2022-2023_z54_03_01 ДС 1952 гр_plx_Основы теории урбанистики_Дизайн среды
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы теории урбанистики
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Лабораторные
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
96
96
96
96
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доцент , Гизитдинова Г.А.;канд. искусствоведения, Доцент, Ахметшина А.К. _________________
 
 
Основы теории урбанистики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 ДИЗАЙН (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1004)
 
54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды

 

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Е.С.Пономарев

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения  дисиплины:
1.2
научить студента создавать дизайн – проекты внешней городской среды на основе градостроительного анализа, а также прогнозировать развитие  градостроительной ситуации в целом, учитывая особенности развития городских территории, что необходимо при проектировании предметно-пространственной среды и ее компонентов. Также освоение дисциплины учит студента методам градостроительного регулирования среды, принципам современных урбанистических концепций, что необходимо для создания средовых дизайн - проектов.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
1) теоретический компонент:
1.5
— подготовить студентов к проектной деятельности функционально - эстетического обустройства объектов городской среды и визуально - пространственных систем, а именно: архитектурно - пространственных комплексов, внешних городских пространств, уличной инфраструктуры, парковых ансамблей, ландшафтных и рекреационных территорий, включаю их оборудование и оснащение;
1.6
— изучить мировой опыт исторических предпосылок становления градостроительных систем;
1.7
2) познавательный компонент:
1.8
— научить основным методам градостроительного проектирования и анализа;
1.9
— ознакомить с понятиями и методами современной урбанистики;
1.10
— предусмотреть и применять взаимосвязь учебной тематики с требованиями современной архитектурно - градостроительной практики;
1.11
3) практический компонент:
1.12
— научить анализировать сложившуюся градостроительную ситуацию на предмет принятия профессионально – обоснованных и грамотных решений в области создания городских средовых проектов;
1.13
— научить разрабатывать  дизайн-проект с учетом градостроительных условий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
История дизайна, науки и техники
2.1.3
Основы теории и методологии дизайна
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Производственная  преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-12: способностью применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений
 
Знать:
 
основы градостроительства и современной урбанистики в качестве прикладных наук
 
градостроительную терминологию и основы проектирования городов и населенных пунктов
 
правила планировочного анализа застроенных территорий
 
 
Уметь:
 
использовать градостроительные нормы и требования
 
пользоваться статистическими данными для предварительных исследований
 
выполнять генеральные планы
 
 
Владеть:
 
градостроительным прогнозированием
 
методиками расчета городской инфраструктуры
 
принципами оценки качества городских территорий
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
— терминологию и глоссарий, используемые в теории градостроительства;
 
стр. 4
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
3.1.2
— основные современные методы градостроительного проектирования;
3.1.3
— особенности и роль градостроительного проектирования в общей системе организации жизненного пространства;
3.1.4
— основные составные части городов и их функциональное зонирование;
3.1.5
— понятие образа города и его составляющие компоненты;
3.1.6
— улично-пространственные коммуникации в качестве урбанистической интегрированной системы гродообразования;
3.1.7
— планирование и функционирование городов;
3.1.8
— утопические, футуристические концепции городов, современных урбанистические теории и их роль в градостроительном проектировании;
3.1.9
— механизмы и принципы  градорегулирования;
3.1.10
— проблематику современных городов и урбанистические методы их реконструкции;
3.1.11
— прогнозирование развития современных пространственных коммуникаций городов и направления новых разработок в области дизайна городской среды.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
— осуществлять профессиональную деятельность в области дизайн проектирования городской среды, учитывая градообразующие принципы;
3.2.2
— использовать  инструментарий градостроительного проектирования для обоснования профессиональных средовых решений;
3.2.3
— разрабатывать дизайн – проект городской среды;
3.2.4
— использовать знание основ градостроительного проектирования для создания визуально – пространственных коммуникаций города;
3.2.5
— обобщать морфологические свойства городских пространств и искать решения конкретных задач, согласно выявленным характеристикам;
3.2.6
— формулировать цели и задачи дизайн – проекта, учитывая градостроительные условия выполнения проекта;
3.2.7
— прогнозировать развитие пешеходно – уличной сети внутри города;
3.2.8
— создавать образ визуально – пространственной среды города;
3.2.9
— анализировать объекты градостроительного проектирования на предмет принятия соответствующих технических и дизайнерских решений.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
— применения методов градостроительного проектирования в проектах дизайна городской среды;
3.3.2
— выполнения проектных решений любого уровня сложности в условиях современной урбанистики;
3.3.3
— проектирования городской предметно - пространственной среды и ее компонентов в соответствии с принципами городского планирования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы градостроительства

 
1.1
Введение.

