2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Теория рядов_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория рядов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 5
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
24
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
24
24
24
24
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.м.н., и.о.доцента, Аглямзянова Г.Н. _________________
 
 
Теория рядов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у студентов систематических знаний в области математического анализа;ознакомление студентов с основами математического аппарата, необходимого для изучения математических дисциплин данной специальности; развитие логического и алгоритмического мышления, абстрактного мышления, умения строго излагать свои мысли.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование понимания значимости математической составляющей в естественнонаучном образовании бакалавра;
1.4
ознакомление с системой понятий, используемых для описания важнейших математических моделей и математических методов, и их взаимосвязью;
1.5
формирование навыков и умений использования современных математических моделей и методов;
1.6
ознакомление с примерами применения современных математических моделей и методов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы математического анализа
2.1.2
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.3
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.4
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.5
Психолого-педагогический практикум
2.1.6
Учебная практика. Практика по программированию
2.1.7
Дифференциальные уравнения
2.1.8
Начала алгебры
2.1.9
Общая и социальная психология
2.1.10
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.11
Теоретические основы информатики
2.1.12
История (история России, всеобщая история)
2.1.13
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.14
Основы мехатроники
2.1.15
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.16
Робототехника
2.1.17
Учебная ознакомительная практика
2.1.18
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.19
Алгоритмы и структуры данных
2.1.20
Вводный курс математики
2.1.21
Концепции современного естествознания
2.1.22
Философия  
2.1.23
Основы мехатроники
2.1.24
Робототехника
2.1.25
Учебная практика по программированию
2.1.26
Основы мехатроники
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по математике
2.2.2
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.3
Методика обучения предмету "Информатика"
2.2.4
Операционные системы, среды и оболочки
2.2.5
Программирование Python
2.2.6
Разработка WEВ-приложений
2.2.7
Теория чисел
2.2.8
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.2.9
Числовые системы
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.2.10
Высокоуровневые методы программирования
2.2.11
Вычислительная математика
2.2.12
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.2.13
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.2.14
Производственная педагогическая практика
2.2.15
Численные методы
2.2.16
Базы данных
2.2.17
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.18
Дискретная математика
2.2.19
История математики
2.2.20
Технологии программирования
2.2.21
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.2.22
Информационные системы
2.2.23
Конструктивная геометрия
2.2.24
Курсовая работа по информатике
2.2.25
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  информатике
2.2.26
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.27
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.28
Практикум по решению задач на ПК
2.2.29
Проективная геометрия
2.2.30
Проектирование информационных систем
2.2.31
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.32
Специальные методы решения математических зада
2.2.33
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.34
Дифференциальная геометрия
2.2.35
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.36
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.37
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.38
Производственная преддипломная практика
2.2.39
Программирование Python
2.2.40
Разработка WEВ-приложений
2.2.41
Вычислительная математика
2.2.42
Численные методы
2.2.43
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.44
История математики
2.2.45
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  информатике
2.2.46
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.47
Специальные методы решения математических зада
2.2.48
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.49
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.50
Производственная преддипломная практика
2.2.51
Учебная практика  по решению  задач повышенной сложности
2.2.52
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.53
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.54
Специальные методы решения математических зада
2.2.55
Разработка WEВ-приложений
2.2.56
Вычислительная математика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
УК-1.1: Выбирает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.3: Владеет умением рационального распределения временных и информационных ресурсов
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теорию числовых и функциональных рядов;
3.1.2
основные методы теории рядов;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить исследования, используя определения и теоремы, связанные с основными понятиями курса;
3.2.2
применять полученные знания для решения прикладных задач;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основными положениями, базовыми идеями и методами теории рядов;
3.3.2
способами вычисления суммы рядов, определения сходимости, нахождения радиуса сходимости, разложения функций в степенные ряды;
3.3.3
технологиями применения рядов к вычислению значений функций, интегралов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Числовые ряды

 
1.1
Понятие числового ряда и его суммы. Свойства рядов /Лек/
Л1.2

Э1

2
УК-1.1
5
0
 
1.2
Нахождение частичной суммы числовых рядов, исследование числовых рядов на сходимость. /Пр/
Л2.1

5
УК-1.2
5
0
 
1.3
Решение задач /Ср/
Л2.1

2
УК-1.3
5
0
 
1.4
Ряд геометрической прогрессии. Необходимое условие сходимости числового ряда. Гармонический ряд.  /Лек/
Л1.1

2
УК-1.4
5
0
 
1.5
Исследование числовых рядов на сходимость: признаки сравнения, Даламбера, Коши. /Пр/
Л1.2

Э2

5
УК-1.5
5
0
 
1.6
Решение задач /Ср/
Л1.1Л2.1

1
УК-1.4
5
0
 
1.7
Знакоположительные ряды. Признаки сравнения. Достаточные признаки сходимости: Даламбера, Коши, интегральный. Обобщенный гармонический ряд. /Лек/
Л1.1

2
УК-1.5
5
0
 
1.8
Знакочередующиеся ряды, абсолютная и условная сходимость. Признак Лейбница /Пр/
Л2.1

5
УК-1.4
5
0
 
1.9
Решение задач /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-6.3
5
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
1.10
Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница. Знакопеременные ряды. Общий достаточный признак сходимости. Абсолютно и условно сходящиеся ряды. Свойства абсолютно-сходящихся рядов. /Лек/
Л1.1 Л1.2

1
ОПК-8.1
5
0
 
1.11
Почленное интегрирование и дифференцирование функциональных рядов. /Пр/
Л2.1

Э3

5
УК-1.3
5
0
 
1.12
Решение задач /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.3
5
0
 
 
Раздел 2. Функциональные последовательности и ряды

 
2.1
Функциональная последовательность и функциональный ряд. Равномерная сходимость. Признак Вейерштрасса.  /Лек/
Л1.1

