2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_История педагогики и образования_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История педагогики и образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.п.н., профессор, Маликов Р.Ш. _________________
 
 
История педагогики и образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формировать  у обучающихся компетенции в области истории педагогики и образования, а также практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать базовую систему научных знаний об истории возникновения образовательных тенденций, определенных направлений, вопросов истории дошкольного и начального общего образования, характеризующегося разнообразием образовательных и воспитательных идей и систем, типах организации учебно-воспитательной работы образовательной организации.
1.4
формировать общие представления подводящие к осмыслению исторического опыта в области воспитания, образования и обучения подрастающего поколения, способствующие расширению научно-педагогического кругозора.
1.5
формировать умения анализировать произведения классиков педагогики, оценивать с научных позиций современные педагогические концепции и технологии.   
1.6
развивать мотивацию к самообразованию, саморазвитию.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогика раннего возраста
2.1.2
Социальная психология
2.1.3
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.4
Теория и технологии физического развития детей
2.1.5
Теория начального математического образования
2.1.6
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.7
Общая психология
2.1.8
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.9
Теория обучения
2.1.10
Дошкольная педагогика
2.1.11
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.12
Педагогика раннего возраста
2.1.13
Теория и технологии физического развития детей
2.1.14
Теория начального математического образования
2.1.15
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.16
Дошкольная педагогика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.2
Основы экологической культуры
2.2.3
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.4
Психолого-педагогический практикум
2.2.5
Теория и технологии математического развития детей
2.2.6
Теория и технологии экологического развития детей
2.2.7
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.8
Формирование УУД у младших школьников
2.2.9
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.10
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.11
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.12
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.13
Философия
2.2.14
Организация дошкольного образования
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.17
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.18
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.19
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.20
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.21
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.22
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.23
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.24
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.25
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.26
Производственная преддипломная практика
2.2.27
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.28
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.29
Теория и технологии математического развития детей
2.2.30
Теория и технологии экологического развития детей
2.2.31
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.32
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.33
Организация дошкольного образования
2.2.34
Производственная педагогическая практика
2.2.35
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.36
Формирование УУД у младших школьников
2.2.37
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.38
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.39
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.40
Производственная преддипломная практика
2.2.41
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.42
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.43
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.44
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.45
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.46
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.47
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.48
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия по  истории педагогики и образования в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения.
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат по  истории педагогики и образования для формирования научного мировоззрения;
 
анализировать основные характеристики  по  истории педагогики и образования в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе истории педагогики и образования возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение.
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по истории педагогики и образования в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализеистории педагогики и образования, возникающих в учебно-воспитательном процессе.
 
 
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса;
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам ;
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
 
навыками оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности образовательных и воспитательных систем, понятия по  истории педагогики и образования в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.2
историю возникновения  определенных образовательных тенденций, некоторых направлений, историю становления начального общего образования,  характеризующегося разнообразием образовательных и воспитательных  идей и систем
3.1.3
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития в аспекте истории педагогики и образования
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.1.4
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в историческом аспекте
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
устанавливать  зависимость  содержания, форм и методов воспитания; анализировать произведения классиков педагогики, положения современных концепций и технологии, использовать понятия по  истории педагогики и образования в аспекте формирования научного мировоззрения
3.2.2
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития в аспекте истории педагогики и образования
3.2.3
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам в историческом аспекте
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения полученного опыта для расширения собственного  научно-педагогического кругозора по  истории педагогики и образования в аспекте формирования научного мировоззрения
3.3.2
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития в аспекте истории педагогики и образования
3.3.3
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в историческом аспекте
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Школьное образование и педагогическая мысль в Древнем мире и в эпоху Средневековья

 
1.1
История педагогики и образования

как область научного знания

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
1.2
Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

Воспитание и школа в античном мире.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
1.3
Воспитание и школа в античном мире.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
1.4
Воспитание и образование в эпоху средневековья. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
1.5
Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
1.6
Педагогическая мысль в эпоху Возрождения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
 
Раздел 2. Педагогические теории в Новое время

 
2.1
Воспитание и обучение в эпоху Нового времени. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
2.2
Педагогическая деятельность и теория основоположника педагогической науки Я. А. Коменского.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
2.3
Ж. Ж. Руссо о воспитании и образовании гармоничного человека. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
2.4
Педагогическая деятельность и теория И. Г. Песталоцци, основанные на любви к детям. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
2.5
Школа и педагогика конца XIX века.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Раздел 3. Воспитание и обучение детей в Древней Руси и русском государстве (до XVIII века).

