2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_История изобразительного искусства народов Поволжья_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История изобразительного искусства народов Поволжья
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.искусствоведения, доцент, Ахметшина  А.К. _________________
 
 
История изобразительного искусства народов Поволжья
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: ознакомить обучающихся с  историей  изобразительного искусства Поволжья;
1.2
Навыками  в проектирования  и реализации  культурно-просветительских  программ.
1.3
Задачи  освоения дисцилины
1.4
ознакомить   обучающихся с художественными традициями  народов Поволжья
1.5
сформировать навыки  анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп  по имеющимся характеристикам
1.6
научить  обучающихся  оценивать культурно-просветительские программы по заданным критериям
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Композиция
2.1.2
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.1.3
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.4
Основы стилизации
2.1.5
Основы цветоведения
2.1.6
Курсовой проект по дисциплине "Живопись"
2.1.7
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.8
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.1.9
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.10
Производственная  летняя педагогическая практика
2.1.11
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.12
Стилизация в живописи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы дизайна
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
История дизайна
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-13: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
основы формирования культурных потребностей различных социальных групп  
 
критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
методику формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
Уметь:
 
анализировать культурные потребности различных социальных групп ; 
 
выделить характеристики культурных потребностей различных социальных групп  по заданным критериям
 
составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
Владеть:
 
навыками описания культурных потребностей различных социальных групп 
 
навыками анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп  по имеющимся характеристикам
 
навыками разработки программы формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
 
 
ПК-14: способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы
 
Знать:
 
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ
 
критерии оценки культурно-просветительских программ
 
методику разработки и реализации культурно-просветительских программ
 
 
Уметь:
 
описывать направления разработки и реализации культурно-просветительских программ
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
оценивать культурно-просветительские программы по заданным критериям
 
определять закономерности изменения культурно-просветительских программ, исходя из конкретной задачи
 
 
Владеть:
 
навыками анализа культурно-просветительских программ, опираясь на основы их разработки и реализации
 
навыками подбора содержания культурно-просветительских программ по заданным критериям
 
проектировать и реализовывать культурно-просветительскую программу
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
традиции художественной культуры и искусства  нородов Поволжья;
3.1.2
методику формирования культурных потребностей различных социальных групп;
3.1.3
историю художественного профессионального  образования  региона;
3.1.4
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать произведения искусства;
3.2.2
составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп;
3.2.3
проводить  образовательную деятельность среди учащихся;
3.2.4
разрабатывать культурно-просветительские программы
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом культурно-просветительской деятельности;
3.3.2
формами  проведения образовательной деятельности среди учащихся;
3.3.3
знаниями по истории  изобразительного искусства народов Поволжья;
3.3.4
нвыками подбора содержания культурно-просветительских программ по заданным критериям
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Народы Поволжья.  Художественные традиции и современные тенденции. 

 
1.1
Заселение региона и формрование искусства этносов Поволжья. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
1.2
Материальная культура народов Поволжья. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
1.3
Подготовка кпрактическим занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
9
0
 
 
Раздел 2. Искусство русского народа региона Поволжья.

 
2.1
Художественные центры Поволжья /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
2.2
Русские художественные промыслы региона  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
2.3
Подготовка к практическим занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
9
0
 
 
Раздел 3. Искусство мариийского народа.

 
3.1
Художественные традиции марийского народа /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
3.2
Орнамент марийского народа. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.3
Подготовка к практическим занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
9
0
 
 
Раздел 4. Искусство чувашского народа

 
4.1
Чувашское декоративно-прикладное искусство /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
4.2
Материальная культура чувашского народа /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
4.3
Подготовка к практическим знятиям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
9
0
 
 
Раздел 5. Искусство татарского народа

 
5.1
Художественные традиции татарского народа /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
5.2
Декоративно-прикладное искусство татарского народа /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14
9
0
 
 
Раздел 6. Искусство бащкирского народа

 
6.1
Материальная культура башкирского народа /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
6.2
Декоративно-прикладное искусство башкирского народа /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
 
Раздел 7. Искусство удмуртского народа

 
7.1
Материальная культура удмуртского народа /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
7.2
Художественные традиции удмуртского народа /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
ПК-14 ПК-13
9
0
 
 
Раздел 8. Искусство мордовского народа

 
8.1
Художественные традиции татарского народа. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
8.2
Декоративно-прикладное искусство мордовского народа. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

2
ПК-14 ПК-13
9
0
 
8.3
Подготовка к практическим занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

16
ПК-14 ПК-13
9
0
 
8.4
Подготовка к зачету /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

0
9
0
 
8.5
Посещение выставок народного искусства /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
ПК-14 ПК-13
9
0
 
8.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э3 Э4

4
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный контроль. Зачет.

