(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
4. Искусство неолита. Влияние магии и мифологии на художественные образы. Орнамент как результат отражения реальности.
5. Эпоха бронзы и железа. Зарождение архитектуры как искусства. Выразительные особенности первых архитектурных сооружений. Прикладное искусство.
/Пр/
Э5 Э6
2. Египетское искусство додинастического периода и Древнего царства:
формирование основных принципов изображения и художественных традиций.
/Лек/
Э5 Э6
/Лек/
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
/Пр/
Э5 Э6
Эллинизм.
Значение древнегреческой культуры для дальнейшего развития европейского искусства.
/Пр/
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Периоды развития римского искусства.
Зодчество Рима. Основные памятники архитектуры
/Пр/
Э5 Э6
5.Особенности римского скульптурного портрета.
6.Фаюмский портрет.
/Пр/
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
2.Формирование художественного видения нового типа
3. Периоды итальянского Возрождения
4.Художники итальянского Возрождения.
/Пр/
Э5 Э6
Высокое Возрождение и его представители.
Особенности искусства позднего Возрождения.
/Пр/
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Образ человека в искусстве Северного Возрождения.
/Пр/
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
/Лек/
Э5 Э6
Э5 Э6
/Пр/
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Искусство Франции.
/Лек/
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
/Пр/
Э5 Э6
Э5 Э6
/Пр/
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
2.Хдожники «барбизонской школы»
3 Импрессионизм. Открытия художников этого направления.
4.Скульптор О.Роден.
5. Художники-постимпрессионисты
/Пр/
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
2.Искусство средневековой Руси.
3. Типы храмов и особенности их декора.
4. Иконопись.
5. Искусство книжной миниатюры.
6.Выдающиеся иконописцы.
/Пр/
Э5 Э6
Э5 Э6
Искусство России середины XVIII века
Искусство России второй половины XVIII века
/Лек/
Э5 Э6
2.Архитектура и градостроительство.
3.Развитие жанра портрета.
4.Скульптура.
5.Критический реализм в русском искусстве.
6. Товарищество художников - .передвижников
/Ср/
Э5 Э6
Э5 Э6
4.Авангардные течения конца 19-начала 20 века.
/Пр/
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Скульптура модерна.
/Пр/
Э5 Э6
Э5 Э6
6.Графика О.Бердсли.
/Пр/
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Э5 Э6
Текущая аттестация.
3 семестр, 4 семестр.
Доклад с презентацией
Темы докладов:
1. Историческая специфика, географические границы и периодизация искусства Возрождения.
2. Культура и искусство Проторенессанса: архитектура, скульптура, живопись.
3. Проблемы развития местных художественных школ. Творчество Джотто и Дуччо.
4. Творчество последователей Джотто и представителей сиенской школы: Симоне Мартини и братьев Лоренцетти.
5. Архитектура раннего Возрождения. Творчество Филиппо Брунеллески и Леона Баттиста Альберти.
6. Скульптура раннего Возрождения: творчество Лоренцо Гиберти и Донателло.
7. Мастерские Верроккио, братьев Поллайоло и Луки деллаРоббиа
8. Новаторские поиски в живописи раннего Возрождения: творчество Мазаччо и флорентийская школа живописи первой половины XV века
9. Основные тенденции в искусстве 2ой половины XV в. на примере творчества Сандро Боттичелли.
10. Влияние математики на поиски идеальных соотношений пространства и пластического объема: живописная система Пьеро делла Франческа.
11. Живопись раннего Возрождения на Севере Италии: Андреа Мантенья и мастера Феррарской школы
12. Творчество Антонелло да Мессина.
