2022-2023_zm44_04_01 ХО 2158 гр__plx_Развитие детского движения в дополнительном художественном образовании_Художественное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Развитие детского движения в дополнительном художественном образовании
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.искусствоведения, Доцент , Ахметшина А.К. _________________
 
 
Развитие детского движения в дополнительном художественном образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель изучения  дисциплины: ознакомить обучающихся с педагогическими технологиями, способстующими развитию личностных качета детей в системе допполнительного художественного образования
1.2
Задачи изучения дисциплины:
1.3
ознакомить обучающихся с методологической базой дополнительного образования художественной направленности,.
1.4
ознакомить обучающихся  с историей дополнительного художественного образования,
1.5
ознакомить  обучающихся  с зарубежным  опытом  художественно- эстетического обучения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Живопись и живописная композиция
2.1.2
Научно-педагогическая деятельность в художественном образовании
2.1.3
Сетевые образовательные проекты
2.1.4
Учебная ознакомительная практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная  преддипломная практика
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
УК-6.2: Определяет приоритеты собственной деятельности, выстраивает планы их достижения
 
УК-6.5: Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и умений с целью совершенствования своей деятельности
 
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы в области художественного образования с использованием современных технологий

преподавания искусства

 
ПК-1.1: Знает: основные принципы и прикладные технологии осуществления педагогической деятельности в области художественного образования
 
ПК-1.2: Умеет: проектировать и осуществлять образовательный процесс с разными группами и на разных уровнях художественного образования
 
ПК-1.3: Владеет: комплексом традиционных и инновационных педагогических технологий в области художественного образования.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
систему дополнительнго образования детей
3.1.2
историю долнительного художественного образования
3.1.3
зарубежный опыт деятельности учреждений доолнительного художественного образования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбрать направленность программ дополнительного образованиясогласно склонностям ребенка и собственным ожиданиям;
3.2.2
выбрать программу с учетом возраста ребенка
3.2.3
ыыбрать формы и методы работы с одаренными детьми
3.2.4
определять  приоритеты собственной деятельности, выстраивать  планы их достижения
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методикой ведения образовательной деятельности в системе  доолнительного худдожественного образования
3.3.2
опытом организации проектной деятельности в условиях системы дополнительного художественного образования
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Система дополнительного

образования детей как институт инфраструктуры детства.

 
1.1
История дополнительного художественного образования /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.2
Дополнительное художественное образование в России /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5 Э6

2
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.3
Концепция эстетического воспитания Б. Т. Лихачева /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.4
Критерии эстетической воспитанности /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.5
Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.6
Подготовка к  практиеским занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

40
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 2. Приоритеты развития дополнительного образования детей по переходу в новое качественное состояние системы. 

 
2.1
Методы и формы работы с одаренными детьми /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

10
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.2
Функции сферы дополнительного образования детей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.3
Напраления художественного образования в системе дополнительного образования /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.4
Зарубежный опыт художественно-эстетического обучения.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

4
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.5
Роль ФЦПРО в расширении прав участия детей в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.6
Подготовка реферата /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

20
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.7
Подготовка к экзамену /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

9
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
2.8
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

9
УК-6.2 УК-6.5 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.  Экзамен. Вопросы для подготоки к экзамену:

1.Художестенное образование в России.

2.Предпрофессиональное образование.

3.Общеэстетическое воспитание детей.

4.Художестенное образование для взрослых.

5.Художестенное образование для взрослых.Опыт зарубежных стран.

6.Музейное занятие, как одно  из средств  художественно- эстетического воспитания детей.

7.Искусство в системе  обучения и воспитания в средней  и общеобразовательной школы.

8.Проблемы поствузовского художественного  образования.

9.Профессиональное воспитание педагога-художника.

10.Маркетинг в образовании.1.История развития детского движения за рубежом

2.История развития детского движения в России

3.Перспективы развития дополнительного художественного образования  в соответствии с вызовами времени

4.Создание практико-ориентированной системы художественного образования

5. художественное образование детей

6.Художественное образование , как способ  формирования   толерантности у детей

7.Воспитательная функция искусства

8. Работа с одаренными детьми

9.Использование арт-терапевтических эффектов занятий искусством

10.Художественное образование в России.

11.Предпрофессиональное образование.

12.Общеэстетическое воспитание детей.

13.Художественное образование для детей с ОВЗ в России

14.Художестенное образование для детей с ОВЗ. Опыт зарубежных стран.