История градостроительства.

Общие сведения о дисциплине.

Цели и задачи дисциплины. Экскурс. Градостроительство как пространственное искусство.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-12
4
0
 
1.2
Социально-пространственные элементы города.

Материально-пространственная структура города; Композиционно-градостроительный анализ.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-12
4
0
 
1.3
Типология градостроительных объектов.

Общественные центры. Городское зонирование.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-12
4
0
 
стр. 5
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
1.4
Природно-климатические условия формирования и развития.

Климат, освещенность, инсоляция, аэрация. Региональные особенности местности.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-12
4
0
 
1.5
Градостроительная социология.

Социальная деятельность. Возрастные группы горожан. Социальная активность граждан.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-12
4
0
 
1.6
Состав документации для проектов развития территорий.

Системы расселений. Генеральные планы городов. Эскиз застройки. Проект планирования территории. ТЭП, расчеты.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-12
4
0
 
1.7
Эволюция городской среды.

Анализ исторических преобразований. Исследование городских пространств на исторических примерах.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-12
4
0
 
1.8
Районирование.

Анализ климатических, ландшафтных, и других региональных местных условий. Фотофиксация местности. Анализ социальных аспектов.  /Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-12
4
0
 
1.9
Транспорт.

Анализ транспортной инфраструктуры. Изучение транспортной системы.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-12
4
0
 
1.10
Озеленение и благоустройство городов.

Анализ экологической ситуации. Зонирование территории

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ПК-12
4
0
 
1.11
Анализ социальной инфраструктуры города /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ПК-12
4
0
 
 
Раздел 2. Теория урбанизации среды

 
2.1
Современная урбанистика и дизайн среды.

Взаимодействие творческих сфер деятельности. Мультидисциплинарность урбанистика как науки.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-12
4
0
 
2.2
Устойчивое развитие городов.

Проблемы роста. Экологические и социальные проблемы городов и развития их территорий.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-12
4
0
 
2.3
Образ города. Основные составляющие.

Пешеходные пространства. Коммуникационные системы городская навигации.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-12
4
0
 
2.4
Методики комплексных реконструкций городских пространств.

Безопасность и комфортность городской среды. Сечения улиц. Метод аккупунктуры.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-12
4
0
 
стр. 6
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
2.5
Урбанистика в качестве квалификации.

Социальная роль урбанистики. Планировщик, консультант, юрист, статист.

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-12
4
0
 
2.6
Градорегулирование.

Градостроительный кодекс РФ. Нормы и международные стандарты в области планирования. Городские регламенты.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-12
4
0
 
2.7
Футуро - города и утопические концепции.

Исторические и современные футуро-концепции городов будущего. Дезурбанизация. Футурополисы.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-12
4
0
 
2.8
Инженерная инфраструктура городов.

Анализ систем энергообеспечения, водоснабжения, водоочистки и оценка их эффективности.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-12
4
0
 
2.9
Сомасштабность городской среды.

Анализ габаритов сечения улиц, глубины городских пространств, насыщения, оборудованностью. Психоэмоциональный фон города. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-12
4
0
 
2.10
Система комплексной реконструкции.

Анализ современных методов реконструкции городовс использованием современных технологий. Реорганизация городской среды на конкретном примере.

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-12
4
0
 
2.11
Анализ средовых характеристик города /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

32
ПК-12
4
0
 
2.12
/Зачёт/

4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания

(7 семестр. Промежуточная аттестация)

Вопросы  для подготовки  к зачету:

1. Основные подходы к объяснению понятия «город».

2. Различные типологии городов.

3. Основные теории возникновения городов.

4. Основные этапы развития городской жизни в Древнем мире.

5. Города Месопотамии: общая характеристика.

6. Города Древнего Египта: общая характеристика.

7. Города Древнего Китая: общая характеристика.

8. Города Древней Индии: общая характеристика.

9. Основные этапы развития древнегреческих городов.

