работа
20
20
20
20
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Галямова Э.Х. _________________
 
 
Избранные главы методики обучения математике
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся методических знаний и умений, необходимых для качественного обучения математике в средних учебных заведениях, и формировании практических навыков решения школьных задач повышенной трудности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
углубление и расширение программы курса методики обучения математике;
1.4
овладение студентами методами современного преподавания математики в средней школе, гимназиях и лицеях, которые базируются на прочной основе математических дисциплин;
1.5
сформировать необходимые навыки решения задач по математике. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Дифференциальная геометрия
2.1.2
Методика обучения математике
2.1.3
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.1.4
Теория рядов
2.1.5
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.6
Начала алгебры
2.1.7
Основы математического анализа
2.1.8
Основы математической обработки информации
2.1.9
Элементарная математика
2.1.10
Вводный курс математики
2.1.11
Курсовая работа по модулю 11 "Математика"
2.1.12
Методы и средства защиты информации
2.1.13
Общая физика
2.1.14
Проектирование информационных систем
2.1.15
Теория вероятностей и математическая статистика
2.1.16
Технологии программирования
2.1.17
Физика
2.1.18
Информационные системы
2.1.19
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.1.20
Курсовая работа по методикам обучения
2.1.21
Методика обучения информатике
2.1.22
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.1.23
Базы данных
2.1.24
Высокоуровневые методы программирования
2.1.25
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.26
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.27
Логическое программирование
2.1.28
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.29
Проективная геометрия
2.1.30
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.31
Архитектура компьютера
2.1.32
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.33
Дискретная математика
2.1.34
Дифференциальные уравнения
2.1.35
Конструктивная геометрия
2.1.36
Объектно-ориентированное программирование
2.1.37
Педагогические технологии
2.1.38
Системы компьютерной алгебры
2.1.39
Числовые системы
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.40
Аналитическая геометрия
2.1.41
Естественнонаучная картина мира
2.1.42
Теоретические основы информатики
2.1.43
Теория преобразований плоскости
2.1.44
Теория чисел
2.1.45
Алгоритмы и структуры данных
2.1.46
Введение в профессиональную деятельность
2.1.47
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.48
Методы научного исследования
2.1.49
Теория обучения
2.1.50
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.51
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.52
Математические основы физики
2.1.53
Математическое моделирование в физике
2.1.54
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.1.55
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.56
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.1.57
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.1.58
Курсовая работа по модулю 11 "Математика"
2.1.59
Математические основы физики
2.1.60
Математическое моделирование в физике
2.1.61
Методы и средства защиты информации
2.1.62
Проектирование информационных систем
2.1.63
Производственная педагогическая практика в школе по математике и информатике
2.1.64
Теория вероятностей и математическая статистика
2.1.65
Технологии программирования
2.1.66
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения математике
2.1.67
Дифференциальная геометрия
2.1.68
Информационные системы
2.1.69
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.1.70
Курсовая работа по методикам обучения
2.1.71
Методика обучения информатике
2.1.72
Методика обучения математике
2.1.73
Практикум по решению задач на ЭВМ
2.1.74
Базы данных
2.1.75
Высокоуровневые методы программирования
2.1.76
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.1.77
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.1.78
Теория рядов
2.1.79
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.80
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.81
Логическое программирование
2.1.82
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.83
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.84
Проективная геометрия
2.1.85
Абстрактная и компьютерная алгебра
2.1.86
Архитектура компьютера
2.1.87
Дискретная математика
2.1.88
Дифференциальные уравнения
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.1.89
Конструктивная геометрия
2.1.90
Объектно-ориентированное программирование
2.1.91
Системы компьютерной алгебры
2.1.92
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (решение математических задач)
2.1.93
Числовые системы
2.1.94
Аналитическая геометрия
2.1.95
Начала алгебры
2.1.96
Основы математического анализа
2.1.97
Теоретические основы информатики
2.1.98
Теория преобразований плоскости
2.1.99
Теория чисел
2.1.100
Элементарная математика
2.1.101
Алгоритмы и структуры данных
2.1.102
Введение в профессиональную деятельность
2.1.103
Вводный курс математики
2.1.104
Методы научного исследования
2.1.105
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.106
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.107
Математическое моделирование в физике
2.1.108
Кратные, криволинейные и поверхностные интегралы
2.1.109
Системы компьютерной алгебры
2.1.110
Методы научного исследования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вычислительная математика
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.4
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.5
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.6
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.7
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.8
Уравнения математической физики
2.2.9
Численные методы
2.2.10
Производственная преддипломная практика
2.2.11
Вычислительная математика
2.2.12
Информационные и коммуникационные технологии в образовании
2.2.13
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.14
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.15
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.16
Производственная преддипломная практика
2.2.17
Современные средства оценивания результатов обучения
2.2.18
Уравнения математической физики
2.2.19
Численные методы
2.2.20
Вычислительная математика
2.2.21
Практикум по решению задач с параметрами
2.2.22
Прикладные задачи в математическом анализе
2.2.23
Современные средства оценивания результатов обучения
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
Знать:
 
