2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Искусство современного костюма
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Искусство современного костюма
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
124
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
124
124
124
124
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.искусствоведения, доцент, Ахметшина А.К. _________________
 
 
Искусство современного костюма
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисцилины :  ознакомление  обучающихся  с  национальным  костюмом  народов  Татарстана,
1.2
творчеством  современных художников, работающих в области национального костюма,  предприятиями  и  художественными центрами , связанными с производством  национального  костюма.
1.3
Задачи освоения дисциплины: ознакомить обучающихся с  декоративно – прикладным  искусством, национальным костюмом народов Татарстана, художественными промыслами
1.4
сформировать  знания и приемы передачи художественного опыта  учащимся в образовательном учреждении
1.5
ознакомить  с методикой анализа  и систематизации  краеведческого  материала, полученного  из разных источников
1.6
ознакомить с содержанием  обучения для реализации предмета "Технология"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Мультимедийные технологии и средства цифрового обучения в преподавании изобразительного искусства
2.1.2
Основы дизайна
2.1.3
Основы дизайна
2.1.4
История (история России, всеобщая история)
2.1.5
История  изобразительного искусства  Татарстана
2.1.6
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.1.7
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.8
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)
2.1.9
Производстенная технологическая (проектно-технологическая практика)
2.1.10
Производственная педагогическая практика
2.1.11
2.1.12
История дизайна
2.1.13
Искусство народов Поволжья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История изобразительного искусства
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Резьба по гипсу
2.2.4
Производственная преддипломная практика
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.4: Осуществляет выбор стратегий и тактик взаимодействия с заданной категорией людей (в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому и религиозному признаку, по принадлежности к социальному классу)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
УК-5.2: Соблюдает требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.3: Умеет выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Изобразительное искусство"
 
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Технология"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные  этапы развития искусства народов Татарстана, этапы формирования национального костюма народов Татарстана
3.1.2
влияние  заимствований  из  русской и европейской культуры на формирование костюма народов республики Татарстан
3.1.3
принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения своего творческого замысла; способы изучения  произведения изобразительного искусства, определить в  них стилистику  народного искусства, влияние традиций русского и европейского искусства
3.1.4
содержания предметной области "Изобразительное искусство"
3.1.5
содержание обучения для реализации предмета "Технология"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать  знания об изобразительном искусстве Татарстана, костюме  народов Татарстана , творчестве современных художников в области костюма в дальнейшей  практической работе и  профессиональной деятельности;
3.2.2
способствовать формированию у учащихся школ творческого воображения, образного мышления, воспитание художественно-эстетической культуры и художественного вкуса  средствами  искусства; анализировать и сравнивать куль­турные традиции и обычаи разных народов, делать на основе компаративного анализа выводы
3.2.3
анализировать и систематизировать краеведческий материал, полученный из разных источников
3.2.4
находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
3.2.5
применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
теоретическими знаниями  в области костюма народов Татарстана
3.3.2
знаниями о композиционных закономерностях, особенностях терминологии, понятии художественно-образной целостности формы, стилевой общности  элементов национального костюма
3.3.3
первичными знаниями и приемами передачи художественного опыта в образовательном учреждении
3.3.4
опытом отбора содержания обучения для реализации предмета "Технология"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
3.3.5
умением находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Историческое развитие татарского костюма

 
1.1
Истоки. От костюма древних тюрок до костюма казанских татар.

Источники и историография.

Основные понятия и термины /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-3.4 ПК-1.1
5
0
 
1.2
Истоки. От костюма древних тюрок до костюма казанских татар.

Источники и историография.

Основные понятия и термины

Истоки. От костюма древних тюрок до костюма казанских татар.

Источники и историография.

Основные понятия и термины

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

6
УК-3.4 ПК-1.1
5
0
 
1.3
Подготовка к рактическим занятиям  /Ср/
Л2.1

6
5
0
 
 
Раздел 2. Производства,

связанные с костюмом

 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.1
Организация ремесленного производства

2.2 Ткачество и выделка прочих материалов.

2.3 Мозаичная обувь

2.4 Ювелирные изделия. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

2
УК-5.1 ПК-1.1
5
0
 
2.2
Выполнение зарисовки мозаичной обуви Работа по созданию альбома зарисовок женских украшений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
УК-5.1 ПК-1.1
5
0
 
2.3
Подготовка к практическим занятиям /Ср/
Л2.1

4
5
0
 
 
Раздел 3. Мужская одежда

 
3.1
Нижняя одежда.

3.2 Верхняя одежда.

3.3 Пояса

3.4 .Головные уборы /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-5.2 ПК-1.1
5
0
 
3.2

Выполнение художественного  эскиза    стилизованного современного  мужского  костюма.  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э4

2
УК-5.2 ПК-1.1
5
0
 
3.3
Создание  копии исторического костюма.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
УК-5.2 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 4. Женская одежда

 
4.1
Нижняя одежда

Верхняя одежда

Головные уборы /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-5.3 ПК-1.1
5
0
 
4.2
Создание  копии исторического костюма /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3

10
УК-5.3 ПК-1.1
5
0
 
4.3
Декор женского костюмма /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5

4
УК-5.3 ПК-1.1
5
0
 
4.4

Выполнение художественного  эскиза    стилизованного современного  женского костюма. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э5

10
УК-5.3 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 5. Женские украшения

 
5.1
Виды украшений. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3

6
ПК-2.2
5
0
 
5.2
Виды украшений. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3

6
ПК-2.2
5
0
 
5.3
Работа по созданию альбома зарисовок женских украшений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-2.2
5
0
 
 
Раздел 6. Мужская и женская обувь.