 
3.1
Воспитание и учение в Киевской Руси /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
3.2
Педагогическая мысль, образование в восточнославянском мире (XIV—XVI вв.) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
3.3
Возрождение образования на Руси /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-2
4
0
 
3.4
Педагогическая мысль, школьные реформы в Российской империи XVIII в.. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
3.5
Педагогическая мысль Петровской эпохи. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
3.6
Педагогические идеи и школьные проекты Екатерининского времени. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
3.7
Реформы и состояние образования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
 
Раздел 4. Педагогика и школа Запада и России XIX в.

 
4.1
Вопросы просвещения в первой половине XIX столетия.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
4.2
Классики западноевропейской педагогики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
4.3
Университеты и другие высшие школы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
4.4
Школьная политика России в первой половине XIX в. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
4.5
Образование после реформ 1860‑х гг в России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
 
Раздел 5. Развитие школы и педагогики в России в XX веке

 
5.1
Развитие школы и педагогики в России после Октябрьского переворота /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
5.2
Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4

2
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
5.3
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
5.4
Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции.

Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2 ОПК-3 ОК-1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Мировое педагогическое наследие  как область научного знания. Основные подходы к изучению процессов становления и развития образования.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.Феномен древневосточных цивилизаций как прародины образования. Педагогика конфуцианства.(Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай)

3.Античная педагогика: афинская и спартанская системы воспитания. Продолжение древнегреческой педагогической традиции в римской школе.

4.Педагогические идеи во взглядах: Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля, Квинтилиана.

5.Воспитание и образование в эпоху средневековья. Типы учебных заведений в эпоху средневековья. Влияние христианства на школу. Рыцарская система воспитания.

6.Гуманисты эпохи Возрождения о воспитании и образовании. Теоретическое обоснование школы нового типа.

7.Создание педагогической теории и классно-урочной системы Я. А. Коменского.

8.Теория элементарного образования  И. Г. Песталоцци.

9.Теория воспитывающего обучения  в концепции И. Ф. Гербарта.

10.Теория развивающего обучения  Ф. А. Дистервега.

11.Реформаторская педагогика (М. Монтессори., В.Лай, Мейман, Э.Торндайк, Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи, С.Френе).

12.Вальдорфская педагогика.(Р.Штайнер)

13.Воспитание и обучение Киевской Руси и Русском государстве (доXVIII в.).

14.Школа и образование в период правления Петра I.Школа и образование во второй половине XVIII века. Просветители России о воспитании и образовании.(Ф.Прокопович, М.Ломоносов, Н.Новиков, И.Бецкой)

15.Система образования в России в первой половине 19 века (устав 1804г., реформы Александра I). Типы учебных заведений в России.(приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты).

16.Педагогические взгляды К.Д.Ушинского.

17.Общественно-педагогическое движение в России до 90-х годов XIX в. (Н.И.Пирогов, Н.А.Корф, В.Стоюнин, Н.Бунаков, А.Острогорский).

18.Идеи свободного воспитания в педагогической деятельности Л.Н.Толстого.

19.Социально ориентированная педагогика Советского государства (А. С. Макаренко). Развитие идей личностно ориентированной педагогики в трудах П. П. Блонского, С. Т. Шацкого. Педагогические идеи В. А. Сухомлинского.

20.Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

21.Усилия русских педагогов-эмигрантов по развитию теории и практики  образования (В.В.Зеньковский, С.И.Гессен).

22.Педагогическая журналистика как источник изучения  образования в России второй половины 19 в.

23.Просветительско-педагогические организации России второй половины 19 - начала 20 в. и их роль в становлении и разви¬тии  образования.

24.Педагогическая природа понятия «свободы»: история и современность.

25.Альтернативные педагогические концепции в России начала 20 в.

