2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Искусство современного костюма_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Искусство современного костюма
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 9
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
48
48
48
48
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.искусствоедения, доцент,  Ахметшина Анифа Камаевна; _________________
 
 
Искусство современного костюма
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины «Искусство современного костюма» состоит в подготовке бакалавра - будущего учителя ИЗО в области  искусства костюма, позволяющей освоить  знания по истории  костюма, необходимые в работе со школьниками на уроках изобразительного искусства.
1.2
Задачи освоения дисциплины:::
1.3
сформировать у обучающихся  знаний по истории татарского  костюма, от его истоков до изделий  современных дизайнеров, знакомство с материалами и особенностями декора элементов костюма.
1.4
научить выявлять и формировать культурные потребности  учащихся
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
2.1.2
Рисунок
2.1.3
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.4
Основы проектирования
2.1.5
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.1.6
Основы стилизации
2.1.7
Стилизация в живописи
2.1.8
Живопись
2.1.9
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.10
Скульптура
2.1.11
Основы пластической анатомии
2.1.12
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.13
Противодействие коррупции
2.1.14
Основы цветоведения
2.1.15
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.16
Производственная  летняя педагогическая практика
2.1.17
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.18
Искусство скульптуры
2.1.19
Стилизация в живописи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Кожаная мозаика
2.2.2
Батик
2.2.3
Художественная обработка стекла
2.2.4
История дизайна
2.2.5
Основы дизайна
2.2.6
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.7
История дизайна
2.2.8
Художественная обработка стекла
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
ПК-13: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
основы формирования культурных потребностей различных социальных групп  
 
критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
методику формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
Уметь:
 
анализировать культурные потребности различных социальных групп; 
 
выделить характеристики культурных потребностей различных социальных групп  по заданным критериям
 
составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
Владеть:
 
навыками описания культурных потребностей различных социальных групп 
 
навыками анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп  по имеющимся характеристикам
 
навыками разработки программы формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные  этапы развития  искусства Татарстана;
3.1.2
особенности  формирования  национального костюма   народов   Татарстана;
3.1.3
творчество современных  художников по костюму;
3.1.4
производства республики, связанные с созданием современного  национального костюма;
3.1.5
композиционные закономерности, особенности терминологии, понятия художественно-образной целостности формы, стилевой общности  национального костюма;
3.1.6
принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения своего творческого замысла;
3.1.7
способы изучения  произведения изобразительного искусства, определить в них стилистику народного искусства;
3.1.8
основы формирования культурных потребностей различных социальных групп;
3.1.9
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать  знания о  татарском изобразительном искусстве, художественных промыслах  в дальнейшей практической работе и  профессиональной деятельности;
3.2.2
способствовать формированию у учащихся школ творческого воображения, образного мышления, воспитание художественно-эстетической культуры и художественного вкуса  средствами  искусства;
3.2.3
анализировать и систематизировать краеведческий материал, полученный из разных источников;
3.2.4
использовать  материал исторических  источников  при  создании  костюма;
3.2.5
составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп;
3.2.6
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
первичными знаниями и приемами передачи художественного опыта в образовательном учреждении;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.3.2
опытом сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения своего творческого замысла;
3.3.3
анализом  произведений  изобразительного искусства, определение в  них традиций  народного искусства,
3.3.4
навыками анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп  по имеющимся характеристикам;
3.3.5
навыком разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.6
опытом использования  знаний об искусстве народов Татарстана  профессиональной деятельности 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Историческое развитие татарского костюма

 
1.1
Истоки. От костюма древних тюрок до костюма казанских татар.

Источники и историография.

Основные понятия и термины /Пр/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ПК-3
9
0
 
1.2
Истоки. От костюма древних тюрок до костюма казанских татар.

Источники и историография.

Основные понятия и термины

Истоки. От костюма древних тюрок до костюма казанских татар.

Источники и историография.

