2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Производственная педагогическая практика_Биология и География
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР
_______________ А.М. Гайфутдинов
 
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная педагогическая практика
рабочая программа практики
 
Закреплена за кафедрой
Географии, биологии и методик  их преподавания
Учебный план
z44.03.05  БиГ 2262.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Биология и География 

Квалификация
бакалавр
Форма обучения
заочная
Форма промежуточной аттестации
Зачет с оценкой
Вид практики
Производственная
Тип практики
Педагогическая практика
Форма проведения
дискретно 
Объём практики
6
Продолжительность в часах/неделях
216/4 0
Способ проведения практики
 
 
Распределение часов практики
Курс

4

Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
В том числе в форме практ. подготовки
2,8
2,8
2,8
2,8
Контактная работа
2,8
2,8
2,8
2,8
Сам. работа
209,2
209,2
209,2
209,2
Итого
216
216
216
216
 
Рабочую программу составил(и):
 
канд.биол.наук доц. Зарипова Р.С. _________________
 
канд.пед.наук доц. Киямова А.Г. _________________
 
 
Производственная педагогическая практика
Рабочая программа практики
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
z44.03.05  БиГ 2262.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6 .
 
Протокол от __ __________ 1 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Цель- приобретение и совершенствование обучающимися практических навыков, а также опыта профессиональной деятельности учителя биологии и географии формирование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности бакалавра на основе моделирования и реализации педагогической работы в образовательных организациях
Задачи:
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов  основного общего, среднего общего образования.
Планирование и проведение учебных занятий.
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
Овладеть умением разработки программы по развитию универсальных учебных действий.
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
Формирование мотивации к обучению.
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной  деятельности.
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Развитие и совершенствование теоретических знаний по дисциплинам профессионального цикла, компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей учителя биологии и географии.
Формирование мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, осознанности социальной значимости своей будущей профессии.
 
 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1: Определяет личный уровень сформированности показателей физического развития и физической подготовленности
 
 
 
УК-7.2: Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья
 
 
 
 
УК-10: Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
 
УК-10.1: Понимает социально-экономические причины коррупции, принципы, цели и формы борьбы с проявлениями коррупционного поведения
 
 
 
УК-10.2: Идентифицирует и оценивает коррупционные риски, демонстрирует способность противодействовать коррупционному поведению
 
 
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.2: Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
 
 
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
 
 
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
 
 
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
 
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
 
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
 
 
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
 
 
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
 
 
 
ОПК-5.2: Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
 
 
 
ОПК-5.3: Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
 
 
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
 
 
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
 
 
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Взаимодействует с родителями (законными представителями) обучающихся с учетом требований нормативно-правовых актов в сфере образования и индивидуальной ситуации обучения, воспитания, развития обучающегося
 
 
 
ОПК-7.2: Взаимодействует со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
 
 
 
ОПК-7.3: Взаимодействует с представителями организаций образования, социальной и духовной сферы, СМИ, бизнес-сообществ и др.
 
 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-9.2: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
 
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
 
 
Знать:
В результате прохождения практики обучающийся должен
правовые нормы достижения поставленной цели в сфере реализации проекта по предмету «Биология», "География";

способы решения задач в рамках цели проекта по предметам «Биология», "География"

основы деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);

виды коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров.

способы взаимодействия с учетом национальных и социокультурных особенностей субъектов образовательного процесса.

принципы самообразования и саморазвития, тайм-менеджмента.

средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности и поддержания должного уровня физической подготовленности.

условия безопасной жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

способы  оказания первой помощи, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

санитарно-гигиенические нормы, соответствующие возрастными особенностями обучающихся.

нормативно-правовые акты в сфере образования (закон об образовании, ФГОС) и нормы профессиональной этики.

технологию использования ИКТ в образовательном процессе; содержание основных и дополнительных образовательных программ; технологию разработки программ развития универсальных учебных действий; технологию разработки планируемых результатов обучения по предмету «Биология», "География" и системы их оценивания.

цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО;

особенности организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями по предмету «Биология» "География»;

приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями по предмету «Биология», "География"

требования к образовательным результатам обучающихся в рамках учебных предметов согласно профилю подготовки 

 
Биология, География;

диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся;

средства и методы коррекции путей достижения образовательных результатов;

основы урочной и внеурочной деятельности по учебному предмету «Биология», "География";

методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.