 
6.1
Нижняя обувь

6.2. Верхняя обувь

6.3. Мозаичная  обувь

6.4.Валяная  и меховая  обувь /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-1.1 ПК-2.2
5
0
 
6.2
Зарисовки обуви /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3 Э4

8
ПК-1.1 ПК-2.2
5
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6.3
Нижняя обувь

6.2. Верхняя обувь

6.3. Мозаичная  обувь

6.4.Валяная  и меховая  обувь /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-1.1 ПК-2.2
5
0
 
6.4
Подотовка реферата /Ср/
Л2.1

8
5
0
 
 
Раздел 7. Орнаментика

костюма

 
7.1
Техника шитья

7.2 Орнаментальные композиции

7.3 Символика цвета. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
УК-3.4 ПК-2.2
5
0
 
7.2
подготовка к практическим занятиям /Ср/
Л2.1

10
5
0
 
 
Раздел 8. Костюм: история и современность.

 
8.1
.Исторический костюм в творчестве современных  дизайнеров /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-1.1 ПК-2.2
5
0
 
8.2
Создание эскиза фартука в декоративном оформлении которого использованы  элементы растительного и геометрического орнамента. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

10
ПК-1.1 ПК-2.2
5
0
 
8.3
Исторический костюм в интерпретации современных дизайнеров /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-1.1 ПК-2.2
5
0
 
8.4
/Зачёт/
Л2.1

4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Зачет.

Вопросы для подготовки к зачету:

1. Булгаро-татарский костюм. ( 8-13 вв.)

2. Костюм 19 века.

3. Костюм начала 20 века.

4. Ткачество казанских татар.

5. Вышивка в художественном оформлении  одежды.

6. Творчество современных художников по костюму.

7.  Производство национальных головных уборов.

8. Войлок - один из древнейших видов художественного творчества тюркских народов

9. Татарская вышивка.

10. Каляпушное ремесло.

11.Татарский орнамент.

12.Женские ювелирные украшения.

13. Аксессуары женского костюма.

14.Символы древних  сакральных знаний   в женском костюме.

15.Мастера кожаной мозаики "Национальная обувь" г.Арск

16.Женская обувь.

17.Мужская обувь.

18.Мужской костюм казанских татар.

19.Истоки. От костюма древних тюрок до костюма казанских татар.

20.Женский костюм казанских татар.

23.Нижняя одежда

24.Верхняя одежда.

25. Головные уборы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль.

Темы рефератов:

1.Ичежно – каляпушный промысел.

2.История  развития  татарских  художественных ремесел.

3.Художники, создающие изделия в технике кожаной мозаики.

4.Современные тенденции в развитии кожаной мозаики.

 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
5.Подготовка  мастеров для предприятий художественных промыслов.

6.Перспективы развития  и  сохранения     народных художественных  промыслов.

7.Татарское ювелирное искусство.

8.Национальная обувь.

9.Творчество  художника по костюму Гарбузовой Светланы

10.Мастер кожаной мозаики Гайнутдинов Ильдус

11.Исторический костюм в творчестве современных  дизайнеров

12.Флера Калмурзина — мастер вышивки (Казань)

13.Аглая Липина и ее казанская золотая вышивка (Казань)

14.Творческий дуэт мастеров кожаной мозаики Софья Кузьминых и Светлана Гарбузова (Казань)

15.«Национальная обувь» города Арск

16. Ювелирные украшения Ирины Васильевой (Казань)

17. Скань в творчестве ювелира Татьяны Соловьевой (Казань)

18. Булгарские традиции в творчестве ювелира Айрата Шамсутдинова (Казань)

19.Истоки татаского костюма. Костюм древних тюрок.

20.Семантика элементов  татарского орнамента.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л1.2
Пигулевский В.О.
Мастера дизайна костюма: учебное пособие: \Пигулевский В.О.-   Саратов;  издательство: Вузовское образование, ,2019 - 233с. -- текст: электронный\\ЭБС «IPRbooks» (сайт) - URL:http://www.iprbookshop.ru/86445.html.— ЭБС «IPRbooks»
Саратов: Вузовское образование, , 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Садохин А.П
Мировая культура и искусство : учебное пособие.:  Садохин А.- Москва;  издательство  ЮНИТИ-ДАНА ,2017  - 415 с - ISBN  978-5-238-02207-9  - текст :электронный\\ ЭБС  " iprbooks "сайт. URL:    http://www.iprbookshop.ru/ 74896.html:  
, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство  культуры РТ [сайт]:URL:http://mincult.tatarstan.ru/  
 
Э2
Министстерство культуры РФ [сайт]:URL:http://mkrf.ru \ 
 
Э3
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org \ 
 
Э4
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru \ 
 
Э5
Свободная художественная энциклопедия.artorbita.ru  : [сайт]- URL: http://artorbita.ru  
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru.  
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а  Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут 

 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.

Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется 

 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по подготовке к зачету

Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.