(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.М.Захарова
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы к зачету:
1. Понятие внеурочной деятельности. Содержание понятий «внеклассная», «внеурочная», «внеучебная» деятельность младших школьников в начальной школе.
2. Правовые основы организации внеурочной деятельности младших школьников. Требования ФГОС НОО к организации внеурочной деятельности младших школьников.
3. Сущность, цель и задачи организации внеурочной деятельности. Функции внеурочной деятельности в развитии младшего школьника.
4. Связь внеурочной деятельности школьников с урочной системой обучения. Модели организации внеурочной деятельности.
5. Принципы организации внеурочной деятельности младших школьников.
6. Планирование внеурочной деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Приемы и способы мотивации обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности.
7. Способы выявления интересов и способностей младших школьников. Виды внеурочной деятельности младших школьников. Направления внеурочной деятельности младших школьников.
8. Методы и приемы организации внеурочной деятельности младших школьников.
9. Формы организации внеурочной деятельности младших школьников.
10. Планирование внеурочной деятельности младших школьников. Типы образовательных программ. Общие правила разработки программы внеурочной деятельности.
11. Подходы к анализу программы внеурочной деятельности. Анализ программ внеурочной деятельности младших школьников.
12. Содержание внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности по математике. Цели и задачи научно-познавательной деятельности младших школьников по математике.
13. Занимательность и ее использование на внеурочных занятиях по математике с младшими школьниками.
14. Олимпиада по математике в начальной школе как одна из основных форм организации внеурочной деятельности младших школьников.
15. Предметная неделя как форма организации внеурочной работы по математике в начальной школе.
16. Предметный кружок как форма организации внеурочной деятельности младших школьников по математике.
17. Викторина по математике и конкурсы знатоков в начальной школе.
18. Проектная деятельность младших школьников как одна из форм внеурочной работы по математике.
1. Проанализируйте документы Министерства образования и науки РФ, Министерства просвещения РФ. Соотнесите содержание этих документов с требованиями организации внеурочной деятельности 273-ФЗ (2012) и ФГОС НОО второго поколения (2009).
1.1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. N 09-3564 «О направлении методических рекомендаций»;
1.2 Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2016 г. N 09-2312 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
1.3 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;
1.4 Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».
2. Изучите статью и составьте аннотацию к ней:
2.1 Кочурова, Е.Э. Методика внеурочной работы. Курс «Занимательная математика»// Начальная школа 2016 № 4, с. 73-83;
3. Составьте перечень интернет источников по организации внеурочной деятельности по математике, например:
Адрес интернет источника Наименование интернет источника
1. www.varson.ru Издательство Варсон. Производство и продажа печатных учебно-наглядных пособий
2.
3.
4.
5.
…….
4. Просмотрите следующие вебинары:
4.1 Тема «Внеурочная деятельность по математике в начальной школе» (24.08.2018) Ведущий вебинара: Кочурова Е.Э. URL: https://www.youtube.com/watch?v=oFnBv6E0-QI&feature=youtu.be&t=190
4.2 Тема «Организация внеурочной деятельности в начальной школе вопросы и ответы от...». Ведущий вебинара: Умнова Марина Сергеевна, главный редактор издательства «Планета». Презентация прилагается.
URL: https://youtu.be/UjptO-xe75w?t=2607 https://youtu.be/UjptO-xe75w
4.3 Тема «Комплексная организация внеурочной деятельности в начальной школе средствами образовательных программ с учетом проекта новой редакции ФГОС НОО» (11.10.2018). Ведущий вебинара: Папченкова Ирина Викторовна, руководитель методической службы издательства «Планета». URL: https://youtu.be/KYWGIoySvU4
4.4 Тема ««Формирование УУД у младших школьников средствами образовательных программ по внеурочной деятельности издательства Планета». (09.08.2018). Ведущий вебинара: Папченкова Ирина Викторовна, руководитель методической службы издательства «Планета». URL: https://youtu.be/gF0x7XQTltI
4.5 Тема «Организация внеурочной деятельности в начальной школе средствами образовательных программ с учетом проекта новой редакции ФГОС НОО» (24.06.2018). Ведущий вебинара: Папченкова Ирина Викторовна, руководитель методической службы издательства «Планета». URL: https://youtu.be/PK5BjX01kFg
II. Разработка рабочих программ внеурочной деятельности:
1. Разработать рабочую программу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Наименование программы» (для учащихся 1-4 классов). Файл программы представьте в электронном виде: 1544_Фио студента_Наименование программы
1.1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. N 09-3564 «О направлении методических рекомендаций»;
1.2 Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2016 г. N 09-2312 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
1.3 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;
1.4 Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».
2. Изучите статью и составьте аннотацию к ней:
2.1 Кочурова, Е.Э. Методика внеурочной работы. Курс «Занимательная математика»// Начальная школа 2016 № 4, с. 73-83;
3. Составьте перечень интернет источников по организации внеурочной деятельности по математике:
Адрес интернет источника Наименование интернет источника
1. www.varson.ru Издательство Варсон. Производство и продажа печатных учебно-наглядных пособий
2.
3.
4.
5.
4. Разработать рабочую программу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Наименование программы» (для учащихся 1-4 классов). Файл программы представьте в электронном виде: 1544_Фио студента_Наименование программы
5. Просмотрите следующие вебинары:
5.1 Тема «Внеурочная деятельность по математике в начальной школе» (24.08.2018) Ведущий вебинара: Кочурова Е.Э. URL: https://www.youtube.com/watch?v=oFnBv6E0-QI&feature=youtu.be&t=190
5.2 Тема «Организация внеурочной деятельности в начальной школе вопросы и ответы от...». Ведущий вебинара: Умнова Марина Сергеевна, главный редактор издательства «Планета». Презентация прилагается.
URL: https://youtu.be/UjptO-xe75w?t=2607 https://youtu.be/UjptO-xe75w
5.3 Тема «Комплексная организация внеурочной деятельности в начальной школе средствами образовательных программ с учетом проекта новой редакции ФГОС НОО» (11.10.2018). Ведущий вебинара: Папченкова Ирина Викторовна, руководитель методической службы издательства «Планета». URL: https://youtu.be/KYWGIoySvU4
5.4 Тема ««Формирование УУД у младших школьников средствами образовательных программ по внеурочной деятельности издательства Планета». (09.08.2018). Ведущий вебинара: Папченкова Ирина Викторовна, руководитель методической службы издательства «Планета». URL: https://youtu.be/gF0x7XQTltI
5.5 Тема «Организация внеурочной деятельности в начальной школе средствами образовательных программ с учетом проекта новой редакции ФГОС НОО» (24.06.2018). Ведущий вебинара: Папченкова Ирина Викторовна, руководитель методической службы издательства «Планета». URL: https://youtu.be/PK5BjX01kFg
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.
При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.