технологию использования ИКТ в образовательном процессе;  

Уметь:
реализовывать проект в соответствии с правовыми нормами достижения поставленной цели;

применять способы решения задач в рамках цели проекта.

реализовывать деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) с учетом национальных и социокультурных особенностей.

осуществлять поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий

выстраивать взаимодействие с участниками образовательного процесса с учетом национальных и социокультурных особенностей.

пользоваться  рационально временными и информационными ресурсами.

применять средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности и поддержания должного уровня физической подготовленности

вести образовательный процесс с соблюдением условий безопасной жизнедеятельности и санитарно-гигиенических норм, соответствующих возрастным особенностями обучающихся, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

оказывать первую помощь, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

организовывать образовательную среду и образовательный процесс в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики

применять ИКТ-технологии в образовательном процессе по предмету «Биология», "География";

разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы;

формулировать требования к образовательным результатам обучающихся по учебному предмету «Биология», "География";

применять диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по биологии и географии.

определять и формулировать  цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся по биологии и географии,  в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС;

организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

использовать приемы мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями

формулировать образовательные результаты обучающихся по учебному предмету «Биология», "География";

осуществлять отбор и применять диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по учебному предмету «Биология, "Основы безопасности жизнедеятельности"»

выявлять и формулировать трудности в обучении по учебному предмету «Биология»,  "География";

корректировать пути достижения образовательных результатов по биологии, географии.

реализовывать урочную и внеурочную деятельность по биологии, по географии;

применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии в процессе урочной и внеурочной деятельности на основе специальных научных знаний.

применять ИКТ-технологии в образовательном процессе по предмету «Биология», “География»;  

Владеть:
навыками реализации проекта по биологии и географии  в соответствии с правовыми нормами достижения поставленной цели; навыками применения способов решения задач в рамках цели проекта

навыками ведения деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) с учетом национальных и социокультурных особенностей.

навыками поиска необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий;

навыками взаимодействия с участниками образовательного процесса с учетом национальных и социокультурных особенностей.

навыками  рационального распределения временных и информационных ресурсов.

средствами и методами физической культуры, необходимыми для планирования и реализации физкультурно-педагогической деятельности и поддержания должного уровня физической подготовленности.

навыками ведения образовательного процесса с соблюдением условий безопасной жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

навыками оказания первой помощи, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

навыками применения норм профессиональной этики и нормативно-правовых актов в сфере образования в процессе организации образовательной среды по предметам биология и география

навыками применения ИКТ-технологии в образовательном процессе по биологии; навыками реализации основных и дополнительных образовательных программ по биологии,географии;

навыками реализации образовательных требований к результатам обучающихся в рамках учебного предмета «Биология», “География»;

навыками применения диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по биологии, по предмету “География».

навыками постановки целей и задач учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся  с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО;

навыками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе 

 
обучающихся с особыми образовательными потребностями;

навыками использования приемов мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся по биологии и географии, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

навыками формулировки образовательных результатов обучающихся по учебному предмету «Биология» и“География»;

навыками осуществления отбора и применения диагностических средств и форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по учебному предмету «Биология», “География»

навыками выявления и формулирования трудностей в обучении по учебному предмету «Биология», “География»;

навыками коррекции путей достижения образовательных результатов по биологии, географии.

навыками реализации урочной и внеурочной деятельности по биологии, географии;

навыками применения методов анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии в процессе урочной и внеурочной деятельности по биологии и географии  на основе специальных научных знаний

навыками применения ИКТ-технологии в образовательном процессе по биологии,географии

 
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б2.О
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Анатомия и морфология человека
1
 
