2022-2023_b44_03_05 ИЗОиТ 151_ 051_951 гр__plx_Художественная обработка стекла
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Художественная обработка стекла
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
90
90
90
90
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.искусствоведения, доцент, Ахметшина А.К.;канд.пед.наук, доцент, Валиева Р.З. _________________
 
 
Художественная обработка стекла
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины:
1.2
формирование знаний о видах художественной обработки стекла; приобретение практических навыков по выполнению изделий в различных техниках обработки стекла; воспитание и обогащение эстетического вкуса будующих учителей изобразительного искусства и технологии  средствами декоративно-прикладного творчества.
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
формировать основы знаний о технологиях художественной обработки стекла;
1.5
ознакомиться с особенностями композиции, принципами формообразования, функциональным назначением произведений, выполненных из стекла;
1.6
сформировать практические умения и навыки по художественной обработке стекла в различных техниках декоративно-прикладного творчества;
1.7
воспитывать эстетический вкус средствами декоративно-прикладного творчества;
1.8
понимать социальную значимость своей будущей профессии, её место и роль в современном мире и обществе
1.9
понимать сущность особенностей технологической и механической обработки художественных изделий из стекла, ясно представлять научные основы физико-химических процессов, происходящих при механической, химической и термической обработках стекломатериалов;
1.10
подготовить учителя изобразительного искусства, который представляет процесс декоративной обработки стекла и стеклоизделий как результат художественно-образного познания окружающей действительности и осознает место художественной обработки изделий в развитии эстетического восприятия и творческой самореализации обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История дизайна
2.1.2
Искусство народов Поволжья
2.1.3
История изобразительного искусства РТ
2.1.4
Основы дизайна
2.1.5
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.6
История дизайна
2.1.7
Искусство народов Поволжья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы стилизации
2.2.2
Стилизация в живописи
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Стилизация в живописи
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-2.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации предмета "Технология"  в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
 
ПК-2.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Изобразительное искусство"
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы теории и методологии моделирования, конструирования и проектирования изделий прикладного искусства;
3.1.2
историю художественной обработки стекла в России и за рубежом;
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
3.1.3
технологические требования к геометрическим параметрам и конфигурации модели художественного изделия из стекла;
3.1.4
основы выбора и разработки художественных стёкол и различных декоративных стекломатериалов;
3.1.5
теоретические основы развития стеклоизделий в истории художественных изделий из стекла.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять различные технологии обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов;
3.2.2
применять различные технологии моделирования, конструирования и проектирования материалов;
3.2.3
выбирать технологические процессы, оборудование, инструменты, оснастку для изготовления художественных изделий из стекла и стекломатериалов;
3.2.4
выбирать способы декоративной обработки для получения определенного художественного эффекта на стеклоизделиях;
3.2.5
материалы и инструменты для разных приемов обработки стекла;
3.2.6
режимы  и параметры получения различных рисунков, орнаментов, художественных изделий из стекла
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способностью выявлять виды отделки и художественной обработки изделий из стекла и стекломатериалов;
3.3.2
способностью делать обобщающие выводы и рекомендации по выбору технологии получения различных художественных изделий из стекла, художественных ювелирных изделий и способы их отделки и декорирования;
3.3.3
способами моделирования, конструирования и проектирования плоских и объемных фигур из стекла;
3.3.4
навыками практического применения способов декоративной обработки стекла и стеклоизделий;
3.3.5
различными приемами и режимами механического, химического и термического декорирования художественных изделий из стекломатериалов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Основные направления разработки технологических процессов изготовления художественных изделий. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
1.2
Основные направления разработки технологических процессов изготовления художественных изделий. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.3
9
0
 
1.3
Подготовка  к практическим  занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-2.3 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 2. Технология

изготовления

художественных

изделий из стекла

 
2.1
Технология

изготовления

художественных

изделий из стекла

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.1
9
0
 
2.2
Технология

изготовления

художественных

изделий из стекла

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ПК-2.3
9
0
 
2.3
Подготовка  к практическим  занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-1.1
9
0
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
Раздел 3. Технология нанесения художественных покрытий

 
3.1
Технология нанесения художественных покрытий /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
3.2
Технология нанесения художественных покрытий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.3 ПК-1.1
9
0
 
3.3
Подготовка  к практическим  занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-2.3 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 4. Технология художественной обработки нетрадиционных материалов

 
4.1
Технология художественной обработки нетрадиционных материалов /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
4.2
Технология художественной обработки нетрадиционных материалов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.3
9
0
 
4.3
Технология жиописи по стеклу  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-2.3 ПК-1.1
9
0
 
4.4
Подготовка  к практическим  занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 5. Основное оборудование и инструмент при художественной обработке стекла. 

