МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Математики, физики и методик их обучения
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация дополнительного образования (по первому профилю) Организация математических турниров и олимпиад
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: b44.03.05 М и И 121,021, 921 гр..plx
к.п.н., доцент, Галямова Э.Х. _________________
Организация дополнительного образования (по первому профилю) Организация математических турниров и олимпиад
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Галямова Э.Х.
Математики, физики и методик их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: b44.03.05 М и И 121,021, 921 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся методических умений, необходимых для организации качественного обучения математике в профильных классах и сформировать практические навыки организации дополнительного образования.
углубление и расширение программы курса дополнительного образования;
овладение студентами организации дополнительного образования в профильной школе, гимназиях и лицеях, которые базируются на прочной основе математических дисциплин;
сформировать необходимые навыки взаимодействия с участниками образовательных отношений.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
Организация внеучебной деятельности
Методы психолого-педагогического исследования
Теория преобразований плоскости
Возрастная и педагогическая психология
Психолого-педагогический практикум
Теория и технология обучения
Дифференциальные уравнения
Теоретические основы информатики
Теория и технология воспитания
Основы алгоритмизации и программирования
Основы математического анализа
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Объектно-ориентированное программирование
Технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
Математическая логика и теория алгоритмов
Учебная практика. Практика по программированию
Общая и социальная психология
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
История (история России, всеобщая история)
Алгоритмы и структуры данных
Концепции современного естествознания
Программное обеспечение ЭВМ
Русский язык и культура речи
УП: b44.03.05 М и И 121,021, 921 гр..plx
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Производственная практика по воспитательной работе
Учебная практика по программированию
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
Основания геометрии и неевклидова геометрия
Практикум по решению задач на ПК
Проектирование информационных систем
Теория вероятностей и математическая статистика
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Дифференциальная геометрия
Производственная преддипломная практика
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1: Демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
УК-5.2: Соблюдает требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
ОПК-2.4: Демонстрируем умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
ОПК-2.5: Демонстрирует умение разрабатывать программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-7.1: Определяет состав участников образовательных отношений, их права и обязанности в рамках реализации образовательных программ, в том числе в урочной деятельности, внеурочной деятельности, коррекционной работе
ОПК-7.2: Проводит отбор и применение форм, методов и технологий взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной деятельности, внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
УП: b44.03.05 М и И 121,021, 921 гр..plx
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
основные понятия и утверждения, входящие в содержание дисциплины,
основные содержательные линии школьного курса математики,
методики формирования математических понятий, умений,
методики изучения теорем и работы с математическими заданиями,
способы и методы решения школьных задач.
применять различные формы организации учебного процесса в средней школе,
решать практико-ориентированные задачи по разделам курса,
применять теоретический материал,
творчески подходить к решению профессиональных задач,
строить математические модели задач, приводить их к нужному виду,
выбирать и реализовывать наиболее рациональный метод решения задачи,
организовывать самостоятельную деятельность учащихся по
основами методической культуры учителя математики,
базовыми профессиональными умениями (анализировать, конструировать, оценивать свою деятельность и деятельность учащихся),
навыками формирования у учащихся математических понятий, теорем, задач,
разнообразными методами, приемами и способами организации деятельности учащихся,
основными методами решения школьных математических задач,
современными информационными технологиями при подготовке и проведении уроков математики.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Изучение математики в профильной
школе.
Углубленное изучение математики в средней школе.
/Лек/
Углубленное изучение математики в средней школе.
/Пр/
Раздел 2. Изучение действительных чисел в
старшей школе.
Делимость целых чисел. /Лек/
Задачи с целочисленными неизвестными. /Пр/
Задачи с целочисленными неизвестными. /Ср/
Раздел 3. Методика изучения комплексных чисел.
Изучение комплексных чисел. /Лек/
УП: b44.03.05 М и И 121,021, 921 гр..plx
Проектирование учебно-иследовательских задач с комплексными числами. /Пр/
Раздел 4. Числовые последовательности.
Предел числовой последовательности. /Лек/
Предел числовой последовательности. /Пр/
Раздел 5. Функции и их графики.
Графики функций, содержащих модули. /Лек/
Графики функций, содержащих модули. /Пр/
Графики сложных функций. /Ср/
Раздел 6. Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.
Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся. /Лек/
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.Организация олимпиад и математических турниров. /Пр/
Внеурочная деятельность по математике. /Лек/
Составление олимпиадных задач. /Ср/
Раздел 7. Учебно-иследовательская деятельность обучающихся.
Учебно-иследовательская деятельность обучающихся. /Лек/
Проекты по математике. Планирование и анализ. /Пр/
Раздел 8. Первообразная и интеграл.
Методы интегрирования: замена переменной и интегрирование по частям. /Лек/
Методы интегрирования /Пр/
Замена переменной и интегрирование по частям. /Ср/
Раздел 9. Понятие дифференциального уравнения.
Решение задач, приводящих к дифференциальным уравнениям.
