Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Е.С.Пономарев
ции
История градостроительства.
Общие сведения о дисциплине.
Цели и задачи дисциплины. Экскурс. Градостроительство как пространственное искусство.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Материально-пространственная структура города; Композиционно-градостроительный анализ.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Общественные центры. Городское зонирование.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Климат, освещенность, инсоляция, аэрация. Региональные особенности местности.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Социальная деятельность. Возрастные группы горожан. Социальная активность граждан.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Системы расселений. Генеральные планы городов. Эскиз застройки. Проект планирования территории. ТЭП, расчеты.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Анализ исторических преобразований. Исследование городских пространств на исторических примерах.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Анализ климатических, ландшафтных, и других региональных местных условий. Фотофиксация местности. Анализ социальных аспектов. /Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Анализ транспортной инфраструктуры. Изучение транспортной системы.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Анализ экологической ситуации. Зонирование территории
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Взаимодействие творческих сфер деятельности. Мультидисциплинарность урбанистика как науки.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Проблемы роста. Экологические и социальные проблемы городов и развития их территорий.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Пешеходные пространства. Коммуникационные системы городская навигации.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Безопасность и комфортность городской среды. Сечения улиц. Метод аккупунктуры.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Социальная роль урбанистики. Планировщик, консультант, юрист, статист.
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Градостроительный кодекс РФ. Нормы и международные стандарты в области планирования. Городские регламенты.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Исторические и современные футуро-концепции городов будущего. Дезурбанизация. Футурополисы.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Анализ систем энергообеспечения, водоснабжения, водоочистки и оценка их эффективности.
/Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Анализ габаритов сечения улиц, глубины городских пространств, насыщения, оборудованностью. Психоэмоциональный фон города. /Ср/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Анализ современных методов реконструкции городовс использованием современных технологий. Реорганизация городской среды на конкретном примере.
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
(7 семестр. Промежуточная аттестация)
Вопросы для подготовки к зачету:
1. Основные подходы к объяснению понятия «город».
2. Различные типологии городов.
3. Основные теории возникновения городов.
4. Основные этапы развития городской жизни в Древнем мире.
5. Города Месопотамии: общая характеристика.
6. Города Древнего Египта: общая характеристика.
7. Города Древнего Китая: общая характеристика.
8. Города Древней Индии: общая характеристика.
9. Основные этапы развития древнегреческих городов.
10. Города-дворцы и города-крепости крито-микенской культуры.
11. Основные составляющие понятия «античный полис»: феномен города-
государства.
12. Афины и Спарта как примеры демократического и олигархического полисов.
13. Основные категории жителей древнегреческого полиса.
14. Древнегреческие города-колонии.
15. Основные проблемы древнегреческих городов-полисов (по М. Веберу).
16. Основные типы римских городов.
17. Важнейшие градостроительные идеи Древнего Рима.
18. Столичные и провинциальные римские города.
19. Система управления древнеримскими городами.
21. Представление об идеальном городе в античный период.
22. Основные этапы развития городской жизни в Средневековье (хронология
распространения и роста городов).
23. Теории происхождения средневековых городов Западной Европы.
24. Отличительные особенности устройства и планировки средневековых городов.
25. Система управления в средневековых городах Западной Европы.
26. Основные категории населения западноевропейского средневекового города.
27.Преставление об идеальном городе в средние века (города-утопии).
28. Города Западной Европы в Новое время: общая характеристика.
29. Города Англии и Франции в Новое время.
30. Особенности генезиса древнерусского города.
31. Важнейшие факторы развития русских городов.
32. Периодизация развития русских городов.
33. Первые древнерусские города: основные пути появления.
34. Отличительные особенности устройства и планировки древнерусских городов.
35. Особенности организации городской жизни в различных центрах русской
государственности периода феодальной раздробленности.
36. Русские города периода образования централизованного государства.
37. Русские города XVI−XVII вв.
38. Реформы Петра I и Екатерины II: основные изменения в градостроительной
политике.
39. Столичные, провинциальные и уездные города Российской империи XVIII в.
40. Развитие русских городов в XIX в.
41. Особенности «советского варианта» урбанизации.
42. Основные градостроительные идеи советского периода.
43. Современные проблемы развития малых российских городов.
44. Современные проблемы развития больших городов.
45. Индустриальный этап мирового процесса урбанизации: общая характеристика.
46. Постиндустриальный этап мирового процесса урбанизации: общая характеристика.
47. Новые формы пространственной организации городов.
48. Основные модели города в современном мире.
49. Роль миграций в динамике городского населения.
50. Прогнозы развития и планирование новых городов.
Темы эссе:
1.Пешеходная улица города. Морфология, образ, мифотворчество
2. Рекреационные территории города
3.Городская площадь — зона социальной активности
4. Образ города — компоненты, аналитика, наблюдения
5. Городская инфраструктура - транспорт, социально-бытовое и культурное обслуживание горожан.
6.Понятие «региональный округ» в зарубежных проектно- планировочных документах
7.Понятие «центр» агломерации или регионального округа
8.Защищающие буферные зеленые ареалы.
9.Высокоплотные «улучшенные коммьюнити» (районы, микрорайоны
10.Понятие метрополии
Контрольная работа
(Семестр 7. Текущий контроль)
1.Планировка и застройка жилых районов и микрорайонов г. Набережные Челны.
2.Формирование ландшафтно- рекреационной территории г. Набережные Челны.
3.Производственная зона г. Набережные Челны.
4.Селитебная зона города г. Набережные Челны.
5.Градостроительная композиция г. Набережные Челны.
6. Планировка центра города Набережные Челны.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.
Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студенто с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.