2022-2023_z44_03_05 РЯиЛ 2034 гр__plx_Введение в литературоведение_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Введение в литературоведение
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
127
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
127
127
127
127
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.филол.н., доц., Окишева К.А. _________________
 
 
Введение в литературоведение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: развитие на основе изучения общетеоретических вопросов литературы общекультурного и интеллектуального уровня, абстрактного мышления обучающихся, способствующего решению задач воспитания и духовно-нравственного развития
1.2
Задачи  освоения дисциплины:
1.3
раскрыть основные понятия и методы теоретической поэтики в анализе различных аспектов литературного произведения
1.4
привить навыки работы с художественной, критической и научной литературой
1.5
сформировать навыки применения различных методов анализа художественного произведения
1.6
сформировать навыки организации педагогической деятельности на этапах основного общего и среднего образования
1.7
сформировать у обучающихся целостное восприятие литературного процесса
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Введение в литературоведение» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов предыдущего уровня образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная и педагогическая психология  
2.2.2
История русской литературы
2.2.3
Общая и социальная психология
2.2.4
Производственная практика по внеурочной работе
2.2.5
Производственная практика по воспитательной работе
2.2.6
Психолого-педагогический практикум
2.2.7
Стилистика
2.2.8
История зарубежной литературы
2.2.9
История русского литературного языка
2.2.10
Практикум по орфографии и пунктуации
2.2.11
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.12
Речеведение
2.2.13
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.14
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.17
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.18
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.19
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.3: Применяет способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.1.1
задачи и методы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.2
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.1.3
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литература";
3.2.2
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.3
решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками научного анализа теоретических источников по истории литературы в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.2
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при литературоведческом анализе;
3.3.3
навыками разрабатывания программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Литература"
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Литература как вид искусства

 
1.1
Художественное произведение и его свойства. Функции художественного произведения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
1.2
Эстетические и воспитательные функции литературы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
1.3
Род литературы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 2. Литературоведение как наука, ее основные разделы

 
2.1
Понятие о литературном процессе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
2.2
История литературы как раздел литературоведения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
2.3
Теория литературы как раздел литературоведения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
2.4
Критика как раздел науки литературоведения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 3. Литературоведческий анализ произведения

 
стр. 5
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
3.1
Идейно-тематическая проблематика произведения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
3.2
Направления и течения в литературе /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
3.3
Сюжет и композиция произведения. Хронотоп времени и пространства /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
3.4
Система образов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
3.5
Принципы построения образов в произведении. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
3.6
Изобразительно-выразительные средства /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 4. Драматический род литературы

 
4.1
Развитие драматического рода. Типы пьес /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
4.2
Комплексный анализ драматического произведения XX века. А. Вампилов "Утиная охота"  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
4.3
Комплексный анализ драматического произведения XIX века. А.П. Чехов "Медведь" /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 5. Поэтика заглавия. Тип заголовка

 
5.1
Виды заглавий /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 6. Сюжет и композиция литературного произведения

 
6.1
Сюжет и композиция литературного произведения /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
6.2
Сюжет и композиция произведения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 7. Описательные элементы композиции

 
7.1
Портрет, пейзаж, интерьер как основные описательные элементы композиции /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 8. Время и пространство в литературном произведении. Художественная деталь и ее виды

 
стр. 6
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
8.1
Хронотоп в литературном произведении /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 9. Проблема художественного произведения. Литературный контекст

 
9.1
Тема и проблема художественного произведения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
9.2
Виды контекста /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 10. Внесюжетные элементы в литературном произведении

 
10.1
Композиционно-стилистические приемы литературного произведения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

5
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 11. Человек в художественной литературе

 
11.1
Способы психологической характеристики человека в художественной литературе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 12. Русское стихосложение

 
12.1
Классическая система русского стихосложения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
12.2
Классическая система русского стихосложения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
12.3
Метрическая система стихосложения  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 13. Предметно-образный уровень художественного произведения

 
13.1
Художественные образы, мотив, лейтмотив в литературном произведении /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
13.2
Тропы. Стилистические фигуры  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
 
Раздел 14. "Рамочные" элементы  в лирическом произведении

 
14.1
Лирический герой и автор в лирическом произведении /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
14.2
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

9
ОПК-8.1 ОПК-4.1 ОПК-4.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 7
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
Промежуточный контроль

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Литература как вид искусства. Художественный метод. Литературные направления.

2. Художественный образ. Его основные свойства, функции и виды.

3. Содержание и форма литературного произведения.

4. Основные стороны художественного содержания: тема и тематика.

5. Основные стороны художественного содержания: проблема и проблематика.

6. Основные стороны художественного содержания: идейный мир.

7. Пафос художественного произведения и его разновидности.

8. Пейзаж как компонент «изображенного в художественном произведении мира»: его виды и функции.

9. Портрет как компонент «изображенного в художественном произведении мира»: его виды и функции.

