2022-2023_b44_03_05 М и И 121_021_ 921 гр__plx_Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., и.о.доцента, Аглямзянова Г.Н. _________________
 
 
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины- формирование систематических знаний в области математического анализа, о его месте и роли в системе математических наук, приложениях в естественных науках.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представления о месте и роли дифференциальногоисчисления в современном мире;
1.4
формирование системы основных понятий, используемых для описания важнейших
1.5
математических моделей и математических методов, и раскрытие взаимосвязи этих понятий;
1.6
ознакомление обучающихся с элементами аппарата дифференциального исчисления функции многих переменных, необходимого для решения теоретических и практических задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вводный курс математики
2.1.2
Основы математического анализа
2.1.3
Дифференциальные уравнения
2.1.4
Начала алгебры
2.1.5
Общая и социальная психология
2.1.6
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.7
Теоретические основы информатики
2.1.8
История (история России, всеобщая история)
2.1.9
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.10
Основы мехатроники
2.1.11
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.12
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.13
Робототехника
2.1.14
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.15
Алгоритмы и структуры данных
2.1.16
Концепции современного естествознания
2.1.17
Философия  
2.1.18
Основы мехатроники
2.1.19
Робототехника
2.1.20
Основы мехатроники
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория рядов
2.2.2
Курсовая работа по математике
2.2.3
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.4
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.7
Архитектура компьютера
2.2.8
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.9
Объектно-ориентированное программирование
2.2.10
Социология
2.2.11
Теория преобразований плоскости
2.2.12
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.13
Методика обучения предмету "Информатика"
2.2.14
Операционные системы, среды и оболочки
2.2.15
Организация внеучебной деятельности
2.2.16
Программирование Python
2.2.17
Производственная летняя педагогическая  практика
 
стр. 4
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.2.18
Разработка WEВ-приложений
2.2.19
Теория чисел
2.2.20
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.2.21
Числовые системы
2.2.22
Высокоуровневые методы программирования
2.2.23
Вычислительная математика
2.2.24
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.2.25
Организация дополнительного образования (по второму профилю)   Разработка онлайн-курсов
2.2.26
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.2.27
Производственная педагогическая практика
2.2.28
Численные методы
2.2.29
Базы данных
2.2.30
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.31
Дискретная математика
2.2.32
История математики
2.2.33
Методы и средства защиты информации
2.2.34
Технологии программирования
2.2.35
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.2.36
Информационные системы
2.2.37
Конструктивная геометрия
2.2.38
Курсовая работа по информатике
2.2.39
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.40
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.41
Практикум по решению задач на ПК
2.2.42
Проективная геометрия
2.2.43
Проектирование информационных систем
2.2.44
Специальные методы решения математических зада
2.2.45
Дифференциальная геометрия
2.2.46
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.47
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.48
Производственная преддипломная практика
2.2.49
Программирование Python
2.2.50
Разработка WEВ-приложений
2.2.51
Вычислительная математика
2.2.52
Численные методы
2.2.53
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.54
История математики
2.2.55
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.56
Специальные методы решения математических зада
2.2.57
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.58
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.59
Производственная преддипломная практика
2.2.60
Разработка WEВ-приложений
2.2.61
Вычислительная математика
2.2.62
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.63
Учебная практика  по решению  задач повышенной сложности
2.2.64
Специальные методы решения математических зада
2.2.65
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 5
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Демонстрирует умение рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.3: Демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта
 
УК-2.4: Осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.2: Планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
3.1.2
основные понятия, свойства, теоремы и методы изучаемых разделов математического анализа;
3.1.3
применять методы дифференциального исчисления функций нескольких переменных к доказательству теорем и решению задач;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
вычислять пределы, находить частные производные и дифференциалы;
3.2.2
используя определения, проводить исследования, связанные с основными понятиями;
3.2.3
применять методы дифференциального исчисления функций нескольких переменных к
3.2.4
доказательству теорем и решению задач;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами анализа, навыками решения практических задач;
3.3.2
дифференциального исчисления функций нескольких переменных и их применением к решению
3.3.3
прикладных задач;
3.3.4
навыком математической формализации прикладных задач, анализа и
3.3.5
интерпретации решений соответствующих математических моделей.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие ФНП

