2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Безопасность жизнедеятельности_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность жизнедеятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Ахкиямова Г.Р. _________________
 
 
Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: овладение знаниями теоретических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания»,приобретение умений применять эти знания в профессиональной и иной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
идентификации негативных воздействий естественного, техногенного и антропогенного происхождения на человека и среду обитания;
1.4
разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
1.5
изучение проблем устойчивого развития, обеспечение безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
1.6
овладение технологиями организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2.1.2
Основы медицинских знаний
2.1.3
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.2
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.2.3
Производственная педагогическая вожатская практика
2.2.4
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.2.5
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.2.6
Учебная технологическая практика
2.2.7
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.2.8
Образовательные технологии в процессе обучения биологии
2.2.9
Производственная педагогическая  практика
2.2.10
Производственная педагогическая практика
2.2.11
Производственная педагогическая практика
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Оценивает факторы риска, умеет обеспечивать личную безопасность и безопасность окружающих в повседневной жизни и в профессиональной деятельности
 
УК-8.2: Знает и может применять методы защиты в чрезвычайных ситуациях и в условиях военных конфликтов, формирует культуру безопасного и ответственного поведения
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия дисциплины;
3.1.2
теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»;
3.1.3
причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от опасных ситуаций;
3.1.4
правовые, нормативные и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.1.5
современный комплекс проблем безопасности человека;
3.1.6
средства и методы повышения безопасности;  
3.1.7
психологические и педагогические принципы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать мероприятия по защите персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ;
3.2.2
эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;
3.2.3
выбирать формы, методы и средства организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, образовательных потребностей в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности;
3.3.2
навыками проектирования мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях и оказанию доврачебной помощи;
3.3.3
навыками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Стратегия безопасности жизнедеятельности

 
1.1
Безопасность жизнедеятельности как область

научных знаний. Цели и задачи безопасности

жизнедеятельности.  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
1.2
История, актуальность изучения дисциплины БЖ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
1.3
Основные понятия в области безопасности

жизнедеятельности.  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
1.4
Системы безопасности и их структура.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
1.5
Безопасность и человек /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
 
Раздел 2. Теоретические аспекты ЧС

 
2.1
Экстремальные и чрезвычайные ситуации.Особенности воздействия ЭС и ЧС на человека. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
2.2
Психология экстремальных ситуаций и состояний. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.3
Стадии развития ЧС. Поражающее воздействие на человека. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
2.4
Практическая значимость и особенность разбора стадий ЧС.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
2.5
Классификация ЧС. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
2.6
Подготовка к возникновению ЧС и разработка правил поведения и оказания помощи пострадавшим. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
2.7
Современная цивилизация и катастрофы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
2.8
Международный опыт организации экстренной

помощи населению в чрезвычайных ситуациях  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
 
Раздел 3. Идентификация и воздействие на человека и среду вредных и опасных факторов

 
3.1
Особенности системы "человек - среда обитания". /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
3.2
Текущее состояние среды обитания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
3.3
Классификация негативных факторов среды обитания человека.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
3.4
Источники и характеристики основных негативных факторов среды обитания. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
3.5
Виды опасных и вредных факторов техносферы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
3.6
Типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.7
Современные принципы формирования техносферы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
3.8
Виды опасных и вредных факторов биосферы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
3.9
Типы опасных и вредных факторов биосферы для человека.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
3.10
Основные принципы и направления охраны окружающей среды. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
3.11
Защита  от вредных и опасных факторов среды обитания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
3.12
Здоровье населения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
3.13
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-8.1 УК-8.2 ОПК-6.2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы на зачет:

1.Безопасность жизнедеятельности, цели, задачи, принципы  науки о БЖ.

2.Понятие о ЭС и ЧС. Причины возникновения ЧС.

3.Стадии развития ЧС. Поражающее воздействие при ЧС.

4.Классификация ЧС: по природе возникновения.

5.ЧС природного характера.

6.ЧС техногенного характера.

7.ЧС социального характера.

8.ЧС биологического характера.

9.ЧС экологического характера.

10.ЧС военного характера.

11.Классификация ЧС:  по масштабу распространения последствий.

12.Особенности системы «человек - среда обитания».

13.Основные негативные факторы бытовой, производственной, городской среды.

14.Текущие состояния среды обитания.

15.Дайте общую характеристику природным ресурсам. Какое значение для развития цивилизации имеют запасы полезных ископаемых?

16.Вибрация: определение, классификация, основные физические характеристики, влияние вибрации на организм человека,  понятие о вибрационной болезни.

17.Шум: определение, классификация, основные физические характеристики, уровни звукового давления и звуковой интенсивности, влияние шума, его отдельных диапазонов частот  (инфразвука, ультразвука) на организм человека.

18.Температурно-влажностные характеристики жилых помещений. Влажность. Мероприятия по соблюдению допустимых показателей, их влияние на здоровье человека.

19.Приточно-вытяжная вентиляция, мероприятия по защите населения от их неблагоприятного воздействия (нормы).

20.Инсоляция жилья, его значение для благопритного климата в жилой среде.

21.Пыль, источники, ее влияние на здоровье человека.

22.Электромагнитные поля и излучения, электростатическое поле: источники, биологическое действие, нормирование. 

 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Методы защиты от электромагнитных полей.

23.Ионизирующее излучение: источники, биологическое действие, нормирование. Методы защиты от ионизирующих излучений.

24.Ультрафиолетовое, инфракрасное, световое излучение, источники, их краткая гигиеническая характеристика и особенности влияния на человека (положительное и негативное).

