2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_История изобразительного искусства
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История изобразительного искусства
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 6
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
127
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
127
127
127
127
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.искусствоведения, доцент, Ахметшина А.К. _________________
 
 
История изобразительного искусства
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины «История изобразительного искусства»  сформировать у бакалавра - будущего учителя ИЗО  знания, умения, навыки по дисциплине   история  изобразительного искусства , необходимые ддля профессиональной деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомить обучающихся  с периодизацией, с стилями искусства, характерными  особенностями периодов истории искусств и творчества известных художников
1.4
сформировать навыки  анализа произедений искусства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Академический рисунок
2.1.2
Живопись с основами цветоведения
2.1.3
Перспектива
2.1.4
Искусство национального костюма
2.1.5
Обработка конструкционных материалов
2.1.6
Театральные декорации
2.1.7
Педагогические технологии в художественном и технологическом образовании
2.1.8
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.1.9
Технология художественной обработки дерева
2.1.10
Дизайн объектов труда и интерьера
2.1.11
Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
2.1.12
Методика обучения предмету "Технология"
2.1.13
Творческая исследовательская и проектная деятельности
2.1.14
Методика обучения предмету "Изобразительное  искусство"  
2.1.15
История изобразительного искусства РТ
2.1.16
Философия
2.1.17
Основы дизайна
2.1.18
Декоративно-прикладное искусство
2.1.19
История (история России, всеобщая история)
2.1.20
История (история России, всеобщая история)
2.1.21
Композиция в живописи и графике
2.1.22
Скульптура и пластическая анатомия
2.1.23
Технология обработки металла
2.1.24
Психолого-педагогический практикум
2.1.25
Основы ландшафтного дизайна
2.1.26
Производственная педагогическая практика
2.1.27
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.28
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.29
2.1.30
Искусство современного костюма
2.1.31
Оформление сцены
2.1.32
История дизайна
2.1.33
Искусство народов Поволжья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Освоение дисциплины «История изобразительного искусства» является  основой для  обучающихся  при изучении дисциплин
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Производственная преддипломная практика
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
УК-5.2: Соблюдает требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
природу и содержание, общие тенденции развития искусства
3.1.2
принципы осуществления  педагогической  деятельности на основе специальных научных знаний
3.1.3
периодизацию и особенности каждого  из выделенных периодов
3.1.4
историю сложения и развития архитектурных и художественных школ
3.1.5
основы художественного языка.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать теоретические знания  по изобразительному  искусству в дальнейшей практической работе и профессиональной деятельности
3.2.2
способствовать формированию у учащихся школ творческого воображения, образного мышления, воспитание художественно-эстетической культуры и художественного вкуса  средствами  искусства;
3.2.3
воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
системой знаний о закономерностях развития искусства, механизмах и способах регуляции художественной жизни первичными знаниями и приемами передачи художественного опыта в образовательном учреждении;
3.3.2
методами комплексного, системного анализ произведений искусства, явлений художественной жизни и художественных
3.3.3
способностью воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История изобразительного искусства, как предмет. 

 
1.1
Основные понятия и  термины. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
1.2
Виды изобразительного искусства.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
 
Раздел 2. Искусство первобытнного строя

 
2.1
Древнейшие памятники изобразительного искусства первобытного строя. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

4
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
2.2
Искусство палерлита.Искусство мезолита (среднего каменного века). Эволюция художественных образов; характерные особенности произведений данного периода.

4. Искусство неолита. Влияние магии и мифологии на художественные образы. Орнамент как результат отражения реальности.

5. Эпоха бронзы и железа. Зарождение архитектуры как искусства. Выразительные особенности первых архитектурных сооружений. Прикладное искусство.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
 
Раздел 3. Искусство Древнего Египта

 
3.1
Особенности искусства Древнего Востока: общая характеристика.

