2022-2023_b44_03_05 М и Ф 024_ 924 гр__plx_Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
110
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
7
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
20
20
20
20
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Сам. работа
110
110
110
110
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Бурханова Ю.Н. _________________
 
 
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Эльмира Хатимовна

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью  освоения дисциплины является создание условий применения методики выполнения эксперимента по физике в современных условиях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
развить  физическую  интуицию,  выработать  определенную  технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание ;
1.4
познакомить учащихся с классификацией физического эксперимента по содержанию, целям, способам представления и содержанию информации;
1.5
использовать  современную методику  при выполнении физического эксперимента.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Компьютерное моделирование физических процессов
2.1.2
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.3
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Экспериментальная физика
2.1.4
Физика ядра и элементарных частиц
2.1.5
Курсовая работа по Физике
2.1.6
Олимпиадные задачи по физике
2.1.7
Специальные методы решения задач по физике
2.1.8
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.9
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.1.10
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.1.11
История математики
2.1.12
Курсовая работа по математике
2.1.13
Проективная геометрия
2.1.14
Конструктивная геометрия
2.1.15
Электричество и магнетизм
2.1.16
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.17
Теория преобразований плоскости
2.1.18
Теория чисел
2.1.19
Числовые системы
2.1.20
Аналитическая геометрия
2.1.21
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.22
Молекулярная физика и термодинамика
2.1.23
Теория рядов
2.1.24
Астрономия
2.1.25
Астрофизика
2.1.26
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.27
Образовательное право   
2.1.28
Дифференциальные уравнения
2.1.29
Механика
2.1.30
Мультимедиа технологии в образовании
2.1.31
Начала алгебры
2.1.32
Робототехника
2.1.33
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.34
Концепции современного естествознания
2.1.35
Философия  
2.1.36
Производственная педагогическая практика
2.1.37
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.38
2.1.39
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
2.1.40
Олимпиадные задачи по физике
2.1.41
Астрофизика
2.1.42
Мультимедиа технологии в образовании
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.4: Выявляет степень доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
УК-1.5: Определяет рациональные идеи для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1: Проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах
 
УК-2.3: Демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта
 
УК-2.4: Осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
УК-2.5: Выявляет и анализирует различные способы решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Физика" 
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Физика"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего, среднего общего образования
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
о Вселенной в целом как физическом объекте и её эволюции;
3.1.2
о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенно-сти естествознания и возможности его дальнейшего развития;
3.1.3
о дискретности и непрерывности в природе;
3.1.4
о единстве волновых и корпускулярных свойств вещества в мик-ромире;
3.1.5
о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности в строении материи, о переходах порядок-беспорядок и наоборот;
3.1.6
о динамических и статистических закономерностях в природе;
3.1.7
о вероятности как объективной характеристике природных сис-тем;
3.1.8
об измерениях и их специфичности в различных разделах естест-вознания;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
самостоятельно работать с учебной, учебно-методической и научной литературой;
3.2.2
выделить конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей деятельности;
3.2.3
подготовить и провести эксперименты и лабораторные работы.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
самостоятельной работы с научной и научно популярной литературой;
3.3.2
подготовки и проведения физического эксперимента.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.

 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
1.1
Общие вопросы методики и техники школьного эксперимента по физике /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
10
0
 
1.2
Изучение различных методов проведения школьного эксперимента /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
10
0
 
1.3
Изучение зависимости мощности источника тока от сопротивления нагрузки /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

7
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
10
0
 
1.4
примение физического эксперимента во время проведения занятий /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

7
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
10
0
 
1.5
Лабораторное оборудование по физике для школ /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
10
0
 
1.6
Методы создания виртуальных лабораторий по физике /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
10
0
 
1.7
Самостоятельные работы по методике проведения лабораторных занятий. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

110
УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5 УК-2.1 УК-2.3 УК-2.4 УК-2.5 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Элементы кинематики.

2. Динамика материальной точки и поступательного движения твердого тела.

