(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Вопросы к экзамену:
1.Анализ программных решений.
2. Документирование программных решений.
3. Разработка программных решений.
4. Тестирование программных решений.
5. Проектирование программных решений.
6. Сущность и принципы управления проектами. История развития управления проектами.
7. Функции и подсистемы управления проектами. Методы управления проектами.
8. Разработка концепции проекта.
9. Формирование идеи проекта. Предварительные исследования по проекту.
10. Проектный анализ. Оценка реализуемости проекта.
11. Технико-экономическое обоснование проекта.
12. Бизнес-план проекта.
13. Создание коммуникационной системы проекта.
14. Принципы построения организационных структур управления проектами.
Последовательность разработки и создания организационных структур управления проектами.
15. Современные средства организационного моделирования проектов.
16. Источники финансирования. Организационные формы финансирования. Организация
проектного финансирования.
17. Маркетинговые исследования при разработке проекта. Маркетинговая стратегия проекта.
Концепция маркетинга проекта.
18. Программа маркетинга проекта. Бюджет маркетинга проекта. Реализация маркетинга
проекта. Управление маркетингом в рамках управления проектами.
19. Состав и порядок разработки проектной документации. Управление разработкой проектной
документации.
20. Функции менеджера проекта.
21. Автоматизация проектных работ. Анализ программного обеспечения для управления
проектами.
22. Экспертиза проектно-сметной и проектной документации. Порядок проведения экспертизы.
23. Государственная и общественная экологическая экспертиза проектов.
24. Принципы оценки эффективности проектов. Исходные данные для расчета эффективности. эффективности проекта.
26. Процесс планирования проекта.
27. Структура разбиения работ. Ошибки планирования.
28. Детальное планирование.
29. Детальное планирование.
30. Ресурсное планирование.
31. Сметное и календарное планирование.
32. Документирование плана проекта.
33. Принципы управления стоимостью проекта. Оценка стоимости проекта.
34. Бюджетирование проекта.
35. Методы контроля стоимости проекта.
36. Отчетность по затратам.
37. Мониторинг работ по проекту.
38. Анализ результатов по проекту.
39. Принятие решений по проекту.
40. Управление изменениями по проекту.
41. Пусконаладочные работы. Приемка в эксплуатацию законченных объектов.
42. Закрытие контракта по проекту.
43. Выход из проекта.
44. Взаимосвязь объемов, продолжительности и стоимости работ.
45. Методы управления содержанием работ.
46. Структура и объемы работ.
47. Управление временем по проекту.
48. Управление производительностью труда по проекту.
49. Современная концепция управления качеством.
50. Управление качеством проекта.
Тематика докладов:
1. Описание проектируемой системы и ее модулей.
2. Информационные объекты системы.
3. Функциональные характеристики системы.
4. Цели и задачи системы.
5. Определение рабочей области моделирования.
6. Построение диаграмм IDEF0, DFD, IDEF3, IDEF1x.
7. Применение CASE-средств проектирования систем и ПО.
9. Принципы создания моделей и работы с соответствующим инструментарием.
10. Основные положения методологии RUP.
11. Выявление требований к системе.
12. Диаграммы деятельности.
13. Потоки объектов
14. Диаграммы взаимодействия.
15. Диаграммы последовательности и кооперации.
16. Потоки данных.
17. Создание связей между классами.
18. Атрибуты и операции и их спецификации.
19. Диаграммы классов.
20. Взаимосвязь диаграмм классов и последовательностей.
21. Диаграммы состояний объектов системы.
22. Группировка классов в пакеты.
23. Построение диаграмм пакетов.
24. Диаграммы компонентов и размещения.
25. Создание связей между классами.
Примерная тематика курсовых проектов по дисциплине «Проектный практикум»
1.Разработка информационной системы управления продажами продукции с использованием индивидуального процесса разработки
программного обеспечения.
2 Разработка информационной системы управления продажами услуг с использованием индивидуального процесса разработки
программного обеспечения.
3 Разработка информационной системы управления производством продукции с использованием индивидуального процесса разработки
программного обеспечения.
4 Разработка информационной системы управления хранением продукции на складах длительного хранения с использованием
индивидуального процесса разработки программного обеспечения.
5 Разработка информационной системы управления движением электропоездов с использованием индивидуального процесса
разработки программного обеспечения.
