(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова М.М.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и задания к зачету:
1. Раскройте понятие «детский оздоровительный лагерь». Каковы возраст детей, посещающих лагерь? количество детей в отрядах? сроки оздоровления?
2. Опишите типы и составьте структурную схему учреждений летнего отдыха детей и подростков.
3. Раскройте содержание воспитательной работы в детском лагере: суть, направления, формы работы. Соотнесите направления воспитательной работы с детьми и подростками с формами.
4. Что понимают под сменой в детском лагере? Каковы составляющие лагерной смены?
5. Опишите особенности подготовительного и постлагерного периодов лагерной смены.
6. Раскройте содержание организационного, основного и заключительного периодов лагерной смены. Предложите формы воспитательной работы с детьми в каждый из периодов.
7. Составьте словарь основных понятий по разделу «Нормативно-правовые основы организации летнего отдыха детей и подростков и деятельности педагога в учреждении детского отдыха»
8. Дайте определение и охарактеризуйте виды экстремальных ситуаций.
9. Какие природные экстремальные ситуации могут возникнуть и как вести себя вожатому в них?
10. Охарактеризуйте социальные экстремальные ситуации и назовите пути выхода из них.
11. Охарактеризуйте внутриличностные экстремальные ситуации и назовите пути выхода из них.
12. Составьте памятки для детей и подростков: «Как вести себя в лесу»; «Что делать, если начался пожар»; «Что делать, если в лагере посторонние люди»; «Если у вас плохое настроение».
13. Что такое план воспитательной работы? Какие виды планов используются в работе вожатого?
14. Опишите этапы планирования воспитательной работы в лагере.
15. Каковы исходные данные для планирования воспитательной работы в лагере?
16. Перечислите требования к плану-сетке работы отряда на лагерную смену.
17. Охарактеризуйте возможные позиции вожатого при планировании работы.
19. Составьте примерное планирование деятельности вожатого на 2-3 дня в соответствии с разработанным планом работы.
20. Что такое временный детский коллектив? Каковы признаки временного детского
коллектива в детском оздоровительном лагере?
21. Назовите этапы формирования и развития временного детского коллектива в детском лагере.
22. Дайте характеристику социально-психологическим процессам, протекающим в первично-организованной группе.
23. Опишите действия вожатого по формированию сплоченного коллектива.
24. Составьте подборку игр с детьми и подростками на сплочение отрядного коллектива, выявление лидеров, разбивки на микрогруппы.
25. Что такое самоуправление? Каковы условия развития детского самоуправления?
26. Какие этапы в самоуправлении можно выделить?
27. Какие выделяют формы и методы формирования детского самоуправления в детском лагере?
28. В чем суть системы чередования творческих поручений?
29. Опишите, как при помощи игры можно стимулировать развитие детского самуправления в отрядном коллективе.
30. Назовите и охарактеризуйте методы воспитательной педагогической деятельности.
31. Дайте характеристику форм воспитательной работы: мероприятия, воспитательные дела, КТД.
32. Оцените организационно-педагогические возможности различных форм воспитательной работы: мероприятия, воспитательные дела, КТД.
33. Назовите и раскройте составляющие технологии организации коллективно-творческих дел.
34. Каковы основные составляющие структуры детского праздника?
35. Что такое сценарий, сюжет, роли праздника?
36. Из каких этапов состоит процесс составления сценария праздника?
37. Каковы условия выбора формы, времени и места проведения праздника?
38. Каковы требования к ведущим праздника?
39. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия (на выбор):
– День рождения лагеря;
– Ажиотаж;
– Остров сокровищ;
– День сказки;
– Синемания.
40.Каковы цели и задачи вечерних (отрядных) огоньков на каждом этапе формирования детского коллектива?
41. Назовите и раскройте составляющие алгоритма конструирования игры для подростков.
42. Назовите особенности организации игровой деятельности с детьми разных возрастов.