методичексие приемы учитывающие особенности обучающихся 5-11 классов
 
интересы и образовательные потребности обучающихся 5-11 классов и их родителей  
 
структуру и этапы построения индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) обучающихся 5-11 классов 
 
 
Уметь:
 
определять индивидуальные образовательные запросы обучающихся 5-11 классов и их родителей
 
формировать индивидуальные образовательные цели и определять средства их достижения
 
проектировать ИОМ обучающихся 5-11 классов
 
 
Владеть:
 
знаниями индивидуальных возрастных, физиологических и психологических особенностей обучающихся 5- 11 классов 
 
технологиями обучения, позволяющими организовать учебный процесс с учетом интересов и образовательных потребностей обучающихся 5-11 классов и их родителей
 
алгоритмом проектирования ИОМ обучающихся 5 -11 классов
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы планирования учебно-исследовательской работы;
 
основные методы  учебных исследований по реализуемому предмету 
 
основы использование методов математической статистики в учебных  исследованиях  
 
 
Уметь:
 
Планировать опытно-поисковую исследовательскую работу;
 
организовывать опытно-поисковую исследовательскую работу; 
 
осуществлять педагогическое взаимодействие с обучающимися при проведении ими научно-исследовательской работы
 
 
Владеть:
 
основными методами и методиками учебного  исследования, методологическим аппаратом исследования (проблема, тема, объект, предмет, гипотеза, цели, задачи исследования) 
 
рецензирования ученических исследовательских работ разных возрастных групп
 
навыками экспертизы ученических исследовательских работ в ходе конкурсов
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
методы формирования образовательной среды
 
задачи иновационной образовательной политики
 
основные понятия профессиональной напрвленности
 
 
Уметь:
 
применять методы формирования образовательной среды
 
формулировать задачи инновационной образовательной политики
 
применять профессиональные знания и умения
 
 
Владеть:
 
способностью создания образовательной среды
 
актуальными проблемами в инновационной образовательной политике
 
возможностями решения задач в инновационной образовательной политике
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
особенности современного состояния математической науки
 
историю формирования и развития терминов, понятий и обозначений данных наук 
 
основные этапы развития математической науки, базовые закономерности взаимодействия математики с другими науками и искусством
 
 
Уметь:
 
критически и конструктивно анализировать, оценивать математические идеи и концепции
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
видеть решаемую задачу и раздел математики, к которой она относится, в исторической перспективе, оценивать их место в современной математике
 
применять полученные исторические сведения в практической педагогической деятельности
 
 
Владеть:
 
классическими положениями истории развития математической науки
 
хронологией основных событий истории математики и информатики и их связи с историей мировой культуры в целом
 
логикой развития математических методов и идей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные  понятия  и  утверждения,  входящие  в  содержание дисциплины,
3.1.2
основные содержательные линии школьного курса математики,
3.1.3
методики формирования математических понятий, умений,
3.1.4
методики изучения теорем и работы с математическими заданиями,
3.1.5
способы и методы решения школьных задач.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять различные формы организации учебного процесса в средней школе,
3.2.2
решать практико-ориентированные задачи по разделам курса,
3.2.3
применять теоретический материал,
3.2.4
творчески подходить к решению профессиональных задач,
3.2.5
строить математические модели задач, приводить их к нужному виду,
3.2.6
выбирать и реализовывать наиболее рациональный метод решения задачи,
3.2.7
3.2.8
- организовывать  самостоятельную  деятельность  учащихся  по
3.2.9
предмету.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основами методической культуры учителя математики,
3.3.2
базовыми профессиональными умениями (анализировать, конструировать, оценивать свою деятельность и деятельность учащихся),
3.3.3
навыками формирования у учащихся математических понятий, теорем, задач,
3.3.4
разнообразными методами, приемами и способами организации деятельности учащихся,
3.3.5
основными методами решения школьных математических задач,
3.3.6
современными информационными технологиями при подготовке и проведении уроков математики.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Изучение математики в профильной

школе.

 
1.1
Углубленное изучение математики в средней школе.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

1
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
1.2
Углубленное изучение математики в средней школе.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

1
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 2. Изучение действительных чисел в

старшей школе.