6 Разработка информационной системы управления лицевыми счетами абонентов оператора сотовой связи с использованием
индивидуального процесса разработки программного обеспечения.
7 Разработка информационной системы управления работой системы речных шлюзов с использованием индивидуального процесса
разработки программного обеспечения.
8 Разработка информационной системы управления продажами продукции с использованием индивидуального процесса разработки
программного обеспечения.
9 Разработка информационной системы управления продажами услуг с использованием командного процесса разработки программного
обеспечения.
10 Разработка информационной системы управления производством продукции с использованием командного процесса разработки
программного обеспечения.
11 Разработка информационной системы управления хранением скоропортящейся продукции с использованием командного процесса
разработки программного обеспечения.
12 Разработка информационной системы управления хранением продукции на складах длительного хранения с использованием
командного процесса разработки программного обеспечения.
13 Разработка информационной системы управления движением электропоездов с использованием командного процесса разработки
программного обеспечения.
14 Разработка информационной системы управления лицевыми счетами абонентов оператора сотовой связи с использованием командного
процесса разработки программного обеспечения.
15 Разработка информационной системы управления работой системы речных шлюзов с использованием командного процесса разработки
программного обеспечения.
16 Разработка информационной системы управления продажами продукции с использованием модели зрелости возможностей.
18 Разработка информационной системы управления хранением скоропортящейся продукции с использованием модели зрелости возможностей.
19 Разработка информационной системы управления хранением продукции на складах длительного хранения с использованием
модели зрелости возможностей.
20 Разработка информационной системы управления движением электропоездов с использованием модели зрелости возможностей.
21 Разработка информационной системы управления лицевыми счетами абонентов оператора сотовой связи с использованием модели
зрелости возможностей.
22 Разработка информационной системы управления работой системы речных шлюзов с использованием модели зрелости возможностей.
23 Разработка информационной системы управления продажами продукции с использованием экстремального программирования.
24 Разработка информационной системы управления продажами услуг с использованием экстремального программирования.
25 Разработка информационной системы управления производством продукции с использованием экстремального программирования.
26 Разработка информационной системы управления хранением скоропортящейся продукции с использованием экстремального
программирования.
27 Разработка информационной системы управления хранением продукции на складах длительного хранения с использованием
экстремального программирования.
28 Разработка информационной системы управления движением электропоездов с использованием экстремального
программирования.
29 Разработка информационной системы управления лицевыми счетами абонентов оператора сотовой связи с использованием
экстремального программирования.
30 Разработка информационной системы управления работой системы речных шлюзов с использованием экстремального
программирования.
http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,
оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса
Методические указания к курсову проектированию
Выполнение курсового проекта по дисциплине «Проектный практикум» для направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» проводится с целью закрепления и развития теоретических знаний, формирования у обучающихся навыков работы в команде по выполнению проектов разработки информационной системы на всех стадиях жизненного цикла.
Курсовой проект позволяет решить следующие задачи:
1.Развитие умения осуществлять выбор варианта технологии проектирования информационной системы и соответствующих ей инструментальных средств проектирования;
2. Получение практических навыков разработки плана проекта, календарного графика, распределения исполнителей по задачам проекта;
3. Умение вырабатывать и реализовывать проектные решения по реализации проекта информационной системы, включая информационное, программное, и технологическое обеспечение информационной системы, ориентированное на конкретную техническую платформу;
4. Закрепление умения выполнять технико-экономическое обоснование целесообразности предложенного варианта проектирования.
Проект должен быть разработан с учетом использования методологии выбранной технологии проектирования, современных вычислительной техники и инструментального средства проектирования (ППП, САSEсредств, языков высокого уровня, макросредств, средств RAD-технологии).
Внимательное изучение методических рекомендаций позволит студентам более качественно проводить исследования и не допускать ошибок при выполнении курсового проекта, что в свою очередь, повысит качество образовательного процесса и уровень выпускников.
Примерная структура курсового проекта:
Титульный лист 1стр.
Задание 1стр.
Содержание 1-2 стр.
Введение 1-2 стр.
Основная часть 20-25 стр. из них:
Теоретическая часть (теоретические и методические основы исследуемого вопроса) 8-10 стр.
Практическая часть 12-15 стр.
