Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э1
Э2
Э1
Э1 Э2
Особенности и принципы орнаментации
изделий ВЫПОЛНЕННЫХ В ТЕХНИКЕ КОЖАНОЙ МОЗАИКИ. /Ср/
Выполнение эскиза ковра или его фрагмента в цвете.
/Ср/
Вопросы для подготовки к зачету
1.Художественная обработка кожи
2.Тиснение и мозаика
3.Инструменты и материалы
4.Ичижно-каляпушное дело
5.Кустари-ичижники
6.Техника, мотивы, композиционные приемы.
7.Народный промысел
8.Творчество профессиональных художников.
9.Мастер кожаной мозаики Артемьева Альфия
10.Мастер кожаной мозаики Гарбузова Светлана
11.Художественные промыслы Татарстана.
12.Кожаная мозаика. Традиции и современность.
13.Традиции татарского искусства в творчестве русских художников
14.Стиль модерн и татарское искусство.
15.Татарское декоративно-прикладного искусства. Творчество современных художников.
16.История узорной кожи.
17.Декор и орнамент
18.Декоративная поверхность.
19.Орнамент и крой.
20.Орнаментальные мотивы.
21.Технология мозаики из кожи
22.Мастер кожаной мозаики Замилова Альфия
23.Мастер кожаной мозаики Кузьминых Софья
24.Мастер кожаной мозаики Кумысникова Наиля
25.Мастера кожаной мозаики "Национальная обувь" г.Арск
26.Мастер кожаной мозаики
27.Мастер кожаной мозаики
28.Мастер кожаной мозаики
29.Элменты орнамента кожаной мозаики.
30.Особенности и принципы орнаментации изделий, выполненных в технике кожаной мозаики.
Темы рефератов
1.Художественная обработка кожи
2.Тиснение и мозаика
3.Инструменты и материалы
5.Кустари-ичижники
6.Техника, мотивы, композиционные приемы.
7.Народный промысел
8.Творчество профессиональных художников.
9.Мастер кожаной мозаики Артемьева Альфия
10.Мастер кожаной мозаики Гарбузова Светлана
11.Мастер кожаной мозаики Гайнутдинов Ильдус
12.Мастер кожаной мозаики Замилова Альфия
13.Мастер кожаной мозаики Кузьминых Софья
14.Мастер кожаной мозаики Кумысникова Наиля
15.Мастера кожаной мозаики "Национальная обувь" г.Арск
16.Мастер кожаной мозаики
17.Мастер кожаной мозаики
18.Мастер кожаной мозаики
19.Элементы орнамента кожаной мозаики.
20.Особенности и принципы орнаментации изделий, выполненных в технике кожаной мозаики
Методические рекомендации к лекциям
По своей структуре лекции могут быть разнообразны – это зависит от содержания и характера излагаемого материала. Однако существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это сообщение плана лекции студентам и строгое ему следование. В план лекции включаются наименования узловых вопросов лекции, которые могут послужить основой для составления экзаменационных билетов.
В начале изложения полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение рассматриваемой темы в дисциплине и в системе других наук.
При раскрытии вопросов темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией.
В конце лекции необходимо подвести итог сказанному,
При подготовке лекции лектор планирует управление вниманием слушателей путем своевременного использования наглядных пособий и других педагогических приемов.
Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе осмысленного записывания, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, зачету, экзамену. Задача лектора – дать студентам возможность
осмысленного конспектирования: слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Обычно это видно по реакции аудитории. Средствами, помогающими конспектированию, являются: акцентированное изложение материала лекции, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий. Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи:
выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей и ключевых слов, заключению выводов в рамки, использованию заметок на полях и знака NB – «nota bene», использованию цветных фломастеров.
Таким образом, руководство работой студентов со стороны преподавателя осуществляется в следующих формах:
- требование вести конспекты, обучение конспектированию;
после лекции, на семинарских занятиях; - использование приемов управления вниманием: контрольные
вопросы, риторические вопросы, варьирование интонацией, другие
ораторские приемы;
- использование приемов закрепления: повторение основных
положений и выводов с использованием различных формулировок, вопросы
к аудитории на проверку внимания;
- разрешение задавать вопросы лектору с четкой регламентацией, когда
и в какой форме они могут быть заданы.
Мастерство лектора способствует хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.
На каждую лекцию преподавателем разрабатывается план и конспект, включающие название темы, формулировку цели и задач, перечень основных разделов лекции, краткое, структурированное в соответствии с планом, содержание излагаемого материала, а также перечень вопросов, которые будут заданы по ходу лекции с целью активизации и повторения. Составляя такой конспект, следует продумать пропорциональность
отдельных разделов лекции и рассчитать время, которое займет изложение каждого раздела. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы распределение времени отвечало основным дидактическим задачам лекции и позволяло преподавателю эффективно изложить необходимый материал, а студентам – законспектировать его.
При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Для этого используют узловые критерии оценки качества: содержание лекции, методика чтения лекции, руководство работой студентов, лекторские данные (знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, умение установить контакт), результативность лекции
(информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей).
Методические рекомендации к практическим занятиям.
Рекомендаыции по подбору материала для творческой работы.
