2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Проектирование информационных систем_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Проектирование информационных систем
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 10 зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
15
8
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
8
8
22
22
Лабораторные
14
14
32
32
46
46
Итого ауд.
28
28
40
40
68
68
Кoнтактная рабoта
28
28
40
40
68
68
Сам. работа
44
44
32
32
76
76
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кпн, доцент, Герасимова О.Ю. _________________
 
 
Проектирование информационных систем
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является дать основы проектирования и разработки web-приложений с использованием технологии ASP.Net и выполнения приложений Microsoft.Net и языка программирования C#, сформировать у студентов понимание создания и развертывания программного обеспечения, работающего в компьютерных сетях использованием Интернет технологий. На лабораторных занятиях студенты разрабатывают web приложения с помощью системы программирования Microsoft Visual Studio.Net.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
освоении  теоретических  аспектов  и  методических  приёмов  моделирования
1.4
предметной  области;  методов  и  приемов  моделирования  бизнес-процессов,  моделирования
1.5
информационного  обеспечения,  объектно-ориентированного  анализа  и  проектирования
1.6
информационных систем;
1.7
приобретении  опыта  использования  средств  и  методов  разработки  требований  и
1.8
спецификаций;
1.9
приобретении опыта разрабатывать и читать проектную документацию, используя
1.10
графические языки спецификаций;
1.11
приобретении  опыта  проектировать  программное  обеспечение  с  использованием
1.12
специализированных программных пакетов (CASE-систем); – владение навыками работы в
1.13
группе.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Базы данных
2.1.2
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.3
История математики
2.1.4
Курсовая работа по математике
2.1.5
Методика обучения предмету "Информатика"
2.1.6
Методика обучения предмету "Математика"
2.1.7
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.1.8
Технологии программирования
2.1.9
Высокоуровневые методы программирования
2.1.10
Вычислительная математика
2.1.11
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Разработка онлайн-курсов
2.1.12
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.13
Численные методы
2.1.14
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.15
Объектно-ориентированное программирование
2.1.16
Операционные системы, среды и оболочки
2.1.17
Программирование Python
2.1.18
Производственная летняя педагогическая  практика
2.1.19
Разработка WEВ-приложений
2.1.20
Теория чисел
2.1.21
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.22
Числовые системы
2.1.23
Аналитическая геометрия
2.1.24
Компьютерное моделирование
2.1.25
Основы компьютерной графики
2.1.26
Теория преобразований плоскости
2.1.27
Теория рядов
2.1.28
Экономика
2.1.29
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.30
Дифференциальные уравнения
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.1.31
Иностранный язык 
2.1.32
Начала алгебры
2.1.33
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.34
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.35
Теоретические основы информатики
2.1.36
Основы мехатроники
2.1.37
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность 
2.1.38
Робототехника
2.1.39
Учебная ознакомительная практика
2.1.40
Концепции современного естествознания
2.1.41
Программное обеспечение ЭВМ
2.1.42
Русский язык и культура речи
2.1.43
Философия  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.6: Осуществляет поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.3: Владеет умением рационального распределения временных и информационных ресурсов
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
что такое информационная система;
3.1.2
назначение банков и баз знаний;
3.1.3
основы проектирования информационных систем средствами MS Visio;
3.1.4
общие механизмы языка UML
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать в системах управления базами данных;
3.2.2
проектировать и разрабатывать информационные системы;
3.2.3
программировать задачи  обработки  данных  в информационных системах.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы  с  персональным  компьютером  на высоком  пользовательском уровне;
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
3.3.2
средой разработки MS Visio информационных систем;
3.3.3
инструментарием  для построения UML схем
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы проектирования Информационных систем

 
1.1
Основные понятия технологии проектирования информационных систем  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
1.2
Разработка ИС предприятия /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
1.3
Основные понятия технологии проектирования информационных систем  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

6
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
1.4
Жизненный цикл программного обеспечения ИС  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
1.5
Жизненный цикл программного обеспечения ИС /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

