2022-2023_ab44_03_05 ИЗОиТ п851_plx_Художественная лепка_ Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Художественная лепка
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет с оценкой 8
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
32
32
32
32
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
76
76
76
76
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.искусствоведения, доцент, Ахметшина А.К. _________________
 
 
Художественная лепка
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Регина Завдатовна

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - - ознакомить обучающихся с видами лепки, материалами  и инструментами для  лепки, осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся образно-пластического мышления, чувства формы и приемов ее гармонизации
1.4
развитие у обучающихся  пространственные представления, умение видеть и передавать трёхмерность объектов действительности, пластику форм
1.5
теоретическая и практическая подготовка обучающихся   к созданию предметов методом  лепки  и осуществления педагогической деятельности в качестве учителя изобразительного искусства и  технологии
1.6
научить осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
1.7
научить решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.2
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.3
Теория обучения
2.1.4
Производственная  летняя педагогическая практика
2.1.5
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.6
Теория и методика обучения изобразительному искусству
2.1.7
Теория и методика обучения технологии
2.1.8
Практикум по декоративно-прикладному искусству
2.1.9
Производственная  летняя педагогическая практика
2.1.10
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.11
Основы декоративно-прикладного искусства
2.1.12
Скульптура
2.1.13
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр)    
2.1.14
Основы пластической анатомии
2.1.15
Противодействие коррупции
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Кожаная мозаика
2.2.2
Батик
2.2.3
Декоративная живопись
2.2.4
Художественная роспись
2.2.5
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.6
2.2.7
Декорирование интерьера
2.2.8
Искусство современного костюма
2.2.9
Художественная обработка стекла
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития

 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
технику лепки и последовательность выполнения учебных заданий
3.1.2
пластические материалы и их изобразительно-выразительные возможности
3.1.3
виды скульптуры и синтез искусств, композиционные закономерности  при  создании  произведений скульптуры
3.1.4
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
3.1.5
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать с различными пластическими материалами (пластилин, глина)
3.2.2
использовать конструктивные свойства материалов при создании скульптурного произведения
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
3.2.3
передавать образно-пластическую мысль в материале: в глине, пластилине соответственно методике лепных работ в рельефе, мелкой пластике, круглой скульптуре; в орнаменте, анималистическом жанре, портрете: в рельефе, круглой скульптуре; в фигуре человека в мелкой пластике.
3.2.4
грамотно средствами тоновой графики передавать образно-пластическую мысль в эскизе на основе собранного материала в набросках, зарисовках и в поисках
3.2.5
использовать методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
3.2.6
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, уметь осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы с различными материалами (глина, пластилин, гипс), оборудованием и  лепным и вспомогательным инструментами
3.3.2
техниками обработки пластических материалов, способами лепки
3.3.3
навыками передачи художественного опыта в области лепки учащимся.
3.3.4
знать методику лепки, основы пластической анатомии человека
3.3.5
опытом использования  методологии социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
3.3.6
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Художественная лепка

как вид изобразительного искусства 

 
1.1
Художественная лепка

как вид изобразительного искусства  /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

10
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
1.2
Виды художественной лепки. Материалы. Инструменты.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
1.3
Виды художественной лепки. Материалы. Инструменты.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

6
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
1.4
Методика лепки композиций в рельефе.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
1.5
Методика лепки композиций в рельефе.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

10
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
1.6
Лепка композиции для техники кангрэф. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
1.7
Лепка композиции для техники кангрэф. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

10
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
1.8
Лепка натюрморта в скульптурном рельефе /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
1.9
Лепка натюрморта в скульптурном рельефе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

10
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
 
Раздел 2. Художественная лепка в мелкой пластике.

 
2.1
Лепка изделий из мелкой пластики. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

6
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
2.2
Лепка изделий из мелкой пластики. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

10
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
2.3
Лепка игрушки в круглой скульптуре. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

8
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
2.4
Лепка игрушки в круглой скульптуре. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

10
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
2.5
Лепка элементов для украшений в пластике (заготовки для сережек, подвески, броши, бусы, заколки). /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

10
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
2.6
Лепка элементов для украшений в пластике (заготовки для сережек, подвески, броши, бусы, заколки). /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

10
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
2.7
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1Л3.1

0
ОПК-2 ПК-3
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания

Промежуточная аттестация. Зачет.

Контрольные вопросы для подотовки к  зачету.

1Какие материалы используются для лепки?

2Назовите основные способы лепки?

