2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет с оценкой 10
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
28
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
9 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
28
28
28
28
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся знаний и умений, касающихся применения интерактивных методик и технологий и  выработка навыков разработки практических заданий по русскому языку и литературе с использованием интерактивных методик и технологий.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научить применять современные методы и технологии обучения и диагностики в рамках предмета "Русский язык" и "Литература";
1.4
сформировать представление о специфике содержания и структуры интерактивных технологий обучения русскому языку и литературе;
1.5
ознакомить обучающихся с различными методами интерактивных технологий;
1.6
научить взаимодействовать с участниками образовательного процесса посредством интерактивных технологий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История русской литературы
2.1.2
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.1.3
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
2.1.4
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Современный русский язык
2.1.7
Теория литературы
2.1.8
Функциональная грамматика русского языка
2.1.9
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.1.10
История зарубежной литературы
2.1.11
Методика обучения русскому языку
2.1.12
Производственная педагогическая практика
2.1.13
Русская диалектология
2.1.14
Теория языка
2.1.15
Учебная практика по риторике
2.1.16
История языка
2.1.17
Методика обучения литературе
2.1.18
Производственная педагогическая  практика
2.1.19
Старославянский язык
2.1.20
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.21
Основы вожатской деятельности
2.1.22
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.23
Педагогика
2.1.24
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.25
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.26
Учебная технологическая практика
2.1.27
Психология
2.1.28
Психология воспитательных практик
2.1.29
Учебная технологическая практика
2.1.30
Учебная читательская практика
2.1.31
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.1.32
Детская литература
2.1.33
Практикум по анализу художественного текста
2.1.34
Речеведение
2.1.35
Основы ораторского мастерства
2.1.36
Фольклор
2.1.37
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
2.1.38
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
2.1.39
Практикум по грамматике
2.1.40
Коммуникативный практикум на уроках русского языка
2.1.41
Техника речи
2.1.42
Педагогическая риторика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание ФГОС общего образования
3.1.2
содержание предметов «Русский язык» и «Литература»
3.1.3
требования к результатам освоения основной образовательной программы по предметам «Русский язык» и «Литература»
3.1.4
педагогические технологии обучения русскому языку и литературе, в т.ч. информационно-коммуникационные
3.1.5
формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся
3.1.6
содержание примерных рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература»
3.1.7
методы и приемы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся предметам «Русский язык» и «Литература», в т.ч. с помощью ИКТ
3.1.8
способы интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия
3.2.2
разрабатывать программу предметов «Русский язык» и «Литература»
3.2.3
отбирать педагогические технологии, в т.ч. информационно-коммуникационные для разработки основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
3.2.4
отбирать содержание, методы и приемы организации контроля и оценки, в т.ч. ИКТ
3.2.5
осуществлять контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
3.2.6
выявлять и корректировать трудности в обучении
3.2.7
организовывать и оценивать различные виды внеурочной деятельности ребенка
3.2.8
отбирать учебное содержание в соответствии с требованиями ФГОС ОО
3.2.9
разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в т.ч. информационные
3.2.10
применять способы интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.3.1
навыками отбора педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных для организации образовательного процесса
3.3.2
навыками отбора методов и приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ
3.3.3
навыками осуществления контроля и оценки образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
3.3.4
навыками отбора учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соотвествии с требованиями с ФГОС ОО
3.3.5
навыками разработки различных форм учебных занятий, применения методов, приемов и технологий обучения, в т.ч. информационных
3.3.6
навыками применения способов интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. ФГОС и современные образовательные технологии

 
1.1
Теоретико-методологическая основа ФГОС: системно-деятельностный и культурно-исторический подходы.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
1.2
Универсальные учебные виды деятельности личностного характера в образовательном процессе. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
1.3
Универсальные учебные виды деятельности  познавательного характера в образовательном процессе. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
1.4
Универсальные учебные виды деятельности регулятивного характера в образовательном процессе. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
1.5
Универсальные учебные виды деятельности коммуникативного характера в образовательном процессе. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
1.6
Технологии реализации программы формирования универсальных учебных действий обучающихся. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2
10
0
 
 
Раздел 2. Интерактивные технологии: преимущества и возможные проблемы

 
2.1
Активизация обучения как педагогическая проблема. Активное, пассивное, интерактивное  обучение. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
2.2
Особенности интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
2.3
Условия эффективного применения интерактивных технологий.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2
10
0
 
2.4
Развивающие эффекты интерактивных технологий в обучении /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2
10
0
 
 
Раздел 3. Формы и методы интерактивного обучения

 
3.1
Формы и методы интерактивного обучения: эвристическая беседа, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», деловая беседа,  ролевые игры,  кейс-метод /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
3.2
Тренинг как форма социально-психологической работы и групповая форма организации  обучения. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2
10
0
 
3.3
Структура учебного занятия с применением интерактивных методов, особенности его подготовки /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-2.2
10
0
 
 
Раздел 4. Оценивание на интерактивных уроках по русскому языку и литературе

 
4.1
Современные методы и формы оценивания /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
4.2
Особенности оценивания на интерактивных уроках по русскому языку и литературе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2
10
0
 
