2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Основы пластической анатомии_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы пластической анатомии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.искусствоведения, доцент, Ахметшина А.К. _________________
 
 
Основы пластической анатомии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины (модуля): сформировать  у студентов знания, умения, навыки  по изображению фигуры человека, научить осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
1.2
Задачи освоения  дисциплины: освоение пластической анатомии человека, животных и птиц;
1.3
изучение строения скелета, черепа, конечностей; выявление особенностей мышц головы человека и животных; анализ характерных пластических движений группы мышц человека и животных;
1.4
закрепление знаний о пропорциях фигуры человека.
1.5
формирование  навыков осуществления  обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
1.6
1.7
 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория обучения
2.1.2
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.3
Противодействие коррупции
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.2
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.2.3
Скульптура
2.2.4
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.2.5
Психолого-педагогический практикум
2.2.6
Теория и методика обучения технологии
2.2.7
Искусство скульптуры
2.2.8
Методика организации внеурочной художественно-творческой деятельности школьника
2.2.9
Художественная лепка
2.2.10
Педагогические технологии
2.2.11
Технология художественной обработки дерева
2.2.12
Технология художественной обработки материалов
2.2.13
Батик
2.2.14
Декоративная живопись
2.2.15
Декорирование  интерьера
2.2.16
Искусство национального костюма
2.2.17
Искусство современного костюма
2.2.18
Художественная роспись
2.2.19
Кожаная мозаика
2.2.20
Художественная обработка стекла
2.2.21
Методика организации внеурочной художественно-творческой деятельности школьника
2.2.22
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.23
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.2.24
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.2.25
Теория и методика обучения технологии
2.2.26
Учебная практика по технологии
2.2.27
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.28
Производственная педагогическая практика
2.2.29
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.30
Производственная  летняя педагогическая практика
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.2.31
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.32
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.2.33
Скульптура
2.2.34
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.2.35
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.36
Производственная  летняя педагогическая практика
2.2.37
Теория и методика обучения технологии
2.2.38
Технология художественной обработки дерева
2.2.39
Технология художественной обработки материалов
2.2.40
Учебная практика по технологии
2.2.41
Методика организации внеурочной художественно-творческой деятельности школьника
2.2.42
Производственная педагогическая практика
2.2.43
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.44
Художественная лепка
2.2.45
Батик
2.2.46
Декоративная живопись
2.2.47
Искусство национального костюма
2.2.48
Художественная роспись
2.2.49
Кожаная мозаика
2.2.50
Искусство скульптуры
2.2.51
Декорирование интерьера
2.2.52
Искусство современного костюма
2.2.53
Художественная обработка стекла
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
анатомические термины, иметь представление о пропорциях, строении скелета, форме и функциях мышц, движениях выполняемых в различных суставах фигуры человека;
3.1.2
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.1.3
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
рисовать (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению) фигуру человека в различных ракурсах;
3.2.2
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.2.3
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
рисовать (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению) фигуру человека в различных ракурсах;
3.3.2
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития;
3.3.3
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Пластическая

анатомия как наука

Закономерности строения человеческого тела.Пластическая

анатомия черепа

человека

 
1.1
Общие сведения о пластической анатомии.

Изучение пластической анатомии человека. Изучение скелета в целом.  /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
1.2
Введение. Пластическая анатомия как наука. Изучение пластической анатомии человека /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
1.3
Лепка черепа с натуры /Лаб/
Л1.1

Э1 Э2

6
3
0
 
1.4
Пластическая анатомия черепа человека /Ср/
Л1.1

Э1 Э2

2
3
0
 
 
Раздел 2. Пластическая

анатомия скелета

туловища 

 
2.1
Пластическая

анатомия скелета

туловища  /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
2.2
Лепка черепа с натуры /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

8
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
2.3
Задание 1.   Рисунки скелета человека спереди и сзади, также рисунки скелета туловища, верхних и нижних конечностей с обозначением названий всех частей скелета /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
 
Раздел 3. Пластическая анатомия скелета верхних конечностей человека

 
3.1
Пластическая анатомия скелета верхних конечностей человека /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
3.2
Лепка черепа с натуры /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
3.3
Пластическая анатомия скелета верхних конечностей человека /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
 
