2022-2023_zm44_04_01 ХО 2158 гр__plx_Современные проблемы детства и молодёжи_Художественное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные проблемы детства и молодёжи
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кан.искусствоведения, доцент, Ахметшина А.К. _________________
 
 
Современные проблемы детства и молодёжи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Художественное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения  дисциплины: формирование у обучающихся знаний  научных педагогических технологий по социализации  детей и молодежи
1.2
Задачи освоения дисциплины : изучение способов формирования образовательной среды
1.3
изучение концепции и тенденции развития современного образования, специфические особенности, функции системы образования, направления деятельности по социализации детей и подростков
1.4
ознакомление обучающихся   с  современным  состоянием  и стратегией  реформирования российского образования, социальными  детскими  и молодежными инициативами  как источник социализации
1.5
ознакомление  с современными  детскими  и молодежными  субкультурами  в развитии личности, социальной активности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная ознакомительная практика
2.1.2
Живопись и живописная композиция
2.1.3
Сетевые образовательные проекты
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная  преддипломная практика
2.2.2
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
 
УК-3: Способен организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
УК-3.2: Учитывает в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей
 
 
УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.3: Умеет толерантно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы в области художественного образования с использованием современных технологий

преподавания искусства

 
ПК-1.2: Умеет: проектировать и осуществлять образовательный процесс с разными группами и на разных уровнях художественного образования
 
ПК-1.3: Владеет: комплексом традиционных и инновационных педагогических технологий в области художественного образования.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
специфические особенности, функции системы образования, направления деятельности по социализации детей и подростков
3.1.2
проблемы процесса социализации современной молодежи.
3.1.3
задачи художественного просвещения в социализации  детей и подростков
3.1.4
формы  работы с одаренными детьми
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбрать направленность программ дополнительного образования согласно склонностям ребенка и собственным ожиданиям, способствующих социализации детей
3.2.2
выбрать программу с учетом возраста ребенка
3.2.3
принимать социальные, этноконфессиональные и культурные различия участников образовательного процесса
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
3.2.4
выбирать оптимальные подходы к выбору решений задач профессиональной деятельности в нестандартных ситуациях
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом адекватного восприятия социальных, этноконфессиональных и культурныхразличий участников образовательного процесса
3.3.2
навыками  педагогической, культурно-просветительской, научно-исследовательской деятельности
3.3.3
опытом научно-исследовательской деятельности
3.3.4
навыками выявления  проблемной  ситуации  в процессе анализа проблемы, определения  этапов  ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Самоценность детства и потребности ребенка в специальной охране и защите..

 
1.1
«Права ребенка» в нормативных документах.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6

2
УК-1.1 УК-3.2 УК-5.3 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.2
Историческая и современная

социокультурная динамика взглядов на детство.  /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3 Э5 Э6

2
УК-1.1 УК-3.2 УК-5.3 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.3
Противоречивость современной

социализации ребенка.  Пути предупреждения и преодоления издержек

социализации, асоциального и анти-социального поведения /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5 Э6

2
УК-1.1 УК-3.2 УК-5.3 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
1.4
Подотовка к практиеским занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

19
УК-1.1 УК-3.2 УК-5.3 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 2. Пути решения проблем современных детей и молодежи в системе образования как ведущем

институте социализации..

 
2.1
Социальные детские и

молодежные инициативы как источник социализации.  /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-1.1 УК-3.2 УК-5.3 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.2
Роль современных детских и

молодежных субкультур в развитии личности, социальной активности /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

10
УК-1.1 УК-3.2 УК-5.3 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.3
Специфические особенности, функции системы образования, направления

деятельности по социализации детей и подростков. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-1.1 УК-3.2 УК-5.3 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
2.4
Подготовка  к практиеским  занятиям /Ср/
Л1.1Л3.1

Э5 Э6

10
УК-1.1 УК-3.2 УК-5.3 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
 
Раздел 3. Проектирование педагогической деятельности по социализации детей и молодежи

 
3.1
Конструирование ситуаций педагогической поддержки

социализации: выбора индивидуальной траектории жизни, образования и стратегии

поведения обучаемого. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-1.1 УК-3.2 УК-5.3 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
3.2
Подготовка  к практическим занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

10
УК-1.1 УК-3.2 УК-5.3 ПК-1.2 ПК-1.3
2
0
 
3.3
Подготовка  реферата /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

20
УК-5.3 ПК-1.2
2
0
 
3.4
Технологии социальнообразовательных проектов.   /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

2
УК-5.3 ПК-1.2
2
0
 
3.5
Подготовка к экзаменам /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э5 Э6

16
УК-5.3 ПК-1.3
2
0
 
3.6
/Экзамен/
Л1.1Л3.1

Э5 Э6

9
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация. Экзамен. Вопросы для подотовки к экзамену:

1.Художественное образование в России.

2.Предпрофессиональное образование.

3.Общеэстетическое воспитание детей.

4.Художестенное образование для взрослых.

5.Художестенное образование для взрослых.Опыт зарубежных стран.

6.Музейное занятие, как одно  из средств  художественно- эстетического воспитания детей.

7.Искусство в системе  обучения и воспитания в средней  и общеобразовательной школы.

