2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет с оценкой 6
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
13
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование психолого-педагогических компетенций у будущих педагогов, позволяющих решать профессиональные задачи в области развития обучающихся с ОВЗ и ООП, индивидуализации обучения и преодоления трудностей в обучении, реализации инклюзивного образования.
1.2
Задачи:
1.3
формирование целостного представления о специфике содержания, форм, методов и приемов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся с ОВЗ и ООП;
1.4
формирование представлений о причинах, особенностях и факторах дизонтогенеза;
1.5
формирование умений применять психолого-педагогические технологии, в том числе инклюзивные, при работе с детьми с ОВЗ и ООП;
1.6
формирование умений осуществлять контроль и оценку образовательных результатов обучающихся с ОВЗ и ООП;
1.7
формирование умений совершенствовать образовательный процесс при работе с детьми с ОВЗ и ООП
1.8
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогика
2.1.2
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.3
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.4
Учебная технологическая практика
2.1.5
Психология
2.1.6
Психология воспитательных практик
2.1.7
Учебная технологическая практика
2.1.8
Безопасность жизнедеятельности
2.1.9
Введение в профессию
2.1.10
Возрастная анатомия, физиология и культура здоровья
2.1.11
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения обществознанию
2.2.2
Производственная педагогическая практика
2.2.3
Средства оценивания результатов обучения истории и обществознанию
2.2.4
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
2.2.5
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.7
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
 
ОПК-5.2: Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
 
ОПК-5.3: Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Осуществляет отбор психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных) и применяет их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся
 
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить индивидуализацию обучения, развития, воспитания, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
знает требования к результатам учебной и воспитательной деятельности, в том числе лиц с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных старндартов;
3.1.2
знает содержание, формы и методы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся с ОВЗ и ООП;
3.1.3
знает основы управления учебными группами с целью вовлечения  обучающихся с ОВЗ и ООП в процесс обучения и воспитания;
3.1.4
знает методы и примеы организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соотвесттвии с требованиями к образовательным результатам обучающихся с ОВЗ и ООП;
3.1.5
знает принципы объективности и достоверности при контроле и оценке образовательных результатов детей с ОВЗ и ООП;
3.1.6
знает способы совершенствования образовательного процесса при работе с детьми с ОВЗ и ООП;
3.1.7
знает психолого-педагогические технологии, в том числе инклюзивные, при работе с детьми с ОВЗ и ООП;
3.1.8
знает специальные технологии и методы индивидуального обучения, развития, воспитания детей с ОВЗ и ООП
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
умеет проектировать цели совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся с ОВЗ и ООП в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
3.2.2
умеет использовать педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся с ОВЗ и ООП;
3.2.3
умеет управлять учебными группами, с целью вовлечения обучающихся с ОВЗ и ООП в процесс обучения и воспитания;
3.2.4
умеет осуществлять выбор содержания, методов и приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся с ОВЗ и ООП;
3.2.5
умеет осуществлять контроль и оценку  образовательных результатов детей с ОВЗ И ООП на основе принципов объективности и достоверности;
3.2.6
умеет выявлять и корректировать трудности в обучении, совершенствовать образовательный процесс при работе с детьми с ОВЗ и ООП;
3.2.7
умеет осуществлять отбор психолого-педагогических технологий, в том числе инклюзивных,применять их в профессиональной деятельности с учетом различного контингента обучающихся;
3.2.8
умеет применять специальные технологии и методы индивидуального обучения, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ и ООП
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеет навыками постановки целей учебной и воспитательной деятелньости детей с ОВЗ и ООП в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
3.3.2
владеет навыками организации совместной и индивидуальной учеьной и воспитательной деятельности обучающихся с ОВЗ и ООП с использованием педагогически обоснованных форм, методов и приемов;
3.3.3
владеет навыками оказания помощи и поддержки в организации деятельности ученических органов самоуправления;
3.3.4
владеет навыками контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным  результатам обучающихся с ОВЗ и ООП;
3.3.5
владеет навыками совершенствования образовательного процесса в соответствии с выявленными трудностями в обучении детей с ОВЗ и ООП;
3.3.6
владеет навыками отбора психолого-педагогических технологий, в том числе инклюзивных, в учебной и воспитательной деятельности при работе с детьми с ОВЗ и ООП;
3.3.7
владеет навыками применения технологий и методов индивидуального обучения, развития и воспитания детей с ОВЗ и ООП
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Предмет и задачи специальной психологии. 

 
1.1
Причины нарушений психофизического развития. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
1.2
Первичный дефект и вторичные отклонения в развитии. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
1.3
Общие и специфические закономерности нарушенного развития.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
1.4
Методы психолого-педагогического изучения лиц с психическими и физическими недостатками. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
1.5
Варианты психического дизонтогенеза (недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное, дефицитарное, искаженное, дисгармоническое развитие).   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
1.6
Структура дефекта. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
1.7
Своеобразие высших психических функций. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
1.8
Особенности познавательного и социально-личностного развития обучающихся на различных возрастных этапах.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

8
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
 
Раздел 2. Специальная педагогика. 

