Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э1 Э2
Э3 Э4
Э4 Э5
4. Искусство неолита. Влияние магии и мифологии на художественные образы. Орнамент как результат отражения реальности.
5. Эпоха бронзы и железа. Зарождение архитектуры как искусства. Выразительные особенности первых архитектурных сооружений. Прикладное искусство.
/Ср/
Э4 Э5
2. Египетское искусство додинастического периода и Древнего царства:
формирование основных принципов изображения и художественных традиций.Основные тенденции в развитии искусства Среднего царства. Поиски новых архитектурных образов. Реалистические начала в скульптуре и росписях.
/Лек/
Э4 Э5
Э3 Э4
Эллинизм.
Значение древнегреческой культуры для дальнейшего развития европейского искусства.
/Ср/
Э3 Э4
Периоды развития римского искусства.
Зодчество Рима. Основные памятники архитектурыПомпейские росписи.
5.Особенности римского скульптурного портрета.
6.Фаюмский портрет.
/Ср/
Э4
Э5 Э6
Э4 Э5
2.Формирование художественного видения нового типа
3. Периоды итальянского Возрождения
4.Художники итальянского Возрождения.
/Ср/
Э4
Э4
Э3
Э3
2.Хдожники «барбизонской школы»
3 Импрессионизм. Открытия художников этого направления.
4.Скульптор О.Роден.
5. Художники-постимпрессионисты
/Ср/
Э3 Э4
2.Искусство средневековой Руси.
3. Типы храмов и особенности их декора.
4. Иконопись.
5. Искусство книжной миниатюры.
6.Выдающиеся иконописцы.Искусство России с эпохи палеолита до XVII века. Искусство России XVIII,XIX веков.
/Пр/
Э4 Э5
4.Авангардные течения конца 19-начала 20 века.
/Ср/
Э3 Э4
Э2 Э3 Э4 Э5
Э3 Э4
Э3 Э4
Э4 Э5
Э4 Э5
оппросы для подготовки к экзамену.
1.Виды искусства
2.Памятники первобытного искусства.
3.Греческая архитектура архаического периода. Сложение ордерных систем и типологии храмовых построек.
4.Греческая скульптура VI в. до н.э. Основные направления развития статуарной пластики и рельефа, возникновение и эволюция каменной скульптурной декорации.
5.Греческая вазопись VI века до н.э.
6.Греческие храмы раннеклассического периода и особенности их скульптурного декора.
7.Архитектурные памятники высокой классики.
8.Греческая скульптура V века до н.э.
9.Греческая вазопись VIV вв. до н.э.
10.Греческая архитектура IV в. до н.э. на Материке, в Ионии и других областях Малой Азии.
11.Греческая скульптура в позднеклассический период.
12.Греческое искусство эллинистического периода, его значение. Основныехудожественные центры.
13.Греческая эллинистическая архитектура – общая характеристика. Градостроительная деятельность.
ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ И ДРЕВНЕГО РИМА.
1. Искусство Древнего Рима. Периодизация. Общие проблемы.
2.Ведущий характер архитектуры в художественной системе искусства Древнего Рима. Социальные аспекты древнеримского искусства. 3.Искусство Древней Греции и Древнего Рима.
4.Римские идеалы, ценности, вкус и развитие искусства.
5. Римское и раннехристианское искусство.
6.Значение наследия древнеримской архитектуры и искусства для
художественной культуры последующих эпох.
7. Архитектура и искусство этрусков.
8. Архитектура эпохи Республики.
9.Основные типологии и их специфика: Город. Форум. Базилика. Храм. Святилище. Театр.
10.Термы. Жилая и утилитарная архитектура.
11.Скульптура эпохи Республики.
12.Живопись эпохи Республики.
13.Архитектура эпохи Августа.
14Архитектура I века н.э.
15.Архитектура II века н.э.
РА ННЕХ РИ С ТИ А НСК ОЕ ИСКУССТВО. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ.
1. Изобразительное искусство раннехристианского периода (3–5 вв.).
2. Архитектура раннехристинаского периода (4–5 вв.).
3. Изобразительное искусство ранневизантийского периода и эпохи иконоборчества (6 – сер. 9 в.).
4. Архитектура ранневизантийского периода и эпохи иконоборчества (6 – сер. 9 в.).
5. Архитектура средневизантийского периода (9–12 вв.).
7. Живопись эпохи Комниновской династии (сер. 11 – 12 в.).
8. Византийское изобразительное искусство 13 в.
