2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Внеурочные занятия по математике в начальной школе_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Внеурочные  занятия по математике в начальной школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
30
аудиторные занятия
42
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
42
42
42
42
Кoнтактная рабoта
42
42
42
42
Сам. работа
30
30
30
30
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Мустафина С.Ф. _________________
 
 
Внеурочные  занятия по математике в начальной школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М.Захарова

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся способности организовать внеурочную работу по математике по достижению младшими школьниками планируемых образовательных результатов основной образовательной прграммы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение теоретических и практических аспектов организации внеурочной работы по математике в начальной школе;
1.4
формирование умения использовать современные методы и технологии обучения на внеурочных занятиях по математике с  младшими школьниками;
1.5
овладение навыками разработки комплекса мероприятий для организации внеурочной работы по математике с младшими школьниками.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
2.1.2
2.1.3
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.1.4
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.5
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.6
Театрализованная деятельность в ДОО
2.1.7
Педагогика раннего возраста
2.1.8
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.9
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.10
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников
2.2.3
Практикум по детскому экспериментированию
2.2.4
Практикум по организации исследовательской деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Уметь:
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные методы и технологии организации внеурочных занятий по математике у младших школьников, особенности использования современных методов, технологий организации внеурочных занятий.
3.1.2
задачи развития мышления младших школьников входе подготовки и проведении внеурочных занятий по математике на основе основной образовательной программы;
3.1.3
традиционные методы и приемы решения и реализации задач развития мышления в ходе внеурочных занятий по математике. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать современные методы и технологии обучения на внеурочных занятия по математике у  младших школьников;
3.2.2
подбирать и анализировать методические рекомендации по использованию современных методов и технологий организации внеурочных занятий по математике;
3.2.3
решать задачи развития мышления средствами математики, планировать образовательные результаты, связанные с реализацией развивающего курса младших школьников на внеурочных занятиях по математике
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами использования современных методов по организации и проведению внеурочных занятий по математике;
3.3.2
способами развития мышления учащихся в ходе внеурочных занятий по математике;
3.3.3
навыками применения методов и форм организации и проведения внеурочных занятий;
3.3.4
навыками отбора и реализации наиболее рациональных элементов технологии, способствующей развитию мышления  младших школьников средствами математики. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Содержание и организация внеурочной деятельности младших школьников

 
1.1
Содержание понятий "внеклассная", "внеурочная", "внеучебная", "внешкольная деятельность младших школьников в ыначальной школе /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
1.2
Содержание понятий "внеклассная", "внеурочная", "внеучебная", "внешкольная деятельность младших школьников в ыначальной школе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
1.3
Содержание понятий "внеклассная", "внеурочная", "внеучебная", "внешкольная деятельность младших школьников в ыначальной школе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
1.4
Правовые основы организации внеурочной деятельности младших школьников /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
1.5
Правовые основы организации внеурочной деятельности младших школьников /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1.6
Сущность, цель и задачи организации внеурочной деятельности. Функции внеурочной деятельности в развитии младшего школьника /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
1.7
Сущность, цель и задачи организации внеурочной деятельности. Функции внеурочной деятельности в развитии младшего школьника /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
1.8
Модели организации внеурочной деятельности младших школьников. Принципы организации внеурочной деятельности младших школьников /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
1.9
Виды внеурочной деятельности младших школьников. Направления внеурочной деятельности младших школьников /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
1.10
Методы и приемы организации внеурочной деятельности младших школьников /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
1.11
Формы организации внеурочной деятельности младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ПК-7
9
0
 
 
Раздел 2. Основы организации внеурочной деятельности младших школьников по математике

 
2.1
Планирование внеурочной деятельности младших школьников. Типы образовательных программ. общие правила разработки образовательных программ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-7
9
0
 
2.2
Подходы к анализу программы внеурочной деятельности.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
2.3
Анализ программы внеурочной деятельности младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-7
9
0
 
2.4
Содержание внеурочной работы по математике.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-7
9
0
 
2.5
Цели и задачи научно-познавательной деятельности младших школьников по математике /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
2.6
Занимательность и её использование на  внеурочных занятиях по математике /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.7
Олимпиада по математике в начальной школе как одна из основных форм организации внеурочной деятельности младших школьников. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
2.8
Предметная неделя как форма организации внеурочной работы по математике в начальной школе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
2.9
Предметный кружок как форма организации внеурочной деятельности младших школьников по математике /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
2.10
Викторина по математике и конкурсы знатоков в начальной школе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
2.11
Проектная деятельность младших школьников как одна из форм внеурочной работы по математике /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-7
9
0
 
2.12
Разработка педагогических сценариев для организации внеурочной деятельности младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

14
ПК-7
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Понятие внеурочной деятельности. Содержание понятий «внеклассная», «внеурочная», «внеучебная» деятельность младших школьников в начальной школе.

