(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Источники и историография.
Основные понятия и термины /Лек/
Э1 Э2
Источники и историография.
Основные понятия и термины
Истоки. От костюма древних тюрок до костюма казанских татар.
Источники и историография.
Основные понятия и термины
/Пр/
Э3 Э4
связанные с костюмом
2.2 Ткачество и выделка прочих материалов.
2.3 Мозаичная обувь
2.4 Ювелирные изделия. /Пр/
Э1 Э2
3.2 Верхняя одежда.
3.3 Пояса
3.4 .Головные уборы /Лек/
Э1 Э2
Выполнение художественного эскиза стилизованного современного мужского костюма. /Пр/
Э4
Э1 Э2 Э3
4.2. Верхняя одежда
4.3. Головные уборы /Лек/
Э1 Э2
Э1 Э3
Э5
Выполнение художественного эскиза стилизованного современного женского костюма. /Ср/
Э5
Э1 Э3
Э1 Э3
Э1 Э2
6.2. Верхняя обувь
6.3. Мозаичная обувь
6.4.Валяная и меховая обувь /Лек/
Э1 Э2
Э3 Э4
6.2. Верхняя обувь
6.3. Мозаичная обувь
6.4.Валяная и меховая обувь /Ср/
Э1 Э2
костюма
7.2 Орнаментальные композиции
7.3 Символика цвета. /Лек/
Э1
Э3
Э3
Э1 Э3 Э4
Зачет.
Вопросы для подготовки к зачету:
1. Булгаро-татарский костюм. ( 8-13 вв.)
2. Костюм 19 века.
4. Ткачество казанских татар.
5. Вышивка в художественном оформлении одежды.
6. Творчество современных художников по костюму.
7. Производство национальных головных уборов.
8. Войлок - один из древнейших видов художественного творчества тюркских народов
9. Татарская вышивка.
10. Каляпушное ремесло.
11. Татарский орнамент.
12. Женские ювелирные украшения.
13. Аксессуары женского костюма.
14. Символы древних сакральных знаний в женском костюме.
15.Мастера кожаной мозаики "Национальная обувь" г.Арск
16.Женская обувь.
17.Мужская обувь.
18.Мужской костюм казанских татар.
19.Истоки. От костюма древних тюрок до костюма казанских татар.
20.Женский костюм казанских татар.
23.Нижняя одежда
24.Верхняя одежда.
25. Головные уборы.
Темы рефератов:
1.Ичежно – каляпушный промысел.
2.История развития татарских художественных ремесел.
3.Художники, создающие изделия в технике кожаной мозаики.
4.Современные тенденции в развитии кожаной мозаики.
5.Подготовка мастеров для предприятий художественных промыслов.
6.Перспективы развития и сохранения народных художественных промыслов.
7.Татарское ювелирное искусство.
8.Национальная обувь.
9.Творчество художника по костюму Гарбузовой Светланы
10.Мастер кожаной мозаики Гайнутдинов Ильдус
11.Исторический костюм в творчестве современных дизайнеров
12.Флера Калмурзина — мастер вышивки (Казань)
13.Аглая Липина и ее казанская золотая вышивка (Казань)
14.Творческий дуэт мастеров кожаной мозаики Софья Кузьминых и Светлана Гарбузова (Казань)
15.«Национальная обувь» города Арск
16. Ювелирные украшения Ирины Васильевой (Казань)
17. Скань в творчестве ювелира Татьяны Соловьевой (Казань)
18. Булгарские традиции в творчестве ювелира Айрата Шамсутдинова (Казань)
19.Истоки татаского костюма. Костюм древних тюрок.
20.Семантика элементов татарского орнамента.
Методические указания к лекциям.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.
Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания по самостоятельной работе студентов.
Цель работы над проектом - научить студента методике исследования того или иного вопроса, владению научным инструментарием, овладению первичными навыками научного подхода к материалу. Проект выполняется в виде презентации и конечного проекта в виде куклы в национальном костюме.
Работа над проектом является важной частью вузовской программы овладения студентом методическими навыками научной работы Выполняя это задание, студенту следует продемонстрировать способность выделить в выбранном для конспектирования научном тексте главную мысль , идею, мысль, гипотезу , концепцию, предложенную автором периодизацию, характерные признаки исследуемого явления иллогично и последовательно зафиксировать это в своей работе. Главные требования к конспекту: краткость, ясность, логичность, четкость формулировок.
Структура презентации. Работа должна включать обоснование темы; историю вопроса или библиографическии обзор; основную часть (основные положения и аргументы); заключение (выводы).
Каждая структурная часть работы должна обладать внутренним единством и заключаться выводами и из рассуждений.
Главное в заключительной части - точность и четкость. В ней должно быть в предельно сжатом виде сформулировано то, что студенту удалось найти, открыть, то, до чего он самостоятельно додумался.
Приложения
К приложениям к по истории костюма относятся следующие:
1. Библиографичечкая справка о творчестве художника.
2. Словарь терминов по теме.
3. Каталог произведений или аннотированная картотека произведений.
4. Выписки из книг и статей.
5. Библиографический справочник.
Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.