2022-2023_z44_03_01 ИЯ 2271_plx_Теоретическая грамматика английского языка_Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теоретическая грамматика английского языка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
 
зачет с оценкой 4
Виды контроля на курсах:
4
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
52
52
52
52
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Шараева Гульнара Замировна _________________
 
 
Теоретическая грамматика английского языка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой доцент, канд. филол. н. Цыганова Е.Б.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины «Теоретическая грамматика английского языка» заключается в формировании у обучающихся научного представления о грамматическом строе изучаемого языка, а также об отдельных единицах грамматического строя и закономерностях их функционирования в речи как основы для формирования профессиональных компетенций в области преподавания предмета "Иностранный язык".
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
научить распознавать, понимать и объяснять грамматические явления иностранного языка;
1.4
формировать умения использовать систематизированные теоретические знания для решения исследовательских задач в области преподавания иностранного зыка;
1.5
ознакомить с методами и приемами научного анализа.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.2
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
2.1.3
Педагогика
2.1.4
Производственная педагогическая  практика
2.1.5
Теоретическая фонетика английского языка
2.1.6
Учебная технологическая практика
2.1.7
Иноязычная письменная речь
2.1.8
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.9
Практикум по профессиональному иностранному языку
2.1.10
Психология
2.1.11
Учебная технологическая практика
2.1.12
Учебная языковая практика
2.1.13
Финансово-экономический практикум
2.1.14
Иностранный язык
2.1.15
История (история России, всеобщая история)
2.1.16
Практическая грамматика
2.1.17
Практическая фонетика
2.1.18
Русский язык и культура речи
2.1.19
Учебная языковая практика
2.1.20
Философия  
2.1.21
Практикум по иноязычному  аудированию (английский язык)
2.1.22
Работа с иноязычным художественным текстом
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Контроль и оценка образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"
2.2.2
Межкультурная коммуникация
2.2.3
Теория и практика перевода
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Международные технологии диагностики компетенции владения иностранным языком
2.2.7
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1: Владеет системой норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ и нормами иностранного(ых) языка(ов), использует различные формы, виды устной и письменной коммуникации
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
систему языка и нормы функционирования изучаемого иностранного языка;
3.1.2
грамматический строй изучаемого языка;
3.1.3
критерии отбора грамматических явлений с целью осуществления коммуникации в письменной и устной форме;
3.1.4
содержание программы и ФГОС по предмету "Иностранный язык";
3.1.5
методы и приемы анализа и синтеза информации для решения исследовательских задач;
3.1.6
требования образовательных стандартов по предмету "Иностранный язык".
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
распознавать, анализировать и объяснять использование грамматических явлений в иностранном языке;
3.2.2
анализировать и систематизировать информацию для решения исследовательских задач в области образования;
3.2.3
выстраивать стратегию устного и письменного общения с учётом особенностей грамматики изучаемого языка;
3.2.4
обучать грамматике иностранного языка.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа и синтеза информации для решения исследовательских задач в области образования;
3.3.2
навыками распознавания, анализа и аргументирования использования грамматических явлений в иностранном языке;
3.3.3
навыками отбора грамматических явлений в зависимости от ситуации общения, формы и стиля коммуникации.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в теоретическую грамматику.

 
1.1
Предмет теоретической грамматики.Системная теория языка в изучении грамматического строя.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
1.2
Парадигматические и синтагматические отношения в языке /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
1.3
Аналитические и синтетические формы в языке /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
1.4
План выражения и план содержания в языке.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
1.5
Составление словаря грамматических терминов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
УК-4.1 ОПК-8.2 ПК-1.1
4
0
 
 
Раздел 2. Части речи.

 
2.1
Морфемная структура слова.Грамматическая категория, значение и форма слова. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
2.2
Грамматические свойства существительного. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
2.3
Грамматические свойства прилагательного. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
2.4
Грамматические свойства глагола.Категория времени, аспекта. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
2.5
Категория залога, наклонения.Отглагольные формы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
2.6
Подготовка компьютерных презентаций. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
УК-4.1 ОПК-8.2 ПК-1.1
4
0
 
2.7
Грамматические свойства неличных форм глагола. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
2.8
Грамматические свойства наречия. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
2.9
Грамматические свойства местоимения и числительных. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
2.10
Грамматические свойства служебных слов. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
 
Раздел 3. Синтаксис.

 
3.1
Словосочетание как синтаксическая единица. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
3.2
Актуальное членение предложения и

коммуникативные типы предложения.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
3.3
Грамматический строй простого предложения. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
3.4
Главные члены предложения. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
3.5
Второстепенные члены предложения. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
3.6
Строй сложноподчиненного предложения. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
3.7
Строй сложносочинённого предложения. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
3.8
Строй осложнённого предложения. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

1
УК-4.1 ПК-1.1
4
0
 
3.9
Анализ предикативных конструкций /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-4.1 ОПК-8.2 ПК-1.1
4
0
 
3.10
Грамматический анализ простых предложений. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-4.1 ОПК-8.2 ПК-1.1
4
0
 
3.11
Грамматический анализ сложных предложений. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-4.1 ОПК-8.2 ПК-1.1
4
0
 
3.12
Синтаксис текста. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-4.1 ОПК-8.2 ПК-1.1
4
0
 
3.13
Анализ текстов  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

7
УК-4.1 ОПК-8.2 ПК-1.1
4
0
 
3.14
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-4.1 ОПК-8.2 ПК-1.1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 6
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттесатция:

Перечень вопросов  и задание к зачёту с оценкой:

