МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
Математики, физики и методик их обучения
рабочая программа дисциплины (модуля)
Специальные методы решения математических зада
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
УП: b44.03.05 М и Ф 024, 924 гр..plx
к.ф.-м..н., доцент, Матвеев С.Н. _________________
Специальные методы решения математических зада
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Галямова Э.Х.
Математики, физики и методик их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: b44.03.05 М и Ф 024, 924 гр..plx
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся методических умений, необходимых для ознакомления со специальными методами решения задач по математике в рамках школьной программы.
Задачи осовения дисциплины:
дать четкое понимание задач по математике;
овладение умениеми решать специальными методами решения математических задач;
формирование предметной культуры будущего учителя по математике.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
Курсовая работа по математике
Теория преобразований плоскости
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
Дифференциальные уравнения
Курсовая работа по Физике
Электричество и магнетизм
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Молекулярная физика и термодинамика
Концепции современного естествознания
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Математика"
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Математика" в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
УП: b44.03.05 М и Ф 024, 924 гр..plx
основные методы решения логических задач;
-основные методы решения задач теории чисел;
- основные приемы решения нестандартных алгебраических уравнений;
- основные приемы решения тригонометрических, логарифмических, показательных
уравнений повышенной сложности;
-методы решения уравнений и систем уравнений с несколькими неизвестными;
-функциональные методы решения уравнений и неравен
- доказывать основные алгебраические неравенства;
- решать нестандартные алгебраические уравнения;
- применять основные приемы к решению тригонометрических, логарифмических,
показательных уравнений повышенной сложности;
-решать логические задачи различными способами.
-навыком самостоятельной работы
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Раздел 1. Методы решения логических задач
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Табличный, алгебраический методы решения
логических задач /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Графы в решении логических задач /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Содержание математических олимпиад для школьников /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Задачи о рыцарях и лжецах. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Раздел 2. Методы решения задач теории чисел
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Методы решения задач на перебор, на
свойства делимости /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Решение диофантовых уравнений. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Применение сравнений в решении задач с целыми числами /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Методы решения задач на «целую часть» числа. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
УП: b44.03.05 М и Ф 024, 924 гр..plx
Раздел 3. Методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств
Нестандартные методы решения уравнений. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Возвратные уравнения, симметрические уравнения, системы уравнений и неравенств /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Использование свойств функции для решения уравнений. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Раздел 4. Методы решения задач на «доказательство»
Основные методы доказательства неравенств /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Тождественные неравенства /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Доказательство алгебраических, показательных, логарифмических тождеств /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Доказательство тригонометрических тождеств /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Обоснование метода математической индукции. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация
Вопросы и задания к зачету
1.Специальные методы решения задач.
2. Графический метод решения задач.
3.Организация математических конкурсов в школе: внутренний уровень.
4.Организация математических олимпиад в школе: внешний уровень.
5.Организация работы жюри в рамках олимпиады по математике.
6.Варианты заданий для математических олимпиад.
7.Подготовка школьников к олимпиаде по математике.
8.Сайты, содержащие информацию по подготовке и проведению олимпиад по математике.
9.Особенности разработки программы олимпиады по математике школьного уровня.
10.Составление заданий краеведческой направленности к олимпиаде по математике школьного уровня.
11.Условия формирования познавательного интереса к математике школьников в процессе подготовки к олимпиадам.
12.Пути формирования познавательного интереса к математике школьников в процессе подготовки к олимпиадам.
13.Типы занятий в рамках проведения кружка по математике по подготовке к олимпиаде.
14.Возможности привлечения родителей и социальных партнеров к подготовке к олимпиаде по математике.
15.Формирование у школьников универсальных учебных действий в процессе подготовки к олимпиадам.
16.Диагностика сформированности универсальных учебных действий при подготовке к олимпиаде по математике.
Примерные вопросы к экзамену
1. Табличный, алгебраический методы решения логических задач
2. Содержание математических олимпиад для школьников, принцип оценки решений математических задач.
3. Нестандартные методы решения уравнений, неравенств.
4. Возвратные уравнения, симметрические уравнения, системы уравнений и неравенств
5. Основные методы доказательства неравенств.
6. Обоснование метода математической индукции.