 
Раздел 5. Использование интерактивного оборудования в учебном процессе

 
5.1
Интерактивная доска: типы, функциональные возможности, программное обеспечение и основные принципы работы с ним /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
5.2
Варианты использования интерактивной доски на уроках русского языка и литературы /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
5.3
Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов к урокам русского языка и литературы с использованием интерактивной доски /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2
10
0
 
5.4
Разработка дидактических материалов к урокам русского языка и литературы с использованием интерактивной доски /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
 
Раздел 6. Создание интерактивных дидактических материалов по русскому языку и литературе средствами ИКТ

 
6.1
Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов по русскому языку и литературе средствами ИКТ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
6.2
Создание интерактивных дидактических материалов по русскому языку и литературе(анкет в Anketer.ru, опросов в google.ru, тестов, кроссвордов в Hot Potatoes) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
6.3
Особенности дидактических материалов по русскому языку и литературе,созданных посредством ИКТ. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2
10
0
 
 
Раздел 7. Разработка уроков русского языка и литературы с использованием интерактивных форм обучения

 
7.1
Проектирование уроков русского языка и литературы с использованием интерактивных форм обучения. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
7.2
Подготовка материалов и ресурсов к урокам русского языка и литературы. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.2
10
0
 
7.3
Анализ уроков русского языка и литературы, построенных с использованием ИКТ. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.2
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 8
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету с оценкой

1.Что такое интерактивные технологии обучения?

2.Принципы, формы и методы интерактивного обучения.

3.Условия эффективного применения интерактивных технологий.

4.Развивающие эффекты интерактивных технологий в обучении.

5.Новые возможности применения интерактивных технологий в образовании.

6.Структура учебного занятия с применением интерактивных методов, особенности его подготовки

7.Оценивание на интерактивных занятиях.

8.Типы и функциональные возможности интерактивных досок.

9.Основные достоинства и недостатки использования интерактивной доски в учебном процессе.

10.Варианты использования интерактивной доски на уроке.

11.ФГОС и современные образовательные технологии.

12.Интерактивные технологии: выигрыш и возможные проблемы.

13.Формы и методы интерактивного обучения

14.Оценивание на интерактивных занятиях.

15.Использование интерактивного оборудования в учебном процессе.

16.Создание интерактивных дидактических материалов.

17.Разработка урока с использованием интерактивных форм обучения.

18.ФГОС и современные образовательные технологии.

19.Технологии реализации программы формирования универсальных учебных действий обучающихся.

20.Формы и методы интерактивного обучения.

21.Оценивание на интерактивных занятиях.

22.Использование интерактивного оборудования в учебном процессе.

23.Создание интерактивных дидактических материалов.

24.Разработка урока с использованием интерактивных форм обучения.

25.Варианты использования интерактивной доски на уроке.

26.Структура учебного занятия с применением интерактивных методов, особенности его подготовки.

27.Оценивание на интерактивных занятиях.

28.Активизация обучения как педагогическая проблема. Активное, пассивное, интерактивное  обучение.

29.Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов по русскому языку и литературе средствами ИКТ

30. Методы интерактивного обучения: Разрешение проблем.

Задания к зачету с оценкой

1.Спроектировать конспект урока русского языка с использованием эвристической беседы.

2.Спроектировать конспект урока литературы с использованием дискуссии.

3.Спроектировать конспект урока русского языка с использованием ролевой игры.

4.Спроектировать конспект урока литературы с использованием метода «круглого стола».

5.Спроектировать конспект урока русского языка с использованием кейс-метода.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено.
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ашанина, Е. Н.[и др.] ; под редакцией Ашаниной, Е. Н.,Васиной,  О. В. , Ежова, С. П. 
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411275
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Алексеева, М. А. 
Методика преподавания литературы: Практикум : учебное пособие для вузов / М. А. Алексеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 98 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06832-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/418118
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л2.2
Ядровская, Е.Р. 
Методика преподавания литературы: уроки в основной школе : учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 236 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-06184-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/411263  
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л2.3
Гац, И. Ю. 
Методика преподавания русского языка в задачах и упражнениях : 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 260 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-09310-0. –Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –URL: https://biblio-online.ru/bcode/427612 
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
под ред. Хакимова, Н.Г.
Методические рекомендации по подготовке занятий в интерактивной форме: :методические рекомендации по подготовке занятий в интерактивной форме [Электронный ресурс] / под ред. Н.Г. Хакимова .— Н.Челны : НГПУ, 2015 .— 55 с. — Электронная версия печатной публикации. URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./0009-Интерактив сост. Н.Г. Хакимова.pdf
Н.Челны : НГПУ, 2015
 
Л3.2
сост. Потанина, А.В.
Интерактивные технологии в обучении русской литературе: :методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль «Русский язык», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и Литература» [Электронный ресурс] / авт.-сост. А. В. Потанина .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2016 .— 80 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Интерактивные технологии в обучении русской литературе_Потанина.pdf> 
Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2016
 
Л3.3
авт.-сост.Потанина,  А. В. 
Интерактивные технологии в обучении русскому языку: :методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль «Русский язык», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и Литература» [Электронный ресурс] / авт.-сост. А. В. Потанина .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2016 .— 80 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Интерактивные технологии в обучении русскому языку_Потанина.pdf>
Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
стр. 10
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28) Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                                 Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

 
стр. 11
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
                                                               Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                            Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                  Методические указания к зачету.

 
стр. 12
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                                     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.