2. Египетское искусство додинастического периода и Древнего царства:

формирование основных принципов изображения и художественных традиций.Основные тенденции в развитии искусства Среднего царства. Поиски новых архитектурных образов. Реалистические начала в скульптуре и росписях.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-8.2 УК-5.1 УК-5.2
6
0
 
3.2
Изобразительное искусПамятники Среднего и Нового царства.ство эпохи Древнего царства /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

2
ОПК-8.2 УК-5.1 УК-5.2
6
0
 
 
Раздел 4. Искусство античного мира

 
4.1
Искусство Древней Греции.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-8.2 УК-5.1
6
0
 
4.2
  Искусство архаики.Особенности искусства высокой и поздней классики.

Эллинизм.

Значение древнегреческой культуры для дальнейшего развития европейского искусства.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-8.1 УК-5.1 УК-5.2
6
0
 
 
Раздел 5. Искусство Древнего Рима

 
5.1
Искусство периода Республики, периода Империи  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

2
ОПК-8.2 УК-5.1 УК-5.2
6
0
 
5.2
Искусство этрусков.

Периоды развития римского искусства.

Зодчество Рима. Основные памятники архитектурыПомпейские росписи.

5.Особенности римского скульптурного портрета.

6.Фаюмский портрет.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
 
Раздел 6. Искусство Средних веков

 
6.1
Раннехристианское искусство. ИСкусство Византии. Искуссто романского периода, искусство готики. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
ОПК-8.2 УК-5.1 УК-5.2
6
0
 
6.2
Особенности  романской  архитектуры. Периоды развития готики.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-8.2 УК-5.1 УК-5.2
6
0
 
 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Раздел 7. Искусство эпохи Возрождения

 
7.1
Искусство Возрождения в Италии: предвозрождение, раннее возрождение.Искусство Северного Возрождения: Нидерланды, Франция,Германия /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
7.2
Генезис и основные черты духовной культуры ренессанса.

2.Формирование художественного видения нового типа

3. Периоды итальянского Возрождения

4.Художники  итальянского Возрождения.  

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
 
Раздел 8. Изобразительное искусство 17 века.

 
8.1
Своеобразие художественной культуры 17. века. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-8.2 УК-5.1 УК-5.2
6
0
 
8.2
Реализм  и барокко, классицизм  в искусстве  17 века  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-8.2 УК-5.1 УК-5.2
6
0
 
8.3
Подготовка к семинарам /Ср/

9
6
0
 
 
Раздел 9.  Искусство эпохи просвещения.

 
9.1
Художественные стили эпохи просвещения и их особенности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
9.2
Искусство Итлии, Фландрии и Голландии, Испании, Франции. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4

2
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
9.3
Подготовка презентации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

14
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
 
Раздел 10. Искусство   Западной Европы 19 века.

 
10.1
Романтизм в европейском искусстве первой половины 19 века. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
10.2
Критический реализм

2.Хдожники «барбизонской школы»

3 Импрессионизм. Открытия  художников этого направления.

4.Скульптор О.Роден.

5. Художники-постимпрессионисты

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

4
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
 
Раздел 11. Искусство России

 
11.1
Культура Киевской Руси.

2.Искусство средневековой Руси.

3. Типы храмов и особенности их декора.

4. Иконопись.

5. Искусство книжной миниатюры.

6.Выдающиеся иконописцы.Искусство России  с эпохи палеолита  до XVII века. Искусство России  XVIII,XIX веков.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

2
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
11.2
.Панорама художественной жизни России  на      рубеже веков.

4.Авангардные течения конца 19-начала 20 века.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
11.3
Подготовка презентации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
11.4
Просмотр фильма об импрессионистах. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

10
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
11.5
Стили советского искусства /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
11.6
Подготовка к семинарам /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

30
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
 
Раздел 12. Искусство   Западной Европы рубежа 19- 20 веков.

 
12.1
Панорама художественной жизни Западной Европы на      рубеже веков.Глобализация. Основные тенденции культурного развития  в странах Европы и Америки. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э4 Э5

12
ОПК-8.1 УК-5.1
6
0
 
12.2
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

9
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

оппросы для подготовки к экзамену.

1.Виды искусства

2.Памятники первобытного искусства.

3.Греческая архитектура архаического периода.  Сложение ордерных систем и типологии храмовых построек.

4.Греческая скульптура VI в.  до н.э.  Основные направления развития статуарной пластики и рельефа,  возникновение и эволюция каменной скульптурной декорации.