13. Своеобразие искусства и архитектуры Венеции раннего Возрождения
( на примере архитектуры Марио Кадуччи и живописи семьи Беллини)
14. Понятие Ars Nova и особенности развития возрождения на Севере Европы
15. Творчество братьев Ван Эйк и Рогира ван дер Вейдена
16. Общая характеристика искусства французского Возрождения
17. Классические черты в архитектуре зрелого Возрождения. Архитектура Донато Браманте
18. Наука и искусство в творчестве Леонардо да Винчи
19. Общая характеристика и периодизация творчества Микеланджело
20. Общая характеристика творчества Рафаэля Санти
21. Своеобразие живописного языка мастеров венецианской школы: Джорджоне, Тициан и их последователи.
22. Культурноисторическое содержание маньеризма, основные этапы его развития на примере творчества Понтормо, Россо, Пармиджанино и Челлини
23. Архитектура Палладио.
24. Художественные и исторические особенности Возрождения в Германии.
26. Нидерландская живопись XVI в. на примере творчества Питера Брейгеля Старшего.
Текущий контроль)
Устный опрос 8 семестр.
Темы для подготовки к устному опросу.
Тема: Тенденции культурного развития России в новейшее время.
1.Модернизм как общекультурная тенденция и как стилевая система.
2.Общая характеристика духовной культуры России на рубеже 19-20 веков.
3.Панорама художественной жизни России на рубеже веков.
4.Авангардные течения конца 19-начала 20 века.
5.Модернистские течения первой половины 20 в.
Тема: Искусство Западной Европы рубежа 19- 20 веков.
1.Особенности стиля модерн.
2.Архитектура модерна.
3.Скульптура модерна.
4.Живопись и графика А. Мухи.
5.Творчество Климта.
6.Графика О.Бердсли.
Тема: Искусство Европы 1950-2000г.
1.Искусство СССР.
2 Искусство новой России.
3.Глобализация. Основные тенденции культурного развития в странах Европы и Америки
Промежуточный контроль. 4семестр.
Экзамен
Вопросы для подготовки к экзаменам:
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
1.Гомеровский период в истории греческого искусства, его значение. Основные центры геометрического искусства.
2.Искусство Греции в раннеархаический период. Скульптура, вазопись ориентализирующего стиля.
3.Греческая архитектура архаического периода. Сложение ордерных систем и типологии храмовых построек.
4.Греческая скульптура VI в. до н.э. Основные направления развития статуарной пластики и рельефа, возникновение и эволюция каменной скульптурной декорации.
5.Греческая вазопись VI века до н.э.
6.Греческие храмы раннеклассического периода и особенности их скульптурного декора.
7.Архитектурные памятники высокой классики.
8.Греческая скульптура V века до н.э.
9.Греческая вазопись VIV вв. до н.э.
10.Греческая архитектура IV в. до н.э. на Материке, в Ионии и других областях Малой Азии.
11.Греческая скульптура в позднеклассический период.
12.Греческое искусство эллинистического периода, его значение. Основныехудожественные центры.
13.Греческая эллинистическая архитектура – общая характеристика. Градостроительная деятельность.
ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ И ДРЕВНЕГО РИМА.
1. Искусство Древнего Рима. Периодизация. Общие проблемы.
2.Ведущий характер архитектуры в художественной системе искусства Древнего Рима. Социальные аспекты древнеримского искусства. 3.Искусство Древней Греции и Древнего Рима.
4. Римские идеалы, ценности, вкус и развитие искусства.
5. Римское и раннехристианское искусство.
6.Значение наследия древнеримской архитектуры и искусства для
художественной культуры последующих эпох.
7.Архитектура и искусство этрусков.
8.Архитектура эпохи Республики.
9.Основные типологии и их специфика: Город. Форум. Базилика. Храм. Святилище. Театр.
10.Термы. Жилая и утилитарная архитектура.
11.Скульптура эпохи Республики.
12.Живопись эпохи Республики.
13.Архитектура эпохи Августа.
14Архитектура I века н.э.
15. Архитектура II века н.э.
РАННЕХ РИСТИ А НСК ОЕ ИСКУССТВО. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ.