6
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
1.6
Разработка технического задания. Разработка технического задания на создание ИС. Источники информации для формирования технического задания. Примеры заполнения разделов документ /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
 
Раздел 2. Унифицированный язык UML

 
2.1
Унифицированный язык визуального моделирования Unified Modeling Language /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.2
Унифицированный язык визуального моделирования Unified Modeling Language  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.3
Работа с программой объектно- ориентированного моделирования UML Modeler /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
2.4
Работа с программой объектно- ориентированного моделирования UML Modeler /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

8
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
 
Раздел 3. Анализ и моделирование ИС

 
3.1
Организация разработки ИС /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
3.2
Организация разработки ИС /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

6
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
3.3
Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
3.4
Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

6
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
3.5
Выполнение учебного проекта (структурный анализ) /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
3.6
Выполнение учебного проекта (объектный анализ) /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
3.7
Спецификация функциональных требований к ИС /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
3.8
Спецификация функциональных требований к ИС  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

6
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
9
0
 
 
Раздел 4. Методология моделирования бизнес-процессов

 
4.1
Методологии моделирования предметной области  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
10
0
 
4.2
Методологии моделирования предметной области /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

8
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
10
0
 
4.3
Спецификации настроек типовой ИС  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1

10
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
10
0
 
4.4
Моделирование бизнес-процессов  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
10
0
 
4.5
Моделирование бизнес-процессов  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

12
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
10
0
 
4.6
Моделирование бизнес-процессов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

8
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
10
0
 
4.7
Пример технического задания для рецензирования  /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1

4
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
10
0
 
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Раздел 5.  Моделирование информационного обеспечения ИС

 
5.1
Информационное обеспечение ИС /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
10
0
 
5.2
Информационное обеспечение ИС /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

8
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
10
0
 
5.3
Моделирование информационного обеспечения /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

8
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
10
0
 
5.4
Перечень типовых бизнес- процессов /Лаб/
Л1.1Л2.1

Э1

6
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
10
0
 
5.5
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1

36
УК-4.6 УК-6.3 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 ОПК-2.2 ОПК-2.3
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Понятие системы, ее основные свойства.

2. Схема автоматизированной системы с обратной связью, понятие объекта и субъекта управления.

3. Понятие автоматизированной экономической информационной системы.

4. Классификация ИС.

5. Структура ИС.

6. Автоматизированная информационная технология в составе ИС

7. Состав и характеристики функциональных подсистем ИС.

8. Состав обеспечивающих подсистем ИС.

9. Понятие проектирования ИС.

10. Способы автоматизации экономического объекта

11. Преимущества и недостатки внедрения готовой информационной системы перед ее разработкой собственными силами.

12. Преимущества и недостатки разработки ИС собственными силами перед  внедрением готовой информационной системы

13. Понятие методологии проектирования ИС.

14. Необходимость использования методологии

15. Состав проекта ИС.

16. Классификация методологий проектирования ИС.

17. Преимущества и недостатки восходящего подхода к автоматизации объекта управления.

18. Преимущества и недостатки нисходящего подхода к автоматизации объекта управления.

19. Преимущества и недостатки функционально-ориентированных методологий проектирования ИС.

20. Преимущества и недостатки объектно-ориентированных методологий проектирования ИС.

21. Принципы создания ИС.

22. Организационно-технологические принципы создания ИС.

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
23. Стадии жизненного цикла ИС.

24. Модели жизненного цикла ИС.

25. Основные недостатки каскадной модели жизненного цикла ИС.

26. Преимущества спиральной модели жизненного цикла ИС.

27. Предпроектная стадия создания ИС.

28. Процессный подход проектированию ИС.

29. Состав проектной документации стадии предпроектного обследования.

30. Стратегии выявления требований пользователей.

31. Методика информационного обследования бизнес-процессов.

32. Эскизное проектирование. Основные задачи.

