2022-2023_zb44_03_05 ИЗОиТ 2151_ 2051_ 1951 гр__plx_Скульптура и пластическая анатомия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Скульптура и пластическая анатомия
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.искусствоведения, доцент, Ахметшина А.К. _________________
 
 
Скульптура и пластическая анатомия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиевва Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: теоретическая и практическая подготовка обучающихся  к созданию скульптуры, формирование у обучающихся образно-пластического мышления, чувства формы и приемов ее гармонизации,сформировать  у обучающихся знания, умения, навыки  по изображению фигуры человека.
1.2
Задачи освоения дисциплины;
1.3
развитие у обучающихся  пространственные представления, умение видеть и передавать в скульптуре трёхмерность объектов действительности, пластику форм
1.4
обучение техникам лепки и последовательности выполнения учебных заданий, знакомство с методикой проведения мастер-классов по скульптуре
1.5
педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
1.6
освоение пластической анатомии человека, животных и птиц; изучение строения скелета, черепа, конечностей; выявление особенностей мышц головы человека и животных; анализ их характерных пластических движений группы мышц человека и животных; закрепление знаний о пропорциях фигуры человека.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.2
Психолого-педагогический практикум
2.1.3
История (история России, всеобщая история)
2.1.4
Концепции современного естествознания
2.1.5
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.6
Перспектива
2.1.7
Философия
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Декоративно-прикладное искусство
2.2.2
Художественная обработка стекла
2.2.3
Курсовая работа по теории и методике преподавания изобразительного искусства
2.2.4
Методика обучения предмету "Технология"
2.2.5
Мультимедийные технологии и средства цифрового обучения в преподавании изобразительного искусства
2.2.6
Курсовая работа по теории и методике преподавания технологии
2.2.7
Резьба по гипсу
2.2.8
Основы ландшафтного дизайна
2.2.9
Технологии получения, преобразования и использования энергии
2.2.10
История изобразительного искусства
2.2.11
Творческая исследовательская и проектная деятельности
2.2.12
Обработка конструкционных материалов
2.2.13
Технология художественной обработки дерева
2.2.14
История изобразительного искусства
2.2.15
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.16
Художественная роспись
2.2.17
Технологическая (проектно-технологическая практика)
2.2.18
Производственная педагогическая практика
2.2.19
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.20
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.21
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
выдающиеся произведения скульптуры; виды скульптуры и синтез искусств, композиционные закономерности;
3.1.2
технику лепки и последовательность выполнения учебных заданий;
3.1.3
пластическую анатомию и способы ее применения при освоении скульптуры;
3.1.4
скульптурные материалы и их изобразительно-выразительные возможности;
3.1.5
знать анатомические термины, иметь представление о пропорциях, строении скелета, форме и функциях мышц, движениях выполняемых в различных суставах фигуры человека.
3.1.6
педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать с различными скульптурными материалами (пластилин, глина, дерево, камень, и т.п.); лепить разнообразные объекты действительности;
3.2.2
использовать конструктивные свойства материалов при создании скульптурного произведения;
3.2.3
осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
3.2.4
грамотно средствами тоновой графики передавать образно-пластическую мысль в эскизе на основе собранного материала в набросках, зарисовках и в поисках;
3.2.5
передавать образно-пластическую мысль в материале: в глине, пластилине соответственно методике лепных работ в рельефе, мелкой пластике, круглой скульптуре; в орнаменте, анималистическом жанре, портрете: в рельефе, круглой скульптуре; в фигуре человека в мелкой пластике.
3.2.6
рисовать (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению) фигуру человека в различных ракурсах.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
в работе с различными материалами (глина, пластилин, гипс), оборудованием и лепным и вспомогательным инструментами; навыками передачи художественного опыта в области скульптуры школьникам.
3.3.2
в обработке скульптурных материалов, способах лепки;
3.3.3
в выполнении  фронтальной пластики - рельефа, барельефа, горельефа, а также круглой скульптуры;
3.3.4
знать методику лепки, основы пластической анатомии человека;
3.3.5
способами осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Пластическая

анатомия как наука

Закономерности строения человеческого тела.Пластическая

анатомия черепа

человека

 
1.1
Общие сведения о пластической анатомии.

Изучение пластической анатомии человека. Изучение скелета в целом.  /Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

4
ОПК-8.1
3
0
 
1.2
Пластическая анатомия черепа человека /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
1.3
Пластическая

анатомия скелета

туловища  /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
1.4
Вводная

беседа.