3. Работа и энергия.

4. Механика твердого тела.

5. Тяготение. Элементы теории поля.

 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
6. Элементы механики жидкостей.

7. Элементы социальной(частной) теории относительности.

8. Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.

9. Основны термодинамики.

10. Реальные газы, жидкости и твердые тела.

11. Электростатика.

12. Постоянный электрический ток.

13. Электрические токи в металлах, вакууме и газах.

14. Магнитное поле.

15. Электромагнитная индукция.

16. Магнитные свойства вещества.

17. Основы теории Максвелла для электромагнитного поля.

18. Механическиеи электромагнитные колебания.

19. Упругие волны.

20.     Электромагнитные волны.

21. Элементы геометрической и электронной оптики.

22. Интерференция света.

23. Дифракция света.

24. Взаимодействие электромагнитных волн с веществом.

25. Поляризация света.

26. Квантовая природа излучения.

27. Теория атома водорода по Бору.

28. Элементы квантовой механики.

29. Элементыв современной физики атомов и молекул.

30. Элементы квантовой статистики.

31. Элементы физики твердого тела.

32. Элементы физики атомного ядра.

33. Элементы физики элементарных частиц.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов:

1. Движение материальной точки на плоскости. Вектор перемещения, поляр-ные координаты. Скорость, ускорение.

2. Прямолинейное и криволинейное движение. Нормальное и тангенциаль-ное ускорение.

3. Динамика материальной точки. Законы Ньютона. Инерциальные системы отсчёта.

4. Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса.

5. Основное уравнение динамики поступательного движения. Движение цен-тра масс.

6. Понятия энергии, работы, мощности. Закон сохранения и превращения механической энергии.

7. Уравнение моментов. Закон сохранения момента импульса.

8. Механика твёрдого тела. Вращение вокруг неподвижной оси. Плоское движение.

9. Принцип относительности в механике. Преобразования Галилея и Лорен-ца.

10. Математический и физический маятник. Вычисление момента инерции тел.

11. Колебания и волны. Гармонические колебания. Сложение различных колебаний.

12. Затухающие и вынужденные колебания. Автоколебательные процессы.

13. Типы волн, их суперпозиция. Стоячие волны. Примеры.

14. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Расчёт давления газа.

15. Газовые законы. Понятие идеального газа. Уравнение состояния идеального газа.

16. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Запись уравнения через постоянную Больцмана и плотность газа.

17. Первое начало термодинамики. Применение его к изопроцессам.

18. Теплоёмкость термодинамической системы при постоянном объёме и давлении. Уравнение адиабаты.

19. Понятие энтропии. Показать, что энтропия является функцией состояния системы.

20. Второе начало термодинамики. Статистический характер второго начала.

21. Тепловые машины и цикл Карио. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.

22. Распределение молекул газа по скоростям. Функции распределения Мак-свелла и Больцмана.

23. Элементарный вывод барометрической формулы Больцмана.

24. Реальные газы, их изотермы. Уравнение Ван-дер-Ваальса.

25. Математический анализ уравнения Ван-дер-Ваальса. Критические пара-метры, их физический смысл.

26. Электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле, его напряжён-ность. Линии напряжённости для однородных и неоднородных полей. Плотность заряда (поверхностная, объёмная).

27. Теорема Гаусса. Расчёт электрического поля с использованием теоремы Гаусса: конкретные примеры.

28. Работа электрического поля по перемещению заряда. Потенциальная энергия заряда и потенциал электрического поля. Эквипотенциальные поверхности. Градиент потенциала.

29. Проводник в электрическом поле. Поверхностные заряды. Электрическое поле заряжённого проводника: вне и в полости. Электростатическая защи-та. Цилиндр Фарадея.

30. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектрика. Виды поляризации. Вектор поляризации. Диэлектрическая восприимчивость.