15.Музейное занятие, как одно  из средств  художественно- эстетического воспитания детей.

16.Искусство в системе  обучения и воспитания в средней  и общеобразовательной школы.

17.Проблемы довузовского художественного  образования.

18.Профессиональное воспитание педагога-художника

19.Использование современных технологий в творчестве детей

20.Интегрированные виды  и формы творческой деятельности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущщий контроль успеваемости. Эссе. Темы эссе:

1.История развития детского движения за рубежом

2.История развития детского движения в России

3.Перспективы развития дополнительного художественного образования  в соответствии с вызовами времени

4.Какой должна быть   ДХШ  в условиях современного общества?

5.Не утратила  ли ДХШ своей главной задачи- предпрофессионального образования.

6.Организация и проведение интеллектуальных игр.

7.Организация и проведение конкурсов по географии.

8.Организация и проведение научно-практических конференций.

9.Проведение анкетирования учащихся творческого уровня.

10.Концепция возрастного подхода к феноменам интеллектуальной одаренности

Н.С. Лейтеса.

13.Формы обучения одаренных детей в системе дополнительного образования.

14.Формы дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых

общеобразовательных школ.

15.Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих

способностей школьника.

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС см. в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Золотарева, А. В.
Тьюторское сопровождение одаренного ребенка : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 184 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08737-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/436483 
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Л. В. Байбородова [и др.] ; 
Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры https://biblio-online.ru/book/pedagogika-dopolnitelnogo-obrazovaniya-rabota-s-detmi-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-437113 (дата обращения 11.09.2019)
Юрайт, 2019
 
Л2.2
Е. Н. Лекомцева
Тьюторское сопровождение одаренных старшеклассников : учебное пособие для академического бакалавриата / Е. Н. Лекомцева [и др.] ; ответственный редактор Е. Н. Лекомцева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 260 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08577-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/437119
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Татарченков  С. С. 
Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / В. А. Алексеева, Е. А. Васильева, Н. О. Громова [и др.] ; под ред. С. С. Татарченкова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2015. — 112 c. — 978-5-9925-0914-4. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61037.html: учебно-методическое пособие 
СПб. : КАРО, 2015.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство  культуры РТ [сайт]:URL:http://mincult.tatarstan.ru/  (дата обращения 10.08.2018). Текст, изображение: электронные
 
Э2
Министстерство культуры РФ [сайт]:URL:http://mkrf.ru (дата обращения 10.08.2018). Текст, изображение: электронные
 
Э3
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org (дата обращения 10.08.2018). Текст, изображение: электронные
 
Э4
Русский музей [сайт]:URL:http:///usmuseum.ru (дата обращения 10.08.2018). Текст, изображение: электронные
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

Текст, изображение: электронные  

 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru.  Текст, изображение: электронные  

 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации к  лекциям

По своей структуре лекции могут быть разнообразны – это зависит от содержания  и  характера  излагаемого материала. Однако  существует  общий структурный  каркас,  применимый  к  любой  лекции.  Прежде  всего  это сообщение плана лекции студентам и строгое ему следование. В план  лекции включаются  наименования  узловых  вопросов  лекции,  которые  могут послужить основой для составления экзаменационных билетов.

В  начале  изложения  полезно  напомнить  содержание  предыдущей лекции,  связать  его  с  новым  материалом,  определить  место  и  назначение рассматриваемой темы в дисциплине и в системе других наук.

При раскрытии вопросов темы можно применять индуктивный метод: примеры,  факты,  подводящие  к  научным  выводам;  можно  также использовать  метод  дедукции:  разъяснение  общих  положений  с последующим  показом  возможности  их  приложения  на  конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией.

В конце лекции необходимо подвести итог сказанному,

При подготовке лекции лектор планирует управление вниманием слушателей путем своевременного  использования наглядных пособий и других педагогических приемов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект. Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе осмысленного записывания, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, зачету, экзамену.  Задача лектора – дать студентам возможность

осмысленного конспектирования: слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Обычно это видно по реакции аудитории. Средствами, помогающими конспектированию, являются: акцентированное изложение материала лекции, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий. Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи:

выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей и ключевых слов, заключению выводов в рамки, использованию заметок на полях и знака NB – «nota bene», использованию цветных фломастеров.