1.Изобразительное искусство раннехристианского периода (3–5 вв.).
2.Архитектура раннехристинаского периода (4–5 вв.).
3.Изобразительное искусство ранневизантийского периода и эпохи иконоборчества (6 – сер. 9 в.).
4.Архитектура ранневизантийского периода и эпохи иконоборчества (6 – сер. 9 в.).
6.Живопись эпохи Македонской династии (сер. 9 – сер. 11 в.).
7.Живопись эпохи Комниновской династии (сер. 11 – 12 в.).
8.Византийское изобразительное искусство 13 в.
9.Византийская архитектура Палеологовского периода (1261–1453).
10.Византийская живопись Палеологовского периода (1261–1453).
И СК У СС ТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ
1.Архитектура и искусство Каролингского возрождения.
2.Оттоновское возрождение: византийские влияния и их трансформация.
3.Романская архитектура: структуры и декоративные решения.
4.Романская скульптура.
5. Европейское изобразительное искусство около 1200 года: византийские влияния,
обращение к античности и готический натурализм.
6. Сложение и развитие готики в архитектуре XIIXIII вв. Готическая конструкция и
декор. Ранняя готика в архитектуре Франции, Англии, Германии, Италии
7. Великие готические соборы Франции – архитектура. Цели и средства готического
архитектурного стиля.
8. Шартр – архитектура, скульптура, витраж. Готический собор как высший
художественный организм Средневековья.
9. Готическая скульптура XIII века – стилистическая эволюция. Развитие готического
натурализма в национальных школах. Специфика французской, немецкой, итальянской
скульптуры.
10. Иконография готического скульптурного фасада 13 века во Франции. Темы и их
литературные источники. Структура и композиция скульптурного фасада собора.
11. Поздняя готика в европейской архитектуре.
12. Скульптура XIVXV веков в Северной Европе.
13. Книжная миниатюра готики. Структура иллюстрированной книги, основные и
маргинальные иллюстрации, типы рукописей. Развитие стилистики в XIV веке,
формирование пространственного изображения, пейзажа и портрета. Часослов.
Основная л
ЕВРОПЕЙ СК ОЕ ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Историческая специфика, географические границы и периодизация искусства
Возрождения
2. Культура и искусство Проторенессанса: архитектура, скульптура, живопись.
Характеристика основных тенденций на примере главных памятников периода
3. Проблемы развития местных художественных школ: основные художественные
особенности флорентинской и сиенской школ на примере творчества Джотто и Дуччо
4. Проторенессанс и готика. Творчество последователей Джотто и представителей
сиенской школы: Симоне Мартини и братьев Лоренцетти
5. Архитектура раннего Возрождения на примере творчества Филиппо Брунеллески и Леона Баттиста Альберти
6. Скульптура раннего Возрождения: творчество Лоренцо Гиберти и Донателло
7. Соотношение скульптуры и живописи в искусстве 2ой половины XV в. Мастерские Верроккио, братьев Поллайоло и Луки деллаРоббиа
8. Новаторские поиски в живописи раннего Возрождения: творчество Мазаччо и
флорентийская школа живописи первой половины XV века
9. Основные тенденции в искусстве 2ой половины XV в. на примере творчества Сандро
Боттичелли.
10. Влияние математики на поиски идеальных соотношений пространства и пластического
объема: живописная система Пьеро делла Франческа.
11. Живопись раннего Возрождения на Севере Италии: Андреа Мантенья и мастера
Феррарской школы
12. Творчество Антонелло да Мессина.
13. Своеобразие искусства и архитектуры Венеции раннего Возрождения ( на примере
архитектуры Марио Кадуччи и живописи семьи Беллини)
14. Понятие Ars Nova и особенности развития возрождения на Севере Европы
15. Творчество братьев Ван Эйк и Рогира ван дер Вейдена
16. Общая характеристика искусства французского Возрождения
17. Классические черты в архитектуре зрелого Возрождения. Архитектура Донато
Браманте
18. Наука и искусство в творчестве Леонардо да Винчи
19. Общая характеристика и периодизация творчества Микеланджело
20. Общая характеристика творчества Рафаэля Санти
21. Своеобразие живописного языка мастеров венецианской школы: Джорджоне, Тициан и их последователи.
