2022-2023_z44_03_05 МиИ 2223_plx_Методика обучения информатике_Математика и Информатика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения информатике
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
 
экзамен 4, 5 зачет 4, 5
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
26
самостоятельная работа
358
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
12 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
432
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
24
24
Практические
12
12
12
12
24
24
Итого ауд.
24
24
24
24
48
48
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
48
48
Сам. работа
179
179
179
179
358
358
Часы на контроль
13
13
13
13
26
26
Итого
216
216
216
216
432
432
 
 
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Филатова З. М. _________________
 
 
Методика обучения информатике
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Информатика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целями  освоения  дисциплины является  формирование у будущих учителей информатики системы знаний, умений и навыков в области преподавания информатики в средней общеобразовательной школе, использования средств информационных  и  коммуникационных  технологий (ИКТ)  в  образовании,  методов организации информационной образовательной среды учителя информатики.  
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать  у  обучающегося  целостное  представление  об основных  этапах  становления  современной  методики преподавания  информатики  и  ее структуре, об основных категориях, понятиях и методах, о роли и месте методики преподавания информатики в профессиональной подготовке учителя информатики
1.4
сформировать готовность будущего  учителя  информатики  к  эффективному  преподаванию  пропедевтического курса  в начальной школе, базового курса по информатике в основной школе и профильных курсов на старшей ступени.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Геометрия
2.1.2
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.3
Математический анализ
2.1.4
Основы вожатской деятельности
2.1.5
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.6
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.7
Теория чисел
2.1.8
Элементарная математика
2.1.9
Алгебра
2.1.10
Математические основы информатики
2.1.11
Педагогика
2.1.12
Психология воспитательных практик
2.1.13
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.14
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.15
Технологии цифрового образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  информатике
2.2.3
Методика подготовки обучающихся к  ОГЭ и ЕГЭ по  математике
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
стр. 4
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- специфику и структуру основных образовательных программ по информатике, программ дополнительного образования;
3.1.2
- основные элементы педагогических и других технологий, используемых при разработке образовательных программ.структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
3.1.3
- способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка, методы и формы организации коллективных мероприятий
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- разрабатывать отдельные компоненты образовательной программы;  
3.2.2
- разрабатывать элементы образовательных программ для разных профилей обучения;
3.2.3
- составлять индивидуальные учебные планы, в соответствии с образовательными потребностями обучающихся, в том числе, на углублённом уровне.осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО.
3.2.4
- оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- навыками анализа основных и дополнительных программ в соответствии с требования современного образования;
3.3.2
- навыками использования педагогических, информационно-коммуникационных технологий при разработке отдельных компонентов образовательных программ.навыками разработки различных форм учебных занятий, применения методов, приемов и технологий обучения, в том числе информационных.
3.3.3
- навыками постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Концептуальные основы обучения и воспитания информатике в школе

 
1.1
Ретроспективный анализ становления школьного курса информатики. Современная концепция и методическая система обучения информатике в школе /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
4
0
 
1.2
Ретроспективный анализ становления школьного курса информатики. Современная концепция и методическая система обучения информатике в школе.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
4
0
 
1.3
Организация и проведение внеклассного мероприятия по информатике. Дидактические принципы применения средств ИКТ в учебном процессе. Сравнительный анализ КИМ с ФГОС ООО.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
4
0
 
1.4
Учитель как организатор методической системы обучения информатике в школе. Структура и содержание курса информатики в школе /Ср/

50
4
0
 
1.5
Использование инструментальных возможностей образовательного портала для подготовки к экзаменам.  /Пр/

2
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
1.6
Содержание ФГОС ООО по воспитанию и социализации школьников в аспекте формирования ИКТ-компетенций. /Лек/

2
4
0
 
1.7
Внеурочная деятельность по информатике в школе /Ср/

50
4
0
 
 
Раздел 2. Методические основы обучения информатике в школе

 
2.1
Современные формы организации занятий по информатике в школе. Проектная деятельность на уроках информатики. Построение индивидуальных образовательных траекторий

в процессе обучения информатике

/Лек/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
4
0
 
2.2
Современные формы организации занятий по информатике в школе. Проектная деятельность на уроках информатики. Построение индивидуальных образовательных траекторий в процессе обучения информатике. Проектная деятельность на уроках информатики

/Пр/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
4
0
 
2.3
Средства обучения информатике. Информационно-образовательная среда. Цифровые коллекции образовательных ресурсов для учителя информатики /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
4
0
 
2.4
Средства обучения информатике. Информационно-образовательная среда. Цифровые коллекции образовательных ресурсов для учителя информатики /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
4
0
 
2.5
Современные средства оценивания результатов обучения учащихся информатике. Портфолио. ГИА. Особенности организации профильного обучения по информатике /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
4
0
 
2.6
Современные средства оценивания результатов обучения учащихся информатике. Портфолио. ГИА. Особенности организации профильного обучения по информатике /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

2
4
0
 
2.7
Современные средства оценивания результатов обучения учащихся информатике. Портфолио. ГИА.  /Ср/

50
4
0
 
2.8
Особенности организации профильного обучения по информатике. Особенности обучения информатике в начальной школе. Организация инклюзивного образования по информатике /Ср/

29
4
0
 
2.9
/Экзамен/

13
4
0
 
 
Раздел 3. Содержание школьного курса информатики

 
3.1
Информация и информационные процессы. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Формализация и моделирование.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
5
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
3.2
Методы и приемы обучения моделированию.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

4
5
0
 
3.3
Построение образовательной траектории по разделам:

«Информация и информационные процессы»,  «Компьютер как универсальное устройство обработки информации», «Формализация и моделирование. Методы и приемы обучения моделированию. /Лек/

4
5
0
 
3.4
Построение образовательной траектории по разделам:

«Информация и информационные процессы»,  «Компьютер как универсальное устройство обработки информации», «Формализация и моделирование. Методы и приемы обучения моделированию. /Ср/

60
5
0
 
3.5
Построение образовательной траектории по разделам:  

«Алгоритмизация и программирование», /Пр/

4
5
0
 
3.6
Сетевые (коммуникационные) технологии.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

60
5
0
 
3.7
Построение образовательной траектории по разделу «Прикладное программное обеспечение» /Лек/

4
5
0
 
3.8
Разработка электронного образовательного ресурса

для организации и проведения дистанционного урока

/Пр/

4
5
0
 
3.9
Разработка электронного образовательного ресурса

для организации и проведения дистанционного урока

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2

59
5
0
 
3.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2

13
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к экзаменам.