Вопросы  для подготовки к зачету:

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.Деятельность человека каменного века.

2.Культура племен эпохи бронзы.

3.Художественная деятельность племен эпохи бронзы.

4.Ананьинская культура.

5.Истоки тюркской культуры

6.Орнамент ранних булгар.

7.Архитектура ранних булгар. Особенности градостроительной композиции, оборонительных и гражданских построек.

8.Элементы угро-финской и салтово-маяцкой культуры в ранне-булгарском

искусстве

.9.Культура Казанского ханства в системе этических и эстетических ценностей мусульманского мира

10.Влияние искусства Османской Турции на архитектуру Казанского ханства.

11.Мимар Синан - величайший зодчий средневековья.

12.Развитие  художественных  ремесел   в   Казанском ханстве.

13.Художественный    стиль    искусства Казанского ханства..

14.Джадидизм и его влияние на татарскую культуру.

15.Татарская журнально-книжная графика конца 19 начала 20 века.

16.Татарские художники, получившие профессиональное образование в учебных заведениях Российской империи.

17.Творческие объединения художников конца XX века.

18.Народное искусство  и, творчество современных художников.

19.Особенности архитектуры этого периода

20.Мусульманская и Христианская     культовая архитектура. Общественные и жилые сооружения.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль.Реферат.

Темы рефератов:  

1.Первые памятники русского искусства на татарской земле.

2.Особенности средневековой  псковской архитектуры и влияние ее на архитектуру Казани.

3.Развитие художественного ремесла и декоративно прикладного искусства.

4.Деятельность псковских мастеров – строителей на Казанской земле.

5.Взаимодействие и взаимовлияние двух этнических культур.

6.Русская художественная культура региона (с 18 в. до начала 20 в.)

7.Реформы Петра. Новшества в общественной и художественной жизни региона.

8.Казанская художественная школа и ее роль в культурной жизни региона.

9.Творческая и педагогическая деятельность выпускников  Академии  Художеств  в Казани.

10.Творчество Н. Фешина.

11.Особенности городской архитектуры региона.

11.Особенности городской архитектуры региона.

12. Развитие художественных ремесел.

13.Особенности культовой и жилой архитектуры.

14.Джадидизм и его влияние на татарскую культуру.

15.Татарская журнально-книжная графика конца 19 начала 20 века.

16.История русского театра Казани.

17.Карл Мюфке-  архитектор Казани.

18.Архитектурная школа Кафтырева.

19.Казанский авангард начала 20 века.

20.Промышленная архитектура Казанской губернии.

21.Творчество художников  объединения «Подсолнечник»

22.Свияжский архитектурный комплекс.

23.Архитектура комплекса зданий Казанского университета.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств  в приложении  РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зайцева, Н.В.
История мировой культуры. Некоторые актуальные проблемы :учебное пособие в форме краткого научного обзора:  / Н. В. Зайцева, А. Г. Ипполитова, Г. М. Ипполитов, Т. В. Филатов. — Электрон. текстовые данные. — Самара : Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. — 81 c. — 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75380.html 
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017
 
Л2.2
Ильина Т..В
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/ 429148 .
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министстерство культуры РФ [сайт]:URL:http://mkrf.ru. Текст, изображение: электронные
 
Э2
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org. Текст, изображение: электронные  

 
Э3
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru. Текст, изображение: электронные                 URL:http:// rusmuseum.ru  

 
Э4
Министерство  культуры РТ [сайт]:URL:http://mincult.tatarstan.ru/. Текст, изображение: электронные   

 
Э5
Свободная художественная энциклопедия.artorbita.ru  : [сайт]- URL: http://artorbita.ru. Текст, изображение: электронные      
 
Э6

Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.

Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.