(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
анатомия как наука
Закономерности строения человеческого тела.Пластическая
анатомия черепа
человека
Изучение пластической анатомии человека. Изучение скелета в целом. /Лек/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
анатомия скелета
туловища
анатомия скелета
туловища /Лек/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Пластическая анатомия мышц головы и шеи
Пластическая анатомия мышц головы и шеи /Лек/
Э1 Э2
Э1 Э2
Задание 2. Рисунки черепа и мышц головы, шеи – таблицы с обозначениями всех частей черепа и названий мышц /Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Темы для проектов:
Тема I Пластическая анатомия как наука. Закономерности строения человеческого тела
Задание 1. Выполнить строение скелета человека (вид спереди)
Задание 2. Выполнить строение скелета человека (вид сзади)
Тема II Пластическая анатомия черепа человека
Задание 1. Перевести на кальку строение черепа человека (вид спереди)
Задание 2. Перевести на кальку строение черепа человека (вид сзади)
Тема III Пластическая анатомия скелета туловища
Задание1. Выписать в альбом все названия костей и их функции.
Задание 2. Указать классификацию и форму суставов, оси вращения.
Задание 3. Строение костей. Форма костей.
Задание 4. Скелет туловища. Позвонки, грудная клетка.
Тема IV Пластическая анатомия скелета верхних конечностей человека
Задание 2. Плечо. Предплечье. Кисть.
Промежуточный контроль
Вопросы к зачету:
1. Пластическая анатомия как наука.
2. Характерные точки на мозговом и лицевом отделах черепа.
3. Основные типы форм черепа.
4. Различие пластических характеристик черепа ребенка, юноши, взрослого и старого человека.
5. Основные кости черепа: затылочная,
6. Основные кости черепа: височная височная
7. Основные кости черепа: теменная
8. Основные кости черепа: лобная
9. Основные кости черепа: верхняя челюсть
10. Основные кости черепа: нижняя челюсть.
11. Мимические мышцы головы человека.
12. Мышцы фигуры человека: мышцы плечевого пояса
13. Мышцы фигуры человека: мышцы спины
14. Мышцы фигуры человека: живота
15. Мышцы фигуры человека: мышцы конечностей
Реферат.
1.Пластическая анатомия как наука.
3.Изучение пластической анатомии человека.
4.Закономерности строения человеческого тела.
5.Пластическая анатомия черепа человека
6.Пластическая анатомия скелета туловища
7.Пластическая анатомия скелета верхних конечностей человека
8.Пластическая анатомия скелета нижних конечностей человека
9.Пластическая анатомия мышц головы и шеи
10.Пластическая анатомия мышц туловища человека
11.Пластическая анатомия мышц верхних конечностей человека
12.Пластическая анатомия мышц нижних конечностей человека
13.Изучение основных пластических закономерностей строения человеческого тела
14.Пластическая анатомия животных и птиц
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к лабораторным занятиям.
В ходе освоения дисциплины при проведении занятий аудиторных используются следующие образовательные технологии:
Подготовлен лекционный курс по основам пластической анатомии с использованием изобразительных пособий, натуральных наглядных пособий, анатомических моделей.
Лабораторные занятия направлены на закрепление лекционного курса практическим изучением пройденного материала методом лепки из пластилина заданий по пластической анатомии.
В ходе освоения дисциплины при организации лабораторной работы занятий используются следующие образовательные технологии:
а) индивидуальные и групповые консультации;
б) практическое изучение с натуры пройденных тем по пластической анатомии.
На занятиях применяются следующие натуральные наглядные пособия: археологические находки, анатомические модели: костный скелет черепа; экорше головы, торса и фигуры в гипсе; анатомическая модель Гудона – мышечный мускул головы и фигуры человека.
в) практический показ и контролирование за ходом учебных работ.
При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии:
Индивидуальные и групповые консультации;
Творческие задания для самостоятельной работы соответствуют темам аудиторных занятий и являются их продолжением и развитием;
Индивидуальная работа перекликается с лабораторной аудиторной и самостоятельной работой студентов и содержит задания, отличающиеся большей свободой для студента.
Баллы за самостоятельную работу выставляются по критериям:
1. Недопустимость в составлении таблиц перегруженности содержания, т.е. на одном листе отражается не более одной темы; (10)
2. Умение компоновать изображения таблиц на листе (рисунки в разных масштабах заключают в рамку); (10)
3. Изображение всего лишь однотипных рисунков (штриховых, тональных фотоснимков) или ксерокопий таковых; (20)
4. Соблюдение правильного изображения рисунков таблиц в анатомическом значении также их ксерокопий; (20)
5. Применение в таблицах не более двух-трех шрифтов (рубленый, академический) и удобочитаемость текстов; (20)
6. Оформление таблиц с титульным листом в виде альбома или в папку с файлами; (20)
Методические указания к самостоятельным и индивидуальным работам
Составление альбома по пластической анатомии человека.
При составлении альбома используются рисунки таблиц или их ксерокопии с иллюстраций учебной литературы по пластической анатомии.
Задание 1. Рисунки черепа и мышц головы, шеи – 4 таблицы с обозначениями всех частей черепа и названий мышц;
Задание 2. Рисунки скелета человека спереди и сзади с обозначением названий всех частей скелета. Также рисунки скелета туловища, верхних и нижних конечностей – 4 таблицы;
Задание 3. Рисунки мышц туловища, верхних и нижних конечностей – 4 таблицы;
Задание 4. Анатомические пропорции фигуры человека: рисунок таблицы возрастных пропорциональных различий фигуры человека; пропорции тела мужчины, пропорции тела женщины; пропорции тела детей различного возраста по Шадову; пропорции тела по Витрувию; пропорции тела по Рише; пропорции тела по Леонардо да Винчи; Леонардо да Винчи «Квадрат древних»; Микеланджело. Пропорции фигуры человека; пропорции мужской фигуры по А.П. Лосенко; и др.
Самостоятельно изучает скелет и мышечную основу различных животных и птиц (лось, лошадь, олень, утка, ворона, петух) для последующей композиционной работы. Студентом представляется анатомическая таблица животных или птиц и ставится оценка по 5-ти бальной системе в зависимости от набранных баллов.
Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.