10. Персонаж: его виды и функции в литературном произведении.

11. Сюжет и фабула художественного произведения.

12. Сюжетные элементы. Внутренняя композиция сюжета.

13. Внесюжетные элементы. Их значение в литературном произведении.

14. Композиция художественного произведения. Функции композиции.

15.  Композиционные приемы и виды композиции.

16. Тропы: характеристика основных видов. Функции тропов в художественном произведении.

17. Характерные особенности основных фигур речи. Их функции в художественном произведении.

18. Фоника художественной речи. Ассонанс и аллитерация.

19. Поэзия и проза как 2 основные формы художественной речи. Отличительные свойства поэзии и прозы.

20. Стихосложение и его виды. Характеристика метрического, силлабического и тонического стихосложения.

21. Силлабо-тоническое стихосложение. История возникновения. Метр, ритм, размер. Виды размеров. Ритмические определители силлабо-тонического стиха.

22. Рифма и способы рифмовки.

23. Строфика: определение строфы и характеристика основных видов строф.

24. Понятие о литературных родах и жанрах: теория и история вопроса.

25. Лирика как литературный род. Лирические жанры.

26. Эпос как литературный род. Эпические жанры.

27. Лироэпика и ее жанровые формы.

28. Драма как литературный род. Драматические жанры.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы сообщений (эссе)

1. «Парус» М.Ю. Лермонтова («Незнакомка» А.А. Блока, «Анчар» А.С. Пушкина): опыт целостного анализа стихотворного произведения.

2. Особенности и функции изображённого художественного мира в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон», в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).

3. Жанрово-композиционное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Справка» («Хамелеон»).

4. Сюжет рассказа И.С. Тургенева «Муму».

5. Искусство портрета в рассказе И.А. Бунина «Натали».

6. Образ Осени, образная символика и цветовая гамма стихотворения И.А. Бунина «Листопад».

7. Мастерство композиции новеллы О.Генри «Последний лист».

8. Композиция рассказа В. Набокова «Весна в Фиальте».

9. Идейно-тематическое содержание повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

10. Искусство портрета в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

11. Жанрово-композиционное своеобразие новеллы И.А. Бунина «Лёгкое дыхание».

12. Сюжет и конфликт в повести Н.В. Гоголя «Коляска».

13. Функции рассказчика в сатирико-юмористических новеллах М. Зощенко.

14. Своеобразие конфликта в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина.

15. Точки зрения в рассказе А.П. Чехова «Душечка».

16. Поэтическая лексика и изобразительно-выразительные средства в стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

17. Поэтический язык стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

18. Поэтический строй стихотворения В.В. Маяковского «Тамара и Демон».

19. Идейно-тематическое содержание стихотворений В. Ходасевича «Дактили» и и «Не ямбом ли четырёхстопным».

20. Повседневное и волшебное в сказке Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок».

21. Внешность и сущность персонажей в романтических сказках бр. Гримм (Гофмана, Андерсена).

22. Время в сюжете сказки Х.-К. Андерсена «Калоши счастья».

23. Вещи в сказках Андерсена.

24. Сюжет и композиция сказки Андерсена «Суп из колбасной палочки».

25. Художественное время и пространство в повести Э. Хемингуэя «Старик и море».

26. Мечта и действительность в сказке Гофмана «Золотой горшок» (в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»).

27. Сюжет и мораль повести А. Погорельского «Лафертовская маковница».

28. Романтические традиции в повести А.К. Толстого «Упырь».

 
стр. 8
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
29. Проблематика рассказа Н.С. Лескова «Приведение в Инженерном замке».

30. Сюжет и композиция рассказа Н.С. Лескова «Грабёж».

31. Сюжет и конфликт повести Л.Н. Толстого «Фальшивый купон».

32. Идеи и образы повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

33. Роль художественных приёмов в создании смыслового рисунка стихотворения Н. Гумилёва «Сады души».      

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД                                                                  
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Минералов, Ю. И. 
Основы теории литературы. Поэтика и индивидуальность : учебник для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец
Введение в литературоведение в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 393 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12423-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447470 
Юрайт, 2023
 
Л1.3
Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец
Введение в литературоведение в 2 т. Том 2 :  учебник для вузов / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 388 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12425-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447472
Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Энгельгардт, Б. М. 
Литературоведение. Избранное : Литературоведение. Избранное / Б. М. Энгельгардт. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 271 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11017-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/439064
Юрайт, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахатова З.Ф.
Учебно-методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине «Теория литературы» [Электронный ресурс] / сост. З. Ф. Ахатова .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 48 с.
ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY. - Режим доступа: https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Русская литературная критика. - Режим доступа: http://www.rl-critic.ru/about.htm
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
стр. 9
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                            Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                 Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения 

 
стр. 10
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                                                   Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                  Методические указания к экзамену

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они 

 
стр. 11
УП: z44.03.05 РЯиЛ 2034 гр..plx
 
пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.