1. The adjective. Types of adjectives. Degrees of comparison.

2. The numeral and its properties.

3. The ing-form (the gerund and the participle I)

4. The verb. Classification of verbs.

5. The verb. The category of tense.

6. The verb. The category of voice.

7. The verb. The category of aspect.

8. The verb. The category of mood.

9. The noun. The category of number.

10. The noun. The category of case.

11. The interjection.

12. Modal verbs.

13. The problem and the essence of the article in English.

14. The preposition.

15. The essence of the perfect forms in English.

16. The pronoun.

17. The statives.

18. Word and morphemes.

19. The infinitive.

20. Particle II

21. The conjunction.

22. The notion of a grammar category.

23. Parts of speech. Principles of classification.

24. The sentence. Classification of sentences according to communicative types and to the structure.

25. Types of simple sentences.

26. The subject. Types of subject.

27. The object. Types of objects.

28. The attribute. Types of attributes.

29. One-member and elliptical sentences.

30. The predicate. Types of predicate.

31. Types of phrases

32. Syndetic complex sentences. Types of subordinate clauses.

33. Syntactical relations within a phrase.

34. Word order in the English sentence.

35. Syndetic compound sentences.

36. The composite sentence.

37. Types of adverbial modifiers.

38. The problem of sequence of tenses in English.

39. Participle.

40. The verb. The category of person and number.

41. The notion of parataxis and hipertaxis.

42. Semicomplex sentence.

43. Semicompound sentence.

Задание: Подберите 10 примеров из англоязычной литературы соответсовенно выбранному вопросу и объясните использование грамматических явлений.

 
5.2. Темы письменных работ
Контрольная работа

Перечень заданий для контрольной работы

1. State the kind of the genitive case used in the following sentences, explain the use of genitive case (as you would do at school):

1) He did not want to impose his sorrow on his friends’ pleasure.

2) Wormwood Shrubs is a first offenders’ prison.

3) The estate where they were to spend the weekend belonged to a cousin of Andrew’s.

4) Otto turned up at Arthur’s about a week later.

5) It was Robin’s turn now to be annoyed with what he felt to be the boy’s stubbornness.

2. Fill in is or are, explain:

1) Could you tell me where the scissors _____?

2) Money _____ easy to spend and difficult to save.

3) This student’s knowledge ______ amazing.

4) Your pajamas _____ on the bed.

 
стр. 7
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
5) My advice to you _____ to stay in bed.

3. Define the class the nouns in the following sentences belong to, explain the use of nouns:

1) In the column there were carts loaded with household goods.

2) “Why is it assumed that people forget all moments but the last?” said Daniel.

3) I’d never recommend a gentleman to dye his hair. It seems unnatural somehow.

4) My money was wet but all right.

5) The information that the superintendent gathered was entirely favourable.

4. Explain the terminological application of the following:

Free morpheme, bound morpheme, word-morpheme, zero-morpheme, segmental morpheme, simple word, derived word, compound word, composite word, phrase word, analytic word, notional word

5. Arrange the following words in groups, their stem structure being taken into consideration:

Suited, apple-tree, languages, blackout, forester, eatable, give in, longer, constitute, acceptability, to bring up, downstairs.

6. Analyse the following groups of words, supply their derivational formulas and state differences in the meanings of affixes appended to different stems. Use transformations if helpful:      

                    

a)  British, Spanish, bookish, sheepish, childish, thinnish, stiffish, fourish, sixtyish, goodish, loafish;

b)  elector, actor,  indicator, vibrator,  reader, Britisher, toaster, marker, attender, promenader, bedder;

c)  betake, bespread,   beset,   befog,   bedew,   becloud, bedim;

d)  enclasp, enfold, enrich, entrap, entruck, enact, en¬list.  

7. Define the following oppositions:

Man’s – men’s, go – went, show – will show, we – us, good – better, long – longer, that – those, has passed – had passed, dictated – had been dictated.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Дмитриева, И. В.
Теоретическая грамматика английского языка. Teory of English Grammar: учебное пособие / И. В. Дмитриева, Петрашкевич Н. П.. — Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. — 224 c. — ISBN 978-985-503-717-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/84893.html 
Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Науменко, М. Г.
Теоретическая грамматика английского языка = Theoretical Grammar of the English Language:  учебное пособие / М. Г. Науменко. — Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. — 116 c. — ISBN 978-5-9275-2611-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87502.html
Ростов-на-Дону, Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Викулова, Е. А.
Теоретическая грамматика современного английского языка:  учебное пособие / Е. А. Викулова. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014. — 88 c. — ISBN 978-5-7996-1172-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66207.html (дата обращения: 01.02.2019). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014
 
стр. 8
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
1. Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-304а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

 
стр. 9
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания обучающимся по подготовке к лабораторным занятиям.

В процессе освоения дисциплины необходимо регулярно обращаться к списку терминов, предлагаемых в конце каждой лекции, с тем, чтобы к концу изучения курса каждым обучающимся был составлен полный глоссарий терминов по теоретической грамматике английского языка. Упражнение на составление списка терминов с русскоязычными эквивалентами, дефинициями и примерами является первым при подготовке к  занятиям по каждой теме. Далее в практикуме предлагаются упражнения, содержащие языковой материал, который позволяет проиллюстрировать изученные теоретические вопросы и применить описанные в разделе методы грамматического анализа. Упражнения должны выполняться обучающимися самостоятельно в виде домашнего задания с последующей проверкой преподавателем на занятиях.

Ряд упражнений, предлагаемых в практикуме, включает материал, направленный на систематизацию знаний, полученных обучающимися ранее в курсе практической грамматики английского языка. При возникновении затруднений в подготовке к занятиям рекомендуется обратиться к пособиям по практической грамматике английского языка и восстановить утраченные знания по данным темам.

Методические указания к зачету

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

При приеме зачёта у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.