2. Правовые основы организации внеурочной деятельности младших школьников. Требования ФГОС НОО к организации внеурочной деятельности младших школьников.

3. Сущность, цель и задачи организации внеурочной деятельности. Функции внеурочной деятельности в развитии младшего школьника.

4. Связь внеурочной деятельности школьников с урочной системой обучения. Модели организации внеурочной деятельности.

5. Принципы организации внеурочной деятельности младших школьников.

6. Планирование внеурочной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Приемы и способы мотивации обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности.

7. Способы выявления интересов и способностей младших школьников. Виды внеурочной деятельности младших школьников. Направления внеурочной деятельности младших школьников.

8. Методы и приемы организации внеурочной деятельности младших школьников.

9. Формы организации внеурочной деятельности младших школьников.

10. Планирование внеурочной деятельности младших школьников. Типы образовательных программ. Общие правила разработки программы внеурочной деятельности.

11. Подходы к анализу программы внеурочной деятельности. Анализ программ внеурочной деятельности младших школьников.

12. Содержание внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности по математике. Цели и задачи научно-познавательной деятельности младших школьников по математике.

13. Занимательность и ее использование на внеурочных занятиях по математике с младшими школьниками.

14. Олимпиада по математике в начальной школе как одна из основных форм организации внеурочной деятельности младших школьников.

15. Предметная неделя как форма организации внеурочной работы по математике в начальной школе.

16. Предметный кружок как форма организации внеурочной деятельности младших школьников по математике.

17. Викторина по математике и конкурсы знатоков в начальной школе.

18. Проектная деятельность младших школьников как одна из форм внеурочной работы по математике.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
I. Аналитическая работа с источниками

1. Проанализируйте документы Министерства образования и науки РФ, Министерства просвещения РФ. Соотнесите содержание этих документов с требованиями организации внеурочной деятельности 273-ФЗ (2012) и ФГОС НОО второго поколения (2009).

1.1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. N 09-3564 «О направлении методических рекомендаций»;

1.2 Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2016 г. N 09-2312 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

1.3 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;

1.4 Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».

2. Изучите статью и составьте аннотацию к ней:

2.1 Кочурова, Е.Э. Методика внеурочной работы. Курс «Занимательная математика»// Начальная школа 2016 № 4, с. 73-83;

3. Составьте перечень  интернет источников по организации внеурочной деятельности по математике, например:

Адрес интернет источника                Наименование интернет источника

1. www.varson.ru Издательство Варсон.        Производство и продажа печатных учебно-наглядных пособий

2.

3.

4.

5.

…….

4. Просмотрите следующие вебинары:

4.1 Тема «Внеурочная деятельность по математике в начальной школе» (24.08.2018) Ведущий вебинара: Кочурова Е.Э. URL: https://www.youtube.com/watch?v=oFnBv6E0-QI&feature=youtu.be&t=190  

4.2 Тема «Организация внеурочной деятельности в начальной школе вопросы и ответы от...». Ведущий вебинара: Умнова Марина Сергеевна, главный редактор издательства «Планета». Презентация прилагается.

URL: https://youtu.be/UjptO-xe75w?t=2607   https://youtu.be/UjptO-xe75w

4.3 Тема «Комплексная организация внеурочной деятельности в начальной школе средствами образовательных программ с учетом проекта новой редакции ФГОС НОО» (11.10.2018). Ведущий вебинара: Папченкова Ирина Викторовна, руководитель методической службы издательства «Планета». URL: https://youtu.be/KYWGIoySvU4

4.4 Тема ««Формирование УУД у младших школьников средствами образовательных программ по внеурочной деятельности издательства Планета». (09.08.2018). Ведущий вебинара: Папченкова Ирина Викторовна, руководитель методической службы издательства «Планета». URL: https://youtu.be/gF0x7XQTltI