25.Электрический ток: действие электрического тока на организм человека, виды поражений электрическим током, источники поражения электрическим током, пороговые значения электрического тока.

26.Правила оказания помощи пострадавшему при поражении электрическим током.

27.Естественное освещение: источники; виды; преимущества и недостатки; нормирование параметров.

28.Искусственное освещение: источники; виды; преимущества и недостатки; нормированиепараметров; цветовое оформление помещений.

29.Антропогенные изменения в природе: преднамеренные, попутные. Формы антропогенного воздействия человека на биосферу. Классификация источников загрязнения окружающей среды. Классификация загрязнений по воздействию на компоненты окружающей среды: выбросы в атмосферу, твердые отходы, сточные воды. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека.

30.Изменение состава атмосферы (воздушной среды). Изменение климата и прозрачности атмосферы. Разрушение озонового экрана. Кислотные осадки. Выбросы вредных веществ.

31.Изменение состава гидросферы (водной среды). Причины ухудшения качества природных вод вследствие антропогенного воздействия. Отрицательное влияние сточных вод на качество воды.

32.Изменение состояния суши. Факторы загрязнения суши: деградация и эрозия земель, промышленные и бытовые отходы.

33.Основные принципы и направления охраны окружающей среды. Мероприятия по уменьшению возможных последствий от чрезвычайных ситуаций экологического характера.

34.Понятие «мониторинг»; основные задачи; экологический мониторинг; его виды.

35.Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, нормирование качества воды, нормирование химического загрязнения почв.

36.Психологическая безопасность. Факторы макросоциальной среды, влияющие  на психологическую безопасность.

37.Современные научные представления о здоровье человека.

38.Воспитание культуры здоровья человека.

39.Социальная обусловленность здоровья.

40.Здоровье как антропологическая проблема.

41.Оценка риска влияния факторов среды обитания на здоровье населения.

42.Возрастные особенности формирования стиля здорового образа жизни.

43.Общие принципы оказания первой медицинской помощи. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией:

1.Роль социальных и биологических факторов в формировании состояния здоровья детей.

2.Физическая культура и здоровье. Оздоровительные эффекты физической культуры.

3.Механизмы оздоровительного действия физических упражнений. Особенности двигательной активности школьников.

4.Физиологические основы закаливания. Виды закаливания.

5.Система Порфирия Иванова – способ оздоровления?

6.Голодание – способ оздоровления?

7.Организация закаливания в образовательных организациях

8.Роль воды в жизнедеятельности человека.

9.Проблема организации сбалансированного питания в школе.

10.Профилактика психического стресса и коррекция его последствий.

11.Достаточная физическая активность как компоненты здорового образа жизни. Их принципы, виды, роль в сохранении здоровья.

12.Роль двигательной активности в биологической эволюции.

13.Влияние физической тренировки на сердечно-сосуди¬стую и дыхательную системы.

14.Закаливание как компонент здорового образа жизни. Их принципы, виды, роль в сохранении здоровья.

15.Личностно-развивающие, педагогические технологии в формировании  здорового образа жизни на разных этапах развития ребенка.

16.Компьютер и здоровье. Опасные и вредные факторы, воздействующие на пользователя компьютера

17.Электромагнитные поля и излучения, электростатическое поле: источники, биологическое действие, нормирование. Методы защиты от электромагнитных полей.

18.Ионизирующее излучение: источники, биологическое действие, нормирование. Методы защиты от ионизирующих излучений.

19.Ультрафиолетовое, инфракрасное, световое излучение, источники, их краткая гигиеническая характеристика и особенности влияния на человека (положительное и негативное).

20.Электрический ток: действие электрического тока на организм человека, виды поражений электрическим током, источники поражения электрическим током, пороговые значения электрического тока. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Безопасность жизнедеятельности"
 
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Айзман, Р. И.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова ; под редакцией А. Я. Тернер. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 247 c. — ISBN 978-5-379-02005-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65282.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
Л1.2
Айзман, Р. И.
Безопасность жизнедеятельности: словарь-справочник / Р. И. Айзман, С. В. Петров, А. Д. Корощенко ; под редакцией В. Б. Рубанович, С. В. Петров. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 352 c. — ISBN 978-5-379-02025-5  URL: http://www.iprbookshop.ru/65271.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Айзман, Р.И.
Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи : учебное пособие / Р. И. Айзман, Л. К. Айзман, Н. В. Балиоз [и др.] ; под ред. Р. И. Айзман, С. Г. Кривощеков, И. В. Омельченко. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 463 c. — ISBN 978-5-379-02006-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65283.html 
Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. 
 
Л2.2
Кисляков, П.А.
Социальная безопасность личности, общества, государства. Теория и практика обеспечения: учебное пособие / П. А. Кисляков, С. В. Петров, В. В. Филанковский. — Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015. — 263 c. — ISBN 978-5-906-17272-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/33859.html 
Саратов : Ай Пи Ар Букс, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахкиямова, Г.Р.
Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие / Г. Р. Ахкиямова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 148 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49915.html 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций http://0bj.ru/
 
Э2
Все о пожарной безопасности http://www.goodlife.narod.ru
 
Э3
Студенческая библиотека онлайн https://studbooks.net/70718/bzhd/obschie_polozheniya_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-411 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарским занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинарском занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению с презентацией, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-  чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
-  ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата с презентацией, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение тестовых заданий.        

  Рекомендации по подготовке к зачету

     Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.