2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Современные теории обучения и воспитания_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные теории обучения и воспитания
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Хакимова Н.Г. _________________
 
 
Современные теории обучения и воспитания
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:формирование у обучающихся компетенций в области современных концепций обучения и воспитания и практической готовности к осуществлению профессиональных педагогических функций в сфере образования.
1.2
Задачи:
1.3
сформировать общие представления о современных концепциях обучения и воспитания
1.4
сформировать базовую систему научных знаний  об организации образовательного процесса на основе изучения современных педагогических концепций,технологий, методов, форм обучения и воспитания, в том числе выходящих за рамки учебных занятий (проектная деятельность, учебные эксперименты и др.)
1.5
обеспечить формирование у обучающихся  первоначальных умений и навыков осуществления учебно-воспитательной и профессиональной педагогической деятельности с применением конкретных педагогических технологий, необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся
1.6
сформировать умения по решению педагогических задач в рамках разнообразных педагогических технологий
1.7
овладеть технологиями оказания адресной помощи  обучающимся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе с особыми образовательными потребностями
1.8
раскрыть содержания и пути становления педагогической технологии учителя в профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Гендерная психология и педагогика
2.2.2
Естественнонаучная картина мира
2.2.3
История (история России, всеобщая история)
2.2.4
Педагогическая психология
2.2.5
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.6
Психология воспитания
2.2.7
Психология развития и возрастная психология
2.2.8
Социальная педагогика
2.2.9
Клиническая психология детей и подростков
2.2.10
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
2.2.11
Курсовая работа по психолого-педагогическому модулю
2.2.12
Основы вожатской деятельности в детских оздоровительных лагерях
2.2.13
Основы дефектологии (с практикумом)
2.2.14
Производственная педагогическая  практика
2.2.15
Психодиагностика (с практикумом)
2.2.16
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
2.2.17
Технологии работы с различными категориями детей
2.2.18
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.19
Философия
2.2.20
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
2.2.21
Курсовая работа по модулю психолого-педагогического сопровождения
2.2.22
Организационная психология
2.2.23
Производственная педагогическая практика
2.2.24
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.25
Психология общения
2.2.26
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
2.2.27
Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся
2.2.28
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.29
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.30
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Устанавливает позитивные взаимоотношения с обучающимися, создает благоприятный психологический климат в процессе организации совместной деятельности обучающихся
 
ОПК-3.3: Объясняет особенности применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Объясняет сущность духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Объясняет сущность контроля и оценки образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных личностных компетенций)
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Обосновывает применение конкретных психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.3: Демонстрирует понимание документации специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов и т.д.) и рекомендаций по использованию индивидуально-ориентированных образовательных технологий с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся в учебной деятельности и воспитании личности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
психолого-педагогические технологии, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС
3.1.2
особенности применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.1.3
духовно-нравственные ценности личности и модели нравственного поведения
3.1.4
сущность контроля и оценки  образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных личностных компетенций)
3.1.5
психолого-педагогические технологии, документацию специалистов (педагогов, дефектолов, логопедов и т.д.) для оказания адресной помощи обучающимся
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
обосновывать применение конкретных психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
3.2.2
различать духовно-нравственные ценности и модели нравственного поведения
3.2.3
осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
3.2.4
демонстрировать понимание документации специалистов и рекомендаций по использованию индивидуально-ориентированных образовательных технологий
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимых для адресной помощи  обучающимся, в том числе  с особыми образовательными потребностями
3.3.2
методами духовно-нравственного воспитания
3.3.3
формами контроля и оценки  образовательных результатов обучающихся
3.3.4
психолого-педагогическими технологиями оказания адресной помощи обучающимся
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Современные дидактические концепции и теории обучения

 
1.1
Современные дидактические концепции и теории обучения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3.3 ОПК-6.1
1
0
 
1.2
Отечественные и зарубежные теории и системы обучения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-6.1
1
0
 
1.3
Дидактические теории и системы. Виды дидактических теорий и систем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-6.1
1
0
 
1.4
Общие основы системно-синергетической теории обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3.3 ОПК-5.2 ОПК-6.1
1
0
 
1.5
Современные теории обучения: проблемное, личностно-ориентированное, развивающее обучение /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3.3 ОПК-6.1
1
0
 
1.6
Теория системно-деятельностного подхода в обучении /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3.3 ОПК-6.1
1
0
 
1.7
Социокультурная концепция адаптирующего обучения (Е.А.Ямбург) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э3

6
ОПК-3.1 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-6.1
1
0
 
 
Раздел 2. Современные воспитательные концепции и теории

 
2.1
Теория многокультурного образования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3.1 ОПК-3.3 ОПК-4.1
1
0
 
2.2
Традиции и инновации в функционировании воспитательной системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-3.1 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-6.1 ОПК-6.3
1
0
 
2.3
Концепция личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3.3 ОПК-4.1
1
0
 
2.4
Философско-антропологическая  концепцию воспитания (Библер В.С.) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-6.1
1
0
 