10. Города-дворцы и города-крепости крито-микенской культуры.

11. Основные составляющие понятия «античный полис»: феномен города-

государства.

12. Афины и Спарта как примеры демократического и олигархического полисов.

13. Основные категории жителей древнегреческого полиса.

14. Древнегреческие города-колонии.

15. Основные проблемы древнегреческих городов-полисов (по М. Веберу).

16. Основные типы римских городов.

17. Важнейшие градостроительные идеи Древнего Рима.

18. Столичные и провинциальные римские города.

19. Система управления древнеримскими городами.

 
стр. 7
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
20. Основные категории жителей древнеримского города.

21. Представление об идеальном городе в античный период.

22. Основные этапы развития городской жизни в Средневековье (хронология

распространения и роста городов).

23. Теории происхождения средневековых городов Западной Европы.

24. Отличительные особенности устройства и планировки средневековых городов.

25. Система управления в средневековых городах Западной Европы.

26. Основные категории населения западноевропейского средневекового города.

27.Преставление об идеальном городе в средние века (города-утопии).

28. Города Западной Европы в Новое время: общая характеристика.

29. Города Англии и Франции в Новое время.

30. Особенности генезиса древнерусского города.

31. Важнейшие факторы развития русских городов.

32. Периодизация развития русских городов.

33. Первые древнерусские города: основные пути появления.

34. Отличительные особенности устройства и планировки древнерусских городов.

35. Особенности организации городской жизни в различных центрах русской

государственности периода феодальной раздробленности.

36. Русские города периода образования централизованного государства.

37. Русские города XVI−XVII вв.

38. Реформы Петра I и Екатерины II: основные изменения в градостроительной

политике.

39. Столичные, провинциальные и уездные города Российской империи XVIII в.

40. Развитие русских городов в XIX в.

41. Особенности «советского варианта» урбанизации.

42. Основные градостроительные идеи советского периода.

43. Современные проблемы развития малых российских городов.

44. Современные проблемы развития больших городов.

45. Индустриальный этап мирового процесса урбанизации: общая характеристика.

46. Постиндустриальный этап мирового процесса урбанизации: общая характеристика.

47. Новые формы пространственной организации городов.

48. Основные модели города в современном мире.

49. Роль миграций в динамике городского населения.

50. Прогнозы развития и планирование новых городов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы эссе:

1.Пешеходная улица города.  Морфология, образ, мифотворчество

2. Рекреационные территории города

3.Городская площадь — зона социальной активности

4. Образ города — компоненты, аналитика, наблюдения

  5. Городская инфраструктура - транспорт, социально-бытовое и культурное обслуживание горожан.

6.Понятие «региональный округ» в зарубежных проектно- планировочных документах

7.Понятие «центр» агломерации или регионального округа

8.Защищающие буферные зеленые ареалы.

9.Высокоплотные «улучшенные коммьюнити» (районы, микрорайоны

10.Понятие метрополии

Контрольная работа

(Семестр 7. Текущий контроль)

1.Планировка и застройка жилых  районов и микрорайонов г. Набережные  Челны.

2.Формирование ландшафтно- рекреационной территории г. Набережные  Челны.

3.Производственная зона г. Набережные  Челны.

4.Селитебная зона города г. Набережные  Челны.

5.Градостроительная композиция г. Набережные  Челны.

6. Планировка центра города Набережные  Челны.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
стр. 8
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Клиорина, Г. И. 
Инженерная подготовка городских территорий : учебник для академического бакалавриата / Г. И. Клиорина, В. А. Осин, М. С. Шумилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 331 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07029-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437515 (дата обращения: 21.05.2019).: учебник для академического бакалавриата
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Г. Б. Кораблева
Социальное пространство современного города : монография / Г. Б. Кораблева [и др.] ; под редакцией Г. Б. Кораблевой, А. В. Меренкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-06510-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441503 (дата обращения: 21.05.2019).: Монография
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Каган, М. С. 
Каган, М. С. Град Петров в истории русской культуры : учебное пособие для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 515 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06177-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/grad-petrov-v-istorii-russkoy-kultury-441580 (дата обращения: 21.05.2019).: учебное пособие для вузов 
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотекиНГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать 

 
стр. 10
УП: z54.03.01 ДС 1952 гр.plx
 
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.

Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студенто с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.