Таким образом, руководство работой студентов со стороны преподавателя осуществляется в следующих формах:

- требование вести конспекты, обучение конспектированию;

- контроль за выполнением: просмотр конспектов – по ходу лекции,

после лекции, на семинарских занятиях;  - использование приемов управления вниманием: контрольные

вопросы, риторические вопросы, варьирование интонацией, другие

ораторские приемы;

- использование приемов закрепления: повторение основных

положений и выводов с использованием различных формулировок, вопросы

к аудитории  на проверку внимания;

- разрешение задавать вопросы лектору с четкой регламентацией, когда

и в какой форме они могут быть заданы.

Мастерство лектора способствует хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

На каждую лекцию преподавателем разрабатывается план и конспект, включающие название темы, формулировку цели и задач,  перечень основных разделов лекции, краткое, структурированное в соответствии с планом, содержание излагаемого материала, а также перечень вопросов, которые будут заданы по ходу лекции с целью активизации и повторения. Составляя такой конспект, следует продумать пропорциональность

 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
отдельных разделов лекции и рассчитать время, которое займет изложение каждого раздела. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы распределение времени отвечало основным дидактическим задачам лекции и позволяло преподавателю эффективно изложить необходимый материал, а студентам – законспектировать его.

При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Для этого используют узловые критерии оценки качества: содержание лекции, методика чтения лекции, руководство работой студентов, лекторские данные (знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, умение установить контакт), результативность лекции

(информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей).

Методические рекомендации  к практическим занятиям.

Семинар —  один  из  наиболее  сложных  и  в  то  же  время  плодотворных  видов (форм)  вузовского  обучения  и  воспитания.  В  условиях высшей  школы —  семинар —  один  из  видов  практических  занятий, проводимых  под  руководством  преподавателя,  ведущего  научные исследования  по  тематике  семинара и  являющегося   знатоком  данной проблемы  или  отрасли  научного  знания.  Семинар  предназначается  для

углубленного  изучения  той  или  иной  дисциплины  и  овладения  методологией  применительно  к  особенностям  изучаемой  отрасли  науки.

после лекции, на семинарских занятиях;  - использование приемов управления вниманием: контрольные

вопросы, риторические вопросы, варьирование интонацией, другие

ораторские приемы;

- использование приемов закрепления: повторение основных

положений и выводов с использованием различных формулировок, вопросы

к аудитории  на проверку внимания;

- разрешение задавать вопросы лектору с четкой регламентацией, когда

и в какой форме они могут быть заданы.

Мастерство лектора способствует хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

На каждую лекцию преподавателем разрабатывается план и конспект, включающие название темы, формулировку цели и задач,  перечень основных разделов лекции, краткое, структурированное в соответствии с планом, содержание излагаемого материала, а также перечень вопросов, которые будут заданы по ходу лекции с целью активизации и повторения. Составляя такой конспект, следует продумать пропорциональность отдельных разделов лекции и рассчитать время, которое займет изложение каждого раздела. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы

распределение времени отвечало основным дидактическим задачам лекции и позволяло преподавателю эффективно изложить необходимый материал, а студентам – законспектировать его.

При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Для этого используют узловые критерии оценки качества: содержание лекции, методика чтения лекции, руководство работой студентов, лекторские данные (знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, умение установить контакт), результативность лекции

(информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.

Методические рекомендации работы над рефератом.

Цель работы над рефератом -  научить студента методике исследования того или иного вопроса, владению научным инструментарием, овладению первичными навыками научного подхода к материалу.  Работа над рефератом является важной частью вузовской программы овладения студентом методическими навыками научной работы Выполняя это задание, студенту следует  продемонстрировать способность выделить в выбранном для конспектирования научном тексте главную мысль , идею, мысль, гипотезу ,  концепцию, предложенную автором периодизацию, характерные признаки исследуемого явления иллогично и последовательно зафиксировать это в своей работе. Главные требования к конспекту: краткость, ясность, логичность,   четкость формулировок.

Структура реферата. Работа должна включать  обоснование темы; историю вопроса или библиографическии обзор; основную часть (основные положения и аргументы); заключение (выводы).

Каждая структурная часть работы должна обладать внутренним единством и  заключаться выводами и  из рассуждений.

Главное в заключительной части - точность и четкость. В ней должно быть в  предельно сжатом виде сформулировано то, что студенту удалось найти,  открыть, то, до чего он самостоятельно додумался.

К приложениям к реферату по  истории искусств  относятся следующие:

1. Библиографичечкая справка о творчестве художника.

2. Словарь терминов по теме.

3. Каталог произведений или аннотированная картотека произведений.

4. Выписки из книг и статей.

5. Библиографический справочник.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено

(аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.