1. Нормативное правовое обеспечение деятельности учителя информатики в общеобразовательной школе. Федеральные законы, указы Президента РФ, Государственные программы, определяющие тенденции изменения общеобразовательного курса информатики.

2. Нормативные документы, регулирующие обучение информатике, структурные и содержательные особенности общеобразовательного курса информатики.

3. Состав основной образовательной программы (на примере основного или среднего) общего образования. Требования к структуре ООП ОО.

4. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося и его обеспечение образовательной организацией.

5. Индивидуальная образовательная программа основного (среднего) общего образования и адаптированная образовательная программа основного (среднего) общего образования для различных категорий обучающихся. Место информатики в этих программах.

6. Программы дополнительного образования по информатике для разных уровней образования.

7. Краткая характеристика тематических разделов курса информатики основного (среднего) общего образования, тенденции развития содержания курса.

8. Методика обучения информатике на уровне основного общего образования. Методика обучения тематическому разделу «Цифровая грамотность»: базовый и углубленный уровень.

9. Особенности практической деятельности и его контроля по информатике. Реализация активных методов обучения в курсе информатики (проекты, хакатоны и пр.).

10. Методика обучения информатике на уровне основного общего образования. Методика обучения тематическому разделу «Теоретические основы информатики» на уровне основного общего образования.

11. Методика обучения информатике на уровне основного общего образования. Методика обучения тематическому разделу «Алгоритмы и программирование»: базовый и углубленный уровень.

 
стр. 7
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
12. Выбор языка программирования в общеобразовательном курсе информатики. Подбор и адаптация задачного материала к разделу. Активные методы обучения и контроля сформированных  компетенций в области программирования. Соревновательная и олимпиадная практика в области программирования.

13. Раннее обучение программированию. Характеристика сред программирования для раннего обучения.

14. Методика обучения информатике на уровне основного общего образования. Методика обучения тематическому разделу «Информационные технологи»: базовый и углубленный уровень.

15. Методика обучения информатике на уровне среднего общего образования. Методика обучения тематическому разделу «Введение. Информационные процессы» на базовом и углубленном уровне изучения информатики.

16. Методика обучения информатике на уровне среднего общего образования.

17. Методика обучения тематическому разделу «Математические основы информатики» на базовом и углубленном уровне изучения информатики.

18. Методика обучения информатике на уровне среднего общего образования.

19. Методика обучения тематическому разделу «Основы теории алгоритмов и программирования» на базовом и углубленном уровне изучения информатики.

20. Методика обучения информатике на уровне среднего общего образования. Методика обучения тематическому разделу «Использование программных систем и сервисов» на базовом и углубленном уровне изучения информатики.

21. Современные процедуры оценки качества образования. Федеральные и региональные процедуры оценки качества образования, ГИА по информатике

22. Внутришкольный мониторинг оценки качества обучения по предмету. Формирующее оценивание по информатике и его особенности.

23. Современные процедуры оценки качества образования. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Перечень контрольных заданий.

Задание 1. Нормативное правовое обеспечение деятельности учителя информатики в общеобразовательной школе: сформировать нормативную базу по изучению курса информатики и ИКТ.

Задание 2. Методика обучения информатике на уровне основного общего образования:

1) осуществить анализ авторских подходов в различных учебниках, включенных в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации (выбор подхода к построению методики изучения каждого тематического раздела на уровне основного общего и среднего общего образования (на двух уровнях обучения);

2) подготовить два конспекта урока по изучаемому разделу и проведение урока тренинга с последующим анализом его эффективности с учетом ФГОС;

3) подготовить дифференцированый дидактический материал для практических работ обучающихся для последующего использования на уроках тренингах и педагогической практике в образовательной организации.

Задание 3. Методика обучения информатике на уровне среднего общего образования:  

1) организовать построение логико-структурной схемы учебного материала (ментальной карты) на уровне основного общего и среднего общего образования (на двух уровнях обучения);

2) проанализировать программные средства школьного курса информатики, используемые авторами учебников базового курса перечня допущенных МО и науки РФ;

3) определить состав, назначение и возможности, цели использования в преподавании базового курса информатики всех видов используемого программного обеспечения, привести примеры конкретных программ данного вида

Задание 4. Элективные курсы по информатике: разработать элективный курс (тему работы согласовать с преподавателем). Современные процедуры оценки качества образования: разработать критерии оценки качества ученического проекта.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.Фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Софронова, Н. В.
Теория и методика обучения информатике : Теория и методика обучения информатике : учебное пособие для вузов / Н. В. Софронова, А. А. Бельчусов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 401 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11582-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492641
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Е. А. Черткова
Компьютерные технологии обучения : Черткова, Е. А.  Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437244
Юрайт, Москва, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.5
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-301 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог  работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. 

 
стр. 9
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

 
стр. 10
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, 

 
стр. 11
УП: z44.03.05 МиИ 2223.plx
 
речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.