Раздел 4. Пластическая анатомия скелета нижних конечностей человека

 
4.1
Пластическая анатомия скелета нижних конечностей человека /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
4.2
Лепка анатомической головы (экорше Гудона) /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
4.3
Пластическая анатомия скелета нижних конечностей человека /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
 
Раздел 5. Мышцы как двигательный аппарат человеческой фигуры

Пластическая анатомия мышц головы и шеи

 
5.1
Мышцы как двигательный аппарат человеческой фигуры

Пластическая анатомия мышц головы и шеи /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
5.2
Лепка анатомической головы (экорше Гудона) /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
5.3
Составление альбома по пластической анатомии человека:

Задание 2. Рисунки черепа и мышц головы, шеи – таблицы с обозначениями всех частей черепа и названий мышц /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
 
Раздел 6. Пластическая анатомия мышц туловища человека

 
6.1
Пластическая анатомия мышц туловища человека /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
6.2
Лепка анатомической головы (экорше Гудона) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
6.3
Задание 3. Рисунки мышц туловища, анатомические рисунки мышц руки в различных положениях, анатомические рисунки ноги в различных положениях с обозначениями названий мышц /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
 
Раздел 7. Пластическая анатомия мышц верхних конечностей человека

 
7.1
Пластическая анатомия мышц верхних конечностей человека /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
7.2
Лепка анатомического торса или фигуры (экорше) с натуры /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
 
Раздел 8. Пластическая анатомия мышц нижних конечностей человека

 
8.1
Пластическая анатомия мышц нижних конечностей человека /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
8.2
Лепка анатомического торса или фигуры (экорше) с натуры /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
8.3
Пластическая анатомия мышц нижних конечностей человека /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
 
Раздел 9. Пластические закономерности строения тела мужчины и женщины.

 
9.1
Пластические закономерности строения тела мужчины и женщины. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
9.2
Лепка анатомического торса или фигуры (экорше) с натуры /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
9.3
Задание 4. Анатомические пропорции фигуры человека. Рисунок таблицы возрастных пропорциональных различий фигуры человека /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация. Проект.

Темы для проектов:

Тема I Пластическая анатомия как наука. Закономерности строения человеческого тела

Задание 1. Выполнить строение скелета человека (вид спереди)

Задание 2. Выполнить строение  скелета человека (вид сзади)

Тема II Пластическая анатомия черепа человека

Задание 1.  Перевести на кальку строение черепа человека (вид спереди)

Задание 2.  Перевести на кальку строение черепа человека (вид сзади)

Тема III Пластическая анатомия скелета туловища

Задание1. Выписать в альбом все названия костей и их функции.

Задание 2. Указать классификацию  и форму суставов, оси вращения.

Задание 3. Строение костей. Форма костей.

Задание 4. Скелет туловища. Позвонки, грудная клетка.

Тема IV Пластическая анатомия скелета верхних конечностей человека

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Задание1. Зарисовать ключицу, лопатки.

Задание 2. Плечо. Предплечье. Кисть.

Промежуточный контроль

Вопросы к зачету:

1. Пластическая анатомия как наука.

2. Характерные точки на мозговом и лицевом отделах черепа.

3. Основные типы форм черепа.

4. Различие пластических характеристик черепа ребенка, юноши, взрослого и старого человека.

5. Основные кости черепа: затылочная,

6. Основные кости черепа: височная височная

7. Основные кости черепа: теменная

8. Основные кости черепа: лобная

9. Основные кости черепа: верхняя челюсть

10. Основные кости черепа: нижняя челюсть.

11. Мимические мышцы головы человека.

12. Мышцы фигуры человека: мышцы плечевого пояса

13. Мышцы фигуры человека: мышцы спины

14. Мышцы фигуры человека: живота

15. Мышцы фигуры человека: мышцы конечностей

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успевакмости.

Реферат.

1.Пластическая анатомия как наука.

3.Изучение пластической анатомии человека.

4.Закономерности строения человеческого тела.