2.5
Воспитательная система школы: концепции и теории /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3.1 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-6.1 ОПК-6.3
1
0
 
2.6
Базовые теории воспитания и развития личности. Понятие о воспитательных системах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3.3 ОПК-6.1
1
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
2.7
Авторская школа как образец воспитательной системы современной школы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э3 Э4

6
ОПК-3.1 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-6.1 ОПК-6.3
1
0
 
2.8
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э3 Э4

4
ОПК-3.1 ОПК-3.3 ОПК-4.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-6.1 ОПК-6.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы к зачету

1. Общее понятие о дидактических теориях, коцепциях и системах, их обусловленность философскими позициями создателей

2. Дидактические теория  проблемного обучения (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов)

3. Дидактические теория  развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)

4. Дидактические теория программированногообучения (В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, Н.Ф.Талызина)

5. Дидактическая теория оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский)

6. Дидактическая теория развития познавательного интереса в обучении (Г.И.Щукина)

7. Дидактическая теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина - Н.Ф.Талызина)

8. Зарубежные дидактические теории  (Д.Дьюи, О.Френе, Вальдорфская школа)

9. Теория личностно-ориентированного обучения

10.Общие основы системно-синергетической теории обучения (Н.М.Таланчук)

11. Концепция личностно-ориентированного воспитания (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.)

12. Философско-антропологическая концепция воспитания (Библер В.С.)

13. Синергетическая  концепция воспитания (Игнатова В.А.)

14. Концепция системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.)

15. Педагогическая концепция воспитания как компонент социализации личности ребенка (Рожков М. И., Байбородова Л. В.)

16. Теория многокультурного образования (Г.Д. Дмитриев)

17. Концепция культурологического подхода (В.С. Библер, Е.В.Бондаревская)

18. Концепция аксиологического подхода (А.В.ПЕтровский, Е.Н.Шиянов)

19. Отечественные и зарубежные теории и системы обучения и воспитания

20. Базовые теории воспитания и развития личности. Понятие о воспитательных системах

21. Концепция педагогической интеграции. Теория интеграции.

22. Теория проектного обучения

23. Социокультурная концепция адаптирующего обучения (Е.А.Ямбург)

24. Воспитательная система школы: концепции и теории

25. Дидактическая система как отражение сущности дидактической теории

26. Классификации методов, форм, средств воспитания в современной педагогике.

27. Основные виды воспитания, их сравнительная характеристика.

28. Концепции воспитания: история и современность.

29. Анализ дидактических систем обучения в современных авторских школах.

30. Альтернативные  формы  организации  современного обучения.

31. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, его особенности.

32. Закономерности  и  принципы  воспитания:  понятие, классификации, характеристика.

33. Движущие силы воспитания.

34. Современные подходы к постановке целей и задач воспитания.

35. Источники и структурные компоненты содержания воспитания.

36. Содержание воспитательной деятельности педагога. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Идея системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова)

2. Концепция личностного подхода  в воспитании

3. Концепция гуманистического подхода  к построению отношений в воспитательном процессе;

4. Средовой подход в воспитательной деятельности•

5. Гуманизация и гуманитаризация образования - важнейшее направление в новых социокультурных условиях информационной цивилизации.

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
5. Сущность гуманизации и гуманитаризации образования, основные концептуальные подходы к их трактовке.

6. Теории гуманистических ценностей и их реализация в концепциях гуманизации содержания образования и воспитательном процессе современной школы

7. Антропокосмическая концепция воспитания и ее интерпретация в гуманистических теориях педагогики.

8. Теории единства научной и художественной картины мира и целостности личности как научная основа гуманитаризации образования.

9. Соотношение теории обучения и теории воспитания

10. Теория деятельностно-личностного подхода

11. Сущность системного подхода в воспитании

12. Системный подход к изучению особенностей развития ребенка

13. Теория деятельностно-личностного подхода.

14. Учет субъектно-деятельностного подхода при выборе и реализации технологий воспитания

15. Базовые теории воспитания и развития личности.

16. Концепция культуры М. Бахтина

17. Школа диалога культур В.С. Библера

18. Отечественные и зарубежные теории и системы обучения и воспитания

19. Социокультурная концепция адаптирующего обучения (Е.А.Ямбург)

20. Зарубежные дидактические теории  

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Загвязинский В.И.
Теория обучения и воспитания : учебник и практикум для вузов / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 230 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9831-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449911: учебник и практикум
Москва: Юрайт, 2020
 
Л1.2
Бермус, А. Г. 
Теоретическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12324-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457228: учебное пособие 
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ситаров, В. А.  
Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров / В. А. Ситаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 447 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3059-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/425332
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гребенюк, О.С.
Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 410 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09998-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429118 
— Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Заоблачные технологии: как будет выглядеть школа будущего. Видео-лекция.- URL: Заоблачные технологии: как будет выглядеть школа будущего 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru.
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.
 
Э4
Ресурсы East View (ИВИС). – URL:  https://dlib.eastview.com/login.
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов проблемной  дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи  и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка проблемных вопросов, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: тестирование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; проверка письменных домашних заданий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.