43. Составьте подборку и описание следующих видов игр с детьми и подростками:
44. Раскройте основные принципы построения деятельности по изучению эффективности процесса воспитания.
45. Назовите возможные критерии эффективности воспитательной работы в детском оздоровительном лагере?
46. Каковы задачи входной, текущей и итоговой диагностики в детском оздоровительном лагере?
47. Сделайте подборку методик для входящей, текущей и итоговой диагностики личности ребенка и отрядного коллектива в учреждении летнего детского отдыха (на выбор для отряда младшего, подросткового, старшего возраста).
48. В чем заключается суть понятий «программирование», «программа», «программа детского лагеря»?
49. Дайте характеристику различных типов программ: по продолжительности, по направленности, авторству?
50. Какие элементы выходят в структуру программы? Назовите критерии и правила формулировки целей и задач программы.
51. Каковы требования и критерии оценки программ летнего отдыха детей и подростков?
Задание:
Проанализируйте текст и ответьте на вопросы:
1. Сформулируйте основные этические принципы деятельности вожатого с воспитанниками, родителями, администрацией, коллегами?
2. Какие существуют трудности в соблюдении этики деятельности вожатых?
3. Составьте памятку вожатому по соблюдению этики в педагогической деятельности.
Темы письменных сообщений
1.Нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого.
2. Философия, педагогика и история детских каникул.
3. Должностные обязанности вожатого.
4. Требования к личности вожатого. Педагогическая культура, имидж и этика вожатого.
5. Организация пребывания ребенка в лагере. Общие меры безопасности.
6. Основы оказания первой медицинской помощи.
7. Санитарно-эпидемиологические требования к организации пребывания детей в лагере.
8. Режим дня: цели, задачи элементов распорядка дня.
9. Организация дней заезда, выезда и посещения родителей.
10. Характеристика организационного периода смены. Особенности работы вожатого с ВДК в данный период.
11. Характеристика основного периода смены. Особенности работы вожатого с ВДК в данный период.
12. Характеристика заключительного периода смены. Особенности работы вожатого с ВДК в данный период.
13. Программа смены как основа организации работы вожатого. Требования к содержанию план-сетки.
15. Система дополнительного образования в лагере. Принципы и механизмы реализации.
16. Соуправление и самоуправление в лагере: цели, задачи, механизм реализации.
17. Система мотивации деятельности участников смены: цель, задачи, уровни, формы.
18. Особенности и развитие детского коллектива.
19. ВДК: характеристика и роль в развитии личности ребенка.
20. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.
21. Возрастные особенности детей подросткового возраста (11-15 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.
22. Особенности детей раннего юношеского возраста (16-17 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.
23. Типология личности ребенка: подходы; типы личности. Учет типа личности ребенка в работе вожатого.
24. Типология «трудного» ребенка: проявления, причины, пути устранения трудностей. Учет индивидуальных особенностей детей в работе вожатого с ВДК.
25. Адаптация ребенка к лагерю: характеристика, стадии и стратегии адаптации. Причины трудностей адаптации.
26. Общение как основа деятельности вожатого. Коммуникативные барьеры. Ошибки в восприятии.
27. Общение как основа деятельности вожатого. Субъективность и объективность. Защитные механизмы личности.
28. Конфликт в загородном лагере. Виды конфликтов и причины их возникновения.
29. Виды конфликтов в лагере. Технология решения детских конфликтов.
30. КТД: цель, задачи, механизм организации. Особенности КТД в разных периодах смены.
31. «Огонек»: цель, задачи, виды, механизм организации.
32. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка. Виды игр. Требования к организации игр.
33. Игровое конструирование и моделирование.
34. Отрядная работа с детьми. Формы и методы работы с детьми. Художественное оформление отрядных дел.
35. Разработка мероприятий смены. Правила оформления документов. Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана.
учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей
навыками разработки сценария воспитательного мероприятия с учетом критериев духовно-нравственного развития обучающихся, принципов сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в учебной деятельности и внеучебной деятельности в условиях ДОЛ;
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха,
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.