9. Византийская архитектура Палеологовского периода (1261–1453).
10. Византийская живопись Палеологовского периода (1261–1453).
И СК У СС ТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ
1. Архитектура и искусство Каролингского возрождения.
2. Оттоновское возрождение: византийские влияния и их трансформация.
3. Романская архитектура: структуры и декоративные решения.
4. Романская скульптура.
5. Европейское изобразительное искусство около 1200 года: византийские влияния,
обращение к античности и готический натурализм.
6. Сложение и развитие готики в архитектуре XIIXIII вв. Готическая конструкция и
декор. Ранняя готика в архитектуре Франции, Англии, Германии, Италии
7. Великие готические соборы Франции – архитектура. Цели и средства готического
архитектурного стиля.
8. Шартр – архитектура, скульптура, витраж. Готический собор как высший
художественный организм Средневековья.
9. Готическая скульптура XIII века – стилистическая эволюция. Развитие готического
натурализма в национальных школах. Специфика французской, немецкой, итальянской
скульптуры.
10. Иконография готического скульптурного фасада 13 века во Франции. Темы и их
литературные источники. Структура и композиция скульптурного фасада собора.
11. Поздняя готика в европейской архитектуре.
12. Скульптура XIVXV веков в Северной Европе.
13. Книжная миниатюра готики. Структура иллюстрированной книги, основные и
маргинальные иллюстрации, типы рукописей. Развитие стилистики в XIV веке,
формирование пространственного изображения, пейзажа и портрета. Часослов.
Основная л
ЕВРОПЕЙ СК ОЕ ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Историческая специфика, географические границы и периодизация искусства
Возрождения
2. Культура и искусство Проторенессанса: архитектура, скульптура, живопись.
Характеристика основных тенденций на примере главных памятников периода
3. Проблемы развития местных художественных школ: основные художественные
особенности флорентинской и сиенской школ на примере творчества Джотто и Дуччо
4. Проторенессанс и готика. Творчество последователей Джотто и представителей
сиенской школы: Симоне Мартини и братьев Лоренцетти
5. Архитектура раннего Возрождения на примере творчества Филиппо Брунеллески и Леона Баттиста Альберти
6. Скульптура раннего Возрождения: творчество Лоренцо Гиберти и Донателло
7. Соотношение скульптуры и живописи в искусстве 2ой половины XV в. Мастерские Верроккио, братьев Поллайоло и Луки деллаРоббиа
8. Новаторские поиски в живописи раннего Возрождения: творчество Мазаччо и
флорентийская школа живописи первой половины XV века
9. Основные тенденции в искусстве 2ой половины XV в. на примере творчества Сандро
Боттичелли.
10. Влияние математики на поиски идеальных соотношений пространства и пластического
объема: живописная система Пьеро делла Франческа.
11. Живопись раннего Возрождения на Севере Италии: Андреа Мантенья и мастера
Феррарской школы
12. Творчество Антонелло да Мессина.
13. Своеобразие искусства и архитектуры Венеции раннего Возрождения ( на примере
архитектуры Марио Кадуччи и живописи семьи Беллини)
14. Понятие Ars Nova и особенности развития возрождения на Севере Европы
15. Творчество братьев Ван Эйк и Рогира ван дер Вейдена
16. Общая характеристика искусства французского Возрождения
17. Классические черты в архитектуре зрелого Возрождения. Архитектура Донато
Браманте
18. Наука и искусство в творчестве Леонардо да Винчи
19. Общая характеристика и периодизация творчества Микеланджело
20. Общая характеристика творчества Рафаэля Санти
21. Своеобразие живописного языка мастеров венецианской школы: Джорджоне, Тициан и их последователи.
22. Культурноисторическое содержание маньеризма, основные этапы его развития на
примере творчества Понтормо, Россо, Пармиджанино и Челлини
23. Архитектура Палладио. Общая характеристика.
24. Художественные и исторические особенности Возрождения в Германии.
25. Теория и практика в творчестве Альбрехта Дюрера
Реферат.
Темы рефератов
1.Образ человека в искусстве итальянских художников эпохи возрождения.
2.Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело - художники Высокого Возрождения.
3.Творчество художников венецианской школы эпохи Возрождения.
4.Архитектура эпохи Возрождения и ее значение для развития последующих этапов ее развития.
5.Тема природы в творчестве художников Северного Возрождения.
6. Интерпретация тем и образов фольклора в произведениях художников Северного Возрождения.