1
УК-1.5
5
0
 
2.2
Исследование равномерной сходимости функциональных последовательностей и рядов /Пр/
Л2.1

0
УК-6.3
5
0
 
2.3
Решение задач /Ср/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.3
5
0
 
2.4
Свойства суммы ряда. Предел равномерно сходящейся последовательности непрерывных функций. Интегрирование и дифференцирование функциональных последовательностей и рядов.  /Лек/
Л1.1

Э1

2
УК-1.4
5
0
 
2.5
3 Область сходимости степенного ряда, круг и радиус сходимости. /Пр/
Л1.2

4
УК-1.2
5
0
 
2.6
Решение задач /Ср/
Л1.1Л2.1

1
ОПК-8.1
5
0
 
2.7
Непрерывность суммы функционального ряда. /Лек/
Л1.1

1
5
0
 
 
Раздел 3. Степенные ряды

 
3.1
Понятие степенного ряда. Теорема Абеля. Интервал и радиус сходимости. Равномерная сходимость. Интегрирование и дифференцирование степенных рядов. /Лек/
Л1.1

Э1

1
УК-1.4
5
0
 
3.2
Разложение функций в степенные ряды. /Пр/
Л2.1

5
УК-1.2
5
0
 
3.3
Решение задач /Ср/
Л1.1Л2.1

1
УК-1.3
5
0
 
3.4
Формулы Тейлора и Маклорена. Задача разложения функций в степенной ряд. Ряд Тейлора.  /Лек/
Л1.1

Э2

1
УК-1.1
5
0
 
3.5
Вычисление значений функций, интегралов с помощью рядов. /Пр/
Л1.1

1
УК-1.3
5
0
 
3.6
Выполнение расчетно - графической работы /Ср/
Л1.1Л2.1

4
УК-6.3
5
0
 
3.7
Приближенное решение дифференциальных уравнений. Предел последовательности комплексных чисел. Умножение абсолютно сходящихся рядов. Круг и радиус сходимости степенного ряда с комплексными членами. /Лек/
Л1.1

1
УК-6.3
5
0
 
3.8
Ряды в комплексной области /Пр/
Л2.1

Э1

1
УК-1.3
5
0
 
3.9
Решение задач /Ср/
Л1.1Л2.1

4
УК-1.1
5
0
 
 
Раздел 4. Ряды Фурье

 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
4.1
Периодические функции. Периодические процессы. Тригонометрический ряд Фурье. Теорема Дирихле. Разложение в ряд Фурье четных и нечетных функций. Разложение в ряд Фурье функций произвольного периода.  /Лек/
Л1.2

Э2

1
УК-1.4
5
0
 
4.2
Представление непериодической функции рядом Фурье. Комплексная форма ряда Фурье. /Пр/
Л1.2

1
УК-1.1
5
0
 
4.3
Выполнение расчетно - графической работы /Ср/
Л1.1Л2.1

5
УК-1.3
5
0
 
4.4
Представление непериодической функции рядом Фурье. Комплексная форма ряда Фурье. Интеграл Фурье.  /Лек/
Л1.1

Э3

1
УК-1.5
5
0
 
4.5
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

36
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-6.3 ОПК-8.1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Понятие числового ряда и его суммы.

2. Сложение рядов. Умножение ряда на число. Геометрическая прогрессия.

3. Необходимое условие сходимости числового ряда. Гармонический ряд.

4. Критерий Коши. Необходимое и достаточное условие сходимости ряда с положительными членами.

5. Сравнение рядов с положительными членами.

6. Признаки Даламбера, Коши, интегральный.

7. Знакочередующиеся ряды.

8. Абсолютно сходящиеся ряды. Условно сходящиеся ряды. Перестановка членов ряда.

9. Функциональная последовательность и функциональный ряд.

10. Равномерная сходимость. Признак Вейерштрасса.

11. Предел равномерно сходящейся последовательности непрерывных функций.

12. Интегрирование и дифференцирование функциональных последовательностей и рядов.

13. Понятие степенного ряда. Теорема Абеля.

14. Интервал и радиус сходимости. Равномерная сходимость.

15. Интегрирование и дифференцирование степенных рядов.

16. Формула Тейлора. Задача разложения функций в степенной ряд.

17. Ряд Тейлора. Разложение функций  ,  ,   в степенной  ряд.

18. Вычисление интегралов с помощью степенных рядов.

19. Предел последовательности комплексных чисел. Умножение абсолютно сходящихся рядов. Круг и радиус сходимости степенного ряда с комплексными членами.

20. Задача разложения функции в тригонометрический ряд. Тригонометрический ряд Фурье. Разложение кусочно-гладкой функции в ряд Фурье.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ  (комплект заданий приводится в ФОС)

1.Исследовать на сходимость числовые ряды.

2. Исследовать характер сходимости знакочередующихся рядов.

3. Ряды Маклорена.

4. Степенные ряды.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Баврин И.И.
Математический анализ: учебник
М.: Высш. шк., 2006
 
Л1.2
Балк М.Б, Виленкин Н.Я
Математический анализ: Теория аналитических функций: Учеб. пособие для студентов-заочников IV-V курсов физ.-мат. фак. пед. ин-тов
М.: Просвещение, 1985
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Под ред. Поспелова А.С.
Сборник задач по высшей математике в 4 ч. Часть 2: учебное пособие для бакалавров / А. С. Поспелов ; ответственный редактор А. С. Поспелов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 611 с. — ISBN 978-5-9916-1370-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425219 
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Единый портал интернет-тестирования – Режим доступа: http://www.i-exam.ru
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-308 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.