22. Культурноисторическое содержание маньеризма, основные этапы его развития на
примере творчества Понтормо, Россо, Пармиджанино и Челлини
23. Архитектура Палладио. Общая характеристика.
24. Художественные и исторические особенности Возрождения в Германии.
26. Нидерландская живопись XVI в. на примере творчества Питера Брейгеля Старшего.
Промежуточная аттестация.4 семестр.
Зачет.
Темы для подготовки к зачету:
Тема: Искусство России с Киевской Руси до создания централизованного государства.
1. Культура Киевской Руси
2.Искусство средневековой Руси.
3. Типы храмов и особенности их декора.
4. Иконопись.
5. Искусство книжной миниатюры.
6.Выдающиеся иконописцы.
Тема: Искусство России 18-19 веков
1.Реформы Петра
2.Архитектура и градостроительство.
3.Развитие жанра портрета.
4.Скульптура.
Тема: Искусство Западной Европы рубежа 19- 20 веков.
1.Особенности стиля модерн.
2.Архитектура модерна.
3.Скульптура модерна.
4.Живопись и графика А. Мухи.
5.Творчество Климта.
6.Графика О.Бердсли.
Тема: Искусство Европы 1950-2000г.
1.Искусство СССР.
2 Искусство новой России.
3.Глобализация. Основные тенденции культурного развития в странах Европы и Америки
Промежуточная аттестация. 8 семестр.
Экзамен.
Вопросы для подготовки к экзамену:
ИСКУССТВО ХХ ВЕКА
1. Особенности мировых художественных процессов ХХ века
2. Искусство рубежа XIX – ХХ вв. Общая характеристика и основные проблемы
3. Ведущие мастера архитектуры первой половины – середины ХХ века: Ф. Ллойд Райт,
Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, В. Гропиус
4. Феномен авангарда в искусстве первой половины ХХ века
5. История и художественная специфика фовизма. Основные имена
6. Экспрессионизм в Германии. История движения. Основные объединения и имена.
7. Абстракционизм. Основные направления и имена
8. Футуризм. История и основные имена
9. История и художественная практика кубизма. Основные имена
10. История и практика дадаизма (Франция, Германия)
11. Теория и история сюрреализма. Основные имена
12. Архитектура второй половины ХХ века: основные направления и мастера
13. История и теория попарта: Великобритания, США
14. Гиперреализм. Основные тенденции и имена
15. Опарт: специфика течения и основные имена
16. Минимализм: основные имена
17. «Искусство действия»: хэппенинг, флюксус, перформанс
18. Теория и практика концептуализма
19. Искусство за пределами традиционных пространств репрезентации: лэндарт, паблик -арт, стритарт, мейларт, нетарт
20. «Революция 1968»: искусство и политика. Смена ориентаций
21. 1980е: триумфальное возвращение живописи
22. Международное искусство 1990х: основные тенденции.
Реферат
Темы рефератов:
1. Историческая специфика, географические границы и периодизация искусства Возрождения.
2. Культура и искусство Проторенессанса: архитектура, скульптура, живопись.
3. Проблемы развития местных художественных школ. Творчество Джотто и Дуччо.
4. Творчество последователей Джотто и представителей сиенской школы: Симоне Мартини и братьев Лоренцетти.
5. Архитектура раннего Возрождения. Творчество Филиппо Брунеллески и Леона Баттиста Альберти.
6. Скульптура раннего Возрождения: творчество Лоренцо Гиберти и Донателло.