/Лек/
УП: b44.03.05 М и И 121,021, 921 гр..plx
Решение задач, приводящих к дифференциальным уравнениям.
/Пр/
Решение задач, приводящих к дифференциальным уравнениям.
/Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация
Вопросы и задания к зачету
1. основные понятия и утверждения, входящие в содержание дисциплины,
2. основные содержательные линии школьного курса математики,
3. методики формирования математических понятий, умений,
4. методики изучения теорем и работы с математическими заданиями,
5. способы и методы решения школьных задач.
6. Индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.
7. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
8. Внеурочная деятельность по математике.
9. Организация олимпиад и математических турниров.
10. Учебно-иследовательская деятельность обучающихся.
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль
Контрольная работа
1. Приведите по одному примеру к каждому типу доказательств.
2. Указать типы заданных уравнений и решить их.
3. Составить опорный лист к решению системы уравнений графическим способом.
4. Алгоритм решения тригонометрического неравенства.
5. Привести различные формы оформления краткой записи текстовой задачи.
6. Составить опорный конспект к теме «Преобразования графиков».
Темы рефератов.
2. Принципы отбора и составления системы упражнений.
3. Проблемная организация учебного процесса
4. Классификация математических понятий.
5. Творчество в учебной деятельности учащихся
6. Проблема историзма в обучении математике
7. Эвристические методы поиска способа решения задач
8. Использование моделирования в обучении математике
9. Дифференцированное обучение.
10. Научно- исследовательская деятельность школьников.
Задания в тестовой форме
Тест на припоминание и дополнение.
1. Цели обучения математике:
- развивающие,
- ……..
2. По характеру познавательной деятельности методы обучения делятся на
- объяснительно – иллюстративные
- ……..
3. Формирование понятия протекает по схеме:
Ощущения -> ……
1. выделяют два пути формирования понятий
- индуктивный
- ………
5. Треугольники подразделяются на:
- остроугольные
-…….
6. Доказательство включает в себя три основных элемента:
-тезис
- ……..
7. К прямым приемам доказательства относят:
- синтетический
- …….
8. Выделяют четыре основных типа урока:
- урок ознакомления с новым материалом
- ……..
УП: b44.03.05 М и И 121,021, 921 гр..plx
9. Существуют следующие виды анализа уроков
- комплексный
- ……
10. По характеру требований задачи делятся
- на доказательство
- …
11. В задаче выделяют основные компоненты
- условие
- …
12 Этапы решения задачи следующие
- ознакомление с содержанием
- ……..
13. В соответствии с формами обучения выделяют формы контроля
- фронтальный
- ……
14. Способы контроля знаний:
- письменный
- ……
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10152-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429442: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры
Москва : Издательство Юрайт, 2022
6.1.2. Дополнительная литература
Методика обучения математике. Когнитивно-визуальный подход: Методика обучения математике. Когнитивно-визуальный подход : учебник для академического бакалавриата / В. А. Далингер, С. Д. Симонженков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 340 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09596-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434658
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Математика: [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета математики и информатики — Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015.— 86 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76443.html.— ЭБС «IPRbooks»
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
Интернет-портал ресурсов по математике – Режим доступа: http://www.math.ru
УП: b44.03.05 М и И 121,021, 921 гр..plx
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
2-301 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к практическим занятиям
При подготовке к практическим занятиям студенту следует пользоваться конспектами лекций, тщательно разобрать рассмотренные на лекциях примеры.
При изучении данного курса мы применяем «непрерывные» контрольные работы, когда каждое практическое занятие сопровождается домашним заданием, в котором каждый студент получает индивидуальное задание на отработку стандартного материала, изучаемого на данном занятии: отработку определения или решение задачи алгоритмического характера. Эти задания мы берем из сборника индивидуальных заданий практикума.
Методические указания к написанию реферата и другим видам самостоятельной работы.
Реферат должен показать умения студента:
– работать с литературой по отдельным вопросам МОМ, отбирать материалы в соответствии с темой;
– правильно излагать выделенный материал в едином плане, с подробными объяснениями, приводить примеры;
– решать методические задачи по теме, проявляя элементы исследовательского характера.
Реферат состоит из введения, реферативной части, решения задач по теме, заключения, списка использованной литературы.
Во введении формулируется цель работы, характер ее выполнения, способ использова-ния литературы, указывается какой теоретический материал (и по каким источникам) счита-ется известным заранее.
В реферативной части подробно излагается теоретический материал задания. Изложение должно быть единообразным, с четким выделением определений. При решении задач, предварительно формулируется условие. Изложение решения задачи должно быть полным, при необходимости – со ссылками на теоретический материал.
Изложение материала должно быть литературно и методически обработанным, текст – без сокращений, страницы пронумерованы.
При изучении данного курса можно пользоваться любым учебным пособием по методике обучения математике для студентов математических факультетов университетов и педагоги-ческих вузов. В списке литературы указаны некоторые из них, наиболее соответствующие со-держанию курса и уровню математической подготовки аудитории.