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2
 
Ландшафтоведение
3
 
Методы исследовательской и проектной деятельности
4
 
Методы математической обработки данных
5
 
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
6
 
Общее землеведение
7
 
Основы вожатской деятельности
8
 
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
9
 
Педагогика
10
 
Производственная педагогическая вожатская практика
11
 
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
12
 
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
13
 
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
14
 
Учебная технологическая практика
15
 
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
16
 
Физическая география материков и океанов
17
 
Ациклические виды спорта
18
 
Безопасность жизнедеятельности
19
 
Географические информационные системы
20
 
Гистология с основами эмбриологии
21
 
Зоология позвоночных
22
 
Иностранный язык 
23
 
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение
24
 
Психология
25
 
Психология воспитательных практик
26
 
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
27
 
Учебная практика по ботанике и зоологии
28
 
Учебная технологическая практика
29
 
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
30
 
Физиология растений
31
 
Философия  
32
 
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
33
 
Анатомия и морфология растений
34
 
Введение в профессию
35
 
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
36
 
Геология
37
 
Зоология беспозвоночных
38
 
История (история России, всеобщая история)
39
 
Картография с основами топографии
40
 
Основы медицинских знаний
41
 
Русский язык и культура речи
42
 
Систематика растений и грибов
43
 
Технологии цифрового образования
44
 
Учебная практика по геологии и топографии
45
 
Физическая культура и спорт
46
 
Финансово-экономический практикум
47
 
Цитология
48
 
Методы географических исследований
49
 
Циклические виды спорта
50
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Генетика
1
 
Геоэкология
2
 
Курсовая работа по методике обучения биологии
3
 
Общая экология
4
 
Основы экологической культуры
5
 
Производственная педагогическая практика
6
 
Производственная практика научно-исследовательская работа
7
 
Решение профессиональных задач учителя биологии
8
 
Теория эволюции
9
 
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
10
 
Технология организации краеведческой работы в школе
11
 
Экономическая и социальная география мира
12
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
13
 
Методы биометрии
14
 
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
15
 
Этногеография и география религий
16
 
География РТ
17
 
Основы здорового образа жизни
18
 
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
19
 
Туризм в школе
20
 
География населения
21
 
Методы биологических исследований
22
 
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем/вид занятия
Курс
Часов
Компетенции
Литература
Интракт.
Форма контроля
Эл. ресурсы
Пр. подгот.
 
Раздел 1. Подготовительный этап
 
1.1
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Получение индивидуального задания на практику. требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации.

Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка образовательной организации.

/РукПр/

4
2,8
ОПК-1.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э3,Э5
2,8
 
Раздел 2. Ознакомительный этап
 
2.1
Знакомство с базой практики, материально-техническим и методическим обеспечением практики Распределение практикантов по классам, закрепление за учителями биологии, географии  и классными руководителями  /Ср/
4
3,2
ОПК-1.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э3,Э5
 
Раздел 3. Основной этап
 
3.1
Изучение школьной документации: рабочих программ по биологии и географии, тематического планирования, журналов, тетрадей учеников. Ознакомление с учебными пособиями (таблицы, муляжи, модели, гербарии, влажные препараты, микропрепараты) и техническими средствами обучения, имеющимися в кабинете биологии, картами, атласами и техсредствами обучения в кабинете географии

Планирование образовательного процесса по биологии (тематическое и поурочное).

Знакомство с коллективом класса, в котором обучающийся будет проводить уроки.

Отбор и структурирование содержания, выбор оптимальных методов и педагогических технологий, подбор средств обучения, в том числе, средств новых информационных технологий.

Разработка учебных заданий, направленных на формирование у учащихся функциональной естественнонаучной грамотности, и включение их выполнения школьниками на различных этапах урока биологии и географии:

- на отработку умений находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в разных источниках информации, различном контексте, преобразовывать текст в таблицу, схему, опорный конспект;

- на отработку умений объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний;

- на отработку умений отбирать методы исследования, планировать этапы научного эксперимента, проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся данных и научных доказательств.

Проведение уроков(в том числе, с применением

4
170
ОПК-1.2,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-4.2,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ОПК-7.3,ОПК-8.1,ОПК-8.2,ОПК-9.1,ОПК-9.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-7.1,УК-7.2,УК-10.1,УК-10.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л2.4,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
различных педагогических технологий (проблемного обучения, диалогового обучения, технологии кейс-стади, игровых технологий и др.).

Проведение уроков биологии и географии с применением средств новых информационных технологий: мультимедиа-презентаций, интерактивной доски, электронных учебников, цифровой лаборатории (при наличии в школе), цифрового микроскопа (при наличии в школе).