 
2.1
Коррекционно-педагогические технологии в работе учителя.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
2.2
Формы организации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ, выбор методов и приемов.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.3
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного и среднего общего образования. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
 
Раздел 3. Психолого-медико-педагогический консилиум

 
3.1
Психолого-медико-педагогический консилиум: алгоритм действий педагога.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
3.2
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
3.3
Нормативно-правовые и организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с особыми образовательными потребностями. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
3.4
Цели и задачи построения индивидуального образовательного маршрута.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
3.5
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
3.6
Особенности образовательного маршрута для обучающихся различных видов дизонтогенеза. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
3.7
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОПК-3.1 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.2
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Причины нарушений психофизического развития.

2. Первичный дефект и вторичные отклонения в развитии.

3. Общие и специфические закономерности нарушенного развития.

4. Методы психолого-педагогического изучения лиц с психическими и физическими недостатками.

5. Недоразвитие психического дизонтогенеза.

6. Задержанное развитие психического дизонтогенеза

7. Поврежденное развитие психического дизонтогенеза

8. Дефицитарное развитие психического дизонтогенеза

9. Искаженное развитие психического дизонтогенеза

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
10. Дисгармоническое развитие психического дизонтогенеза

11. Структура дефекта.

12. Своеобразие высших психических функций.

13. Особенности познавательного развития обучающихся младшего школьного возраста.

14. Особенности социально-личностного развития обучающихся младшего школьного возраста.

15. Особенности познавательного развития обучающихся подросткового возраста.

17. Особенности социально-личностного развития обучающихся подросткового возраста.

18. Особенности познавательного развития обучающихся старшего школьного возраста.

19. Особенности социально-личностного развития обучающихся старшего школьного возраста.

20. Коррекционно-педагогические технологии в работе учителя.

21. Формы организации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и ООП.

22. Методы и приемы использования при организации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ.

23. Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования.

24. Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы среднего общего образования.

25. Психолого-медико-педагогический консилиум: алгоритм действий педагога.

26. Психолого-медико-педагогическая комиссия: алгоритм действий педагога.

27. Технология рразработки индивидуального развития ребенка с ОВЗ И ООП.

28. Взаимодействие педагога с другими специалистами при реализации программ индивидуального развития ребенка.

29.  Взаимодействие педагога с родителями (законными представителями)при реализации программ индивидуального развития ребенка.

30. Нормативно-правовые и организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Цели и задачи построения индивидуального образовательного маршрута.

31. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

32. Особенности образовательного маршрута для обучающихся различных видов дизонтогенеза.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных докладов (с обсуждением):

1. Психофизическое развитие лиц с ОВЗ на этапе подросткового возраста.

2. Психофизическое развитие лиц с ОВЗ на этапе старшего школьного возраста.

3. Закономерности, обуславливающие особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

4. Особенности психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ на разных возрастных этапах.

5. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями интеллектуальной сферы.

6. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями слуха.

7. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями зрения.

8. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

9. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями эмоционального развития.

10. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков сложными нарушениями развития.

11. Использование особенностей познавательного и социально-личностного развития обучающихся на различных возрастных этапах в работе педагога.

12. Коррекционно-педагогические технологии в работе педагога с детьми и подростками с нарушениями интеллектуальной сферы.

13. Коррекционно-педагогические технологии в работе педагога с детьми и подростками с нарушениями слуха.

14. Коррекционно-педагогические технологии в работе педагога с детьми и подростками с нарушениями зрения.

15. Коррекционно-педагогические технологии в работе педагога с детьми и подростками с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

16. Коррекционно-педагогические технологии в работе педагога с детьми и подростками с нарушениями эмоционального развития.

17. Варианты адаптированных образовательных программ основного и среднего общего образования.

18. Психолого-медико-педагогический консилиум, взаимодействие образовательного учреждения со специалистами.

19. Психолого-медико-педагогическая комиссия образовательного учреждения, взаимодействие педагога со специалистами.

20. Разработка программы индивидуального развития ребенка с нарушениями интеллектуальной сферы.

21. Разработка программы индивидуального развития ребенка с  нарушениями слуха.

22. Разработка программы индивидуального развития ребенка с  нарушениями зрения.

23. Разработка программы индивидуального развития ребенка с  нарушениями опорно-двигательного аппарата.

24. Разработка программы индивидуального развития ребенка с  нарушениями эмоционального развития.

25. Нормативно-правовое обеспечение обучения лиц с ОВЗ и ООП.

26. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с с нарушениями интеллектуальной сферы.

27. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с с нарушениями слуха.

28. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с с нарушениями зрения.

29. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

30. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с с нарушениями эмоционального развития.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лапп, Е. А.
Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 147 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08411-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438171
Москва. Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Астапов, В. М. 
Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 161 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06932-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/420465
Москва.. Издательство  Юрайт 2019., 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Житкова Ю.С., Зыбина А. В.
Развитие экспрессивной и импрессивной речи у детей с ОВЗhttp://tatngpi.ru/reiirdsovz/index.html :  методическое пособие
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
 
Э2
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
7.2
2-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А).  Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим  занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы..

Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса

Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.