33. техническое проектирование. Состав проектной документации.

34. Рабочее проектирование. Основные задачи.

35. Состав проектной документации стадии рабочего проектирования.

36. Постановка задачи.

37. Стадия ввода в эксплуатацию.

38. Основные особенности внедрения ЭИС.

39. Распределение обязанностей на стадии ввода в эксплуатацию.

40. Виды испытаний информационных систем на стадии ввода в эксплуатацию.

Вопросы к  экзамену

1. Определения бизнес-процесса. Свойства бизнес-процесса. Понятие бизнес-процесса

2. Классификация бизнес-процессов (по уровню значимости, структуре, назначению)

3. Классификация бизнес-процессов (по отношению к клиентам, уровню подробности рассмотрения, уровню сложности)

4. Элементы бизнес-процесса. Понятие процессного подхода

5. Управление бизнес-процессами. ВРМ

6. Отражение процессного подхода в международных стандартах

7. Понятие моделирования бизнес-процессов

8. Основные принципы моделирования бизнес-процессов

9. Эталонные и референтные модели

10. Понятие метода моделирования процессов

11. Описание процессов при помощи блок-схем

12. Моделирование процессов в нотации DFD

13. Моделирование процессов в нотации IDEF0

14. Моделирование процессов в нотации IDEF3

15. Моделирование бизнес-процессов в нотации ARIS

16. Сравнительный анализ методологий моделирования

17. Функциональные возможности  BPWin

18. Особенности применения инструментальных средств моделирования бизнес-процессов

19. Требования к инструментальным системам для моделирования бизнеса

20. Основные этапы развития языка UML. Особенности графического изображения диаграмм языка UML.

21. Виды диаграмм UML. Объектно-ориентированное проектирование и последовательность построения диаграмм.

22. Базовые принципы объектно-ориентированного проектирования (инкапсуляция, наследование, полиморфизм) и их моделирование с помощью диаграмм классов.

23. Классы и объекты. Стереотипы классов. Абстрактные и ассоциативные классы.

24. Понятие интерфейса. Технологии программирования, использующие механизм интерфейсов.

25. Отношения между классами (ассоциация, композиция, агрегация) и их графическое изображение на диаграмме классов.

26. Диаграмма деятельности. Особенности построения и использования диаграмм деятельности. Состояния и действия.

27. Диаграммы взаимодействия и их место среди других диаграмм UML.

28. Диаграммы последовательностей и их нотация. Линии жизни объектов Виды сообщений. Ветвление потока управления.

29. Диаграммы кооперации и их нотация. Объекты, классы, сообщения, связи и кооперации. Композитные и активные объекты, мультиобъекты.

30. Модель прецедентов как концептуальное представление системы в процессе ее разработки.

31. Формализация функциональных требований к системе с помощью диаграммы прецедентов. Спецификация нефункциональных требований с помощью сценариев.

32. Отношения между прецедентами: обобщение и включение.

33. Отношение расширения между прецедентами. Точка расширения и проверка условий.

34. Диаграмма развертывания. Представление ресурсоемких узлов. Соединения и зависимости на диаграмме развертывания.

35. Классификация CASE-средств. Характеристики наиболее известных CASE- средств построения диаграмм UML. Процессы оценки и выбора CASE-средств.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Тематика докладов с презентацией:

1. CALS -технологии.

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2. CRM системы.

3. Базовые принципы и функции управления проектом создания информационной системы.

4. Влияние информационной системы на организацию: микро и макро уровни.

5. Возможные ИС в организации.

6. Иерархия управления, иерархия ИС и ИТ.

7. Информационные системы и стратегия.

8. Инфраструктура информационного рынка.

9. ИС как среда реализации функций управления.

10. ИС как среда управления знаниями.

11. Модели электронного бизнеса

12. Обзор информационного рынка.

13. Основные концепции информационного менеджмента и их эволюция.

14. Основные этапы развития информационных технологий.

15. Планирование информационной системы организации.

