Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой кондидат пед. наук, доцент Э.Х.Галямова
ции
Общие сведения о научной литературе по курсу и методах работы над ней в процессе изучения материала.
Основные библиографические пособия и справочники.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4
Общие сведения о научной литературе по курсу и методах работы над ней в процессе изучения материала. /Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э4 Э5
Анализ архивных источников XVII- начала XX вв.
Законодательные акты, Делопроизводство. Мемуары. Письма
/Лек/
Э2 Э4
Анализ архивных источников XVII- начала XX вв.
Законодательные акты, Делопроизводство. Мемуары. Письма
/Ср/
Э1 Э4 Э5
Анализ архивных источников ХХ - начала XXI вв.
Документы политических партий, Периодическая печать. Статистика.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Акты о деятельности спецслужб, отдельных министерств и ведомств.
Акты, предусматривающие проблему защиты прав и интересов гражданина
/Ср/
Э4
Структура архивов: функции, принципы классификации. Учет и обеспечение сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации Организация учета документов АФ РФ.
Составление учетных документов в архиве.
Обеспечение сохранности документов АФ РФ.Каталог как архивный справочник.
Определение вида каталога.
Разработка системы классификации документной информации в каталоге
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Архивные коллекции.
Предварительный этап работы по фондированию.
Определение границ АФ
/Ср/
Э4
Негосударственная часть АФ РФ
/Ср/
Э1 Э2 Э4 Э5
Структура системы НСА.
Работа с научно-справочной системой архивов.
/Ср/
Э1 Э2 Э4 Э5
Список сокращений
Рубрики.
Работа с архивными описями
/Ср/
Э4
Элементы характеристики фонда
Справочный аппарат к путеводителю.
/Ср/
Э1 Э2 Э4 Э5
Характеристика документов в обзоре.
Справочный аппарат к обзору.
Анализ архивных источников
/Ср/
Э1 Э4
Формы использования архивных документов.
Публикация архивных документов.
Использование архивных источников в научных исследованиях. Анализ архивных источников Название источника. Место хранения. Единица хранения. Время, место и обстоятельства создания. Автор (ы)/создатели/разработчики. Тип источника. Вид источника. Структура документа. Краткое содержание. Степень достоверности и информативности источника.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Ограничение доступа
Документы подлежащие засекречиванию и рассекречиванию
Допуск исследователей к работе с архивными источниками
/Ср/
Э1 Э2 Э4 Э5
Поиск документов в делопроизводстве и архиве учреждения.
Поиск документов в государственном архиве.
Типичность источника для времени создания /Ср/
Э4
Э1 Э2 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы к зачету:
1.Понятие архивоведения, его теоретические и методологические основы.
2.Организация архивной службы в России. Архивное законодательство.
3.Появление архивов в Древнерусском государстве (IX – начало XII в.); архивы в период феодальной раздробленности (XII– XIII вв.).
4.Архивная деятельность в период складывания и существования феодальной монархии (XIV–XVII вв.).
5.Архивная деятельность в Российской империи в XVIII – начале XX в.
6.Архивная деятельность в советский и постсоветский периоды.
7.Архивное дело в РФ. Органы управления архивным делом и их функции.
8.Современный состав Архивного фонда РФ и его классификация.
10.Организация документов в пределах архивов по фондам, объединенным архивным фондам, коллекциям.
11.Архивное право и архивное законодательство.
12.Основные законодательные акты в архивной сфере в 90-е гг. XX в. Современное архивное законодательство.
13.Задачи экспертизы. Принципы отбора документов и критерии их оценки.
14.Система экспертных органов.
15.Комплекс нормативно-методических пособий по экспертизе ценности документов.
16.Организация работы по экспертизе ценности документов в государственных архивах.
17.Комплектование архивов Российской Федерации (определение источников комплектования; организация комплектования).
18.Организация учета документов Архивного фонда Российской Федерации.
19.Составление учетных документов в архиве.
20.Обеспечение сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации
21.Система научно-справочного аппарата к архивным документам.
22.Архивные описи. Влияние классификации документов и дел пределах архивного фонда на составление архивной описи.
23.Каталог как архивный справочник. Определение вида каталога.
24.Архивные путеводители (виды архивных путеводителей, характеристика фондов в путеводителе, справочный аппарат к путеводителю).
25.Обзоры документов и другие архивные справочники.
26.Направления использования архивных документов.
27.Цели и формы использования архивных документов.
28.Регулирование доступа к документам Архивного фонда Российской Федерации.
29.Документы, подлежащие засекречиванию и рассекречиванию.
30.Актуальность защиты Архивного фонда Российской Федерации в современных условиях.
31.Основы архивного менеджмента.
32.Основы архивной эвристики.
33.Электронные документы и архивы.
Темы рефератов:
1.Роль документальных памятников в общественном развитии.
2.Взаимодействие археографии, архивоведения, текстологии и источниковедения.
3.Архивы в Киевской Руси (XI – начало XII вв.).
4.Роль монастырей в сохранении письменных источников по истории Древнерусского государства.
5.Древнерусские летописи в отечественных архивах, библиотеках и музеях.
6.Архивное дело в Московской Руси. Формирование сети приказных архивов.
7.Государев (Царский) архив России: история деятельности и современная судьба архивных коллекций.
8.Влияние реформ Петра I на архивное дело.
9.Министерская система начала XIX в. и архивное дело.
10.Совершенствование системы архивного дела во второй половине XIX в.
11.Состояние архивного дела на рубеже XIX и XX вв. Деятельность архивных комиссий.
12.Становление советской архивной системы в 1917–1929 гг.
13.Влияние тоталитарной системы на архивное дело.
14.Положение о Государственном архивном фонде от 29 марта 1941 г. и новая система архивов в СССР.
15.Архивное дело в советском государстве в послевоенный период.
16.Изменения в системе архивного дела в связи с распадом советской системы.
17.Теория, история и современная организация архивного дела в странах Европы.
18.Состав и содержание архивов Франции и их деятельность в области сохранения национального архивного достояния с конца XVIII до начала XX в.
19.Архивы в Соединенных Штатах Америки.
20.Архивы и архивное дело в системе Министерства внутренних дел РФ и Министерства обороны РФ.
21.Архив Президента РФ: история, структура фондов, условия доступности документов.
22.Выдающиеся архивисты эпохи эмпирического архивоведения: В.Н. Татищев, М.Г. Собакин, Н.Н. Бантыш-Каменский.
23.Г.Ф. Миллер (1705–1783) и его концепция организации хранения документов в архиве.
24.Русская эмиграция и ее архивы за границей 1945–1990-е гг.
25.М.Н. Покровский (1868–1932) и его концепция деятельности советского архивиста.
26.Российские архивисты в конце XX – начале XXI в.: проблемы и перспективы развития профессии.
27.Рассекречивание архивных документов в Российской Федерации: успехи и проблемы.
28.Уникальные документы Архивного фонда Российской Федерации.
29.Проблема обеспечения доступа пользователей к судебно-следственным делам.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов; б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий. Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь. Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п. В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.