26.Основные типы  образовательных учреждений в России и странах Западной Европы 17-20вв.(исторический сравнительный анализ).

27.Особенности семейного и домашнего воспитания детей  в России.(10-20вв.)

28.Особенности семейного и домашнего воспитания детей  в Западной Европе.(18-19в.)

29.Становление национальных систем  образования в России после 1917 г.

30.Система школьного образования в Советской России (1917-1991 гг.).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика письменных сообщений

1.Усилия русских педагогов-эмигрантов по развитию теории и практики  образования (В.В.Зеньковский, С.И.Гессен).

2.Педагогическая журналистика как источник изучения  образования в России второй половины 19 в.

3.Просветительско-педагогические организации России второй половины 19 - начала 20 в. и их роль в становлении и разви¬тии  образования.

4.Педагогическая природа понятия «свободы»: история и со¬временность.

5.Альтернативные педагогические концепции в России нача¬ла 20 в.

6.Основные типы  образовательных учрежде¬ний в России и странах Западной Европы 17-20вв.(исторический сравнительный ана¬лиз).

7.Особенности семейного и домашнего воспитания детей  в России.(10-20вв.)

8.Особенности семейного и домашнего воспитания детей  в Западной Европе.(18-19в.)

9.Становление национальных систем  образо¬вания в России после 1917 г.

10.Система школьного образования в Советской России (1917-1991 гг.).

11.Педологические реформы в сфере отечественного  образования в первой трети 20 в.

12.Вальдорфская педагогика.(Р.Штайнер)

13.Воспитание и обучение Киевской Руси и Русском государстве (доXVIII в.).

14.Школа и образование в период правления Петра I.Школа и образование во второй половине XVIII века. Просветители России о воспитании и образовании.(Ф.Прокопович, М.Ломоносов, Н.Новиков, И.Бецкой)

15.Система образования в России в первой половине 19 века (устав 1804г., реформы Александра I). Типы учебных заведений в России.(приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты).

16.Педагогические взгляды К.Д.Ушинского.

17.Общественно-педагогическое движение в России до 90-х годов XIX в. (Н.И.Пирогов, Н.А.Корф, В.Стоюнин, Н.Бунаков, А.Острогорский).

18.Идеи свободного воспитания в педагогической деятельности Л.Н.Толстого.

19.Социально ориентированная педагогика Советского государства (А. С. Макаренко). Развитие идей личностно ориентированной педагогики в трудах П. П. Блонского, С. Т. Шацкого. Педагогические идеи В. А. Сухомлинского.

20.Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонды оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Иванов, Е. В.
Иванов, Е. В.  История и методология педагогики и образования : учебное пособие для вузов / Е. В. Иванов. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 173 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07233-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514963 : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, , 2023
 
Л1.2
Старикова, Л. Д. 
История педагогики и философия образования : учебник и практикум для вузов / Л. Д. Старикова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 435 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-02886-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434154 : учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт., 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бим-Бад, Б. М.  
Бим-Бад, Б. М.  История и теория педагогики. Очерки : учебное пособие для вузов / Б. М. Бим-Бад. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08058-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513039 : учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
История образования и педагогической мысли /Видеолекция. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8tlJHOEaHFs
 
Э2
Документальные фильмы - История Советского образования  URL: https://www.youtube.com/watch?v=nbr6-ivUIOI
 
Э3
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно-творческих заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «История педагогики и образования» проводится в форме текущего контроля  успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль  успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К  текущему контролю  успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях (коллоквиум, учебно-творческие задания);

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно.

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков компетенций.

Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих принципах:

1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).

2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.

3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание.

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля  успеваемости: письменные сообщения, коллоквиум, учебно-творческие задания.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков и компетенций по дисциплине «История педагогики и образования» требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(уровень 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
бакалавриата) в форме зачёта.

Зачёт проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачёта – устное собеседование или письменно по вопросам(по выбору обучающегося). Оценка по результатам зачёта – «зачтено», «незачтено».

Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений,  формирование определенных профессиональных компетенций.  

Текущий контроль  успеваемости и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с  разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля  успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине  наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля  успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.