31. Поле внутри диэлектрика. Электрическое смещение. Диэлектрическая проницаемость. Теорема Гаусса для вектора. Расчёт поля в диэлектриках.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
32. Электроёмкость. Конденсаторы, их ёмкость. Энергия заряженного конденсатора. Выражение для плотности энергии электростатического поля.

33. Постоянный электрический ток. Законы Ома. Сопротивление проводни-ков. Электродвижущая сила (ЭДС). Правила Кирхгофа.

34. Работа и мощность тока. Энергия, выделяемая в цепи постоянного тока. Зависимость мощности от нагрузки. Закон Джоуля-Ленца.

35. Электрический ток в полупроводниках. Типы полупроводников: приме-ры. Сравнение свойств проводников, диэлектриков и полупроводников.

36. Чистые (собственные) и легированные полупроводники, их энергетиче-ские диаграммы. Вырожденные полупроводники. Примесная проводимость, её зависимость от температуры.

37. Полупроводниковые приборные структуры: электронно-дырочный пере-ход, гетероструктура, барьер Шоттки, МДП-структуры и др. Примеры приборов на основе таких структур.

38. Электрический ток через электролиты. Физический механизм электроли-тической диссоциации. Электролиз. Законы Фарадея. Технические приме-нения электролиза.

39. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разря-ды, их вольт-амперные характеристики. Физический механизм ударной ионизации.

40. Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Закон 3/2. Дру-гие виды электронной эмиссии. Соотношение Эйнштейна для фотоэффек-та. Управление электронными пучками. ЭЛТ.

41. Электромагнетизм. Взаимодействие токов. Магнитное поле и его характе-ристики. Линии магнитной индукции. Магнитное поле прямолинейного проводника с током. Закон Био-Савара.

42. Действие магнитного поля на заряженную частицу и на проводник с то-ком. Сила Лоренца и сила Ампера. Правило левой руки.

43. Контур с током в однородном магнитном поле и магнитное поле контура с током. Момент сил, действующий на контур. Магнитный момент контура с током.

44. Магнитное поле в веществе. Намагниченность. Магнитная восприимчи-вость и магнитная проницаемость. Физическая природа магнетизма. Маг-нетики, их виды.

45. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. ЭДС индукции, возникаю-щая в прямолинейном проводнике при его движении в магнитном поле. Правило правой руки.

46. Правило Ленца для электромагнитной индукции. Объяснение диамагнит-ных явлений. Величина ЭДС индукции. Вихревое электрическое поле и его связь с магнитным полем. Токи Фуко

47. Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции. Понятие об индуктивности, единица её измерения. Роль катушки индуктивности в колебательном кон-туре.

48. Переменный ток. Условие квазистационарности. Вращение рамки в одно-родном магнитном поле. Учёт ЭДС самоиндукции. Период и частота переменного тока.

49. Действующие (эффективные) значения ЭДС, напряжения и силы перемен-ного тока. Индуктивность и ёмкость в цепи переменного тока. Учёт актив-ного сопротивления.

50. Электромагнитные колебания и волны. Колебательный разряд конденсатора, превращения энергии в закрытом колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Электрический резонанс.

Контрольная работа.

Вариант 1

1. Точка   движется   по окружности радиусом R=30 см спостоянным   угловым   ускорениемε.Определить тангенциальное

ускорение аτ точки, если известно, что за время t= 4с. она совершила три оборота и в конце третьего оборота ее нормальное ускорение an= 2,7 м/с2.

2. Шарик массой m=60 г колеблется с периодом Т=2с. В начальный момент  времени  смещение  шарика хо=4,0 см и он обладает энергией Е=0,02  Дж.  Записать  уравнение  простого гармонического  колебания  шарика  и  закон  изменения  возвращающей силы с течением времени.

3. Определить количество вещества ν и число N молекул  азота массой m=0,2 кг.

4. Определить  работу А,  которую  совершит азот,  если  ему  припостоянном давлении сообщить количество теплоты Q=21 кДж. Найти также изменение ∆U внутренней энергии газа.