7. Мастерские Верроккио, братьев Поллайоло и Луки деллаРоббиа
8. Новаторские поиски в живописи раннего Возрождения: творчество Мазаччо и флорентийская школа живописи первой половины XV века
9. Основные тенденции в искусстве 2ой половины XV в. на примере творчества Сандро Боттичелли.
10. Влияние математики на поиски идеальных соотношений пространства и пластического объема: живописная система Пьеро делла Франческа.
11. Живопись раннего Возрождения на Севере Италии: Андреа Мантенья и мастера Феррарской школы
12. Творчество Антонелло да Мессина.
13. Своеобразие искусства и архитектуры Венеции раннего Возрождения
( на примере архитектуры Марио Кадуччи и живописи семьи Беллини)
14. Понятие Ars Nova и особенности развития возрождения на Севере Европы
15. Творчество братьев Ван Эйк и Рогира ван дер Вейдена
16. Общая характеристика искусства французского Возрождения
17. Классические черты в архитектуре зрелого Возрождения. Архитектура Донато Браманте
18. Наука и искусство в творчестве Леонардо да Винчи
19. Общая характеристика и периодизация творчества Микеланджело
20. Общая характеристика творчества Рафаэля Санти
21. Своеобразие живописного языка мастеров венецианской школы: Джорджоне, Тициан и их последователи.
22. Культурноисторическое содержание маньеризма, основные этапы его развития на примере творчества Понтормо, Россо, Пармиджанино и Челлини
23. Архитектура Палладио.
24. Художественные и исторические особенности Возрождения в Германии.
25. Теория и практика в творчестве Альбрехта Дюрера
26. Нидерландская живопись XVI в. на примере творчества Питера Брейгеля Старшего.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Работа преподавателя по организации самостоятельной работы студентов и контроль ее результатов по данному курсу может осуществляться как в процессе обучения (на практических занятиях), так и во время консультаций по данной дисциплине во внеурочное время.
Основными задачами самостоятельной работы являются:
• закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;
• объективное оценивание собственных учебных достижений;
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
• подготовка студентов к предстоящим занятиям, зачёту, выполнению в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ;
• формирование творческой культуры, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;
• использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Организация и обеспечение самостоятельной работы студентов реализуется на основе «Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов».
Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала:
• самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную
или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию;
• домашняя учебная работа.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Предусматривается также самостоятельная работа под руководством преподавателя в часы, определённые расписанием: творческие задания в соответствии с учебной программой. Соблюдение данных условий позволит студентам успешно справиться с поставленными задачами в сроки, предусмотренные программой курса.
Программа самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студента по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа студентов заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного теоретического материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ информации по заданным темам.
Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре и участие в обсуждениях. Выступление и участие в обсуждениях осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы.
Форма контроля самостоятельной работы:
- выступление на семинаре с выступлениями
- собеседования и консультации по заданным темам
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
Методические рекомендации по проведению итогового контроля
В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к учебно-методическому материалу и закрепляют промежуточные знания.
Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:
- самостоятельная работа в течение семестра;
- непосредственная подготовка по темам дисциплины в дни, предшествующие экзамену;
- подготовка к ответу на экзаменационные вопросы.
При подготовке к экзамену студентам целесообразно использовать материалы лекций, учебно-методический комплекс, нормативные документы, основную и дополнительную литературу. На экзамен выносится материал в объеме,
предусмотренном рабочей программой учебной дисциплины за семестр. Экзамен проводится в устной форме.
При проведении экзамена в устной форме ведущий преподаватель составляет экзаменационные билеты, которые утверждаются на заседании кафедры и включают в себя два вопроса. Формулировка вопросов совпадает с формулировкой перечня экзаменационных вопросов рабочей программы, доведенного до сведения студентов накануне экзаменационной сессии. Содержание вопросов одного билета относится к различным разделам программы с тем, чтобы более полно охватить материал учебной дисциплины.