Скульптура

как вид изобразительного искусства  /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

4
ОПК-8.1
3
0
 
1.5
Лепка розетки (орнамент) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

6
ОПК-8.1
3
0
 
1.6
Лепка маски с гипсового классического образца /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
1.7
Лепка композиции орнамента /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
 
Раздел 2. Лепка рельефа головы человека с объемных гипсовых моделей

 
2.1
Лепка рельефа головы человека с объемных гипсовых моделей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
2.2
Лепка головы человека с гипсовых моделей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

4
ОПК-8.1
3
0
 
2.3
Лепка натюрморта в скульптурном рельефе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

6
ОПК-8.1
3
0
 
2.4
Лепка натюрморта в скульптурном рельефе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

6
ОПК-8.1
3
0
 
 
Раздел 3. Лепка этюда головы человека 

 
3.1
Лепка этюда головы человека  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

4
ОПК-8.1
3
0
 
3.2
Лепка этюда головы человека  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

8
ОПК-8.1
3
0
 
 
Раздел 4. Лепка этюда животного или птицы

 
4.1
Лепка этюда животного или птицы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

2
ОПК-8.1
3
0
 
4.2
Лепка этюда животного или птицы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

14
ОПК-8.1
3
0
 
4.3
/Зачёт/

Э1 Э2

4
ОПК-8.1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания

Промежуточная аттестация.

Вопросы для подготовки к зачету:

1.Лепка розетки (орнамент)

2.Прокладка фона пропорционально по отношению к гипсовой доске оригинала;

3.Построение рисунка, компоновка орнамента на деревянном щитке;

4.Нахождение массы орнамента по трем измерениям и ритма движения в общей массе;

5.Определение в массе рельефа пропорций высоты, ширины и глубины модели;

6.Определение низкого плана по отношению к высокому;

7.Детальная проработка формы орнамента;

8.Лепка маски с гипсового классического образца

9.Передача характера формы маски, особенности ее строения, пропорций;

10.Распределение в пространстве глубинных соотношений форм;

11.Определение основных планов лица;

12.Объемно-пространственное видение формы;

13.Детальная проработка маски;

14.Лепка головы человека с гипсовых классических скульптур

15.Передача конструктивно-анатомическое строение головы человека;

16.Передача пропорций головы человека с гипсовых классических скульптур;

17.Проработка детали формы, очертания головы;

18.Создание образа человека при лепке головы с гипсовых классических скульптур;

19.Основы пластической анатомии головы человека;

20.Лепка рельефа головы человека с объемных классических скульптур

21.Композиционное решение плоскости средствами скульптурного рельефа;

22.Подчинение рисунка задачам скульптурного рельефа;

 
стр. 6
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
23.Сокращение объемных форм в рельефе;

24.Соблюдение условностей принятые воспринимать пространства в рельефе;

25.Передача пространственных планов в скульптурном рельефе;

26.Лепка головы человека

27.Конструктивно-анатомическое строение головы человека.

28.Умение видеть основной конструктивный строй формы.

29.Умение передавать влияние строения черепа и мышц на внешнюю форму головы.

30.Передача основных пропорций деталей лица, носа, глаз, уха, губ, очертаний головы.

31.Соподчинение отдельных форм в едином пластическом объеме.

32.Передача пространственных взаимосвязей основных масс и объемов пластической формы.

33.Передача типичных и индивидуальных особенностей основных масс и объемов пластической формы.

34.Передача образа портретируемого человека.

35.Развитие координации глаза и руки.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успевакмоссти.

Реферат.

Темы рефератов:

1.Виды скульптуры

2.Малая пластика перобытного общества

3. Скультура Древнего Египта

4.Древнегреческая скульптура

5. Скульптура  гомеровского периода

6.Скульптура  архаики

7.Скульптура  периода классики

8. Творчество  дренегреческих мастеров

9. Скульптурное убранство Парфенона

10. Малая пластика Танагры.

11. Римский скульптурный портрет.

12. Скульптура этруссков

13. Скульптура романского периода

14.Готическая скульптура (c.1150-1280);

15.Английская готическая скульптура;

16.Немецкая готическая скульптура;

17.Скульпторы Ренессанса

18.Скульптура в стиле барокко

19.Неоклассическая скульптура

20.Скульпторы XIX века

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС в приложении к  РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
А. Ш. Амиржанова.
История искусств. Основные закономерности развития искусства Древнего мира и эпохи Средневековья  : учебное пособие                                                                               :  Амиржанова, А. Ш.- Омск ; издательство:Омский государственный технический университет,2017, 92 c. — ISBN 978-5-8149-2549-7.- текст электронный ЭБС iprbooks // — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78434.html    
Омск ; издательство:Омский государственный технический университет,2, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru.  
 
Э3
Свободная художественная энциклопедия.artorbita.ru  : [сайт]- URL: http://artorbita.ru. 
 
Э4
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org. 
 
Э5
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru.         

 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.

 
стр. 9
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Задания практические по скульптуре выполняются методом лепки с натуры под руководством ведущего преподавателя. Во время выполнения заданий студенты пользуются  материалами учебников и учебных пособий. Материал и инструменты для лепки (пластилин, стеки) обеспечиваются обучающимися студентами.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые 

 
стр. 10
УП: zb44.03.05 ИЗОиТ 2151, 2051, 1951 гр..plx
 
термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.