«Набережночелнинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «НГПУ»)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Биология и География
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна
способы решения задач в рамках цели проекта по учебным предметам «Биология», "География";
основы деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);
виды коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров.
способы взаимодействия с учетом национальных и социокультурных особенностей субъектов образовательного процесса.
принципы самообразования и саморазвития, тайм-менеджмента.
средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности и поддержания должного уровня физической подготовленности.
условия безопасной жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
способы оказания первой помощи, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
санитарно-гигиенические нормы, соответствующие возрастными особенностями обучающихся.
нормативно-правовые акты в сфере образования (закон об образовании, ФГОС) и нормы профессиональной этики.
технологию использования ИКТ в образовательном процессе; содержание основных и дополнительных образовательных программ; технологию разработки программ развития универсальных учебных действий; технологию разработки планируемых результатов обучения по учебным предметам «Биология», "География" и системы их оценивания.
цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО;
особенности организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями по учебным предметам «Биология» "География»;
приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями по учебным предметам «Биология» "География»;
требования к образовательным результатам обучающихся в рамках учебных предметов согласно профилю подготовки Биология, География;
диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;
средства и методы коррекции путей достижения образовательных результатов;
основы урочной и внеурочной деятельности по учебным предметам «Биология» "География»;
методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.
технологию использования ИКТ в образовательном процессе
применять способы решения задач в рамках цели проекта.
реализовывать деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) с учетом национальных и социокультурных особенностей.
выстраивать взаимодействие с участниками образовательного процесса с учетом национальных и социокультурных особенностей.
пользоваться рационально временными и информационными ресурсами.
применять средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности и поддержания должного уровня физической подготовленности
вести образовательный процесс с соблюдением условий безопасной жизнедеятельности и санитарно-гигиенических норм, соответствующих возрастным особенностями обучающихся, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
оказывать первую помощь, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.
организовывать образовательную среду и образовательный процесс в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
применять ИКТ-технологии в образовательном процессе по предметам "Биология", "География";
разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы;
формулировать требования к образовательным результатам обучающихся по учебным предметам "Биология", "География"";
применять диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по биологии и географии.
определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся по биологии и географии, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;
организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
использовать приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
формулировать образовательные результаты обучающихся по учебным предметам «Биология», "География";
осуществлять отбор и применять диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по учебному предмету «Биология, "Основы безопасности жизнедеятельности"»
выявлять и формулировать трудности в обучении по учебным предметам «Биология», "География"";
корректировать пути достижения образовательных результатов по биологии, географии.
реализовывать урочную и внеурочную деятельность по биологии, по географии;
применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии в процессе урочной и внеурочной деятельности на основе специальных научных знаний.
применять ИКТ-технологии в образовательном процессе по учебным предметам «Биология», "География"
навыками ведения деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) с учетом национальных и социокультурных особенностей.
навыками поиска необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;
навыками взаимодействия с участниками образовательного процесса с учетом национальных и социокультурных особенностей.
навыками рационального распределения временных и информационных ресурсов.
средствами и методами физической культуры, необходимыми для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности и поддержания должного уровня физической подготовленности.
навыками ведения образовательного процесса с соблюдением условий безопасной жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
навыками оказания первой помощи, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.
навыками применения норм профессиональной этики и нормативно-правовых актов в сфере образования в процессе организации образовательной среды по предметам "Биология", "География";
навыками применения ИКТ-технологии в образовательном процессе по биологии; навыками реализации основных и дополнительных образовательных программ по биологии,географии;
навыками реализации образовательных требований к результатам обучающихся в рамках учебных предметов "Биология", "География";
навыками применения диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по биологии и по географии;
навыками постановки целей и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО;
навыками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
навыками использования приемов мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся по биологии и географии, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
навыками формулировки образовательных результатов обучающихся по учебным предметам «Биология» и“География»;
навыками осуществления отбора и применения диагностических средств и форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по учебным предметам «Биология», “География»
навыками выявления и формулирования трудностей в обучении по учебным предметам «Биология», “География»;
навыками коррекции путей достижения образовательных результатов по биологии, географии.
