2022-2023_b44_03_05 М и Ф 024_ 924 гр__plx_Организация дополнительного образования (по второму профилю) Экспериментальная физика_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Экспериментальная физика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.т.н, доцент, Бурханова Ю.Н. _________________
 
 
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Экспериментальная физика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является изложение физики как единой науки, опирающейся на небольшое число фундаментальных законов, обобщающих необозримое количество опытных фактов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать четкое понимание основ теории по дисциплине "Физика".
1.4
овладение умением пользоваться аппаратами физики.
1.5
Формирование предметной культуры будущего учителя по физике.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Олимпиадные задачи по физике
2.1.2
Электричество и магнетизм
2.1.3
Механика
2.1.4
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.5
Дискретная математика
2.1.6
История математики
2.1.7
Курсовая работа по математике
2.1.8
Методика обучения предмету "Математика"
2.1.9
Методика обучения предмету "Физика"
2.1.10
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.1.11
Проективная геометрия
2.1.12
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.1.13
Конструктивная геометрия
2.1.14
Курсовая работа по Физике
2.1.15
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.16
Ациклические виды спорта
2.1.17
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.18
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.19
Организация внеучебной деятельности
2.1.20
Теория преобразований плоскости
2.1.21
Теория чисел
2.1.22
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.23
Циклические виды спорта
2.1.24
Числовые системы
2.1.25
Элементарная геометрия
2.1.26
Аналитическая геометрия
2.1.27
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
2.1.28
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.29
Молекулярная физика и термодинамика
2.1.30
Социология
2.1.31
Специальные методы решения задач по физике
2.1.32
Теория рядов
2.1.33
Астрономия
2.1.34
Астрофизика
2.1.35
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.36
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.37
Образовательное право   
2.1.38
Психолого-педагогический практикум
2.1.39
Теория и технология обучения
2.1.40
Учебная практика. Практикум по решению задач по физике
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
2.1.41
Элементарная алгебра
2.1.42
Дифференциальные уравнения
2.1.43
Иностранный язык
2.1.44
Мультимедиа технологии в образовании
2.1.45
Начала алгебры
2.1.46
Общая и социальная психология
2.1.47
Робототехника
2.1.48
Теория и технология  воспитания   
2.1.49
Безопасность жизнедеятельности
2.1.50
Вводный курс математики
2.1.51
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.52
История (история России, всеобщая история)
2.1.53
Ознакомительная практика
2.1.54
Основы математического анализа
2.1.55
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.56
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.57
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.58
Концепции современного естествознания
2.1.59
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.60
Русский язык и культура речи
2.1.61
Физическая культура и спорт
2.1.62
Философия  
2.1.63
Производственная летняя педагогическая  практика
2.1.64
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.65
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.66
Учебная ознакомительная практика
2.1.67
2.1.68
Ациклические виды спорта
2.1.69
Учебная практика  по решению задач по физике
2.1.70
Учебная практика по решению  задач повышенной сложности
2.1.71
Мультимедиа технологии в образовании
2.1.72
Астрофизика
2.1.73
Олимпиадные задачи по физике
2.1.74
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вычислительный эксперимент в физике
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Дифференциальная геометрия
2.2.5
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1: Проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах
 
УК-2.2: Демонстрирует знание правовых норм достижения поставленной цели в сфере реализации проекта
 
УК-2.3: Демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта
 
УК-2.4: Осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
УК-2.5: Выявляет и анализирует различные способы решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
УК-3.2: Планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
 
УК-3.3: Осуществляет обмен информацией с другими членами команды, осуществляет презентацию результатов работы команды
 
УК-3.4: Осуществляет выбор стратегий и тактик взаимодействия с заданной категорией людей (в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому и религиозному признаку, по принадлежности к социальному классу)
 
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.4: Создает на русском языке грамотные и непротиворечивые письменные тексты реферативного характера
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
УК-5.2: Соблюдает требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.3: Умеет выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.3: Владеет умением рационального распределения временных и информационных ресурсов
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.5: Демонстрирует умение разрабатывать программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.4: Применяет различные подходы к учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.3: Применяет психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
ОПК-7.2: Проводит отбор и применение форм, методов и технологий взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной деятельности, внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
• о Вселенной в целом как физическом объекте и её эволюции;
3.1.2
• о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенно-сти естествознания и возможности его дальнейшего развития;
3.1.3
• о дискретности и непрерывности в природе;
3.1.4
• о единстве волновых и корпускулярных свойств вещества в мик-ромире;
3.1.5
• о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности в строении материи, о переходах порядок-беспорядок и наоборот;
3.1.6
• о динамических и статистических закономерностях в природе;
3.1.7
• о вероятности как объективной характеристике природных сис-тем;
3.1.8
• об измерениях и их специфичности в различных разделах естест-вознания;
3.1.9
• о физических основах микроэлектроники;
3.1.10
• о фундаментальных константах естествознания.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
• самостоятельно работать с учебной, учебно-методической и научной литературой;
3.2.2
• выделить конкретное физическое содержание в прикладных зада-чах будущей деятельности;
3.2.3
• подготовить и провести эксперименты и лабораторные работы.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
• самостоятельной работы с научной и научно популярной литера-турой;
3.3.2
• подготовки и проведения физического эксперимента.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Физические основы механики