Участие в групповой работе и дискуссиях, анализ уроков, проведенных обучающимися на практике.

Разработка и проведение внеклассного мероприятия по биологии и географии.

Подготовка и оформление отчетной документации с помощью компьютерного программного обеспечения. /Ср/

 
Раздел 4. Аналитический этап
 
4.1
Описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчётной документации по практике (ведение дневников, составление отчётов по практике, анализ методов работы)

/Ср/

4
36
ОПК-8.1,ОПК-8.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
текущий контроль успеваемости
Э1,Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
Раздел 5. Заключительный этап
 
5.1

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике. Подведение итогов практики

/ЗачётСОц/

4
4
ОПК-1.2,ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ОПК-4.2,ОПК-5.1,ОПК-5.2,ОПК-5.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-7.1,ОПК-7.2,ОПК-7.3,ОПК-8.1,ОПК-8.2,ОПК-9.1,ОПК-9.2,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-3.1,ПК-3.2,УК-7.1,УК-7.2,УК-10.1,УК-10.2
Л1.1,Л1.2,Л2.1,Л2.2,Л2.3,Л3.1
промежуточная аттестация
Э2,Э3,Э4,Э5,Э6
 
ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Основной итог практики– это выполнение календарного графика ее прохождения и составление отчета.

По завершении практики обучающиеся представляют на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике.

Структура отчета по практике должна содержать необходимый перечень следующих документов:

1. Титульный лист.

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. Индивидуальное задание обучающегося.

Индивидуальное задание обучающегося определяется руководителем практики от университета и может дополняться руководителем практики от профильной организации. Выдается индивидуальное задание обучающимся на установочной конференции и подписывается руководителем практики от университета, руководителем практики от профильной организации или руководителем практики от структурного подразделения и обучающимся. Задания должны быть составлены с учетом формируемых индикаторов компетенций.

4. Результаты выполненного индивидуального задания:

4.1 Дневник практики – форма контроля, направленная на проверку умения вести ежедневные записи с фиксацией результатов наблюдений, анализом работы в период практики, владения терминологическим аппаратом, соблюдения требований к структуре и содержанию дневника. Дневник практики должен быть подписан обучающимся, заверен подписью руководителя профильной организации и печатью. Форма, примерное содержание и структура дневника практики определяется выпускающей кафедрой.

4.2 Материалы выполненных индивидуальных заданий.

4.3 Письменный отчет обучающегося по итогам практики – составляется индивидуально каждым обучающимся и должен отражать его деятельность в период практики, обобщаются результаты проделанной работы. Структура письменного отчёта определяются выпускающей кафедрой.

Отчет по практике оценивается руководителем практики от университета.

Оценка компетенций, соотнесенных с планируемыми результатами обучения проводится в форме текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль успеваемости предполагает оценку руководителями практики от университета и профильной организации (руководителем структурного подразделения) индивидуального задания практики.

Промежуточная аттестация по практике проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков требованиям ФГОС ВО в форме зачета с оценкой.

Правила оценивания результатов практики доводятся до сведения обучающихся на установочной конференции. На итоговой конференции подводятся итоги практики, обсуждение возникших трудностей и защита отчетов по практике обучающимися.  

По результатам аттестации (защиты отчета) выставляется зачет с оценкой. Система оценок:

5 (отлично) - зачтено;

4 (хорошо) - зачтено;

3 (удовлетворительно) - зачтено;

2 (неудовлетворительно) – не зачтено.

 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКЕ
 
Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе проведения практики
Разделы

(этапы)

Наименование раздела (этапа) практики
Код формируемого индикатора/компетенции
Вид занятий, работы
Форма контроля
 
1
Подготовительный этап
ОПК-1.2
Ознакомление с целями и задачами практики, участие в работе установочной конференции. Получение индивидуального задания на практику. требованиями к оформлению документации, критериями оценивания производственной практики на промежуточной аттестации.

Вводный инструктаж по ТБ, ознакомление с общими правилами внутреннего распорядка образовательной организации.

