(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.М. Захарова
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы и задания:
1. Особенности формирования читателя в дошкольном возрасте.
2. Создание детской домашней библиотеки включает:
3. Программы литературного образования дошкольников.
4. Виды игровых занятий по литературному образованию дошкольников.
5. Основные формы работы с детьми по сюжетам детских сказок.
6. Функции детской литературы в системе дошкольного образования.
7. Требования к детской литературе в системе дошкольного образования.
8. Сказки и их роль в литературном образовании детей.
9. Народная сказка и миф в литературном образовании дошкольников.
10. Сказки Пушкина в литературном образовании детей.
11. Основные тенденции развития детской литературы.
12. Поэзия Некрасова и ее роль в литературном образовании детей.
13. Татарская детская литература и ее роль в воспитании у детей культуры чтения.
14. Татарская детская литература и методика ее использования в детском саду.
15. Основные тенденции в развитии детской литературы 2-й половине XIX века.
16. «Новая» детская литература 20-30-х гг. XX в
17. Детская литература второй половины XX века. «Золотой» век русской детской поэзии.
18. Пересказ литературного произведения и его роль в воспитании у детей литературного вкуса.
20. Зарубежная детская литература и методика ее использования в детском саду.
21 Отечественная литература для детей
22. Возникновение детской литературы и ее развитие в XVII – XVIII веках.
23. Сказки Пушкина как притчи о мире и человеке.
24. Основные тенденции в развитии детской литературы 2-й половине XIX века.
25. Возникновение детской литературы.
26. Русская литература XIX века.
27. Пейзажная лирика поэтов XIX века
28. Произведения К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого для детей.
29. Литература конца XIX – начала XX веков.
30 Основные тенденции развития детской литературы в XX веке.
31 Литературная сказка XX века.
32 Юмористические произведения для детей.
33 Поэзия XX века.
34 Этапы развития зарубежной детской литературы.
35 Фольклор народов мира.
36 Литературная сказка в творчестве зарубежных писателей.
37. Система понятий в учебной дисциплине Литературное образование дошкольников
38. Отбор художественных произведений и книг для чтения дошкольников
39. Методы и формы работы с родителями по приобщению к книге
40.Приемы работы по приобщению детей к чтению
Практические задания:
№1
1. Подготовьте беседу с детьми старшего дошкольного возраста по предложенному литературному произведению (на выбор) С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Два жадных медвежонка», «заяц-хвастун», Н.Носов «Заплатка», М.Горький «Воробьишко», В. Бианки «Лесные домишки».
№2
1. Проведите мини-исследование с детьми старшего дошкольного возраста:
А) Прочитайте рассказ (сказку), побеседуйте с детьми 2-3 с целью выявления особенностей восприятия и понимания ими литературных произведений:
О чем этот рассказ (сказка)
Какое место тебе понравилось больше всего?
Почему?
Кто тебе больше всех понравился?
Почему?
Почему он (герой) так поступил
Б) через несколько дней предложите детям пересказать этот рассказ (сказку) чтобы понять, что ребенок выделяет как наиболее существенное. Обобщите полученные результаты, сделайте выводы.
Какая особенность восприятия литературного произведения не свойственна детям младшего дошкольного возраста?
а) они чаще всего не понимают мотивы поступков героев;
б) для них характерна зависимость понимания текста от личного опыта;
в) хорошо осознают события, которых не было в их лич¬ном опыте;
г) у них отношение к героям эмоционально окрашено;
д) могут устанавливать легко осознаваемые связи, когда события следуют друг за другом.
№3
Подготовить реферативное выступление на тему «Возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений».
В реферате должны отразиться особенности восприятия литературных произведений детьми разных возрастных групп.
№4
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию элементарного осознания явлений языка и речи, обосновать свой выбор
№5
Изготовить мнемотаблицу с учетом возрастных требований для составления описательного или сюжетного рассказа (тема по выбору),
№6
Подготовить методический материал для выступления на родительском собрании «Речь окружающих и ее влияние на литературное образование детей»
№7
Провести анализ конспекта комплексного занятия по литературному образованию детей с точки зрения взаимосвязи разных задач речевого развития детей. Используйте схему анализа.
1. Какие задачи занятия по литературному образованию дошкольников были поставлены педагогом?