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
1.2
Механические колебания и волны

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

3
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
1.3
Молекулярная физика и термодинамика /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
1.4
Электричество и магнетизм /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
1.5
Оптика /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
1.6
Ядерная физика /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
1.7
Изучение динамики поступательного движения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
1.8
Изучение универсального измерителя тока, напряжения и сопротивления /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
1.9
Изучение осциллографа /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
1.10
Определение удельного сопротивления проводника /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
1.11
Исследование электростатического поля /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
1.12
Изучение теоретического материала.

Проработка лекционного материала.

Подготовка к лабораторным занятиям.

Домашняя работа студентов (решение задач).

Подготовка рефератов по выбранной теме.

Подготовка к зачету.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
1.13
Определение фокусного расстояния линзы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
стр. 11
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
1.14
Изучение поляризации света. Экспериментальная проверка закона Малюса /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
1.15
Изучение поляризационных свойств полуволновой и четвертьволновой пластинок /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

34
УК-1.2 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-4.4 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.3 ОПК-2.5 ОПК-3.4 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.3 ОПК-7.2 ОПК-8.3 ОПК-8.5
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов к зачету.

1. Тело, форма, вещество

2. Строение вещества

3. Демонстрационный. Эксперимент

4. Молекулы и атомы

5. Моделирование молекул

6. Три состояния вещества

7. Наблюдение воды в различных состояниях

8. Вода и еѐ свойства

9. Испарение, конденсация и отвердевание воды

10. Поверхностное натяжение жидкости

11. Мыльные пузыри

12. Воздух. Состав воздуха. Обнаружение кислорода в составе воздуха.

13. Свойства воздуха. Сборка воздушной вертушки

14. Давление воздуха. Принцип полета планера.. Моделирование планера

15. Строение твѐрдых тел . Моделирование кристаллов

16. В чем отличие живой и неживой природы?

17. Земля наш дом. Строение Земли.

18. Глобус – модель Земли

19. Атмосфера. Атмосферное давление, барометр.

20. Измерение атмосферного давления барометром

21. Солнечная система. Планеты

22. Модель Солнечной системы

23. Луна. Спутник планеты Земля

24. Методы исследования космического пространства.

 
стр. 12
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
25. Моделирование ракеты

26. «Земля -планета Солнечной системы и место обитания человека»

27. Пространство. Горизонт. Стороны горизонта.

28. Ориентирование. Как устроен компас? Ориентирование с помощью компаса

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1. Движение материальной точки на плоскости. Вектор перемещения, поляр-ные координаты. Скорость, ускорение.

2. Прямолинейное и криволинейное движение. Нормальное и тангенциаль-ное ускорение.

3. Динамика материальной точки. Законы Ньютона. Инерциальные системы отсчёта.

4. Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса.

5. Основное уравнение динамики поступательного движения. Движение цен-тра масс.

6. Понятия энергии, работы, мощности. Закон сохранения и превращения механической энергии.

7. Уравнение моментов. Закон сохранения момента импульса.

8. Механика твёрдого тела. Вращение вокруг неподвижной оси. Плоское движение.

9. Принцип относительности в механике. Преобразования Галилея и Лорен-ца.

10. Математический и физический маятник. Вычисление момента инерции тел.

11. Колебания и волны. Гармонические колебания. Сложение различных колебаний.

12. Затухающие и вынужденные колебания. Автоколебательные процессы.

13. Типы волн, их суперпозиция. Стоячие волны. Примеры.

14. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Расчёт давления газа.

15. Газовые законы. Понятие идеального газа. Уравнение состояния идеального газа.

16. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Запись уравнения через постоянную Больцмана и плотность газа.

17. Первое начало термодинамики. Применение его к изопроцессам.

18. Теплоёмкость термодинамической системы при постоянном объёме и давлении. Уравнение адиабаты.

19. Понятие энтропии. Показать, что энтропия является функцией состояния системы.

20. Второе начало термодинамики. Статистический характер второго начала.

21. Тепловые машины и цикл Карио. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.

22. Распределение молекул газа по скоростям. Функции распределения Мак-свелла и Больцмана.

23. Элементарный вывод барометрической формулы Больцмана.

24. Реальные газы, их изотермы. Уравнение Ван-дер-Ваальса.