Результат устного экзамена выражается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы глубокие и всесторонние знания основных положений учебной дисциплины, не допустил при ответе погрешностей; уверенно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной рабочей программой. Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы хорошие знания основных положений учебной дисциплины, допустил незначительные погрешности и сумел устранить их, отвечая на дополнительные вопросы преподавателя; знаком с основной и дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы достаточно уверенные знания основных положений учебной дисциплины, допустил незначительные погрешности и сумел с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы билета; знаком с основной литературой, рекомендованной рабочей программой. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если при ответе на экзаменационные вопросы выявились существенные пробелы в знании основных положений учебной дисциплины, неумение студента даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы билета.
Для прохождения экзамена студенту необходимо иметь при себе зачетную книжку и письменные принадлежности. За
Методические рекомендации к лекциям
По своей структуре лекции могут быть разнообразны – это зависит от содержания и характера излагаемого материала. Однако существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это сообщение плана лекции студентам и строгое ему следование. В план лекции включаются наименования узловых вопросов лекции, которые могут послужить основой для составления экзаменационных билетов.
В начале изложения полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение рассматриваемой темы в дисциплине и в системе других наук.
При раскрытии вопросов темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод,
выделяя его повторением и интонацией.
В конце лекции необходимо подвести итог сказанному,
При подготовке лекции лектор планирует управление вниманием слушателей путем своевременного использования наглядных пособий и других педагогических приемов.
Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе осмысленного записывания, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, зачету, экзамену. Задача лектора – дать студентам возможность
осмысленного конспектирования: слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Обычно это видно по реакции аудитории. Средствами,
выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей и ключевых слов, заключению выводов в рамки, использованию заметок на полях и знака NB – «nota bene», использованию цветных фломастеров.
Таким образом, руководство работой студентов со стороны преподавателя осуществляется в следующих формах:
- требование вести конспекты, обучение конспектированию;
- контроль за выполнением: просмотр конспектов – по ходу лекции,
после лекции, на семинарских занятиях; - использование приемов управления вниманием: контрольные
вопросы, риторические вопросы, варьирование интонацией, другие
ораторские приемы;
- использование приемов закрепления: повторение основных
положений и выводов с использованием различных формулировок, вопросы
к аудитории на проверку внимания;
- разрешение задавать вопросы лектору с четкой регламентацией, когда
и в какой форме они могут быть заданы.
Мастерство лектора способствует хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.
На каждую лекцию преподавателем разрабатывается план и конспект, включающие название темы, формулировку цели и задач, перечень основных разделов лекции, краткое, структурированное в соответствии с планом, содержание излагаемого материала, а также перечень вопросов, которые будут заданы по ходу лекции с целью активизации и повторения. Составляя такой конспект, следует продумать пропорциональность отдельных разделов лекции и рассчитать время, которое займет изложение каждого раздела. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы
распределение времени отвечало основным дидактическим задачам лекции и позволяло преподавателю эффективно изложить необходимый материал, а студентам – законспектировать его.
При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Для этого используют узловые критерии оценки качества: содержание лекции, методика чтения лекции, руководство работой студентов, лекторские данные (знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, умение установить контакт), результативность лекции
(информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей).
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Методические указания к лекциям.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Работа преподавателя по организации самостоятельной работы студентов и контроль ее результатов по данному курсу может осуществляться как в процессе обучения (на практических занятиях), так и во время консультаций по данной дисциплине во внеурочное время.
Основными задачами самостоятельной работы являются:
• закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;
• объективное оценивание собственных учебных достижений;
• формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
• подготовка студентов к предстоящим занятиям, зачёту, выполнению в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ;
• формирование творческой культуры, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;
• использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Организация и обеспечение самостоятельной работы студентов реализуется на основе «Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов».
Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала:
• самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную
или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию;
• домашняя учебная работа.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Предусматривается также самостоятельная работа под руководством