Кожа
Для узорных изделий используется кожа из шкур крупного рогатого скота и козлика толщиной 0,9-1,1 мм. Кожа должна быть достаточно эластичной, но не тягучей. Важно иметь материал, детали из ко¬торого при раскрое и во время соединения сохра¬няют заданные узор и форму, иначе будет утрачена целостность композиции и готовое изделие при растяжке деформируется. Для кожаной мозаики непригодна и сухая, ломкая кожа.
Кожа должна быть мягкой, одинаковой толщины, предпочтительно с матовой поверхностью. Если в одном изделии предстоит сшивать кусочки кожи разной толщины, слишком тонкую кожу можно проклеить дублерином
Подойдет ли кожа для работы, можно определить следующим простым способом. Нужно сжать кусок кожи в руках. Если отпустить смятую кожу ее поверх¬ность должна остаться гладкой, без изломов и морщин.
Необходимо учитывать, что любая, даже самая хорошая кожа имеет как скрытые, так и видимые дефекты. Перед тем как кроить, кожу нужно тща¬тельно осмотреть. Для начала достаточно просто¬го визуального определения всех порезов и отвер¬стий, а также выявления неровностей прощупыва¬нием рукой.
При раскрое кожи придерживаются некоторых правил. Кожа тянется в разных направлениях по-разному, поэтому детали большой площади (дета¬ли фона, например) раскраивают, размещая лекала в одном направлении, желательно по хребту. Если это правило не соблюдать, то пострадает изделие в целом, причем дефект обнаружится только при ра¬стяжке готового изделия: какая-то часть вытянется больше. Края большой пластины используют для раскроя небольших деталей, которые не несут на¬грузки при использовании готового изделия.
Большие пластины кожи хранят развешанными на округлых деревянных брусках. Если такой воз¬можности нет, то кожу сворачивают в рулоны, ко¬торые размещают горизонтально. Влажность и тем¬пература в помещении должны быть нормальными. Чрезмерная сухость или влажность, очень низкая или высокая температура воздуха одинаково небла¬гоприятно влияет на кожу.
Нитки
Шов, соединяющий кусочки кожи в мозаичное по¬лотно, подразумевает участие двух нитей - тачной и вышивальной. Цвет и качество вышивальной нити играют почти такую же роль в общем реше¬нии изделия, какая отводится подбору цвета и ка¬честву кожи. Современные мастерицы обычно ис¬пользуют шелковое или хлопчатобумажное мули¬не для вышивания на ткани, производимое в Рос¬сии, Польше, Турции, Индии. Каждый цвет здесь имеет широкую гамму оттенков.
Блеск и яркость нитей шелкового мулине - их неоспоримое преимущество в сравнении с хлопча¬тобумажными. Выполненный ими шов придает мо¬заике декоративность и праздничность, создает выразительный рельефный контур узора. Однако можно заметить, что «бисерины» шва из шелка мо¬гут оказаться слишком крупными для небольшого изделия. В этом случае лучше использовать хлопча¬тобумажные нити, дающие плотный, почти не выс¬тупающий над поверхностью шов, зазоры между стежками которого минимальны. Впрочем, старин¬ный ичижный шов, который обеспечивал пластич¬ность обуви, заложенную уже в ее крое, состоял из крупных рельефных стежков.
Неожиданный декоративный эффект может дать использование тонких шерстяных нитей.
Тачной, или вспомогательной, нити отводится, на первый взгляд, вторая роль. Спрятанная под цветной вышивальной нитью, она не участвует в создании узорного многоцветья лицевой стороны изделия.
Ее назначение - крепко соединить кусочки кожи и быть основой для спирали вышивальной нити. Важно, чтобы тачная нить была крепкой. Наиболее подойдут для этой цели капроновые нити (на боби¬нах) или армированные нити № 100 или № 150. Цвет тачной нити может быть любым. Мы использовали капроновую нить белого цвета, сложенную вдвое.
Инструменты
Немного необычно в этом комплекте будет выгля¬деть только шило со сменной швейной иглой. Игла, которая крепится к рукояти шила (см. схему), может быть иглой для швейной машины, обычной или пред¬назначенной для работы с кожей (№ 75-100).
Обыкновенная штопальная игла (длина и толщи¬на не имеют значения) - вторая в этом дуэте. В обе эти иглы заправляется тачная (вспомогательная) нить.
Простые деревянные веретена необходимы для скручивания нитей мулине. Хорошо скрученная нить легко и эффектно укладывается в стежки-спи¬рали «казанского» шва.
При шитье рекомендуется пользоваться напер¬стком.
Для раскроя пригодится деревянная доска из мяг¬ких пород древесины, например, липы, на которой не должно быть сучков, или пластина кожволокна (плотная резина, которую можно приобрести в пун¬ктах ремонта обуви).
Для кроя деталей из кожи больше всего подхо¬дит стальной нож с односторонней заточкой. Так¬же можно использовать нож со сменным лезвием (канцелярский) или ножницы. Лекала подклеивают к лицевой поверхности кожи резиновым клеем.
Для растяжки готового изделия понадобятся дос¬ка, молоток, мелкие гвозди и плоскогубцы, а также исходные лекала.
7.6.Методические указания к работе над рефератом и другим видам самостоятельной работы.
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов с ограниченными возможностями здоровья. устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха,
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.