 
1.1
Понятие ФНП. Определения /Лек/
Л1.1

Э1

4
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.2
Нахождение области определения ФНП /Пр/
Л2.1

Э1

2
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.3
Решение задач  /Ср/
Л2.2

Э1

4
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.4
Предел ФНП /Лек/
Л1.1

Э1

2
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.5
Вычисление пределов ФНП /Пр/
Л2.1

Э1

2
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
1.6
Непрерывность ФНП в точке /Лек/
Л1.1

Э1

2
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.7
решение задач  /Ср/
Л2.2

Э1

4
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.8
Непрерывность ФНП на замкнутом множестве /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.9
Определение непрерывности в точке /Пр/
Л2.1

Э1

2
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.10
самостоятельная работа  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1

6
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.11
Условие дифференцируемости ФНП /Лек/
Л1.1

Э1

1
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.12
Приложения /Пр/
Л2.1

Э1

4
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.13
Решение задач  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1

6
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.14
Решение прикладных задач. /Пр/
Л2.1

Э1

2
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.15
Непрерывность ФНП на замкнутом множестве /Пр/
Л2.1

Э1

2
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
1.16
Решение задач /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1

8
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
 
Раздел 2. Дифференцирование ФНП

 
2.1
Частные производные /Лек/
Л1.1

Э1

2
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
2.2
Вычисление частных производных /Пр/
Л2.1

Э1

2
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
2.3
Решение задач  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э1

8
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
2.4
Производные высших порядков /Лек/
Л1.1

Э1

3
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
2.5
Частные производные и

дифференциалы высших порядков.

Формула Тейлора. /Пр/

Л2.1

Э1

2
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
2.6
Экстремум ФНП /Лек/
Л1.1

Э1

2
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
2.7
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

0
УК-1.3 УК-2.3 УК-2.4 УК-3.2 ОПК-8.1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Определение функции многих переменных.

2. Повторные пределы

3. Непрерывность ФМП в точке

4. Частные производные

5. Дифференцирование сложной функции ФМП

6. Полная производная.

7. Производные и дифференциалы высших порядков

8. Экстремум ФИП

9. Глобальный экстремум ФМП

10.Условный экстремум 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ  (комплект заданий приводится в ФОС)

В А Р И А Н Т 1

1. Вычислить   для функции  .

2. Для функции  , где   найти частные производные  .

3. Исследовать на экстремум функцию  .

4. Вычислить полный дифференциал функции    .

5. Найти область определения функции   .

 
5.3. Фонд оценочных средств
Контрольная работа (прилагается в содержании ФОС)

Устный опрос(примерный перечень вопросов прилагается в содержании ФОС)

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильин В.А., Садовничий В.А. и др.
Математический анализ. Ч.1 : учебник для бакалавров / В. А. Ильин, В. А. Садовничий, Б. Х. Сендов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 660 с. — ISBN 978-5-9916-2733-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/389342
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Потапов А.П. и др.
Математический анализ. Дифференциальное исчисление ФМП, уравнения и ряды: Учебник и практикум для академического бакалавриата. https://biblio-online.ru/book/matematicheskiy-analiz-differencialnoe-ischislenie-f-n-p-uravneniya-i-ryady-424735
Санкт Петербург: Санкт- Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2019
 
Л2.2
Под ред. Поспелова А.С.
Сборник задач по высшей математике в 4 ч. Часть 2: учебное пособие для бакалавров / А. С. Поспелов ; ответственный редактор А. С. Поспелов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 611 с. — ISBN 978-5-9916-1370-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425219 
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
math.msu.ru›department/dm/dmmc/index.htm http://website-seo.ru
 
стр. 8
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-308 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 
публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 10
УП: b44.03.05  М и И  121,021, 921 гр..plx
 

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.