25. Математический анализ уравнения Ван-дер-Ваальса. Критические пара-метры, их физический смысл.

26. Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле, его напряжён-ность. Линии напряжённости для однородных и неоднородных полей. Плотность заряда (поверхностная, объёмная).

27. Теорема Гаусса. Расчёт электрического поля с использованием теоремы Гаусса: конкретные примеры.

28. Работа электрического поля по перемещению заряда. Потенциальная энергия заряда и потенциал электрического поля. Эквипотенциальные поверхности. Градиент потенциала.

29. Проводник в электрическом поле. Поверхностные заряды. Электрическое поле заряжённого проводника: вне и в полости. Электростатическая защи-та. Цилиндр Фарадея.

30. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектрика. Виды поляризации. Вектор поляризации. Диэлектрическая восприимчивость.

31. Поле внутри диэлектрика. Электрическое смещение. Диэлектрическая проницаемость. Теорема Гаусса для вектора. Расчёт поля в диэлектриках.

32. Электроёмкость. Конденсаторы, их ёмкость. Энергия заряженного конденсатора. Выражение для плотности энергии электростатического поля.

33. Постоянный электрический ток. Законы Ома. Сопротивление проводни-ков. Электродвижущая сила (ЭДС). Правила Кирхгофа.

34. Работа и мощность тока. Энергия, выделяемая в цепи постоянного тока. Зависимость мощности от нагрузки. Закон Джоуля-Ленца.

35. Электрический ток в полупроводниках. Типы полупроводников: приме-ры. Сравнение свойств проводников, диэлектриков и полупроводников.

36. Чистые (собственные) и легированные полупроводники, их энергетиче-ские диаграммы. Вырожденные полупроводники. Примесная проводимость, её зависимость от температуры.

37. Полупроводниковые приборные структуры: электронно-дырочный пере-ход, гетероструктура, барьер Шоттки, МДП-структуры и др. Примеры приборов на основе таких структур.

38. Электрический ток через электролиты. Физический механизм электроли-тической диссоциации. Электролиз. Законы Фарадея. Технические приме-нения электролиза.

39. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разря-ды, их вольт-амперные характеристики. Физический механизм ударной ионизации.

40. Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Закон 3/2. Дру-гие виды электронной эмиссии. Соотношение Эйнштейна для фотоэффек-та. Управление электронными пучками. ЭЛТ.

41. Электромагнетизм. Взаимодействие токов. Магнитное поле и его характе-ристики. Линии магнитной индукции. Магнитное поле прямолинейного проводника с током. Закон Био-Савара.

42. Действие магнитного поля на заряженную частицу и на проводник с то-ком. Сила Лоренца и сила Ампера. Правило левой руки.

43. Контур с током в однородном магнитном поле и магнитное поле контура с током. Момент сил, действующий на 

 
стр. 13
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
контур. Магнитный момент контура с током.

44. Магнитное поле в веществе. Намагниченность. Магнитная восприимчи-вость и магнитная проницаемость. Физическая природа магнетизма. Маг-нетики, их виды.

45. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. ЭДС индукции, возникаю-щая в прямолинейном проводнике при его движении в магнитном поле. Правило правой руки.

46. Правило Ленца для электромагнитной индукции. Объяснение диамагнит-ных явлений. Величина ЭДС индукции. Вихревое электрическое поле и его связь с магнитным полем. Токи Фуко

47. Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Понятие об индуктивности, единица её измерения. Роль катушки индуктивности в колебательном кон-туре.

48. Переменный ток. Условие квазистационарности. Вращение рамки в одно-родном магнитном поле. Учёт ЭДС самоиндукции. Период и частота переменного тока.

49. Действующие (эффективные) значения ЭДС, напряжения и силы перемен-ного тока. Индуктивность и ёмкость в цепи переменного тока. Учёт актив-ного сопротивления.

50. Электромагнитные колебания и волны. Колебательный разряд конденсатора, превращения энергии в закрытом колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Электрический резонанс.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Н. П. Калашников, В. И. Кошкин.
Физика. Графические методы решения задач: Калашников, Н. П. Физика. Графические методы решения задач : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. П. Калашников, В. И. Кошкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00186-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437217
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. Д. Косинов, А. Г. Костюрина, О. А. Брагин
Методы физического эксперимента :  учеб. пособие для вузов Косинов, А. Д. Методы физического эксперимента : учебное пособие для вузов / А. Д. Косинов, А. Г. Костюрина, О. А. Брагин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 86 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07207-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442135
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Кравченко, Н. Ю.
Физика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата Кравченко, Н. Ю. Физика : учебник и практикум для вузов / Н. Ю. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 300 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01027-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433421
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 14
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-313 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля  и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, наборы демонстрационного оборудования, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

 
стр. 15
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.