навыками реализации урочной и внеурочной деятельности по биологии, географии;
навыками применения ИКТ-технологии в образовательном процессе по биологии,географии
Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
/РукПр/
Планирование образовательного процесса по биологии (тематическое и поурочное).
Знакомство с коллективом класса, в котором обучающийся будет проводить уроки.
Отбор и структурирование содержания, выбор оптимальных методов и педагогических технологий, подбор средств обучения, в том числе, средств новых информационных технологий.
Разработка учебных заданий, направленных на формирование у учащихся функциональной естественнонаучной грамотности, и включение их выполнения школьниками на различных этапах урока биологии и географии:
- на отработку умений находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в разных источниках информации, различном контексте, преобразовывать текст в таблицу, схему, опорный конспект;
- на отработку умений объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний;
- на отработку умений отбирать методы исследования, планировать этапы научного эксперимента, проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся данных и научных доказательств.
Проведение уроков биологии (в том числе, с
Проведение уроков биологии и географии с применением средств новых информационных технологий: мультимедиа-презентаций, интерактивной доски, электронных учебников, цифровой лаборатории (при наличии в школе), цифрового микроскопа (при наличии в школе).
Участие в групповой работе и дискуссиях, анализ уроков, проведенных обучающимися на практике.
Разработка и проведение внеклассного мероприятия по биологии и географии.
Подготовка и оформление отчетной документации с помощью компьютерного программного обеспечения. /Ср/
Составление отчётной документации по практике (ведение дневников, составление отчётов по практике, анализ методов работы)
/Ср/
Проведение отчетной конференции по итогам практики.
Защита отчета по практике. Подведение итогов практики
/ЗачётСОц/
По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.
Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:
1. Титульный лист.
2. Рабочий график (план) проведения практики.
3. Индивидуальное задание обучающегося.
Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.
4. Результаты выполненного индивидуального задания:
4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.
4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.
4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.
Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.
Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.
Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.
Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.
По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:
5 (отлично) - зачтено;
4 (хорошо) - зачтено;
3 (удовлетворительно) - зачтено;
2 (неудовлетворительно) – не зачтено.
(этапы)
Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
Планирование образовательного процесса по биологии (тематическое и поурочное).
Знакомство с коллективом класса, в котором обучающийся будет проводить уроки.
Отбор и структурирование содержания, выбор оптимальных методов и педагогических технологий, подбор средств обучения, в том числе, средств новых информационных технологий.
Разработка учебных заданий, направленных на формирование у учащихся функциональной естественнонаучной грамотности, и включение их выполнения школьниками на различных этапах урока биологии и географии:
- на отработку умений находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в разных источниках информации, различном контексте, преобразовывать текст в таблицу, схему, опорный конспект;
- на отработку умений объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний;
- на отработку умений отбирать методы исследования, планировать этапы научного эксперимента, проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся данных и научных доказательств.
Проведение уроков биологии (в том числе, с применением различных педагогических технологий (проблемного обучения, диалогового обучения, технологии кейс-стади, игровых технологий и др.).
Проведение уроков биологии и географии с применением средств новых информационных технологий: мультимедиа-презентаций, интерактивной доски, электронных учебников, цифровой лаборатории (при наличии в школе), цифрового микроскопа (при наличии в школе).
Участие в групповой работе и
Разработка и проведение внеклассного мероприятия по биологии и географии.
Подготовка и оформление отчетной документации с помощью компьютерного программного обеспечения.
Составление отчётной документации по практике (ведение дневников, составление отчётов по практике, анализ методов работы)
Проведение отчетной конференции по итогам практики.
Защита отчета по практике. Подведение итогов практики
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.
Обучающийся, проходящий практику, должен:
На организационном этапе:
присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;
прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;
получить индивидуальное задание.
В период прохождения практики:
ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);
активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;
выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
ежедневно вести дневник практики;
соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;
нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
осуществлять взаимодействие с руководителем от профильной организации.
На заключительном этапе:
представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.
Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:
- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;
- ответы обучающегося на вопросы по отчету;
При оценке учитываются:
содержание отчета и доклада обучающегося;
качество ответов на вопросы;
корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.
в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.
Обучающийся имеет право:
на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;
пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;
на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;
на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.
Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.
Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;
- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;
- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения
При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.