5.Греческая вазопись VI века до н.э.

6.Греческие храмы раннеклассического периода и особенности их скульптурного декора.

7.Архитектурные памятники высокой классики.

8.Греческая скульптура V века до н.э.

9.Греческая вазопись V­IV вв.  до н.э.

10.Греческая архитектура IV в.  до н.э.  на Материке,  в Ионии и других областях Малой Азии.

11.Греческая скульптура в позднеклассический период.

12.Греческое искусство эллинистического периода,   его значение.   Основныехудожественные центры.

13.Греческая эллинистическая архитектура –  общая характеристика.  Градостроительная  деятельность.  

ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ И ДРЕВНЕГО РИМА.

1.  Искусство Древнего Рима.  Периодизация.  Общие проблемы.

2.Ведущий характер архитектуры в художественной системе искусства Древнего Рима.  Социальные аспекты древнеримского искусства.   3.Искусство Древней Греции и Древнего Рима.   

4.Римские идеалы,   ценности,   вкус и развитие искусства.

5. Римское и раннехристианское искусство.  

6.Значение наследия древнеримской архитектуры и искусства для

художественной культуры последующих эпох.

7. Архитектура и искусство этрусков.

8. Архитектура эпохи Республики.

9.Основные типологии и их специфика:  Город.  Форум.  Базилика.  Храм.  Святилище.  Театр.

10.Термы.  Жилая и утилитарная архитектура.

11.Скульптура эпохи Республики.

12.Живопись эпохи Республики.

13.Архитектура эпохи Августа.

14Архитектура I века н.э.

15.Архитектура II века н.э.

РА ННЕХ РИ С ТИ А НСК ОЕ ИСКУССТВО.  ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ.

1. Изобразительное искусство раннехристианского периода (3–5  вв.).

2. Архитектура раннехристинаского периода (4–5  вв.).

3. Изобразительное искусство ранневизантийского периода и эпохи иконоборчества (6 – сер. 9  в.).

4. Архитектура ранневизантийского периода и эпохи иконоборчества (6 –  сер. 9  в.).

5. Архитектура средневизантийского периода (9–12  вв.).

 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6. Живопись эпохи Македонской династии (сер. 9 –  сер. 11  в.).

7. Живопись эпохи Комниновской династии (сер. 11 – 12  в.).

8. Византийское изобразительное искусство 13  в.

9. Византийская архитектура Палеологовского периода (1261–1453).

10. Византийская живопись Палеологовского периода (1261–1453).

И СК У СС ТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

1. Архитектура и искусство Каролингского возрождения.

2. Оттоновское возрождение:  византийские влияния и их трансформация.

3. Романская архитектура:  структуры и декоративные решения.

4. Романская скульптура.

5. Европейское изобразительное искусство около   1200   года:   византийские влияния,

обращение к античности и готический натурализм.

6. Сложение и развитие готики в архитектуре XII­XIII вв.  Готическая конструкция и

декор.  Ранняя готика в архитектуре Франции,  Англии,  Германии,  Италии

7. Великие готические соборы Франции   –   архитектура.   Цели и средства готического

архитектурного стиля.

8. Шартр   –   архитектура,   скульптура,   витраж.   Готический собор как высший

художественный организм Средневековья.

9. Готическая скульптура XIII века –  стилистическая эволюция.  Развитие готического

натурализма в национальных школах.  Специфика французской,  немецкой,  итальянской

скульптуры.

10. Иконография готического скульптурного фасада   13   века во Франции.   Темы и их

литературные источники.  Структура и композиция скульптурного фасада собора.

11. Поздняя готика в европейской архитектуре.

12. Скульптура XIV­XV веков в Северной Европе.

13. Книжная миниатюра готики.   Структура иллюстрированной книги,   основные и

маргинальные иллюстрации,   типы рукописей.   Развитие стилистики в XIV веке,

формирование пространственного изображения,  пейзажа и портрета.  Часослов.

Основная л

ЕВРОПЕЙ СК ОЕ ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Историческая специфика,   географические границы и периодизация искусства

Возрождения

2. Культура и искусство Проторенессанса:   архитектура,   скульптура,   живопись.