2. Соответствует ли содержание конспекта поставленным задачам?
3. Взаимосвязь каких задач прослеживается в содержании конспекта занятия?
4. Какие средства выбраны педагогом для решения задач литературного образования дошкольников?
№8
Проанализировать видеозанятие по развитию речи с целью установления использования различных методов и приемов,
Название занятия ___________________________________________________________
Возрастная группа__________________________________________________________
Использованный метод Использованный прием
Цель
использования В какой момент занятия был применен Цель
использования В какой момент занятия был применен
№9
Составить тематический план (на 1 неделю) по развитию речи. Содержание темы должно отразиться в следующих разделах:
-чтение воспитателем художественной литературы;
-обучение рассказыванию;
-дидактические игры и упражнения.
№10
Ознакомиться с содержанием книги К.Чуковского «От двух до пяти»
№11
Составьте самостоятельно конспект занятия по ознакомлению детей с художественным произведением в старшей группе с использованием эффективных приемов.
№12
Подготовьте инсценировку или игру-драматизацию по литературному произведению для младших дошкольников.
№13
Разработайте план литературного утренника или литературного досуга для детей старшего дошкольного возраста.
№14
Проанализируйте базовую программу обучения и воспитания дошкольников с целью выявления возможностей восприятия произведений художественной литературы детьми разных возрастных групп и определения задач, стоящих перед воспитателем.
№15
Прочитайте сказку Д.Н. Мамин-Сибиряка «Серая Шейка», рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга», стихотворение С. Есенина «Черемуха». Разработайте фрагмент занятия, отразив в нем работу по активизации всех сфер читательского восприятия: сформулируйте задачи занятия, направленные на реализацию разных сфер читательского восприятия, и вопросы детям, помогающие реализовать эти задачи.
№16
Использование загадок, пословиц, считалок и других форм фольклора в воспитании детей и для развития их ума и всех сторон речи на разных этапах дошкольного детства.
Задание
1) самостоятельно выбрать текст для анализа;
2) проанализировать произведение, обратив внимание на следующие 33 компоненты его содержания и содержательной формы: - тематика и проблематика и идейное содержание произведения (авторская позиция, художественный смысл текста); - своеобразие композиционного построения текста; - особенности образной системы произведения; - изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи), их функции; - особенности ритмической организации языка;
3) логично, последовательно и обоснованно изложить свои мысли;
4) создать письменный текст, соответствующий языковым нормам и требованиям книжного стиля.
№17
Развитие читательских интересов в семье.
Задание
1) самостоятельно выбрать текст для анализа;
2) проанализировать произведение, обратив внимание на следующие 33 компоненты его содержания и содержательной формы: - тематика и проблематика и идейное содержание произведения (авторская позиция, художественный смысл текста); - своеобразие композиционного построения текста; - особенности образной системы произведения; - изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи), их функции; - особенности ритмической организации языка;
3) логично, последовательно и обоснованно изложить свои мысли;
4) создать письменный текст, соответствующий языковым нормам и требованиям книжного стиля.
№18
Литературный концерт (викторина) как форма организации работы по речевому и литературному развитию и воспитанию дошкольников. 2. Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста.
Задание
1) самостоятельно выбрать текст для анализа;
2) проанализировать произведение, обратив внимание на следующие 33 компоненты его содержания и содержательной формы: - тематика и проблематика и идейное содержание произведения (авторская позиция, художественный смысл текста); - своеобразие композиционного построения текста; - особенности образной системы произведения; -
3) логично, последовательно и обоснованно изложить свои мысли;
4) создать письменный текст, соответствующий языковым нормам и требованиям книжного стиля.
№19
Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста.
Задание
1) самостоятельно выбрать текст для анализа;
2) проанализировать произведение, обратив внимание на следующие 33 компоненты его содержания и содержательной формы: - тематика и проблематика и идейное содержание произведения (авторская позиция, художественный смысл текста); - своеобразие композиционного построения текста; - особенности образной системы произведения; - изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи), их функции; - особенности ритмической организации языка;
3) логично, последовательно и обоснованно изложить свои мысли;
4) создать письменный текст, соответствующий языковым нормам и требованиям книжного стиля.
№20
Дать сравнительную характеристику требований к отбору художественных произведений для чтения и рассказывания детям в разных возрастных группах.