8.Проблемы поствузовского художественного  образования.

9.Профессиональное воспитание педагога-художника.

10.Маркетинг в образовании.

11.Формы обучения одаренных детей в системе дополнительного образования.

12.Формы дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых

общеобразовательных школ.

13.Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих

способностей школьника.

14. Эвристическое обучение в работе с одаренными детьми.

15. Ускоренное обучение: плюсы и минусы.

16. Игры и упражнения для развития интеллектуальной одаренности.

17. Информационные технологии в обучении «исключительных детей»8. Организация и проведение научно-практических конференций.

18 Проведение анкетирования учащихся творческого уровня.

19. Концепция возрастного подхода к феноменам интеллектуальной одаренности

20.Профессиональное воспитание педагога-художника

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости. Написать  эссе.Вопросы:

1.Какой должна быть   ДХШ  в условиях современного общества?

2.Не утратила  ли ДХШ своей главной задачи- предпрофессианальной подготовки  учащихся?

3.Каким должен быть современный педагог- художник?

4.Какие формы  художестеннного образования актуальны и наиболее эффективны    для взрослых?

5. Естьли будущее у художестенных студий?

6. Формы обучения одаренных детей в системе дополнительного образования.

7. Формы дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых

общеобразовательных школ.

8. Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих

способностей школьника.

9. Эвристическое обучение в работе с одаренными детьми.

10. Ускоренное обучение: плюсы и минусы.

11. Игры и упражнения для развития интеллектуальной одаренности.

12. Информационные технологии в обучении «исключительных детей»

7.Воспитательная функция искусства

8. Работа с одаренными детьми

9.Использование арт-терапевтических эффектов занятий искусством

10.Художественное образование в России.

11.Предпрофессиональное образование.

12.Общеэстетическое воспитание детей.

13.Художестенное образование для детей с ОВЗ в России

14.Художестенное образование для детей с ОВЗ. Опыт зарубежных стран.

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
7.Воспитательная функция искусства

8. Работа с одаренными детьми

9.Использование арт-терапевтических эффектов занятий искусством

10.Художественное образование в России.

11.Предпрофессиональное образование.

12.Общеэстетическое воспитание детей.

13.Художестенное образование для детей с ОВЗ в России

14.Художестенное образование для детей с ОВЗ. Опыт зарубежных стран.

7.Воспитательная функция искусства

8. Работа с одаренными детьми

9.Использование арт-терапевтических эффектов занятий искусством

10.Художественное образование в России.

11.Предпрофессиональное образование.

12.Общеэстетическое воспитание детей.

13.Художестенное образование для детей с ОВЗ в России

14.Художестенное образование для детей с ОВЗ. Опыт зарубежных стран.

15.Воспитательная функция искусства

16. Работа с одаренными детьми

17.Использование арт-терапевтических эффектов занятий искусством

18.Художественное образование в России.

19.Предпрофессиональное образование.

20.Общеэстетическое воспитание детей.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Cм.фонд оценочных  средств  в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Розин, В. М. 
Психология личности. История, методологические проблемы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. М. Розин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 239 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06636-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/442010 
Москва : издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Леньков, Р.В.
Социология молодежи : учебник для академического бакалавриата / Р. В. Леньков [и др.] ; под редакцией Р. В. Ленькова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 416 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5064-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/432792
Москва : издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Канке, В. А.  
Теория обучения и воспитания  : учебник и практикум / В. А. Канке. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 297 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-01217-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433240 
Москва: Издательство  Юрайт, 2019
 
Л2.2
Л. В. Байбородова [и др.] ; 
Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры https://biblio-online.ru/book/pedagogika-dopolnitelnogo-obrazovaniya-rabota-s-detmi-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-437113 (дата обращения 11.09.2019)
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
С. В. Большакова, С. Р. Гильмутдинова
Инновационные тенденции в современном художественном образовании [Электронный ресурс] : материалы научно-практического семинара для учителей в рамках Республиканской олимпиады школьников по изобразительному искусству (25 марта 2016 г.) / Л. М. Альметова, Н. В. Амирова, Т. А. Батракова [и др.] ; сост. С. В. Большакова ; под ред. С. В. Большакова, С. Р. Гильмутдинова. — Электрон. текстовые данные. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. — 91 c. — 2227-8397. — URL: http://www.iprbookshop.ru/60700.html: материалы научно-практического семинара для учителей 
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство  культуры РТ [сайт]:URL:http://mincult.tatarstan.ru/  (дата обращения 10.08.2018). Текст, изображение: электронные
 
Э2
Министстерство культуры РФ [сайт]:URL:http://mkrf.ru (дата обращения 10.08.2018). Текст, изображение: электронные
 
Э3
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org (дата обращения 10.08.2018). Текст, изображение: электронные
 
Э4
Русский музей [сайт]:URL:http:///usmuseum.ru (дата обращения 10.08.2018). Текст, изображение: электронные
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

Текст, изображение: электронные  

 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru.  Текст, изображение: электронные  
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а  Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.

Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к  экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзаменуво время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на экзамен и дней, отведенных на подготовку к экземену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ХО 2158 гр..plx
 
При приеме экзамена  у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено

(аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с овз устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с овз увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с овз процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.