Основные понятия и термины

/Ср/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

10
ПК-3
9
0
 
 
Раздел 2. Производства,

связанные с костюмом

 
2.1
Организация ремесленного производства

2.2 Ткачество и выделка прочих материалов.

2.3 Мозаичная обувь

2.4 Ювелирные изделия. /Пр/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ПК-3
9
0
 
2.2
Выполнение зарисовки мозаичной обуви Работа по созданию альбома зарисовок женских украшений /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

12
ПК-3
9
0
 
 
Раздел 3. Мужская одежда

 
3.1
Нижняя одежда.

3.2 Верхняя одежда.

3.3 Пояса

3.4 .Головные уборы /Пр/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ПК-3
9
0
 
3.2
Создание  копии исторического костюма.

Выполнение художественного  эскиза    стилизованного современного  мужского  костюма.  /Ср/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

8
ПК-3
9
0
 
 
Раздел 4. Женская одежда

 
4.1
Нижняя одежда

4.2. Верхняя одежда

4.3. Головные уборы /Пр/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

6
ПК-3
9
0
 
4.2
Создание  копии исторического костюма

Выполнение художественного  эскиза    стилизованного современного  женского костюма. /Ср/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

10
ПК-3 ПК-13
9
0
 
 
Раздел 5. Женские украшения

 
5.1
Виды украшений. /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ПК-3 ПК-13
9
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
5.2
Работа по созданию альбома зарисовок женских украшений /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

10
ПК-3 ПК-13
9
0
 
 
Раздел 6. Мужская и женская обувь.

 
6.1
Нижняя обувь

6.2. Верхняя обувь

6.3. Мозаичная  обувь

6.4.Валяная  и меховая  обувь /Пр/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

6
ПК-3 ПК-13
9
0
 
6.2
Зарисовки обуви /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

0
ПК-3 ПК-13
9
0
 
 
Раздел 7. Орнаментика

костюма

 
7.1
Техника шитья

7.2 Орнаментальные композиции

7.3 Символика цвета. /Пр/

Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

10
ПК-3 ПК-13
9
0
 
7.2
Создание эскиза фартука в декоративном оформлении которого использованы  элементы растительного и геометрического орнамента. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

0
ПК-3 ПК-13
9
0
 
 
Раздел 8. Костюм: история и современность.

 
8.1
.Исторический костюм в творчестве современных  дизайнеров /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

10
ПК-3 ПК-13
9
0
 
8.2
Исторический костюм в интерпретации современных дизайнеров /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

10
ПК-3 ПК-13
9
0
 
8.3
/ЗачётСОц/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

0
ПК-3
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания

Промежуточный контроль.Зачет.

Вопросы к зачету.

1.Булгаро-татарский костюм. ( 8-13 вв.)

2.Костюм 19 века.

3.Костюм начала 20 века.

4.Ткачество казанских татар.

5.Вышивка в художественном оформлении  одежды.

6.Творчество современных художников по костюму.

7.Производство национальной обуви.

8.Войлок - один из древнейших видов художественного творчества тюркских народов.

9.Эволюция татарского орнамента.

10.Арская фабрика «Национальная обувь». История развития.

11.Художественные промыслы Татарстана.

12.Кожаная мозаика. Традиции и современность.

13.Традиции татарского искусства  в творчестве русских художников

14.Стиль модерн и татарское искусство.

15.Татарское декоративно-прикладного искусства. Творчество современных  художников.

16.История узорной кожи.

17.Декор и орнамент

18.Декоративная поверхность.

19.Орнамент и крой.

20.Орнаментальные мотивы.

21.Технология мозаики из кожи

22.Материалы, инструменты, приспособления.

23.Эскиз и лекала.

24.Раскрой.

25.Работа на станке.

26.Декоративные швы.

27.Современные изделия.

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Текущий контроль,10 семестр.

Реферат.

Тематика рефератов:

1.  Ичежно – каляпушный промысел.

2. История  развития  татарских  художественных ремесел.

3. Художники, создающие изделия в технике кожаной мозаики.