Заключение 1-2 стр.
Библиографический список не менее 20 источников
10 Приложения (включают примеры входных и выходных данных) по необходимости.
Требования к разработке структурных элементов курсового проекта
Разработка введения
Введение (общим объемом не более 2 страниц) должно содержать общие сведения о проекте, его краткую характеристику, резюме по разделам. В нем необходимо отразить:
• актуальность выбранной темы;
• объект и предмет исследования;
• цель и задачи, решаемые в проекте;
• какие решения выносятся на защиту;
• используемые методики;
• практическую значимость полученных результатов.
Во введении необходимо также описать кратко (по одному абзацу) содержание глав проекта. Например: В разделе «...» (наименование раздела) проведен ...
Разработка основной части курсового проекта Основная часть состоит из трех разделов. В первом разделе "Аналитическая часть" содержится следующее:
• Анализ предметной деятельности (характеристика выбранного вида деятельности, диаграмма организационной и управленческой структуры, структура информационных потоков, структура документооборота, структура финансовых потоков в целом и по годам);
• Анализ предметной области (состав субъектов внешней среды, обеспечение выбранного вида деятельности);
• Моделирование бизнес-процессов (модели основных бизнеспроцессов, модели вспомогательных бизнес-процессов, оценка эффективности бизнес-процессов);
• Формирование ранжированного перечня проблем; • Выбор и обоснование важности проблемы для решения;
• Постановка задачи;
• Формализация требований заказчика;
• Анализ вариантов решения проблемы;
• Выбор и обоснование компонентов проектного решения (выбор платформы, выбор системы программирования, выбор
Во втором разделе "Проектная часть" должно быть отражено:
• Архитектура программного продукта (перечень программных функций, дерево программных модулей, иерархия пользователей, сценарии использования);
• Проектирование структуры данных (концептуальная, логическая модель базы данных);
• Проектирование алгоритмов обработки данных (перечень входных и выходных показателей, формулы расчета выходных показателей, блок-схемы алгоритмов обработки данных, блок-схемы технологического процесса обработки данных);
• Проектирование пользовательского интерфейса (макеты экранных форм, дерево переходов, сценарии человеко-машинного диалога, защита от несанкционированного доступа к системе).
Третий раздел "Практическая часть" носит прикладной характер. В нем необходимо указать:
• Физическую модель данных;
• Испытания программного продукта (обоснование выбора методики испытаний, оценка результатов испытаний, выполнение программы испытаний);
• Оценку эффективности программного продукта (обоснование выбора методики оценки эффективности, расчет показателей эффективности);
• Руководство пользователя;
• Руководство системного администратора;
• Руководство по развертыванию программного продукта.
Разработка заключения
Заключение рекомендуется оформить в виде краткого конспекта по разделам курсового проекта, отразив основные проектные решения, разработанные методики и модели, подвести итоги проведенных исследований, соотнеся их с целью и задачами исследования, сформулированными во введении.
Оформление библиографического списка В библиографический список включаются источники, на которые есть ссылки в тексте курсового проекта (не менее 20 источников). Обязательно присутствие источников, опубликованных в течение последних 3-х лет и зарубежных источников. Необходимо стремиться к ясности и самостоятельности изложения, не повторять текстов из литературных источников. Все цитаты, заимствованные цифры и факты должны иметь ссылки на источники.
Оформление Приложения
Приложения являются самостоятельной частью работы. В приложениях курсового проекта помещают материал, дополняющий основной текст. Приложениями могут быть: • графики, схемы, диаграммы;
• таблицы большого формата;
• статистические данные;
• формы различной отчетности;
• скриншоты диалоговых окон, отражающие процесс выполнения задачи;
• документы, полученные в результате выполнения приложения;
• текст программного модуля, представленного в блок-схеме;
• программное приложение и сам текст на электронном носителе;
• технические документы и/или их фрагменты, а также тексты, которые по разным причинам не могут быть помещены в основной работе.
Методические указания к зачету с оценкой.
Анализ содержания КР должен свидетельствовать о том, что работы содержат реальные результаты исследований, с использованием знаний, полученных как в процессе обучения, так и самостоятельно, проанализированных с применением современных информационных средств и методов исследований, изложенных технически грамотным языком, что подтверждает сформированность профессиональных компетенций.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.