7. Методы решения задач на перебор, на свойства делимости чисел.
8. Доказательство алгебраических, показательных, логарифмических тождеств
9. Типы задач с числами и комбинаторными числами.
10. Методы решения задач на «целую часть» числа.
11.Методы решений уравнений с параметрами.
УП: b44.03.05 М и Ф 024, 924 гр..plx
12.Методы решений неравенств с параметрами.
13.Виды задач с параметрами, основные методы их решения.
14.Виды задач на теорию чисел, включенные в контрольно измерительные материалы ЕГЭ по математике, методы их решения
15. Виды стохастических задач, включенные в контрольно измерительные материалы ЕГЭ по математике, методы их решения
16. Виды планиметрических задач, включенные в контрольно измерительные материалы ЕГЭ по математике, методы их решения
17.Виды логических задач в олимпиадах по математике в старших классах. Методы их решения
18. Понятие: обращение задач. Способы их решения
19.Специальные методы решения задач.
20. Графический метод решения задач.
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости
Темы для доклада:
1.Алгоритм проведения олимпиад по математике в школе.
2.Типы задач математических олимпиад.
3.Организация математических олимпиад в школе: внутренний уровень.
4.Организация математических олимпиад в школе: внешний уровень.
5.Организация работы жюри в рамках олимпиады по математике.
6.Варианты заданий для математических олимпиад.
7.Подготовка школьников к олимпиаде по математике.
8.Сайты, содержащие информацию по подготовке и проведению олимпиад по математике.
9.Особенности разработки программы олимпиады по математике школьного уровня.
10.Составление заданий краеведческой направленности к олимпиаде по математике школьного уровня.
11.Условия формирования познавательного интереса к математике школьников в процессе подготовки к олимпиадам.
12.Пути формирования познавательного интереса к математике школьников в процессе подготовки к олимпиадам.
13.Типы занятий в рамках проведения кружка по математике по подготовке к олимпиаде.
14.Возможности привлечения родителей и социальных партнеров к подготовке к олимпиаде по математике.
15.Формирование у школьников универсальных учебных действий в процессе подготовки к олимпиадам.
16.Диагностика сформированности универсальных учебных действий при подготовке к олимпиаде по математике.
Контрольная работа
1.Каких 11-значных чисел больше: нечётных с суммой цифр 92 или чётных с суммой цифр 90?
2.Сколькими способами число 15 можно представить в виде суммы нескольких натуральных слагаемых, если представления, отличающиеся порядком, считаются различными?
3.В тетраэдре ABCD <BAC=900, <DAB=<DAC=600.Какой угол ребро AD образует с плоскостью ABC?
4.В кучке 28 камней. Два игрока берут поочерёдно по два или три камня. Выиграет игрок, забравший последние камни. Если же в кучке останется один камень, то объявляется ничья. Каким будет результат игры при выборе правильной стратегии?
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Основы теории чисел : Учебник для вузов// И. М. Виноградов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 102 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09553-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441837
6.1.2. Дополнительная литература
Математика. Задачи с решениями в 2 т.: учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н. В. Богомолов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 639 с. —ISBN 978-5-9916-5883-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/386472
УП: b44.03.05 М и Ф 024, 924 гр..plx
Гисин, В. Б. Математика. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Б. Гисин, Н. Ш. Кремер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 204 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8785-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433419 (дата обращения: 10.05.2019).: учеб. пособие
Москва : Издательство Юрайт, 2019,
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Математика: [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета математики и информатики — Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015.— 86 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76443.html.— ЭБС «IPRbooks»
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
Интернет-портал ресурсов по математике http://www.math.ru
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
УП: b44.03.05 М и Ф 024, 924 гр..plx
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Обучающимся рекомендуется самостоятельно прорабатывать полученный
материал, отмечая непонятные места. С вопросами нужно обращаться к преподавателю на
консультации.
После каждого практического занятия обучающиеся получают задание для
самостоятельной работы, обязательное для выполнения.
Контроль за выполнением самостоятельной работы преподаватель осуществляет на
практических занятиях и консультациях.
Выполнение самостоятельных работ влияет на оценку на зачѐте.
В течение семестра в процессе учебной работы предусмотрен текущий контроль
успеваемости, который осуществляется в виде контрольной работы.