5. Расстояние d между двумя точечными зарядами Q1=2нКл и Q2= 4 нКл  равно  60 см. Определить точку, в которую нужно поместить третий заряд Q3 так, чтобы система зарядов находилась в равновесии. Определить заряд Q3 и его знак. Устойчивое или неустойчивое будет равновесие?

6. ЭДС  батареи ε=24В.  При  силе тока I=6А к.п.д. батареи η=0,65. Определить внутреннее сопротивление r батареи.

7. Расстояние  между  штрихами  дифракционной  решетки d=4мкм. На решетку падает  нормально  свет  с  длиной  волны λ=0,58мкм. Максимум какого наибольшего порядка дает эта решетка?

8.  Счетчик α-частиц,  установленный  вблизи радиоактивного изотопа,  при  первом  измерении  регистрировал N1=1400  частиц  в  минуту, а через время t=4 часа-только N2=400. Определить период полураспада Т1/2 изотопа.

Вариант 2.

1. При горизонтальном полете со скоростью υ=250м/с снаряд массой m=10кг разорвался на две части. Большая часть массой m1=7кг получила скорость u1=400м/с в направлении полета снаряда. Определить модуль и направление скорости u2 меньшей части снаряда.

2. На гладком горизонтальном столе лежит шар массой М=200г, прикрепленный к горизонтально расположенной легкой пружине с упругостью k=500Н/м. В шар попадает пуля массой m=10г, летящая со скоростью υ=300м/с, и застревает в нем. Пренебрегая перемещением шара во время удара и сопротивлением воздуха, определить амплитуду А и период Т колебаний шара.

3. Вода при температуре t=4оС  занимает объем V=1см3. Определить количество вещества ν и число N молекул воды.

4. Какая доля ω1 количества теплоты Q, подводимого к идеальному двухатомному  газу  при  изобарном  процессе, расходуется на увеличение ∆U внутренней энергии газа и какая доля ω2–на работу А расширения? Рассмотреть три случая, 

 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
если газ 1)одноатомный;  2) двухатомный;  3) трехатомный.

5.  Тонкий  стержень  длиной l=20см несет равномерно распределенный заряд τ=0,1мкКл. Определить напряженность Е электрического поля, создаваемого распределенным зарядом в точке А, лежащей на оси стержня на расстоянии а=20см от его конца.

6. Аккумулятор с ЭДС ε=12В заряжается от сети постоянного тока с напряжением U=15 В. Определить напряжение на клеммах аккумулятора, если его внутреннее сопротивление r=10Ом.

7. На дифракционную решетку, содержащую n=600 штрихов на миллиметр, падает нормально белый свет. Спектр проецируется помещенной вблизи решетки линзой на экран. Определить длину ℓ спектра первого порядка на экране, если расстояние от линзы до экрана L=1,2м. Границы видимого спектра: λкр=780нм, λф=400 нм.

8. Протон и α-частица,   ускоренные   одинаковой   разностью потенциалов, влетают  в  однородное магнитное поле. Во сколько раз радиус R1 кривизны траектории протона больше радиуса R2 кривизны траекторииα-частицы?

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. фонд оценочных средств в приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Вергелес, С. Н.
Теоретическая физика. Квантовая электродинамика : учебник для бакалавриата и магистратуры Вергелес, С. Н. Теоретическая физика. Квантовая электродинамика : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Н. Вергелес. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 262 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01663-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437010
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Строковский, Е. А
Физика атомного ядра и элементарных частиц: основы кинематики: учеб. пособие для академического бакалавриата .Строковский, Е. А. Физика атомного ядра и элементарных частиц: основы кинематики : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Строковский. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 361 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03804-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438448
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Кравченко, Н. Ю.
Физика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата Кравченко, Н. Ю. Физика : учебник и практикум для вузов / Н. Ю. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 300 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01027-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433421
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э2
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-313 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля  и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, наборы демонстрационного оборудования, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на лабораторном занятии, семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы лабораторного, семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара, практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и Ф 024, 924  гр..plx
 
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).