(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна
ции
как вид изобразительного искусства
как вид изобразительного искусства /Ср/
Промежуточная аттестация. Зачет.
Контрольные вопросы для подотовки к зачету.
1Какие материалы используются для лепки?
2Назовите основные способы лепки?
3.Расскажите о лепке конструктивным способом.
4.Расскажите о лепке скульптурным способом.
5.Расскажите о лепке комбинированным способом.
6.Что означает предметная лепка?
7.Что означает сюжетная лепка?
8.Что характеризует предметную лепку?
9.Что характеризует сюжетную лепку?
10.Что характеризует декоративную лепку?
11.Что характеризует комплексную лепку?
12.Назовите области России, где создаются игрушки?
13.Как называется игрушка, которая создается мастерами в Кировской области?
14.C каким праздником связывают изготовление дымковских зооморфных глиняных свистулек?
15.Почему филимоновская игрушка называется филимоновской?
Вспомните историю промысла!
16.Как называется игрушка, которую когда-то придумала Ульяна Бабкина, которая жила в деревне Гринево?
17. Какая игрушка была Самой распространенной и любимой детворой на Кар-гополье? (свистульки – утушки)
18. При изготовлении какой игрушки мастера используют метод, который называется <<обварная>> игрушка: готовую, только что из обжига фигурку мастера обмакивают в отвар из овсяной муки?
19.Какие архаические образы промысла «Каргопольская игрушка» олицетворяют языческие верования древних славян?
20. Где находится центр танагрской мелкой пластики?
Текущий контроль. Проект.
Задание для проекта:
Выполнить глиняную игрушку в традициях художественных промыслов;
1.Дымковская игрушка
2.Каргопольская игрушка
3.Филимоновская игрушка
4.Абашевская игрушка
5. Скопина
6.Хлудневская игрушка
7.Романовская игрушка
Реферат.
Темы рефератов:
1.Дымковская игрушка
2.Каргопольская игрушка
3.Филимоновская игрушка
4.Абашевская игрушка
5.Керамика Скопина
6.Хлудневская игрушка
7.Романовская игрушка
8.Художественная лепка, как средство формирования эстетического восприятия окружающего мира школьниками.
9.Мелкая пластика Танагры.
10.Малая пластика этрусков.
11. Римский скульптурный портрет.
12. Скульптура этруссков
13. Скульптура романского периода
14.Готическая скульптура (c.1150-1280);
15.Английская готическая скульптура;
16.Немецкая готическая скульптура;
17.Скульпторы Ренессанса
18.Скульптура в стиле барокко
20.Скульпторы XIX века
Текст, изображение: электронные
Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плос-кости, образующей его фон.
К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, отно-сятся: статуя (фигура в рост), группа (составляющие единое целое две или несколько фи-гур), статуэтка (фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека).
Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на ар-хитектурной плоскости (фриз, фронтонная композиция, плафон и т. д.). По высоте и глу-бине изображения рельефы подразделяются на низкие - барельеф, высокие - горельеф, уг-лублённые и контррельефы.
По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности.
Монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитек-турно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общест-венный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах, на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения.
Станковая скульптура прямо не связанна с архитектурой, залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обыч-ной её средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи инте-рес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.
Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также монеты, медали и геммы. Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки; при этом наиболее употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике. В нерасплавленном виде металл для скульптуры обрабатывается посредством ковки и чеканки. Для создания керамических скульптур употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.
Цвет в скульптуре встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения, барокко. Скульпторы 19-20 вв. обычно довольствуются естественным цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его однотонной подкраске, тонировке.
Скульптура малых форм - вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам, не-сущий в себе его признаки и среди них главный - стремление к психологизму и обобще-нию. В тоже время - скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой. Пример - керамические гжельские изделия: квасники и кумганы, несущие на себе, всевозможные скульптурные группы - сражающихся воинов, бомбардиров у пушек, пирующих в застолье дам и кавалеров. Зачатую скульптура малых форм составляет с предметами декоративно-прикладного искусства единый, целостный ансамбль.
Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям - как искус-ство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Это каж-дый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодолеть од-нообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность. Внимание к ма-лой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом. В современной жизни скульптура воплощает себя большим количеством вещей, дизайнерских, кинетических, игровых и откровенно пользовательских. В произведениях мелкой пластики раскрываются основные ее свойства, ее интимность, камерность. И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов. Её стремительное развитие - в направленности к человеку, к внутреннему, духовному миру людей, характерному для современной культуры. Для художников скульпторов малая пластика притягательна широкими возможностями импровизации и эксперимента, взаимоотношений масс и фактур, пластических решений.
Жанры и направления малой скульптуры, чрезвычайно многоплановы и затрагивают практически все области жизни человека. Это - портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзажи. Малые пространственно объемные формы ландшафтного дизайна, и кинетическая скульптура.
В портретном жанре художники увлечены постижением личности человека, вопло-щением ее духовной значимости, ее
Жанровые композиции в малой скульптуре. Это могут быть герои сюжетов книг, сказок, языческие и этнически мотивы, бытовые сценки входят в этот распространенный вид образного рассказа о жизни. Работы 1970-х годов, повествуют о труде рабочих, крестьян об обычных, ничем, казалось бы, не примечательных явлениях жизни. Но, переданные средствами искусства, эти иногда просто бытовые сцены символично раскрывают понятие красоты, добра, правды. Вряд ли найдется художник, который не обращается к истоку всякого искусства - народному творчеству. Авторы, чьими помыслами овладела скульптура малых форм, не исключение в этом плане. Они часто черпают из неиссякаемого кладезя народных приемов и образов. Но если художники раньше часто прибегали к внешним приемам, иногда прямому подражанию языку примитива, то теперь акцент переместился на изложение традиций своими собственными средствами, на переосмысление их, на передачу своеобразия национального характера, народных обычаев, взглядов, нравов.
Анималистка и зоопортрет героем этого жанра избрано животное, его судьба, его отношения с людьми и отношение людей к нему. Этот жанр скульптуры малых форм от-личается почти полным отсутствием у ваятелей желания очеловечить животных. Они не заставляют зверей заниматься людскими делами, не изображают через них людей. Совре-менная анималистическая мелкая пластика - это мир самых разных «характеров», «темпе-раментов», повадок, мир природной целесообразности форм, цвета, движения. Создаются зоопортреты, раскрывающие внутренний образ конкретного животного.
Скульптура небольшого размера становится неотъемлемой частью сквера, неболь-шой площади, внутреннего дворика особняка или частного дома, создавая вокруг себя со-размерное человеку пространство. Фонтаны и пространственно - Методические указания к лабораторным занятиям:
Задания практические по скульптуре выполняются методом лепки с натуры под руководством ведущего преподавателя. Во время выполнения заданий студенты пользуются лекционным материалом и материалами учебников и учебных пособий. Материал и инструменты для лепки (пластилин, стеки) обеспечиваются обучающимися студентами.
Методические указания к самостоятельным и индивидуальным работам:
Задания для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа заключается в том, что студент самостоятельно изучает пройденную на занятии тему для последующей композиционной работы. На кафедру предоставляется образцы изделий и ставится оценка по пятибалльной системе.
Лепка композиций на темы:
натюрморт в рельефе, композиция пейзажа.
Задачи: выявить главное в композиции; раскрыть динамику сюжета; передать пластическую взаимосвязь главных и второстепенных элементов; развивать творческое воображение, наблюдательность, умение оригинально строить композицию, выражать эстетические чувства в конкретной работе.
Найти выразительную композицию, предварительно выбрать главную точку зрения решить основные объемные массы.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья с ОВЗ
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.