5.Пластическая анатомия черепа человека

6.Пластическая анатомия скелета туловища

7.Пластическая анатомия скелета верхних конечностей человека

8.Пластическая анатомия скелета нижних конечностей человека

9.Пластическая анатомия мышц головы и шеи

10.Пластическая анатомия мышц туловища человека

11.Пластическая анатомия мышц верхних конечностей человека

12.Пластическая анатомия мышц нижних конечностей человека

13.Изучение основных пластических закономерностей строения человеческого тела

14.Пластическая анатомия животных и птиц

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к рпд
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. Ш. Амиржанова.
История искусств. Основные закономерности развития искусства Древнего мира и эпохи Средневековья  : учебное пособие                                                                               :  Амиржанова, А. Ш.- Омск ; издательство:Омский государственный технический университет,2017, 92 c. — ISBN 978-5-8149-2549-7.- текст электронный ЭБС iprbooks // — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78434.html    
Омск ; издательство:Омский государственный технический университет,2, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Свободная художественная энциклопедия.artorbita.ru  : [сайт]- URL: http://artorbita.ru. Текст, изображение: электронные      
 
Э2
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org. Текст, изображение: электронные  
 
Э3
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru. Текст, изображение: электронные                 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.Текст, изображение: электронные 
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru. Текст, изображение: электронные  

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к лабораторным занятиям.

В ходе освоения дисциплины при проведении занятий аудиторных используются следующие образовательные технологии:

Подготовлен лекционный курс по основам пластической анатомии с использованием изобразительных пособий,  натуральных наглядных пособий, анатомических моделей.

Лабораторные занятия направлены на закрепление лекционного курса практическим изучением пройденного материала методом лепки из пластилина заданий по пластической анатомии.

В ходе освоения дисциплины при организации лабораторной работы занятий используются следующие образовательные технологии:

а) индивидуальные и групповые консультации;

б) практическое изучение с натуры пройденных тем по пластической анатомии.

На занятиях применяются следующие натуральные наглядные пособия: археологические находки, анатомические модели: костный скелет черепа; экорше головы, торса и фигуры в гипсе; анатомическая модель Гудона –  мышечный мускул головы и фигуры человека.

в) практический показ и контролирование за ходом учебных работ.

При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии:

Индивидуальные и групповые консультации;

Творческие задания для самостоятельной работы соответствуют темам аудиторных занятий и являются их продолжением и развитием;

Индивидуальная работа перекликается с лабораторной аудиторной и самостоятельной работой студентов и содержит задания, отличающиеся большей свободой для студента.

Баллы за самостоятельную работу выставляются по критериям:

1. Недопустимость в составлении таблиц перегруженности содержания, т.е. на одном листе отражается не более одной темы; (10)

2. Умение компоновать изображения  таблиц на листе (рисунки в разных масштабах заключают в рамку); (10)

3. Изображение всего лишь однотипных рисунков (штриховых, тональных  фотоснимков) или ксерокопий таковых; (20)

4. Соблюдение  правильного изображения рисунков  таблиц  в анатомическом значении также их ксерокопий; (20)

5. Применение в таблицах не более двух-трех шрифтов (рубленый, академический) и удобочитаемость текстов; (20)

6. Оформление таблиц с титульным листом в виде альбома или в папку с файлами; (20)

Методические указания к самостоятельным и индивидуальным работам

Составление альбома по пластической анатомии человека.

При составлении альбома используются рисунки таблиц или их ксерокопии с иллюстраций учебной литературы по пластической анатомии.

Задание 1. Рисунки черепа и мышц головы, шеи –  4 таблицы с обозначениями всех частей черепа и названий мышц;

Задание 2. Рисунки скелета человека спереди и сзади с обозначением названий всех частей скелета. Также рисунки скелета туловища, верхних и нижних конечностей –  4 таблицы;

Задание 3. Рисунки мышц туловища, верхних и нижних конечностей – 4 таблицы;

Задание 4. Анатомические пропорции фигуры человека: рисунок таблицы возрастных пропорциональных различий фигуры человека; пропорции тела мужчины, пропорции тела женщины; пропорции тела детей различного возраста по Шадову; пропорции тела по Витрувию; пропорции тела по Рише; пропорции тела по Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи «Квадрат древних»; Микеланджело. Пропорции фигуры человека; пропорции мужской фигуры по А.П. Лосенко; и др.

Самостоятельно изучает скелет и мышечную основу различных животных и птиц (лось, лошадь, олень, утка, ворона, петух) для последующей композиционной работы. Студентом представляется анатомическая таблица животных или птиц и ставится оценка по 5-ти бальной системе в зависимости от набранных баллов.

Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с  ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.