4.Современные тенденции в развитии кожаной мозаики.

5. Подготовка  мастеров для предприятий художественных промыслов.

6. Перспективы развития  и  сохранения     народных художественных  промыслов.

7.Татарское ювелирное искусство.

8. Национальная обувь.

9. Творчество  художника по костюму Гарбузовой Светланы

10.Мастер кожаной мозаики Гайнутдинов Ильдус

11.Исторический костюм в творчестве современных  дизайнеров

12.Мастер кожаной мозаики Замилова Альфия

13.Мастер кожаной мозаики Кузьминых Софья

14.Мастер кожаной мозаики Кумысникова Наиля

15.Мастера кожаной мозаики "Национальная обувь" г.Арск

16.Женская обувь.

17.Мужская обувь.

18.Мужской костюм казанских татар.

19.Истоки. От костюма древних тюрок до костюма казанских татар.

20.Женский костюм казанских татар.

23.Нижняя одежда

24.Верхняя одежда.

25. Головные уборы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочнх средств в  приложении  к РПД.

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л1.2
Пигулевский В.О.
Мастера дизайна костюма: учебное пособие: \Пигулевский В.О.-   Саратов;  издательство: Вузовское образование, ,2019 - 233с. -- текст: электронный\\ЭБС «IPRbooks» (сайт) - URL:http://www.iprbookshop.ru/86445.html.— ЭБС «IPRbooks»
Саратов: Вузовское образование, , 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Садохин А.П
Мировая культура и искусство : учебное пособие.:  Садохин А.- Москва;  издательство  ЮНИТИ-ДАНА ,2017  - 415 с - ISBN  978-5-238-02207-9  - текст :электронный\\ ЭБС  " iprbooks "сайт. URL:    http://www.iprbookshop.ru/ 74896.html:  
, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Свободная художественная энциклопедия.artorbita.ru  : [сайт]- URL: http://artorbita.ru.Текст и избражения: электронные
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Э2
Министстерство культуры РФ [сайт]:URL:http://mkrf.ru. Текст, изображение: электронные               
 
Э3
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org. Текст, изображение: электронные                     
 
Э4
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru (дата обращения 10.08.2019). Текст, изображение: электронные     
 
Э5
Министерство  культуры РТ [сайт]:URL:http://mincult.tatarstan.ru/. Текст, изображение: электронные           
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
SQL Server Standard ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Additional Product Арт.228-09538: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к практическим занятиям.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.

 Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к работе над рефератом и другим видам самостоятельной работы.

Методические рекомендации  по самостоятельной работе студентов

Работа над рефератом.

Цель работы над рефератом -  научить студента методике исследования того или иного вопроса, владению научным инструментарием, овладению первичными навыками научного подхода к материалу.  

Работа над рефератом является важной частью вузовской программы овладения студентом методическими навыками научной работы Выполняя это задание, студенту следует  продемонстрировать способность выделить в выбранном для конспектирования научном тексте  главную мысль , идею, мысль, гипотезу ,  концепцию, предложенную автором периодизацию, характерные признаки исследуемого явления иллогично и последовательно зафиксировать это в своей работе. Главные требования к конспекту: краткость, ясность, логичность,   четкость формулировок.

Структура реферата. Работа должна включать  обоснование темы; историю вопроса или библиографическии обзор; основную часть (основные положения и аргументы); заключение (выводы).

Каждая структурная часть работы должна обладать внутренним единством и  заключаться выводами и  из рассуждений.

Главное в заключительной части - точность и четкость. В ней должно быть в  предельно сжатом виде сформулировано то,  что студенту удалось найти,  открыть, то, до чего он самостоятельно додумался.

Приложения

К приложениям к реферату по  истории искусств  относятся следующие:

1. Библиографичечкая справка о творчестве художника.

2. Словарь терминов по теме.

3. Каталог произведений или аннотированная картотека произведений.

Методические рекомендации  по самостоятельной работе студентов

Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.