текущий контроль успеваемости
 
2
Ознакомительный этап
ОПК-1.2
Знакомство с базой практики, материально-техническим и методическим обеспечением практики Распределение практикантов по классам, закрепление за учителями биологии, географии  и классными руководителями 
текущий контроль успеваемости
 
3
Основной этап
ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-7.1, УК-7.2, УК-10.1, УК-10.2
Изучение школьной документации: рабочих программ по биологии и географии, тематического планирования, журналов, тетрадей учеников. Ознакомление с учебными пособиями (таблицы, муляжи, модели, гербарии, влажные препараты, микропрепараты) и техническими средствами обучения, имеющимися в кабинете биологии, картами, атласами и техсредствами обучения в кабинете географии

Планирование образовательного процесса по биологии (тематическое и поурочное).

Знакомство с коллективом класса, в котором обучающийся будет проводить уроки.

Отбор и структурирование содержания, выбор оптимальных методов и педагогических технологий, подбор средств обучения, в том числе, средств новых информационных технологий.

Разработка учебных заданий, направленных на формирование у учащихся функциональной естественнонаучной грамотности, и включение их выполнения школьниками на различных этапах урока биологии и географии:

- на отработку умений находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в разных источниках информации, различном контексте, преобразовывать текст в таблицу, схему, опорный конспект;

- на отработку умений объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний;

- на отработку умений отбирать методы исследования, планировать этапы научного эксперимента, проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся данных и научных доказательств.

Проведение уроков(в том числе, с применением различных педагогических технологий (проблемного обучения, диалогового обучения, технологии кейс-стади, игровых технологий и др.).

Проведение уроков биологии и географии с применением средств новых информационных технологий: мультимедиа-презентаций, интерактивной доски, электронных учебников, цифровой лаборатории (при наличии в школе), цифрового микроскопа (при наличии в школе).

Участие в групповой работе и

текущий контроль успеваемости
 
дискуссиях, анализ уроков, проведенных обучающимися на практике.

Разработка и проведение внеклассного мероприятия по биологии и географии.

Подготовка и оформление отчетной документации с помощью компьютерного программного обеспечения.

 
4
Аналитический этап
ОПК-8.1, ОПК-8.2
Описание и интерпретация полученного материала.

Составление отчётной документации по практике (ведение дневников, составление отчётов по практике, анализ методов работы)

текущий контроль успеваемости
 
5
Заключительный этап
ОПК-1.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-4.2, ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-9.1, ОПК-9.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2, УК-7.1, УК-7.2, УК-10.1, УК-10.2

Проведение отчетной конференции по итогам практики.

Защита отчета по практике. Подведение итогов практики

промежуточная аттестация
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
Основная литература
 
Таможняя, Е.А. Методика обучения географии [Электронный ресурс]:учебник и практикум для вузов/ Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина ; под общ. ред. Е. А. Таможней. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 321 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-08129-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:   https://.biblio-online.ru/book/metodika-obucheniya-geografii-433224 . - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 321 с. – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/metodika-obucheniya-geografii-433224 
Л1.1
 
Арбузова, Е. Н. Методика обучения биологии:учебное пособие для вузов / Е. Н. Арбузова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06015-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473902. - Юрайт, 2021. - 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Киямова, А.Г. Обучение географии в условиях реализации ФГОС:учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 143 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./Обучение географии в условиях реализации ФГОС_Киямова АГ.pdf. - Набережные Челны: Издательство НГПУ, 2019. - 143 с
Л2.1
 
Арбузова, ЕН. Теория и методика обучения биологии. Практикум. Схемы и таблицы ::учебное пособие для вузов / Е. Н. Арбузова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 210 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10869-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455847. - Москва,: Издательство Юрайт, 2020. - 
Л2.2
 
Зарипова Р.С. Методика обучения биологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего педагогического образования / Р. С. Зарипова, А. Р. Хасанова, С. Е. Балаян. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 94 c. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/49922. - , . - 
Л2.3
 
Зарипова Р.С. Биология животных:: задания  для самостоятельной работы [Электронный ресурс] : пособие / Р.С. Зарипова .— Н.Челны : НГПУ, 2017 .— 38с.. - НГПУ, 2017. - 
Л2.4
 
 
Методические разработки
 
Зарипова Р.С. Методические указания по прохождению педагогической практики:[Электронный ресурс] : направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование   профиль Биология:: учебно-методическое пособие / составитель  Р. С. Зарипова,.— Набережные Челны : НГПУ, 2021 .— 46 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/3++ методичка Произв.практика.pdf>. - НГПУ, 2021. - 
Л3.1
 