 
2.1
Делимость целых чисел. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

1
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
2.2
Задачи с целочисленными неизвестными. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

1
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
2.3
Задачи с целочисленными неизвестными. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 3. Методика изучения комплексных чисел.

 
3.1
Изучение комплексных чисел. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
3.2
Проектирование учебно-иследовательских задач с комплексными числами. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

1
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
3.3
Решение задач с комплексными числами. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 4. Числовые последовательности. 

 
4.1
Предел числовой последовательности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
4.2
Предел числовой последовательности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

1
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
4.3
Предел функции. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
4.4
Предел функции. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

1
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
4.5
Свойства пределов. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
4.6
Свойства пределов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

4
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 5. Функции и их графики.

 
5.1
Графики функций, содержащих модули. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
5.2
Графики функций, содержащих модули. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

3
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
5.3
Графики сложных функций. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
5.4
Графики сложных функций. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

3
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
5.5
Графики сложных функций. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 6. Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.

 
6.1
Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
6.2
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

3
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
6.3
Внеурочная деятельность по математике. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
6.4
Организация олимпиад и математических турниров. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

3
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
6.5
Составление олимпиадных задач. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 7. Учебно-иследовательская деятельность обучающихся.

 
7.1
Учебно-иследовательская деятельность обучающихся. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
7.2
Проекты по математике. Планирование и анализ. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

3
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 8. Первообразная и интеграл.

 
8.1
Методы интегрирования: замена переменной и интегрирование по частям. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

3
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
8.2
Методы интегрирования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

3
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
8.3
Замена переменной и интегрирование по частям. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
 
Раздел 9. Понятие дифференциального уравнения.

 
9.1
Решение задач, приводящих к дифференциальным уравнениям.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

3
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
9.2
Решение задач, приводящих к дифференциальным уравнениям.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

3
ОК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
9.3
Решение задач, приводящих к дифференциальным уравнениям.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Углубленное изучение математики в средней школе.

2. Изучение комплексных чисел.

3. Проектирование учебно-иследовательских задач с комплексными числами.

4. Предел функции.

5. Свойства пределов.

6. Графики функций, содержащих модули.

7. Графики сложных функций.

8. Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.

9. Учебно-иследовательская деятельность обучающихся.

10. Методы интегрирования

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Перечень контрольных заданий для самостоятельной работы.

1. Приведите по одному примеру к каждому типу доказательств.

2. Указать типы заданных уравнений и решить их.

3. Составить опорный лист к решению системы уравнений графическим способом.

4. Алгоритм решения тригонометрического неравенства.

5. Привести различные формы оформления краткой записи текстовой задачи.

6. Составить опорный конспект к теме «Преобразования графиков».

Темы рефератов.

2. Принципы отбора и составления системы упражнений.

3. Проблемная организация учебного процесса

4. Классификация математических понятий.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
5. Творчество в учебной деятельности учащихся

6. Проблема историзма в обучении математике

7. Эвристические методы поиска способа решения задач

8. Использование моделирования в обучении математике

9. Дифференцированное обучение.

10. Научно- исследовательская деятельность школьников.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Далингер В.А.
Методика развивающего обучения математике : учеб. пособие для вузов / В. А. Далингер, Н. Д. Шатова, Е. А. Кальт, Л. А. Филоненко ; под общ. ред. В. А. Далингера. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 297 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05734-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441242 (дата обращения: 08.05.2019).: учебник
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 
 
Л1.2
Далингер В. А. 
Методика обучения математике. Поисково-исследовательская деятельность учащихся : Учебник и практикум для вузов / В. А. Далингер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 460 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09597-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434657 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Далингер, В. А. 
Методика обучения математике. Когнитивно-визуальный подход: Далингер, В. А. Методика обучения математике. Когнитивно-визуальный подход : учебник для академического бакалавриата / В. А. Далингер, С. Д. Симонженков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 340 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09596-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434658
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Галямова Э.Х.
Методика формирования и диагностики универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе [Электронный ресурс] : Учебно-методическое пособие / Э. Х. Галямова. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019. — 134 c. — 978-5-98452-174-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81248.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э3
Интернет-портал ресурсов по математике http://www.math.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Живая Математика 5.0. (Виртуальный конструктор по математике). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.6-10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-301 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием иматематической литературы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению  анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два вида работ: подготовку фрагмента урока на заданную тему и участие в обсуждении методической проблемы, затронутой на лекции.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение методической литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы  в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде  примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы он обучается профессиональной работе с методической литературой, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающихся.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамен служит формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. экзамен призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 МиИ п823, 821 гр..plx
 
отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития математики.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и методическую литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена  у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, методических проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующую методику, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.