16. Подходы к построению ИС.

17. Понятие, основные задачи и структура корпоративной информационной системы.

18. Постиндустриальное общество.

19. Причины создания информационной системы.

20. Проблемы электронного бизнеса и подходы к их решению.

21. Рынок информационных продуктов и услуг.

22. Управленческие решения по поводу информационной системы.

23. Участники процесса создания информационной системы.

24. Цепочка ценностей в информационных координатах.

25. Электронная экономика.

Темы лабораторных работ

1. Лабораторная работа 1. Разработка моделей бизнес-процессов предприятия оптовой торговли лекарственными препаратами

2. Лабораторная работа 2. Бизнес-процесс «Планирование закупок и размещение заказов поставщикам»

3. Лабораторная работа 3. Организация бизнес-процесса «Запасы-склад (оприходование товара)»

4. Лабораторная работа 4. Бизнес-процесс «Продажи»

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Григорьев, М. В. 
Проектирование информационных систем:  учебное пособие для вузов / М. В. Григорьев, И. И. Григорьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Тюмень : Тюменский государственный университет. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01305-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-400-01099-6 (Тюменский государственный университет). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434436 
Москва : Издательство Юрай, 2019
 
Л1.2
Бабич А.В.
ВВЕДЕНИЕ В UML. : УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Астапчук, В. А.
Корпоративные информационные системы требования при проектировании: учебное пособие для вузов / В. А. Астапчук, П. В. Терещенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08546-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/425572 
2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
стр. 11
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Живая Математика 5.0. (Виртуальный конструктор по математике). Windows XP\Vista\7\8\10; MacOS 10.6-10.13 на класс:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.9
SQL CAL ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Device CAL Арт.359-05410: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.10
VSProSubMSDN ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product al Product Art.77D-00161: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.11
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-314 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям. Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
 
стр. 12
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями. Методические указания к практическим занятиям. Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Методические указания к лабораторным занятиям. В результате проведения лабораторных работ, обучающиеся приобретают определенную систему знаний, умений и навыков работы с ИКТ и стандартной системой программного  обеспечения, необходимого для решения методических проблем обучения. Обучающиеся готовят к защите индивидуальные и групповые проекты. При этом у обучающихся  формируются  не только коммуникативные качества личности, но и  активная мотивация работы с ИКТ. Инновационность использования методических материалов  лабораторных занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности обучающихся в области применения ИКТ в своей практической деятельности.   Важнейшим компонентом обучения является не только приобретение обучающимися системы теоретических знаний. Большое значение при освоении программы модуля играет приобретение конкретных практических умений, вероятно, переходящих в  устойчивые навыки. Необходимо учитывать степень индивидуальной сформированности умений, и  изменения динамики компетенций на уровне представлений, умений и операционных навыков,  учитывать  степень обученности конкретным приемам  работы с  ИКТ при оценке знаний обучающихся данной предметной области знаний. Нормы и методика оценки результатов лабораторной работы могут быть детально разработаны  в процессе внедрения  и апробации модуля. Лабораторные  занятия призваны  сформировать  базовый уровень практических умений и навыков у обучающихся , необходимый им в дальнейшей профессиональной деятельности. Особенности выполнения лабораторных работ заключаются в том, что преподаватель работает со всей группой фронтально, консультируя как всю группу, так и отдельно взятого обучающегося . В течение всего времени будут работать, как индивидуально, так  и  в группах, выполняя задания, готовить отчет, доклад и презентацию. Это способствует как развитию индивидуальных, так и коммуникативных  способностей. Для эффективности работы следует стимулировать обучающихся  к постановке вопросов и их обсуждению. Методические указания к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
 
стр. 13
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Методические указания к зачету Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. Методические указания к экзамену. Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой. При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин. Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается. При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь. Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к 
 
стр. 14
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ. Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно: •в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); •в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения); •методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения). Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: •письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); •устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата). При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов. При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.