4.5 Тема «Организация внеурочной деятельности в начальной школе средствами образовательных программ с учетом проекта новой редакции ФГОС НОО» (24.06.2018). Ведущий вебинара: Папченкова Ирина Викторовна, руководитель методической службы издательства «Планета». URL: https://youtu.be/PK5BjX01kFg

II. Разработка рабочих программ внеурочной деятельности:

1. Разработать рабочую программу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Наименование программы» (для учащихся 1-4 классов). Файл программы представьте в электронном виде: 1544_Фио студента_Наименование программы

 
5.3. Фонд оценочных средств
1. Проанализируйте документы Министерства образования и науки РФ, Министерства просвещения РФ. Соотнесите содержание этих документов с требованиями организации внеурочной деятельности 273-ФЗ (2012) и ФГОС НОО второго поколения (2009).

1.1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. N 09-3564 «О направлении методических рекомендаций»;

1.2 Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2016 г. N 09-2312 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

1.3 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;

1.4 Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».

2. Изучите статью и составьте аннотацию к ней:

2.1 Кочурова, Е.Э. Методика внеурочной работы. Курс «Занимательная математика»// Начальная школа 2016 № 4, с. 73-83;

3. Составьте перечень  интернет источников по организации внеурочной деятельности по математике:

Адрес интернет источника                Наименование интернет источника

1. www.varson.ru Издательство Варсон.        Производство и продажа печатных учебно-наглядных пособий

2.

3.

4.

5.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
…….

4. Разработать рабочую программу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Наименование программы» (для учащихся 1-4 классов). Файл программы представьте в электронном виде: 1544_Фио студента_Наименование программы

5. Просмотрите следующие вебинары:

5.1 Тема «Внеурочная деятельность по математике в начальной школе» (24.08.2018) Ведущий вебинара: Кочурова Е.Э. URL: https://www.youtube.com/watch?v=oFnBv6E0-QI&feature=youtu.be&t=190  

5.2 Тема «Организация внеурочной деятельности в начальной школе вопросы и ответы от...». Ведущий вебинара: Умнова Марина Сергеевна, главный редактор издательства «Планета». Презентация прилагается.

URL: https://youtu.be/UjptO-xe75w?t=2607   https://youtu.be/UjptO-xe75w

5.3 Тема «Комплексная организация внеурочной деятельности в начальной школе средствами образовательных программ с учетом проекта новой редакции ФГОС НОО» (11.10.2018). Ведущий вебинара: Папченкова Ирина Викторовна, руководитель методической службы издательства «Планета». URL: https://youtu.be/KYWGIoySvU4

5.4 Тема ««Формирование УУД у младших школьников средствами образовательных программ по внеурочной деятельности издательства Планета». (09.08.2018). Ведущий вебинара: Папченкова Ирина Викторовна, руководитель методической службы издательства «Планета». URL: https://youtu.be/gF0x7XQTltI

5.5 Тема «Организация внеурочной деятельности в начальной школе средствами образовательных программ с учетом проекта новой редакции ФГОС НОО» (24.06.2018). Ведущий вебинара: Папченкова Ирина Викторовна, руководитель методической службы издательства «Планета». URL: https://youtu.be/PK5BjX01kFg

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Белошистая, А. В. 
Развитие логического мышления младших школьников : учебное пособие для вузов / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 129 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11117-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495140
, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Муштавинская, И. В. 
Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации : методическое пособие / И. В. Муштавинская, Т. С. Кузнецова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 256 c. — ISBN 978-5-9925-1121-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/68593.html
Санкт-Петербург: Издательство  КАРО, 2016
 
Л2.2
Микляева Н.В.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].  
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Курочкина, И. Н. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет : учебное пособие для прикладного бакалавриата / И. Н. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 176 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08491-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434381 (дата обращения: 20.10.2019).
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Рахматуллина Л.В., Гарипова Г.И.
Методические рекомендации по педагогической диагностике воспитательных результатов внеурочной деятельности в начальной школе
Н.Челны: НГПИ, 2011
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru (дата обращения: 29.08.2019)
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Э2
МетаШкола — интернет-кружки и олимпиады https://metaschool.ru (дата обращения : 29.08.2019)
 
Э3
Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру» (дата обращения: 29.08.2019)http://mathkang.ru/
 
Э4
Инфоурок https://infourok.ru/kvn-veselaya-matematika-klass-700348.html (дата обращения: 29.08.2019)
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:http://bibl.ngpi.net:81/gi-bin/zgate.exe
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.