7. Альбрехт Дюрер и эпоха Реформации.
8. Пантеизм в искусстве эпохи Северного Возрождения.
9.Развитие реалистического портрета в голландском искусстве 17 века.
10.Шедевры архитектуры стиля барокко.
11.Творчество художников реалистической школы в искусстве Испании 17 века.
12. Многообразие тем и образов произведений Веласкеса.
13. Никола Пуссен – выдающийся художник французского классицизма.
14. Бернини – один из представителей итальянского барокко.
15.Особенности развития фламандской живописи 17 века.
16. Реалистическое направление в искусстве Италии 17 века.
17. Развитие жанра портрет в искусстве Фландрии 17 века.
18. Архитектурно- художественные особенности дворцово-парковых ансамблей стиля барокко.
Текущий контроль.
Эссе.
Темы для эссе:
1. Объединение «Бубновый валет».
2. Сезаннизм и неопримитивизм.
3. Кубизм и футуризм.
4.Кубофутуризм.
4.К. Малевич и супрематизм.
5. П. Филонов и концепция «аналитического искусства».
6. В. Кандинский и рождение абстрактного искусства.
7. Творчество М. Шагала.
8. Искусство 1920х гг. Особенности художественной жизни.
9.Ассоциация художников революционной России (АХРР/АХР) как
организационное образование и художественное движение.
10..Молодежные творческие объединени.
11.Объединения художников «4 искусства» и «Маковец».
12.Развитие эстетики русского сезаннизма и основных принципов «Бубнового валета»
13.Графика 1920х годов.
14.Творчество, теоретическое наследие и педагогическая практик В. Фаворского.
15.. Конструктивизм. Художники А. Родченко, Б. Степанова, В. Татлин и др.
16. Искусство 1930х середины 1950х гг.
17.Тоталитарное искусство. Сложение доктрины единого творческого метода советского искусства социалистического реализма (соцреализма).
18.Свободное искусство 193050х годов.
19. «Суровый стиль» как воплощение поисков нового стиля в искусстве. Художественные ориентиры.
20.Творчество основных представителей «сурового стиля»
Фонд оценоных средств в приложении к РПД
Методические указания к лекциям.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Работа преподавателя по организации самостоятельной работы студентов и контроль ее результатов по данному курсу может осуществляться как в процессе обучения (на практических занятиях), так и во время консультаций по данной дисциплине во внеурочное время.
Основными задачами самостоятельной работы являются:
• закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;
• объективное оценивание собственных учебных достижений;
• формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Методические рекомендации по проведению итогового контроля
В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к учебно-методическому материалу и закрепляют промежуточные знания.
Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:
- самостоятельная работа в течение семестра;
- непосредственная подготовка по темам дисциплины в дни, предшествующие экзамену;
- подготовка к ответу на экзаменационные вопросы.
При подготовке к экзамену студентам целесообразно использовать материалы лекций, учебно-методический комплекс, нормативные документы, основную и дополнительную литературу. На экзамен выносится материал в объеме,
предусмотренном рабочей программой учебной дисциплины за семестр. Экзамен проводится в устной форме.
При проведении экзамена в устной форме ведущий преподаватель составляет экзаменационные билеты, которые утверждаются на заседании кафедры и включают в себя два вопроса. Формулировка вопросов совпадает с формулировкой перечня экзаменационных вопросов рабочей программы, доведенного до сведения студентов накануне экзаменационной сессии. Содержание вопросов одного билета относится к различным разделам программы с тем, чтобы более полно охватить материал учебной дисциплины.
Результат устного экзамена выражается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы глубокие и всесторонние знания основных положений учебной дисциплины, не допустил при ответе погрешностей; уверенно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной рабочей программой. Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы хорошие знания основных положений учебной дисциплины, допустил незначительные погрешности и сумел устранить их, отвечая на дополнительные вопросы преподавателя; знаком с основной и дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы достаточно уверенные знания основных положений учебной дисциплины, допустил незначительные погрешности и сумел с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы билета; знаком с основной литературой, рекомендованной рабочей программой. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если при ответе на экзаменационные вопросы выявились существенные пробелы в знании основных положений учебной дисциплины, неумение студента даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы билета.
Для прохождения экзамена студенту необходимо иметь при себе зачетную книжку и письменные принадлежност
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
• подготовка студентов к предстоящим занятиям, зачёту, выполнению в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ;
• формирование творческой культуры, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;
• использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.