Характеристика основных тенденций на примере главных памятников периода

3. Проблемы развития местных художественных школ:   основные художественные

особенности флорентинской и сиенской школ на примере творчества Джотто и Дуччо

4. Проторенессанс и готика.   Творчество последователей Джотто и представителей

сиенской школы:  Симоне Мартини и братьев Лоренцетти

5. Архитектура раннего Возрождения на примере творчества Филиппо Брунеллески и Леона Баттиста Альберти

6. Скульптура раннего Возрождения:  творчество Лоренцо Гиберти и Донателло

7. Соотношение скульптуры и живописи в искусстве 2­ой половины XV в.  Мастерские Верроккио,  братьев Поллайоло и Луки деллаРоббиа

8. Новаторские поиски в живописи раннего Возрождения:   творчество Мазаччо и

флорентийская школа живописи первой половины XV века

9. Основные тенденции в искусстве 2­ой половины XV в.  на примере   творчества Сандро

Боттичелли.

10. Влияние математики на поиски идеальных соотношений пространства и пластического

объема:  живописная система Пьеро делла Франческа.

11. Живопись раннего Возрождения на Севере Италии:   Андреа Мантенья     и мастера

Феррарской школы

12. Творчество Антонелло да Мессина.

13. Своеобразие искусства и архитектуры Венеции раннего     Возрождения  (  на примере

архитектуры Марио Кадуччи и живописи семьи Беллини)

14. Понятие Ars Nova и особенности развития возрождения на Севере Европы

15. Творчество братьев Ван Эйк и   Рогира ван дер Вейдена

16. Общая характеристика искусства французского Возрождения

17. Классические черты в архитектуре зрелого Возрождения.   Архитектура Донато

Браманте

18. Наука и искусство в творчестве Леонардо да Винчи

19. Общая характеристика и периодизация творчества Микеланджело

20. Общая характеристика творчества Рафаэля Санти

21. Своеобразие живописного языка мастеров венецианской школы:  Джорджоне,  Тициан и их последователи.

22. Культурно­историческое содержание     маньеризма,   основные этапы его развития на

примере творчества Понтормо,  Россо,  Пармиджанино и Челлини

23. Архитектура Палладио.  Общая характеристика.

24. Художественные и исторические особенности Возрождения в Германии.

25. Теория и практика в творчестве Альбрехта Дюрера

 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
26. Нидерландская живопись XVI в.  на примере творчества Питера Брейгеля Старшего.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль.

Реферат.

Темы рефератов

1.Образ человека в искусстве итальянских художников эпохи возрождения.

2.Леонардо  да Винчи, Рафаэль, Микеланджело -  художники Высокого  Возрождения.

3.Творчество художников венецианской школы эпохи Возрождения.

4.Архитектура эпохи  Возрождения  и ее  значение для  развития  последующих этапов ее развития.

5.Тема природы в творчестве художников Северного Возрождения.

6. Интерпретация  тем и образов  фольклора  в  произведениях художников Северного Возрождения.

7. Альбрехт Дюрер и эпоха Реформации.

8.  Пантеизм в искусстве эпохи Северного Возрождения.

9.Развитие реалистического портрета в  голландском искусстве   17 века.

10.Шедевры архитектуры стиля барокко.

11.Творчество художников реалистической школы в искусстве Испании 17 века.

12. Многообразие тем и образов произведений Веласкеса.

13. Никола Пуссен –  выдающийся  художник французского классицизма.

14. Бернини – один из представителей итальянского барокко.

15.Особенности развития фламандской живописи 17 века.

16. Реалистическое направление  в искусстве Италии 17 века.

17. Развитие жанра портрет в искусстве Фландрии 17 века.

18. Архитектурно-  художественные особенности  дворцово-парковых  ансамблей  стиля барокко.

Текущий контроль.

Эссе.

Темы для эссе:

1. Объединение   «Бубновый валет».

2. Сезаннизм и неопримитивизм.

3. Кубизм и футуризм.  

4.Кубофутуризм.

4.К.  Малевич и супрематизм.

5. П.  Филонов и концепция «аналитического искусства».

6. В.  Кандинский и рождение абстрактного искусства.

7. Творчество М.  Шагала.