3.Расскажите о лепке конструктивным способом.

4.Расскажите о лепке скульптурным способом.

5.Расскажите о лепке комбинированным способом.

6.Что означает предметная лепка?

7.Что означает сюжетная лепка?

8.Что характеризует предметную  лепку?

9.Что характеризует сюжетную лепку?

10.Что характеризует декоративную  лепку?

11.Что характеризует комплексную лепку?

12.Назовите  области  России, где создаются игрушки?

13.Как называется  игрушка, которая создается  мастерами в  Кировской области?

14.C каким праздником связывают изготовление  дымковских  зооморфных глиняных свистулек?

15.Почему филимоновская игрушка называется филимоновской?

Вспомните историю промысла!

16.Как называется  игрушка, которую когда-то придумала Ульяна Бабкина, которая жила в деревне Гринево?

17. Какая игрушка была Самой  распространенной  и любимой  детворой на Кар-гополье? (свистульки – утушки)

18. При изготовлении какой игрушки мастера используют метод, который  называется <<обварная>> игрушка: готовую, только что из обжига фигурку мастера обмакивают в отвар из овсяной муки?

19.Какие архаические  образы  промысла «Каргопольская  игрушка» олицетворяют языческие верования древних славян?

20. Где находится центр  танагрской мелкой пластики?

Текущий контроль. Проект.

Задание для проекта:

Выполнить глиняную игрушку в традициях  художественных промыслов;

1.Дымковская игрушка

2.Каргопольская игрушка

3.Филимоновская игрушка

4.Абашевская игрушка

5. Скопина

6.Хлудневская игрушка

7.Романовская игрушка

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Реферат.

Темы рефератов:

1.Дымковская игрушка

2.Каргопольская игрушка

3.Филимоновская игрушка

4.Абашевская игрушка

5.Керамика Скопина

6.Хлудневская игрушка

7.Романовская игрушка

8.Художественная лепка, как средство формирования  эстетического восприятия окружающего мира школьниками.

9.Мелкая пластика Танагры.

10.Малая пластика этрусков.

11. Римский скульптурный портрет.

12. Скульптура этруссков

13. Скульптура романского периода

14.Готическая скульптура (c.1150-1280);

15.Английская готическая скульптура;

16.Немецкая готическая скульптура;

17.Скульпторы Ренессанса

18.Скульптура в стиле барокко

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
19.Неоклассическая скульптура

20.Скульпторы XIX века

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении  к рпд
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. В. Ткаченко, Л. А. Ткаченко
Художественная керамика : учебное пособие для вузов 
Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Свободная художественная энциклопедия.artorbita.ru  : [сайт]- URL: http://artorbita.ru. Текст, изображение: электронные      
 
Э2
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru. Текст, изображение: электронные                 
 
Э3
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org. Текст, изображение: электронные  
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

Текст, изображение: электронные  

 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru.  Текст, изображение: электронные  
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
7.2
1-102а Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:сСпециализированная мебель, компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям

Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плос-кости, образующей его фон.

К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, отно-сятся: статуя (фигура в рост), группа (составляющие единое целое две или несколько фи-гур), статуэтка (фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека).

Формы рельефа варьируются в зависимости от его назначения и положения на ар-хитектурной плоскости (фриз, фронтонная композиция, плафон и т. д.). По высоте и глу-бине изображения рельефы подразделяются на низкие - барельеф, высокие - горельеф, уг-лублённые и контррельефы.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности.

Монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитек-турно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общест-венный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах, на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения.

Станковая скульптура прямо не связанна с архитектурой, залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обыч-ной её средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи инте-рес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.

Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также монеты, медали и геммы. Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки; при этом наиболее употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике. В нерасплавленном виде металл для скульптуры обрабатывается посредством ковки и чеканки. Для создания керамических скульптур употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.

Цвет в скульптуре встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения, барокко. Скульпторы 19-20 вв. обычно довольствуются естественным цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его однотонной подкраске, тонировке.

Скульптура малых форм - вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам, не-сущий в себе его признаки и среди них главный - стремление к психологизму и обобще-нию. В тоже время - скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой. Пример - керамические гжельские изделия: квасники и кумганы, несущие на себе, всевозможные скульптурные группы - сражающихся воинов, бомбардиров у пушек, пирующих в застолье дам и кавалеров. Зачатую скульптура малых форм составляет с предметами декоративно-прикладного искусства единый, целостный ансамбль.

Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям - как искус-ство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Это каж-дый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодолеть од-нообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность. Внимание к ма-лой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом. В современной жизни скульптура воплощает себя большим количеством вещей, дизайнерских, кинетических, игровых и откровенно пользовательских. В произведениях мелкой пластики раскрываются основные ее свойства, ее интимность, камерность. И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов. Её стремительное развитие - в направленности к человеку, к внутреннему, духовному миру людей, характерному для современной культуры. Для художников скульпторов малая пластика притягательна широкими возможностями импровизации и эксперимента, взаимоотношений масс и фактур, пластических решений.

Жанры и направления малой скульптуры, чрезвычайно многоплановы и затрагивают практически все области жизни человека. Это - портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзажи. Малые пространственно объемные формы ландшафтного дизайна, и кинетическая скульптура.

В портретном жанре художники увлечены постижением личности человека, вопло-щением ее духовной значимости, ее 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
ценности. Не последнюю роль в скульптуре отводится достижению сходства с оригиналом. Модель увлекает художников своей психологией, присущими исключительно ей одной чертами характера. Это вовсе не означает, что порт-рет в малой пластике не несет в себе задач обобщения. Его герои связаны со своим време-нем, со своей эпохой. В основе портрета лежат метафора, иносказание. В этом его отличие от фотографии, от отражения в зеркале. Но иносказание может быть и льстящим человеку, и несущим иронию, и даже, карикатурным. Язык портретного жанра скульптуры малых форм заметно изменился. Наблюдается отход от так распространенных недавно и надоев-ших портретов-голов. В портрет все энергичнее привносятся атрибутика, аксессуары, он становиться сюжетно богаче, разнообразнее.

Жанровые композиции в малой скульптуре. Это могут быть герои сюжетов книг, сказок, языческие и этнически мотивы, бытовые сценки входят в этот распространенный вид образного рассказа о жизни. Работы 1970-х годов, повествуют о труде рабочих, крестьян об обычных, ничем, казалось бы, не примечательных явлениях жизни. Но, переданные средствами искусства, эти иногда просто бытовые сцены символично раскрывают понятие красоты, добра, правды. Вряд ли найдется художник, который не обращается к истоку всякого искусства - народному творчеству. Авторы, чьими помыслами овладела скульптура малых форм, не исключение в этом плане. Они часто черпают из неиссякаемого кладезя народных приемов и образов. Но если художники раньше часто прибегали к внешним приемам, иногда прямому подражанию языку примитива, то теперь акцент переместился на изложение традиций своими собственными средствами, на переосмысление их, на передачу своеобразия национального характера, народных обычаев, взглядов, нравов.

Анималистка и зоопортрет героем этого жанра избрано животное, его судьба, его отношения с людьми и отношение людей к нему. Этот жанр скульптуры малых форм от-личается почти полным отсутствием у ваятелей желания очеловечить животных. Они не заставляют зверей заниматься людскими делами, не изображают через них людей. Совре-менная анималистическая мелкая пластика - это мир самых разных «характеров», «темпе-раментов», повадок, мир природной целесообразности форм, цвета, движения. Создаются зоопортреты, раскрывающие внутренний образ конкретного животного.

Скульптура небольшого размера становится неотъемлемой частью сквера, неболь-шой площади, внутреннего дворика особняка или частного дома, создавая вокруг себя со-размерное человеку пространство. Фонтаны и пространственно - Методические указания к лабораторным занятиям:

Задания практические по скульптуре выполняются методом лепки с натуры под руководством ведущего преподавателя. Во время выполнения заданий студенты пользуются лекционным материалом и материалами учебников и учебных пособий. Материал и инструменты для лепки (пластилин, стеки) обеспечиваются обучающимися студентами.

Методические указания к самостоятельным и индивидуальным работам:

Задания для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа заключается в том, что студент самостоятельно изучает пройденную на занятии тему для последующей композиционной работы. На кафедру предоставляется образцы изделий и ставится оценка по пятибалльной системе.

Лепка композиций на темы:

натюрморт в рельефе, композиция пейзажа.

Задачи: выявить главное в композиции; раскрыть динамику сюжета; передать пластическую взаимосвязь главных и второстепенных элементов; развивать творческое воображение, наблюдательность, умение оригинально строить композицию, выражать эстетические чувства в конкретной работе.

Найти выразительную композицию, предварительно выбрать главную точку зрения решить основные объемные массы.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ИЗОиТ п851.plx
 
термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья с ОВЗ

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.