 
5.1
Основное оборудование и инструмент при художественной обработке  стекла.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.3
9
0
 
5.2
Основное оборудование и инструмент при художественной обработке  стекла.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-2.3
9
0
 
5.3
Подготовка  к практическим  занятиям /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

22
ПК-2.3
9
0
 
 
Раздел 6. Экономика производства художественных изделий

 
6.1
Готовность к историческому анализу технических и художественных особенностей при изготовлении однотипной группы изделий. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
6.2
Готовность к историческому анализу технических и художественных особенностей при изготовлении однотипной группы изделий. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.1
9
0
 
6.3
Подготовка к практическим занятия /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-2.3
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация. Примерные вопросы к зачету:

1.Основные технологические операции, инструмент, оснастка, для художественной обработки камня

2.Основы общей технологии обработки стекла

3.Декорирование стеклоизделий.

4.Технологическая схема производства стекла

5.Основы процессов производства и переработки керамики

6.Материалы для декорирования керамики

7.Основное оборудование, инструмент и оснастка для художественной обработки стекла Технология изготовления художественных изделий из стекломатериалов,

8.Механическая обработка, обработка ультразвуком

9.Термическая обработка

10.Химическая обработка

11.Декорирование стекла

12.Технология изготовления художественных стеклянных изделий

13.Основы модельно-формовочного дела

14.Обжиг изделий

15.Архитектурно-художественные изделия

16.Виды дефектов и   контроль качества

17.Технология нанесения гальванических и электрохимических покрытий, сущность процессов, режимы

18.Технология получения покрытий напылением, режимы, технико-экономические показатели, виды дефектов и контроль качества покрытий

19.История стекольного дела в России.

20.Витражное искусство в России.

21.Витражное искусство Европы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости. Темы рефератов:

1.Центры художествнного стекла  России.

2.Булгарское художестенное стекло.

3.Муранское стекло.

4.Художественное стекло Чехии.

5.История бренда Сваровски.1.Стекольные заводы  дореволюционной России

6.История  стекольного производства г. Гусь-Хрустальный.

7.История бренда Сваровски.

8.Богемское стекло.

9.Муранское стекло.

10.Стекольное производсто  Древнего Булгара.

11.Изделия из стекла в фондах музеев России

12.Витражи М.Шагала.

13.Витражное  искусство А.Мухи.

14.Витражи Г.Климта.

15.Технологии художественной обработки стекла.

16.Современные  стеклодувные мастерские   России.

17.Стекольное производство  в прибалтийских республиках.

18. Вышивка бисером. Истоки ремесла.

19.Художественная обработка стекла в искусстве эпохи модерна.

20.Витражное искусство Европы.

 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Cм.фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Нижибицкий О.Н
Художественная обработка материалов :  учебное пособие/ Нижибицкий О.Н.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: Политехника, 2016.— 209 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/59535.htm
Санкт-Петербург: Политехника, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л2.2
Барсуков В.Н
Технология художественной обработки материалов: учебник/ В.Н. Барсуков [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский горный университет, 2017.— 513 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78139.html
Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский горный университет, 2017, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Большакова, С. В. 
Большакова, С. В. Практикум в декоративно-прикладном искусстве [Электронный ресурс]: графические технологии. Учебное пособие для студентов вузов по дисциплине «Практикум в декоративно-прикладном искусстве», обучающихся по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (Декоративно-прикладное искусство и дизайн) http://www.iprbookshop.ru/60704.html : Учебное пособие для студентов вузов
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015 
 
Л3.2
Валиева Р.З., Вазиева А.Р.
Практикум по декоративно-прикладному искусству и дизайн-проектированию:учебно-методическое пособие / Р.З. Валиева, А.Р. Вазиева -Набережные Челны: ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019 -90 с. - Электронная библиотечная система НГПУ - Режим доступа URL: ttp://bibl:81/books/Дизайн/Практикум по ДПИ и дизайн-проектированию_национальный сувенир_Валиева РЗ_Вазиева АР.pdf>.:
Набережные Челны: НГПУ, 2019
 
Л3.3
Валиева Р.З.
Практикум по художественной обработке материалов и декоративно-прикладному искусству: учебно-методическое пособие / Р.З. Валиева, А.Р. Вазиева -:Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 - 157 с. - URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Валиева РЗ_Практикум по худож обработке и ДПИ.pdf ): учебно-методическое пособие 
Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Государственный Эрмитаж -http://www.hermitagemuseum.org
 
Э2
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org.

 
Э3
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru

 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru.  

 
Э6
Свободная художественная энциклопедия.artorbita.ru  : [сайт]- URL: http://artorbita.ru. Текст, изображение: электронные    

http://artorbita.ru

 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся  следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным 

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.

Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В 

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обчающимся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся с ОВЗ  предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.