(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Галямова Э.Х.
ции
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Проработка лекционного материала.
Подготовка к лабораторным занятиям.
Домашняя работа студентов (решение задач).
Подготовка рефератов по выбранной теме.
Подготовка к зачету.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Примерный перечень вопросов к зачету.
1. Тело, форма, вещество
2. Строение вещества
3. Демонстрационный. Эксперимент
4. Молекулы и атомы
5. Моделирование молекул
6. Три состояния вещества
7. Наблюдение воды в различных состояниях
8. Вода и еѐ свойства
9. Испарение, конденсация и отвердевание воды
10. Поверхностное натяжение жидкости
11. Мыльные пузыри
12. Воздух. Состав воздуха. Обнаружение кислорода в составе воздуха.
13. Свойства воздуха. Сборка воздушной вертушки
14. Давление воздуха. Принцип полета планера.. Моделирование планера
15. Строение твѐрдых тел . Моделирование кристаллов
16. В чем отличие живой и неживой природы?
17. Земля наш дом. Строение Земли.
18. Глобус – модель Земли
19. Атмосфера. Атмосферное давление, барометр.
20. Измерение атмосферного давления барометром
21. Солнечная система. Планеты
22. Модель Солнечной системы
23. Луна. Спутник планеты Земля
24. Методы исследования космического пространства.
26. «Земля -планета Солнечной системы и место обитания человека»
27. Пространство. Горизонт. Стороны горизонта.
28. Ориентирование. Как устроен компас? Ориентирование с помощью компаса
Темы рефератов:
1. Движение материальной точки на плоскости. Вектор перемещения, поляр-ные координаты. Скорость, ускорение.
2. Прямолинейное и криволинейное движение. Нормальное и тангенциаль-ное ускорение.
3. Динамика материальной точки. Законы Ньютона. Инерциальные системы отсчёта.
4. Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса.
5. Основное уравнение динамики поступательного движения. Движение цен-тра масс.
6. Понятия энергии, работы, мощности. Закон сохранения и превращения механической энергии.
7. Уравнение моментов. Закон сохранения момента импульса.
8. Механика твёрдого тела. Вращение вокруг неподвижной оси. Плоское движение.
9. Принцип относительности в механике. Преобразования Галилея и Лорен-ца.
10. Математический и физический маятник. Вычисление момента инерции тел.
11. Колебания и волны. Гармонические колебания. Сложение различных колебаний.
12. Затухающие и вынужденные колебания. Автоколебательные процессы.
13. Типы волн, их суперпозиция. Стоячие волны. Примеры.
14. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Расчёт давления газа.
15. Газовые законы. Понятие идеального газа. Уравнение состояния идеального газа.
16. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Запись уравнения через постоянную Больцмана и плотность газа.
17. Первое начало термодинамики. Применение его к изопроцессам.
18. Теплоёмкость термодинамической системы при постоянном объёме и давлении. Уравнение адиабаты.
19. Понятие энтропии. Показать, что энтропия является функцией состояния системы.
20. Второе начало термодинамики. Статистический характер второго начала.
21. Тепловые машины и цикл Карио. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.
22. Распределение молекул газа по скоростям. Функции распределения Мак-свелла и Больцмана.
23. Элементарный вывод барометрической формулы Больцмана.
24. Реальные газы, их изотермы. Уравнение Ван-дер-Ваальса.
25. Математический анализ уравнения Ван-дер-Ваальса. Критические пара-метры, их физический смысл.
26. Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле, его напряжён-ность. Линии напряжённости для однородных и неоднородных полей. Плотность заряда (поверхностная, объёмная).
27. Теорема Гаусса. Расчёт электрического поля с использованием теоремы Гаусса: конкретные примеры.
28. Работа электрического поля по перемещению заряда. Потенциальная энергия заряда и потенциал электрического поля. Эквипотенциальные поверхности. Градиент потенциала.
29. Проводник в электрическом поле. Поверхностные заряды. Электрическое поле заряжённого проводника: вне и в полости. Электростатическая защи-та. Цилиндр Фарадея.
30. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектрика. Виды поляризации. Вектор поляризации. Диэлектрическая восприимчивость.
31. Поле внутри диэлектрика. Электрическое смещение. Диэлектрическая проницаемость. Теорема Гаусса для вектора. Расчёт поля в диэлектриках.
32. Электроёмкость. Конденсаторы, их ёмкость. Энергия заряженного конденсатора. Выражение для плотности энергии электростатического поля.
33. Постоянный электрический ток. Законы Ома. Сопротивление проводни-ков. Электродвижущая сила (ЭДС). Правила Кирхгофа.
34. Работа и мощность тока. Энергия, выделяемая в цепи постоянного тока. Зависимость мощности от нагрузки. Закон Джоуля-Ленца.
35. Электрический ток в полупроводниках. Типы полупроводников: приме-ры. Сравнение свойств проводников, диэлектриков и полупроводников.
36. Чистые (собственные) и легированные полупроводники, их энергетиче-ские диаграммы. Вырожденные полупроводники. Примесная проводимость, её зависимость от температуры.
37. Полупроводниковые приборные структуры: электронно-дырочный пере-ход, гетероструктура, барьер Шоттки, МДП-структуры и др. Примеры приборов на основе таких структур.
38. Электрический ток через электролиты. Физический механизм электроли-тической диссоциации. Электролиз. Законы Фарадея. Технические приме-нения электролиза.
39. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разря-ды, их вольт-амперные характеристики. Физический механизм ударной ионизации.
40. Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Закон 3/2. Дру-гие виды электронной эмиссии. Соотношение Эйнштейна для фотоэффек-та. Управление электронными пучками. ЭЛТ.
41. Электромагнетизм. Взаимодействие токов. Магнитное поле и его характе-ристики. Линии магнитной индукции. Магнитное поле прямолинейного проводника с током. Закон Био-Савара.
42. Действие магнитного поля на заряженную частицу и на проводник с то-ком. Сила Лоренца и сила Ампера. Правило левой руки.
43. Контур с током в однородном магнитном поле и магнитное поле контура с током. Момент сил, действующий на
44. Магнитное поле в веществе. Намагниченность. Магнитная восприимчи-вость и магнитная проницаемость. Физическая природа магнетизма. Маг-нетики, их виды.
45. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. ЭДС индукции, возникаю-щая в прямолинейном проводнике при его движении в магнитном поле. Правило правой руки.
46. Правило Ленца для электромагнитной индукции. Объяснение диамагнит-ных явлений. Величина ЭДС индукции. Вихревое электрическое поле и его связь с магнитным полем. Токи Фуко
47. Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Понятие об индуктивности, единица её измерения. Роль катушки индуктивности в колебательном кон-туре.
48. Переменный ток. Условие квазистационарности. Вращение рамки в одно-родном магнитном поле. Учёт ЭДС самоиндукции. Период и частота переменного тока.
49. Действующие (эффективные) значения ЭДС, напряжения и силы перемен-ного тока. Индуктивность и ёмкость в цепи переменного тока. Учёт актив-ного сопротивления.
50. Электромагнитные колебания и волны. Колебательный разряд конденсатора, превращения энергии в закрытом колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Электрический резонанс.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.
В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.