№21
Подготовить конспекты по методике чтения художественного произведения с детьми дошкольного возраста
№22
Подготовить конспект по обучению пересказу дошкольников. Описать методы ознакомления с художественной литературой.
№23
Разработать конспект по заучиванию стихотворения (одного из подборки) с учётом современных требований.
№24
Сделать подборку стихотворений кубанских поэтов для детей разных возрастов.
№25
Составить список художников-иллюстраторов, с творчеством которых следует знакомить детей.
№26
Разработать проект ознакомления с художником-иллюстратором.
№27
Разработать сценарий литературного вечера для всех возрастных групп.
№28
Разработать комплекс мероприятий для создания читательской среды в ДОО.
№29
Создать или подобрать литературные игры как приём творческой интерпретации художественного произведения.
№30
Разработать беседу для выявления читательских пристрастий дошкольников.
№31
Подготовить выступление на тему: «Литературное воспитание детей в семье».
№32
Обосновать десять «почему» детям необходимо читать.
№33
Подготовить презентацию для родителей о необходимости читать детям.
№34
Роль иллюстраций, художники-иллюстраторы. Особенности восприятия иллюстраций детьми дошкольного возраста. Методика ознакомления с иллюстрациями. (Разработайте план рассматривания иллюстрации в книге для детей любой группы детского сада.).
№35
Составить сводную таблицу по задачам литературного образования:
а) общие задачи, «чтение художественной литературы» во всех рекомендуемых программах;
б) задачи литературного образования по возрастам (по одной из программ);
в) задачи литературного образования дошкольников в программах ДОУ, самостоятельно разрабатываемые с учётом региональных особенностей
№36
Определить черты литературной сказки: прозаической и стихотворной.
№37
Выполнить анализ басни И.А. Крылова (по выбору).
№38
Анализ одной из частей сказки А.С. Пушкина по плану: идейнотематическая основа, характеры, композиция, сюжет, особенности языка.
№39
Анализ одной из частей сказки П. Ершова «Конек-Горбунок».
№40
Провести анализ стихотворений А. Барто, С. Михалкова, 37 С. Маршака (на выбор).
Реферат
Темы:
1. Виды игровых занятий по литературному образованию дошкольников.
2. Возникновение детской литературы и ее развитие в XVII – XVIII веках.
3. Возникновение детской литературы.
4. Детская литература второй половины XX века. «Золотой» век русской детской поэзии.
5. Зарубежная детская литература в дошкольном образовании детей.
6. Зарубежная детская литература и методика ее использования в детском саду.
7. Литература конца XIX – начала XX веков.
8. Литературная сказка XX века.
9. Литературная сказка в творчестве зарубежных писателей.
10. Методы и формы работы с родителями по приобщению к книге
11. Народная сказка и миф в литературном образовании дошкольников.
12. Новая» детская литература 20-30-х гг. XX в
13. Основные тенденции развития детской литературы в XX веке.
14. Основные тенденции в развитии детской литературы 2-й половине XIX века.
15. Основные тенденции в развитии детской литературы 2-й половине XIX века.
16. Основные тенденции развития детской литературы.
17. Основные формы работы с детьми по сюжетам детских сказок.
18. Особенности формирования читателя в дошкольном возрасте.
19. Отбор художественных произведений и книг для чтения дошкольников
20. Отечественная литература для детей
21. Пейзажная лирика поэтов XIX века
22. Пересказ литературного произведения и его роль в воспитании у детей литературного вкуса.
23. Поэзия XX века.
24. Поэзия Некрасова и ее роль в литературном образовании детей.
25. Приемы работы по приобщению детей к чтению
26. Произведения К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого для детей.
27. Русская литература XIX века.
28. Сказки и их роль в литературном образовании детей.
29. Сказки Пушкина в литературном образовании детей.
30. Сказки Пушкина как притчи о мире и человеке.
31. Создание детской домашней библиотеки включает:
32. Татарская детская литература и ее роль в воспитании у детей культуры чтения.
33. Татарская детская литература и методика ее использования в детском саду.
34. Требования к детской литературе в системе дошкольного образования.
35. Фольклор народов мира.
36. Функции детской литературы в системе дошкольного образования.
37. Этапы развития зарубежной детской литературы.
38. Юмористические произведения для детей.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.