8. Искусство 1920­х гг.  Особенности художественной жизни.  

9.Ассоциация художников революционной России   (АХРР/АХР)   как

организационное образование и художественное движение.

10..Молодежные творческие объединени.

11.Объединения художников «4  искусства»  и «Маковец».

12.Развитие эстетики русского сезаннизма и основных принципов «Бубнового валета»  

13.Графика 1920­х годов.  

14.Творчество,  теоретическое наследие и педагогическая практик В.  Фаворского.

15.. Конструктивизм.  Художники А.  Родченко,  Б.  Степанова,  В.  Татлин и др.

16. Искусство 1930­х ­  середины 1950­х гг.

17.Тоталитарное искусство.  Сложение доктрины единого творческого метода советского искусства ­  социалистического реализма (соцреализма).

18.Свободное искусство 1930­50­х годов.  

19. «Суровый стиль»  как воплощение поисков нового стиля в искусстве.  Художественные ориентиры.

20.Творчество основных представителей «сурового стиля»  

 
5.3. Фонд оценочных средств

Фонд оценоных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Садохин А.П
Мировая культура и искусство : учебное пособие.:  Садохин А.- Москва;  издательство  ЮНИТИ-ДАНА ,2017  - 415 с - ISBN  978-5-238-02207-9  - текст :электронный\\ ЭБС  " iprbooks "сайт. URL:    http://www.iprbookshop.ru/ 74896.html:  
, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство  культуры РТ [сайт]:URL:http://mincult.tatarstan.ru/ 
 
Э2
Министстерство культуры РФ [сайт]:URL:http://mkrf.ru 
 
Э3
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org 
 
Э4
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru \
 
Э5
Свободная художественная энциклопедия.artorbita.ru  : [сайт]- URL: http://artorbita.ru \ 
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru \ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 11
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

 
стр. 12
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Работа преподавателя по организации самостоятельной работы студентов и контроль ее результатов по данному курсу может осуществляться как в процессе обучения (на практических занятиях), так и во время консультаций по данной дисциплине во внеурочное время.

Основными задачами самостоятельной работы являются:

• закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;

• объективное оценивание собственных учебных достижений;

• формирование умений студентов  мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Методические рекомендации по проведению итогового контроля

В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к учебно-методическому материалу и закрепляют промежуточные знания.

Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:

- самостоятельная работа в течение семестра;

- непосредственная подготовка по темам дисциплины в дни, предшествующие экзамену;

- подготовка к ответу на экзаменационные вопросы.

При подготовке к экзамену студентам целесообразно использовать материалы лекций, учебно-методический комплекс, нормативные документы, основную и дополнительную литературу. На экзамен выносится материал в объеме,

предусмотренном рабочей программой учебной дисциплины за семестр. Экзамен проводится в устной форме.

При проведении экзамена в устной форме ведущий преподаватель составляет экзаменационные билеты, которые утверждаются на заседании кафедры и включают в себя два вопроса. Формулировка вопросов совпадает с формулировкой перечня экзаменационных вопросов рабочей программы, доведенного до сведения студентов накануне экзаменационной сессии. Содержание вопросов одного билета относится к различным разделам программы с тем, чтобы более полно охватить материал учебной дисциплины.

Результат устного экзамена выражается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы глубокие и всесторонние знания основных положений учебной дисциплины, не допустил при ответе погрешностей; уверенно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной рабочей программой. Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы хорошие знания основных положений учебной дисциплины, допустил незначительные погрешности и сумел устранить их, отвечая на дополнительные вопросы преподавателя; знаком с основной и дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы достаточно уверенные знания основных положений учебной дисциплины, допустил незначительные погрешности и сумел с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы билета; знаком с основной литературой, рекомендованной рабочей программой. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если при ответе на экзаменационные вопросы выявились существенные пробелы в знании основных положений учебной дисциплины, неумение студента даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы билета.

Для прохождения экзамена студенту необходимо иметь при себе зачетную книжку и письменные принадлежност

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении 

 
стр. 13
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

• подготовка студентов  к предстоящим занятиям, зачёту, выполнению в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ;

• формирование творческой культуры, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;

• использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.