 
Перечень ресурсов сети «Интернет»
 
Всероссийский педагогический портал [Электронный ресурс]  – Режим доступа: http://методкабинет.рф/ 
Э1
 
Национальная электронная библиотека (НЭБ)  [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://нэб.рф/ 
Э2
 
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок» [Электронный ресурс]   – Режим доступа: https://infourok.ru/ 
Э3
 
Российское образование: федер. образоват. портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/  
Э4
 
Сообщество взаимопомощи учителей [Электронный ресурс] –  Режим доступа: http://pedsovet.su/ 
Э5
 
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://festival.1september.ru/
Э6
 
Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства:
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)
 
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html

Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  

Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/

Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/

Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021

Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022

 
Профессиональные базы данных и информационных справочных систем: 
 
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/

Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный

 
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
 
2-411, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
1
 
 
2-302а, Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
2
 
 
2-413, Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
3
 
 
1-102б, Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28)., Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
4
 
 
Организация практик на всех этапах их проведения направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися навыками профессиональной деятельности и выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

В случае прохождения практики в профильной организации обучающиеся направляются на место практики в соответствии с договором о практической подготовке, заключённым между профильной организацией и Университетом. В случае направления для прохождения практики в структурное подразделение Университета договор не требуется.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета (далее – руководитель практики от Университета), и руководитель (руководители) практики от профильной организации), соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны профильной организации. Для руководства практической подготовкой при проведении практики, проводимой в структурном подразделении Университета, назначается руководитель по практике от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу Университета.

Обучающийся, проходящий практику, должен:

На организационном этапе:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
 
присутствовать на собрании, организуемом руководителями практики от Университета и профильной организации и проводимым для разъяснения программы учебной/производственной практики;

прослушать инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка;

получить индивидуальное задание.

В период прохождения практики:

ответственно подходить к выполнению программы практики, к поручениям руководителей практики от Университета и профильной организации;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и иные нормы, действующие в организации (в учреждении, на предприятии);

активно овладевать практическими навыками работы по специальности, собирать и анализировать материал, необходимый для написания отчета по практике и выпускной квалификационной работы;  

выполнять индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

ежедневно вести дневник практики;

соблюдать требования к внешнему виду сотрудников организации;

нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

осуществлять взаимодействие с руководителем от  профильной организации.

На заключительном этапе:

представить своевременно руководителю от Университета отчётную документацию по практике.

Защитить в установленные сроки отчёт по практике. Все материалы подшиваются в отдельную папку, сдаются на кафедру. Руководитель практики от Университета проводит просмотр отчета и решает вопрос о допуске обучающегося к защите. Формой аттестации по практике является зачет с оценкой. Оценка результатов практики обучающегося осуществляется в форме защиты подготовленного отчета. Порядок защиты отчета по практике:

- доклад обучающегося о результатах прохождения практики;

- ответы обучающегося на вопросы по отчету;

При оценке учитываются:

содержание отчета и доклада обучающегося;

качество ответов на вопросы;

корректно заполненный дневник прохождения практики, грамотно составленный письменный отчет обучающегося по практике.

в случае болезни представить в деканат справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

Обучающийся имеет право:

на своевременное ознакомление с программой практики, нормативными и правовыми актами и законодательством, распространяющимися на практикантов;

пользоваться библиотечно-информационными ресурсами университета и баз практик;

на консультацию руководителей, методистов по вопросам организации и содержания практики;

на методическую помощь при подготовке к занятиям при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту по практике и выпускной квалификационной работе.

Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время. Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами Университета.

Практика бакалавров по педагогическим направлениям проводится на базе муниципальных образовательных организаций среднего общего образования различных типов и видов, заключивших договоры с ФГБОУ ВО «НГПУ», а также в образовательных учреждениях по месту работы обучающихся (в образовательных организациях) или по месту жительства (в образовательных организациях).

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

- достаточный уровень оснащенности учебной и методической литературой по дисциплине;

- наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т.д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения

При прохождении практики также используются материально-технические возможности принимающей организации.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по практике предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов прохождения практики проводится в несколько этапов.